Агамемноново побоище
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Очередной литературный обзор 17-ти рассказов на конкурсе "Прогнозы-2007" Чтобы перейти на следующую часть обзора, нажми ссылку "NEXT"
|
(сказ о том, как обозреватель бился-бился, да не разбился)
(ИСТОРИЯ ДВУХ ЯИЦ С ОДНИМ ГЛАЗОМ)
Вдруг окружают, а он из дремучего леса выходит
Грозный, в искривленных челюстях белый свой клык изощряя;
Ловчие вкруг нападают; стучит он ужасно зубами,
Гордый зверь; но стоят звероловцы, как он ни грозен, -
Так на любимца богов Одиссея кругом нападали
Мужи троянские; он отбивался, и острою пикой
Первого ранил в поверхность плеча Дейопита героя;
После, Фоона и Эннома друг возле друга низринув,
Он Херсидама троянца, когда с колесницы тот прядал,
В чрево блестящим дротом, под щитом его выпуклобляшным,
Ранил; во прахе простершись, руками, хватает он землю.
Сих он оставил и вслед поразил Гиппасида Харона,
Милого брата рождением славного Сока героя.
В помощь ему устремившися, Сок, небожителю равный,
Быстро и близко предстал и к Лаэртову сыну воскликнул:
"Царь Одиссей! неистомный в трудах, неоскудный в коварствах!
Днесь - или ты над двумя Гиппасидами будешь гордиться,
Свергнув мужей таковых и доспех их блестящий похитив,
Или, копьем ты моим ниспроверженный, душу погубишь!"
Рек он - и пикой в размах поразил по щиту Одиссея...
"Илиада", песнь 11, стих 419, Гомер (перевод Н.И. Гнедича)
Ой, чует моё сердце, что стоят в кулуарной нежности, кафельной зефирной белоснежности прозекторской конкурсанты, готовые на каждое изощрение клыка критического, клыка бледно-розового ответить ниспровержением злодея Троянского на столик мраморный, столик литературно-анатомического свойства. Попробуем понять, отчего...
Во-первых, не нравится им такое судейство изощрённое, когда один из числа нижних чинов славной судейской когорты, от собратьев своих в отличие, аки пёс шелудивый, бросается на честных литераторов бойких. И хочется учинить им, соли земли "самиздатской", над сим агентом влияния малоазиатского расправу лютую, но изо всех сил справедливую.
А, во-вторых, надоело читать конкурсантам знатным всякий раз в головах обзоров пасквильных неподъёмную гекзаметрическую строфу Гомера эллинского, Гнедичем на славянскую вязь перетолмаченную.
Что ж, по второму вопросу сразу же поспешу на помощь читательскому мнению прийти, опубликовав здесь эпиграф новейшего времени, эпиграф судьбоносный от самого Юнусова Тимура, больше известного как плейбоя навороченного, под самую шляпку, можно сказать... От рэпера Тимати. О нём и речь веду.
А на первое пожелание отвечу по всей строгости... если поймаете. Коней-то давно подковывали, господа, литераторы?. У-у-у... Тогда не застичь вам меня в чистом полюшке. Одна надежда только и остаётся - над свитками моими, полными буковок заковыристых, поглумиться прилюдно, да и в костёр оные отправить геростратовским манером...
Хорошо, вы седлайте пока своих коней для погони знатной, а я начну, помолясь...
Итак!
"Чтобы мы жили праздно, а не шли на дно..."
Великий Тимати, "Дождись"
Отличная директива для молодёжи. Жить праздно - это отменно. Всё остальное- идти на дно. Духовное обнищание соблазнительно и притягательно. И ЭТИХ КУМИРОВ транслирует наше молодёжное телевидение. А чё, тип, прикольно же ж!
И это поколение высокоразвитых менеджеров нашей культуры с таким воодушевлением позиционирует наше телевидение с молчаливого согласия правительства! И вы хотите, чтобы что-то преображалось в лучшую сторону для ВСЕГО народа, а не для окопавшихся в районе Главного Транспортного Кольца представителей элиты, могущих гордится состоянием своих полукриминальных предков, но отнюдь не собственными мозгами. Такие не только не преумножат, а непременно промотают, просрут, разбазарят. Но ничего их место займут новые пронырливые менеджеры, которые сделают собственным детям и внукам хороший гешефт одним только своим существованием. Помните, что говорили великие наци? Культура порождает сомнение. А нам это ни к чему. Мы верим только в силу материальных ценностей. Мозги - дерьмо, бабло - всё!
