Из истории формирования понятия "пространство" следует, что до сих пор нет единства в вопросе "что такое пространство?". В настоящее время существует две диаметрально противоположные точки зрения, выражающиеся в: 1) абсолютизации пространства, как ящика без стенок, потолка и пола, выполняющего роль пассивного вместилища материи всего мира (Демокрит, Ньютон и др.); 2) субстанциализации пространства, как первоосновы сущего, связующего всю материю мира воедино (Декарт, Эйнштейн и др.).
В познании мира всегда участвуют двое: наблюдатель и мир. Ведь это логично: если говорим о мире, то тогда есть говорящий и объект рассказа. 2. Вспоминаем мир теней Платона (два его миропонимания), мир вещей в себе Канта (тоже два его миропонимания) и три мира Поппера. Используем вариацию "субъект-объект" и поочередно в этих ролях представляем говорящего и объект разговора. Получаем четыре вариации и анализируем их, откуда выводим доказательство существования Бога.
С точки зрения идеализма, акаша, как ящик без стенок, потолка и пола, заполненная Духом и вечно реализующимся потенциалом движения, является Абсолютом. Три в одном: вместилище+Дух+движение Духа. Получается, что пространство, как вместилище, в альянсе с Духом и его движением является Абсолютом. Само по себе пространство - одна из ипостасей Абсолюта. Эти три ипостаси - совершенно разного качества. Конечная формула Абсолюта будет иметь вид: Абсолют=вместилище+прото-наполнитель+движение прото-наполнителя.
Пространство без тавтологии можно определить только единственным образом - как предельное сущее, которое есть/дано. В таком определении по всем правилам использовано предельное абстрагирование путем удаления из сущего любого содержания.
Похоже, мы забыли мудрость древних: если в теории есть хоть один парадокс, то и вся теория парадоксальная. А прислушаться к совету наших предков есть смысл: именно они на примерах парадоксов и апорий (апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, логически верной ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать в реальности) существенно обогатили сокровищницу мировых знаний.
Основное отличие сущего от сущности заключается в том, что сущее не принадлежит ни к одной из десяти категорий Аристотеля, поскольку сущее - это неопределенное "нечто", тогда как сущность - это конкретное "что", входящее в десятку категорий Аристотеля.
Рассматриваем и наблюдателя, и весь мир в двух вариантах - как в роли субъекта, как и в роли объекта. В итоге, из двух пар "наблюдатель, как субъект или объект" и "мир, как субъект и объект" получаем четыре возможных мира (миропонимания): - объект-объектный мир - субъект-объектный мир - субъект-субъектный мир - солипсизм, или мир существует только в сознании.
Сегодня фразы "я располагаю информацией", "давайте обменяемся информацией", "ваша информация устарела", "секретная информация", "информационные технологии", "информационные войны", "информационный поток" и др. стали обыденными в общении людей. Но так было не всегда. Смысл понятия "информация" формируют в равной степени три основополагающих понятия: "след", "знания" и "носитель". Одним понятием смысл информации не определить: уберем знания - не получим определение информации, а уберем след или носитель - получим аналогичный результат. Это значит, что информация - трехсоставное понятие.
Среди множества теорий, пытающихся объяснить, что такое сознание, есть теория, что сознание - всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия. Например, австралийский психолог Девид Чалмерс, специализирующийся в области философии сознания, сравнивает сознание человека с фильмом, который постоянно воспроизводится перед его глазами. В такой теории есть доля истины, поскольку окружающий мир мы, по большому счету, видим не глазами, а мозгом.