Гуфельд Зэев : другие произведения.

Вестфальские каникулы 04

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    4-й день: Шветцинген

Зэев Гуфельд
= БаБайки =

Вестфальские каникулы
или
Пуп Земли с ответным nachом.


1-й день: Прилёт
2-й день: Бад-Зальцуфлен
3-й день: Хейдельберг
4-й день: Шветцинген
5-й день: Детмольд и Музей
6-й день: Бремен
7-й день: Кёльн
8-й день: Херфорд, Базар, Возвращение

Четвёртый день.

Ещё одно замечательное утро. На этот раз оно было ясным не только в фигуральном, но и в солнечном смысле. Хотя временами небо и позёвывало, прикрываясь облаками, но чаще заинтересовано наблюдало: что мы делаем там, в городке Шветцинген?

Schwetzingen
Schwetzingen


Шветцинген - это европейская спаржитница (в смысле, местная спаржа даже лучше израильской... видимо, потому, что белая и выросла на земле, а не зелёная на гидропонике), это пиво "Вельде" (вкусное на третье), это парк при замке Шветцинген, бывшей летней резиденции курфюрстов Пфальцских.
В этот в парк мы, как раз, и направляемся.
По дороге я разглядываю коробки передач всех припаркованных машин. Все "ручники". Ну-ну. Может это из-за ощущения полного контроля над машиной? Такое самовнушение, конечно, приятно при ежегодных гололёдах, а в чём реальные плюсы? В Израиле "ручных" коробок немало, но "автоматов" гораздо больше. С гололёдом у нас напряжёнка, и, видимо, желание ездить удобно превалирует над желанием ощущать себя деспотом дорогой тарантайки.
А вот и он, парк. В парк можно купить билеты на день, а можно абонементы на год, чтобы время от времени сбегать сюда от рутины и суеты. Многие местные жители так и делают.



Кстати, по цене одного парка, на самом деле, вы получаете два: английский и французский.
Английская и французская парковая планировка - это не просто разные стили, это кардинально противоположные парковые идеи. При этом несведущий человек примет английский парк за французский, а французский припишет англичанам.
И правда, французы - народ горячий и очень естественный (знаю не понаслышке и не только по Пьеру Ришару). Но их парки - это искусство не столько ботаников, сколько геометров. Идеально расчерченные части. Симметрия. Искусные узоры. И даже вычурность, просчитанная до мелочей. И в точно отмеренных точках стоят точно подобранные скульптурные группы, вызывающие точно спланированные ощущения.
А вот англичане, чья элита стала символом строго очерченных эмоциональных рамок, создали не столько парки, сколько удобную дикую природу.
Почему так? Не знаю. Быть может, таким образом, эти народы пытаются отдохнуть от себя?
Итак, вот он, английский парк. Искусственные, но очень естественные рощицы и перелески. Ещё один привет из прошлого - белки. Как жаль, что с собой не было орешков, которыми в Киеве так славно, прямо с руки, угощались белки в Старом Ботаническом саду и в парках над Днепром! Как жаль, что так и не удалось ни одной сфотографировать! То ли в Сибири они отмороженные, но мне не понять, как тамошние охотники попадают пулей им в глаз? Мне объективом даже в беличий хвост не посчастливилось. А в прудах плавают карпы и окуни (или кто-то ещё, мы у них аусвайс не спрашивали). Бесстрашные и беспардонные. Знают, поди, что рыбалка запрещена. Вот и охотятся за посетителями и, широко открывая рот, нагло требуют жрать. Кого-то мне это напомнило. Жрать у нас с собой не было, и мы бросили им пару каштанов. Рыбы обиделись и уплыли, наверное, жаловаться в ООН. Утиное семейство входит в воду, словно в семейный пикап. Дорожки. Тропинки. Мостики. Видите тот, верхний - округлый, мостик? На нём нет ступенек. Его доски, словно чешуйки, уложены одна над другой. Сергей рассказал, что только человек с чистой безгрешной душой может пройти по нему с закрытыми глазами.
Я прошёл. Господин судья, я так и знал, что виноват, кто угодно, только не я!
На мосту не споткнулась и Лара. Хотя подглянула. Т.е., она непорочно подглядывающая. При этом она разговаривала по телефону. И два оператора связи ушли в монастырь.
Так хорошо и покойно, что будь я флегматичным английским джентльменом, то чувствовал бы полное единение с природой.
Кажется, я опровергаю свои прошлые слова? Не опровергаю, но дополняю.
А мне в этом парке было прекрасно не меньше, чем англичанину.
Солнечные лужайки, неожиданные посреди сумрака чащи, словно прыгаешь из одного сна в другой. Спрятавшиеся за деревьями удобные скамейки. Морщины аллей. И развалины древних храмов, которые никогда не были молодыми. Они уже родились старичками. Старичками без прошлого.