Так в светлый путь, господа ПОПСОделатели! На задворках чистокровной расы америпиндосов вам самое место!
К чему сей пафосный посыл, спросите? Отвечу... Большинство конкурсных прогнозов, оформленных в виде фантастических рассказов, как раз и базируются на том предположении, что либерализм американского типа восторжествует по всей земле. Демократический Тиматизм сознания, я бы сказал.
А пока...
Затихарилась Троя, что называется, после бала. Не сияют фейерверки, не взрываются в руках у праздно шатающихся граждан китайские шутихи, изготовленные в городе Хайнань с жуткими нарушениями технологического процесса. Не лают радостно собаки, обожравшиеся неучтённых павших бойцов.
Лишь на диком пляже для нудистов нередкий эллинский прохожий наткнётся на диковатую даму астрального облика наружности с дьявольским огоньком свободного таксомотора в малоазиатских очах и... С криками бежит он в свой лагерь, забыв "закрыть калитку" на штанах по заветом шолоховского Щукаря. А вы думали, что ещё этим господам ночью на пляже-то?
Некоторые учёные позднее придут к выводу, что именно после таких судьбоносных встреч осаждавшего Илион воинства с изгнанницей Кассандрой и начала приходить в упадок цивилизация гревных дреков. Рождаемость в связи с внезапно проявившейся импотенцией резко упала следом за тонусом (не путать с напитком "Тонус" или олимпийской амброзией), а клонировать в те стародавние годы ещё не научились толком. Плеяды, Океаниды, Титаниды, Мойры всяческие не в счёт. Впрочем, и с противозачаточными средствами тоже всё обстояло не так гладко, как хотелось бы проказнику Эросу в минуты его творческого экстаза.
Приап загрустил, закрунчинившись своею фаллической головой, склонённой долу, будто поникшая ветвь отяжелённая росой Кама-сутры. Загрустил и распустил о себе слушок. Такой примерно стишок:
Приап и его приданое
Мне говорят, я попросту сучок
С большой фаллообразной головою.
Я к вам могу забраться под бочок,
Но это вряд ли каждого устроит.
Ни сна, ни отдыха, измученной душе.
Спит Дионис, ласкаемый вакханкой.
Заснул герой, не спит Даян Моше.
Я дал ему пять баксов на полбанки.
Такой сосед аскету ни к чему,
Аскет свою жену предпочитает...
Но этот разлатинистый Амур
Ему стрелою сердце разбивает.
Такой сосед аскету не в кефир,
Аскет устал от непосильной гонки...
А тут ещё проказливый Зефир
Всё задирает стильные юбчонки.
________________________________
Приапа ж не застигните врасплох,
Он в полный рост стоит себе на страже
Как многочлен, а не бином иль лох!
Как мат с отцом стоит многоэтажен!
Однако пора прекращать о грустном...
Вспомню лучше, на чём зиждется главная заповедь критика!
Как говорил небезызвестный прапор Казаков из кинофильма "ДМБ" в исполнении несравненного Сергея Арцыбашева: "Что не параллельно и не перпендикулярно, то валяется. За порядок!", "Многие говорят, что у них нет цели в жизни, а в армии не так. Там цель обозначена мишенью. Конечно, никто не гарантирован от промаха, но каждый знает, к чему стремиться! За цель!"
Итак, цель у меня имеется. И не одна, а целых 17. И начну я по ним палить по порядку! Прапорщик Казаков славен буде!
Плести интриг тугую сеть Арахны отправлюсь я, не ведая стыда...
История, рассказанная автором, напоминает на фантастический рассказ, а боевик с элементами мистики, каковые встречаются нынче достаточно часто, как в литературе, так и в кинематографе. Но это не делает текст сколь-нибудь хуже, чем он есть на самом деле. Заметили, как я политкорректно ушёл от авторского гнева?
Нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что не оценил умения подать стилизованный восточный материал постсоветского пространства в очень приятном для читателя варианте. И не хочу также отметить, будто оставил без внимания туго закрученный детективный сюжет. А что же я хочу?
Автор, Вы попали в "девятку" моей мишени. Не знаю, правда, считаете ли Вы, что цель поражена в полном объёме, но я бы не спешил разочаровываться, ибо параллельность и перпендикулярность наличествуют, а не путаются в виде неучтённого литературного мусора.
Теперь, после несвойственного для меня начала обзора рассказа, приступим к ставшему уже традиционным рассмотрению текста через линзу обозревательского литературного монокля (опять лорнет взяла супруга, чтобы продемонстрировать подругам преимущества двойного оптического вооружения). Что ж, не страшно, хоть и увеличение какое-то одностороннее. Буду тщательно прищуриваться.
"- Так и живем. А куда денешься..., привыкли. Такой жары, правда, у нас еще не было. Климат, говорят, поменялся.... Глобальное потепление". Автор, у вас слишком много точек в отмеченном абзаце.
"Всё не так. С первого взгляда то же, что и всюду, а приглядишься - то, да не то". По-моему нужна запятая.
"Другие они. И эта их непохожесть на европейцев не исчерпывается модным термином 'менталитет' - здесь целая философия, иное мировоззрение...." Снова лишняя точка в многоточии.
"Уничтожили или взяли всех,... кроме Резвона и этого Халикова".
"И еще..., чертовщина какая-то..." Опять широкая душа автора не позволяет ему ограничиваться тремя символами.
"Ночных клубов, казино и дискотек в городе имелись единицы - в них и надобности, особой, не было: на какие шиши рядовому горожанину посещать злачные места?" Выражение не совсем удачное, ПМКР. Лучше написать "имелось" вместо "имелись", а ещё лучше - сформулировать как-то иначе всё предложение.
"Пока тряслись в машине, Феликс не ощущал никаких признаков болезни, и только ступив на землю, почувствовал недомогание. Каримов не обманул - это действительно напоминало тяжелое похмелье. 'Старайся не делать резких движений и не вздумай бегать! Сердце надорвешь,- инструктировал его попутчик. - Здесь почти четыре тысячи метров над морем'. Феликс посмотрел вверх - темно-серое небо нависло над ними. И вокруг все серое, мрачное. Воздух холодный, очень сухой и пыльный. Да, заехали..." Отлично передан восточный колорит. И не только в сцене поездки на заставу. Здесь уже нечто другое. Здесь ощущаешь первые признаки "горняшки", будто сам только что попал на большую высоту. Не знаю, что случится дальше, но покуда рассказ захватывает. Только вот ещё не понятно, где фантастика затаилась и в чём прогноз на будущее. Поглядим, посмотрим. Хотя, собственно, что это я? Уже даже оценку огласил...
Да, а в начале абзаца, на мой взгляд, Вы оставили Феликса без запятой, уважаемый автор.
"Они стояли возле машины во дворе Погранотряда. Дежурный солдат пошел доложить начальству. Командир - майор Давлатбеков, вышел лично встретить гостей". Лучше бы так: "солдат отправился доложить начальству". Почему? Всё те же однокоренные слова, которые немного портят текст.
"Это был шустрый толстенький коротышка, этакий колобок на ножках". Я бы написал иначе, но сие исключительно моё мнение.
"После второй - 'за тех, кто на задании' - разговор пошел, было, о деле, но вмешался фактор высокогорья". Лишние запятые...
"Семенов, доставивший парня в отделение, доложил, что задержанный не имеет ни каких документов, не может назвать своего имени, фамилии, места жительства и вообще, производит впечатление ненормального или наркомана 'под кайфом'". "Никаких" пишется слитно.
"Еще пацаном, помню, как ни выйдешь во двор - сидят взрослые ребята, папиросу по кругу пускают, и запашок характерный. Лица тупые, истерический смех: палец покажи - заржут. Милиция сквозь пальцы смотрела, случалось, сами менты приторговывали 'травкой"'. "Палец" и "сквозь пальцы" в близком расположении друг от друга. Звучит не очень красиво, не находите?