А видите, справа - мечеть? Нет, эмигранты здесь не при чём. Просто курфюрст построил её для воспитания... толерантности. Чтобы его народ знал, что есть и иные культуры. Но, так как был не дурак, то поставил условие, что эта модель мечети (в натуральную величину, но модель) никогда не станет мечетью действующей. Боюсь, среди нынешних правителей Германии найдутся и дураки. И когда ну очень восточные немцы потребуют вернуть им "исконно мусульманское" здание, то получат его с извинениями. А они потребуют: мусульман я тоже знаю не понаслышке.
Ну что ж, после мечети самое время вспомнить о парке французском.
А знаете, всё-таки, французские парки очень подходят французам: неутомимое желание бурной деятельности. Зуд улучшения. Миллиметр, неохваченный красотой - брошенная перчатка. Кстати, знаменитый французский вкус отнюдь не тонкий. Побывайте в Париже, поймёте, о чём я. Не тонкий, но милый. И очень стильный. Так что, французский парк Шветцингена мне понравился тоже.
Во мне самом проснулся и творческий пыл,... и желание немного пошалить.



А это привет Пану немецкому от израильского Паниаса! (кто не знает, о чём я, прочитайте "Голанские высоты, крепость Нимрод, Баниас, Тель-Дан").



Храм Аполлона... примечательный ... местами... юноша.



Территория парка была открыта для горожан и в монархические времена. Кроме купальни. Куда попадали только по личному приглашению самого курфюрста. Не поймите превратно: купальня - это тоже парк. Хотя и с домиком, в котором есть небольшой овальный бассейн. Овальный бассейн, конечно, не овальный кабинет, но в те времена ничем не хуже.
В общем, купальня - это личная территория правителя, в которой можно было отдохнуть от народа и вспомнить, что ты ещё и человек.
Эпоха курфюрстов прошла. И купальня открыта для всех. Как и дворец, в котором проводят выставки. И хотя я скорее признаю диктатуру, чем монархизм (признаю, но не смирюсь), в купальне меня не оставляло ощущение сиротства. Богатого. Но сиротства. К примеру, домик с овальным бассейном. Конечно, он получает свою долю внимания: его реставрируют, на него глазеют, иногда восхищаются. Он не получает лишь того, для чего был построен: предвкушая долгожданный и заслуженный отдых в горячую воду, покрытую благоухающей пеной, по мраморным ступеням сходит курфюрст. Каждая клеточка его тела наполняется блаженством, смывая на время пыль государственных забот и дворцовых интриг. Курфюрст улыбается и думает: "Хорошо быть королём!".
Впрочем, ощущение сиротства отчасти сглаживалось благодаря Сергею. Он с таким знанием дела водил нас по парку и рассказывал обо всём, что его можно было принять за правителя, подобно Гаруну аль-Рашиду, переодевшегося в простого смертного, чтобы поболтать с народом на равных, но порода берёт своё.
Именно Сергей пояснил нам идею "Птичьего театра". Оказывается, этот авиарий был построен по мотивам басни о том, как все птицы объединились, чтобы отомстить хищнику-филину. Сам "театр" построен в виде решётчатой ротонды, где по кругу вольеры с экзотическими для Германии птицами, а в центре стоит фонтан в виде филина, схватившего бедолагу-петуха. Филина (да и петуха заодно, а что делать) буквально заплёвывают птицы, сидящие по кругу навеса авиария. Они сделаны очень искусно, особенно, цапля, удод и павлин.



А вот и настоящая цапля. А ещё есть настоящие павлины. И настоящие удоды. И настоящие утки. И такие орлы, как мы.
А справа, видите, очень интересный коридорчик. С большим философским подвохом. Он действительно тёмный. Со "светом в конце тоннеля" в виде пролома в прекрасную страну. Рисунок освещается солнечными лучами, перед ним растёт живая трава, смешиваясь с травой нарисованной, а потому он кажется объёмным - настоящим. Очень хочется выйти туда. Но только когда подходишь вплотную, замечаешь, что перед самым проходом в придуманную сказку находится самый настоящий ров с торчащими вверх прутьями. Приходится уходить в сторону.
Впрочем, в стороне, оказывается, тоже очень даже не плохо. И снова каштаны!



Пригоршню самых красивых каштанов я набрал на память. И себе, и родителям, и показать племянникам, что их мама любила в детстве.
Было жаль уходить, но нам с Ларой ещё предстояло ехать домой, в Бад-Зальцуфлен. А перед этим дружеский прощальный обед.
Пиво к обеду мы купили ещё вчера, по дороге из Хейдельберга. По подсказке Сергея взяли пару сортов местного "Вельде". Один сорт был горьковатым, но очень приятным. А ко второму надо было привыкнуть: это был вкус таранки. Представляете, пиво с закуской в одной бутылке! Да какой бутылке! В прочем, об этом по порядку. Сперва в конце XVIII века Генрих Йос основал пивоварню. Через 100 лет с его семейством и с его пивоварней породнился Иоганн Вельде, который взял дело в свои руки и дал ему своё имя. В 1971-м году неподалёку был найден минеральный источник, который теперь используют для изготовления этого пива. А очередной представитель семейства и хозяин пивоварни доктор Ганс Шпильман (несмотря на еврейскую фамилию, немец) придумал фирменную "танцующую бутылку" - бутылку с перекрученным горлышком. Прикольно и превкусно.
К сожалению, всё хорошее действительно кончается. Кончились и "Вельде" с обедом. Кончилась встреча с Анной и Сергеем Лосевыми и их другом Олегом. Ребята, спасибо вам! Приезжайте ко мне в Израиль! "Вельде" не обещаю, но впечатлений будет масса! И всего вам удачного! Кому ещё, как не вам.
И вот он, обратный путь. Лара опять за рулём, я верным Санчой Пансой справа. Почти всю дорогу с нами заигрывал дождь. Вы когда-нибудь чувствовали себя клубком ниток? Дождь игривым котёнком то прыгал на нас сверху, то обходил стороной, то убегал вперёд и ждал, когда мы подкатимся в его пушистые струями лапы, то отпускал, но в два прыжка догонял снова. Впрочем, клубком ощущал себя только я. Ларе эта игра не нравилась: отвечая за жизнь дорогого гостя, ну и свою, разумеется, она, скорее, чувствовала себя измотанной мышкой. Чтобы отвлечь её от мрачных мыслей, я старательно развлекал свою водительницу то песнями, то анекдотами, то историями из своей полной опасности и приключений жизни. В общем, помимо дороги и дождя, ей пришлось терпеть ещё и меня. Наверно, потому она покорно соглашалась временами выключать дворники, чтобы я смог сфотографировать мокрое лобовое стекло: в такие моменты я сосредоточенно умолкал. Мне кажется, что не зря:



Чтобы окончательно распрощаться с землёй Баден-Вюртемберг, скажу ещё пару слов. А что, только Ларе страдать?
Сергей рассказывал, что это одна из самых богатых земель Германии. Вотчина одних из самых известных, аристократичных фамилий. И многие из них были против Гитлера и его идей, поднявших со дна немецкого народа всю мерзость и давших ей власть. Эти люди освоили концлагеря даже раньше евреев. Их именами названы улицы. Но что нам известно о них? Кто из нас что-то знает о немцах, боровшихся с Гитлером? Не специалисты, а мы - простые обыватели.
На Гитлера было совершено свыше 50 покушений (да Бог уберёг). Абсолютное большинство из них сделали немцы. Что мы знаем о них?
Разве что, видели фильм "Операция Валькирия" о группе высших офицеров во главе с Клаусом фон Штауффенбергом (1944-й год, когда военное счастье окончательно покинуло Фатерлянд).
Одним из руководителей этой операции был и генерал Людвиг Бек. А кто из нас помнит, что в ещё 1938-м, мало того, до оккупации Чехословакии, он пытался арестовать гитлеровскую банду (ему помешал "мирный процесс" того времени - "Мюнхенский сговор"). После этого генерал Людвиг Август Теодор Бек отказался поддерживать нацистов и подал в отставку с поста начальника Генерального штаба.
А что с остальными? А что с теми немцами, которым до Гитлера было никак не добраться, но они сопротивлялись режиму?
К примеру, организация "Пираты Эдельвейса". Детское название, не правда ли? И верно, ведь её создали подростки. Создали в то время, когда любое собрание не в рамках гитлерюнгенд было поводом для подозрения. Да, их было мало. Не то, что изменить, повлиять на ход страшных событий они не могли. Их и было меньше ста тысяч, рассеянных по 1200 городам, Но они не дали себя согнуть, искалечить, остались собой. А это по всем временам подвиг. Многие из нас могут похвастаться тем же? Я не могу. Да что я, нынешний глава католической церкви не может. Впрочем, если, по словам Бенедикта XVI, Иудею оккупировали иудеи, а не арабы, Иерусалим - национальный дом арабов, а не евреев, судя по его плачу по наказанным террористам, но так и не высказанному сочувствию их жертвам, этот мерзавец, как был гитлер-юнгендёнышем, так и остался. А в Библии читал разве что ценник. Недаром он считает святым одного из своих предшественников, "гитлеровского папу" Пия IV. А вот для эдельвейсов слова "честь", "совесть", "свобода" - не просто статьи в орфографическом словаре. Вы слышали об этих подростках?
А что вам известно о демонстрации на Розенштрассе? Представьте себе, 1943-й год. Самый разгар войны. Гитлер решает полностью очистить Берлин от евреев: 2000 евреев из привилегированных смешанных семей вывозят на Розенштрассе в бывшее здание еврейской общины, где они ожидают депортации в лагеря смерти. И тогда улица заполнилась их жёнами. Немками. Неделю стояли они на Розенштрассе. Несмотря на бомбёжки, на оскорбления, на полицию, на гестапо, которое угрожало всеми карами, но обещало оставить в покое, если немки подадут на развод. Не сдались. "Верните нам наших мужей!". И власти пошли на попятную. Они не только отпустили нынешних арестованных, но вернули немецким жёнам их мужей, депортированных ранее. Уже из Освенцима. Тех, кто дожил.
Вам кажется, что я пытаюсь оправдать немецкий народ? Нет. Слишком мало было тех, кто был против.
Немцы виновны.
И все последующие несчастья они заслужили сполна. Не стоит пенять на грабёж и насилие со стороны тех, кого вы сами грабили, насиловали, убивали. Скажу больше, мне очень жаль, что сорвалась одна из акций еврейского возмездия: попытка отравления нескольких тысяч пленных эсесовцев ртутным хлебом. И, хотя я не жалею, что сорвалась другая акция - попытка взорвать дамбу и смести с лица земли немецкий городок, но, если бы евреям, прошедшим устроенный немцами ад, это удалось, я не стал бы за них краснеть.
Немецкий народ того времени виновен. Безоговорочно.
Виновен, несмотря на Бека, Штауффенберга, эедельвейсов. Несмотря на немку Марлен Дитрих, отказавшуюся сотрудничать с нацистами и добровольно концертирующую по американским военным базам. Виновен, несмотря на немца из Шётмара (помните, который спас кладбище). Виновен, несмотря на 50 с чем-то покушений на Гитлера.
Виновен потому, что слишком легко двигалась машина смерти.
Но в чём виновна Лара, тоже немка? Йорг, её муж, тоже немец. Прикольная пара Света и Ян. Подростки (немцы), которых я завтра увижу в музее... Чем виноваты две маленькие весёлые немецкие девочки, Ларины племянницы?
То, что я сейчас скажу, может показаться кощунственным для евреев, но учтите, я говорю о послевоенных поколениях немцев. Мне кажется, нынешние немцы такие же жертвы войны, как и нынешние евреи. Их деды и прадеды убивали не только будущее моего народа, но и будущее собственных потомков.
И нынешних немцев я очень хорошо понимаю именно как еврей. Когда нынешних немцев обвиняют в преступлениях Гитлера, это тот же кровавый навет, которым вечно клеймят евреев. Хотя, в отличие от кровавой мацы, Гитлер был. И был Холокост евреев и цыган. И геноцид славян. И много чего ещё. Но ни Йорга, ни Лары, ни Светы с Яном тогда не было. Мы не можем изменить прошлое, но давайте не мстить настоящему.
Мне, как еврею, понятны и комплексы нынешних немцев. Мы, евреи, "чтобы не быть как нацисты", слишком часто отказываемся от необходимых антитеррористических мер, что позволяет арабским оккупантам убивать нас беспрепятственно и безнаказанно. Немцы, "чтобы не быть как нацисты", отказываются от защиты своей культуры и своего образа жизни от экспансии культуры не только чуждой, но и нередко враждебной. В итоге, "чтобы не быть как нацисты", и мы, и немцы просто кончаем с собой.
Мне, как еврею, понятно, что чувствуют немцы, когда во многих известных фильмах самым большим поддонком оказывается именно немец, даже когда это неоправданно сценарием. Гоголь, Пушкин, Диккенс и немало других классиков мировой литературы эту роль отводили евреям.
У меня есть немцы-друзья. И мне, еврею, понятна их боль.
А кроме того, (не хочу вам лгать) самый обычный прагматизм. Не может человек с таким грузом вины (как настоящей за прошлое своего народа, так и мнимой за его настоящее) оставаться нормальным. Эта боль, это давление обязательно найдут выход. Но какой?
Было немало случаев, когда немцы отказывались от своего народа и принимали иудаизм. В Израиле живут даже прямые потомки Гиммлера и Геринга, они больше не немцы, они евреи. Но Германия - это не только Гитлер и Вагнер, это Гётте, Бах, Кант, Ницше, Брехт, Фриц Ланг. Это огромнейший пласт культуры. Мой народ уже несколько раз пытались уничтожить. И я не хочу исчезновения другого народа. Даже арабов и персов, хотя я сторонник крайне жёстких решений (если другие не срабатывают).
Есть ещё один выход для боли - оправдание прошлого. От "ну что мог простой народ" до прославления Гитлера. И это крайне опасно.
Есть ещё полное равнодушие: мы ни при чём, прошлое в прошлом, отстаньте. Это опасно не меньше, чем неонацизм. Вот вам ещё одна сентенция: подлость приходит к власти на штыках равнодушия.
Но есть и четвёртый выход. Самый трудный. Но, мне кажется, и светлый тоже. Да, в те годы ваш народ был преступником. Кто вольно, кто подневольно. Но были и те, кто не мирился с таким положением дел. Мне кажется, именно они и должны стать для немецкого народа настоящими немцами того времени. Чтобы было, к кому прилепиться душой. Чтобы раскаяние и любовь к своему народу не были больше противниками. Чтобы не казалось, что вся немецкая история - путь к бесчестию: были и те, кто остался в белом - в грязном, затёртом, заштопанном белом.
Всё должно быть честно. Только честно, даже если вся правда не так романтична и красива, как бы хотелось: не рыцари на белом коне - обычные люди. Которые могли и струсить, и даже сподличать. Просто душа к этому не лежала. Только правда, иначе никакого доверия.
Мне очень нравится альтернативная история Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки". Бальзам по сердцу. Но помимо еврейской мести, мне импонирует то, что в числе антинацистов были и немцы. Ну ладно, фильм - это выдумки. А ведь, правда не хуже. У евреев были и восстания в нескольких гетто, и даже в концлагере "Собибор", и еврейские партизанские отряды, и "Красная капелла", и евреи-солдаты армий союзников. Мы были не только "лагерным мылом". И у немцев были Бек, "Чёрная капелла", "Белая роза", эдельвейсы и...
Всё упирается в троеточие. Я перелопатил русскоязычный интернет в поисках сведений о немцах-антифашистах. И почти ничего не нашёл. Но самое странное, что Лара, по моей просьбе искавшая на немецком, тоже почти ничего не нашла. На иврите я даже искать не стал. Вы скажете: "Может, и не было ничего?". А сотни тысяч немцев (не уголовников), сгинувшие в концлагерях? Забыть их - как завершить работу гестапо. Евреи пытаются поимённо вспомнить всех жертв нацистов. Немцы, а вы? Пусть они и не станут вашим оправданием, но они те самые люди, ради которых стоит оставаться немцем.
Забытые.
А потому, смешанные с остальными, несущие груз их вины.
Преданные.
Ладно, думайте сами. В конце концов, хватит евреям держать чужие знамёна.
Не буду врать, что всё это думал именно во время моего германского отпуска. И уж точно не по дороге из Шветцингена в Бад-Зальцуфлен через всё ещё новую для меня и очень красивую страну.
Дождь и солнце менялись местами, как день и ночь. А что может быть приятней долгого-долгого путешествия, когда все заботы - не слететь в кювет да не сбиться с дороги. Даже ноги, измотанные полутора днями прогулок, перестали гудеть, хотя заболела задница.
Лично мне этот день тоже очень понравился. А тут ещё и Лара предложила заехать за пивом. В общем, ничто не предвещало ничего плохого. Вот мы у нужного магазина, невдалеке проезжает ещё одно напоминание о доме - немецкая двухэтажная электричка. Точно такая же, как в Израиле. Наверно, потому, что её родная сестра: наши нынешние поезда родом отсюда. И тут меня, тёпленького, настиг настоящий культурный шок.
Представьте себе огромное помещение, площадью с два футбольных стадиона. Один из которых полностью уставлен разными винами, коньяками, водками, шнапсами, коктейлями и прочими горячительными смесями... А второй стадион - пиво, пиво, пиво, пиво, пиво, пиво, пиво...
Каждый метр - новый ряд. В каждом ряду каждая колонка ящиков - новый сорт. Разных пивоварен, разных стран, в разной таре, с разными градусами, разных технологий, с разными добавками, разных цветов, вкусов, последствий...
Как???!!! Ну как выбрать хоть что-то!!!
У меня даже в Израиле после Киева 1991-го года не было такого шока. Помните фильм "Москва на Гудзоне"? Эпизод с выбором кофе. Как я его теперь понимаю!
А ведь я даже не большой любитель пива.
И не было рядом курфюрста... т.е. Сергея, пришлось брать наугад. Что удивило: в магазине не взяли кредитку. Только наличные или банковскую карту! В Израиле редко найдёшь даже лавку, не принимающую карты кредитных компаний (у нас за них меньше поборы с торговой точки). А тут - такой магазинище!
Впрочем, Лара утверждает, что магазинчик был небольшим. Какие же у них тогда большииииииие пиво-шнапсовые магазины???!!!
На ужин была действительно чисто немецкая еда: жареные колбаски с квашеной капустой. И пиво.
Ну что вам сказать... Хорошо!
А вот, наконец, и постель.
И было утро, и был вечер. День четвёртый.

1-й день: Прилёт
2-й день: Бад-Зальцуфлен
3-й день: Хейдельберг
4-й день: Шветцинген
5-й день: Детмольд и Музей
6-й день: Бремен
7-й день: Кёльн
8-й день: Херфорд, Базар, Возвращение

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"