" - Ну-ка, останови! - приказал Каримов водителю. - Побеседую вон с тем дедом.
По склону бродили овцы. Возле дороги, на камне сидел старик-киргиз..." Феликс так легко определил национальность? Сомнительно... Хотя, что это я? Специалисту по Средней Азии, вероятно, легко определить национальность по внешнему виду... А, возможно, и по национальной одежде...
"Безлюдные места, граница под боком... Наверняка эта гнида там и окопалась!
- И что, теперь, ты собираешься делать?
- Сейчас - в Отряд! Давлатбеков свяжется с Душанбе, пусть пришлют людей...
- Ага! Пока вы соберетесь, Халиков десять раз успеет слинять..., в тот же Китай. Ему наверняка уже доложили, что мы по его душу прибыли". Во-первых, "наверняки" немного портят авторское литературное умение, а, во-вторых, рецидив с удлинённым многоточием.
"- Это точно, - согласился Каримов. - Сверни вон туда, - приказал он шоферу.
Они свернули в боковое ущелье, где едва намеченная дорога запетляла между скалами". Повторение однокоренного глагола, мне кажется, не совсем к месту. Можно и более удачную фразу завернуть.
"Хреново... Паршивое положение..., но не безнадежное". Снова лишняя точка. Да, ещё... Совсем забыл. Вообще говоря, нужно писать не "..,", а так ",..".
"Майор Федеральной службы безопасности Казакевич Ф.В. спустя полгода получил очередное звание - подполковник. Денежного вознаграждения ему не начислили".
Колорит восточных историй является несомненным плюсом. Детективный сюжет тоже. Во время чтения я всё время ловил себя на мысли, что когда-то что-то подобное читал. И не только читал, но и видел. Точно видел. Фильм "Дни затмения" Александра Сокурова по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких "За миллиард лет до конца света" (сценарист Ю.Н.Арабов). Только в отличие от новой азиатской расы, стремящейся захватить контроль над разумом европейцев, как это у автора рассказа, великие фантасты намекали на такое желание со стороны внеземных цивилизаций. Но действовали они через земных эмиссаров, как помнится.
Что до оценки и моего личного отношения к тексту, то вы легко всё это узнаете, вернувшись в начало обзора.
Ошибка в названии. Автор, поставьте запятую или дефис между двумя определениями колера планеты.
"Настоящим гражданином Непала является человек, зачатый непальцем и непалкой". Очень тонкая двусмысленность. Ироничность первой фразы настраивает меня на рассказ в таком же стиле. Но сие, по-моему, народное творчество. По крайней мере, эту сентенцию я слышал несколько раньше, когда "Самиздатом" ещё и не пахло, поскольку отсутствовало понятие Интернета, как такового, компьютеры были ростом чуть поменьше деревьев, а интегральные микросхемы снабжались двумя ручками для переноски.
"Звали его Петр Клюгер. Это был человек среднего возраста и среднего роста, с сильным атлетическим торсом, напоминавшим правильную трапецию; основанием трапеции служила линия плеч". Правильная трапеция - это, видимо, равнобедренная, как я понимаю. Как известно, у трапеции два основания. Если одно основание - линия плеч, то вторым основанием трапеции служит... что? Линия, обозначающая таз, проходящая параллельно линии горизонта? Но такой тип человека никак не похож на атлета. Узкие плечи и широкий таз... Сомнительно... Или, может быть, второе основание - отрезок плоской макушки, постриженной в стиле "площадка"? Более близко к истине, но тоже не то. Не думаю, что автор хотел обозначить атлетичность героя мощным морщинистым затылком в стиле "мальчик-шкаф из охранного ларца".
На самом деле, вполне очевидно, что имел в виду создатель текста: широкие плечи и узкие бёдра. Но тогда эта фигура уже не просто трапеция, а перевёрнутая трапеция, поскольку капризные люди-математики отчего-то считают, будто трапеция обязана опираться на более длинное основание в своих взаимоотношениях с линией горизонта. Автор, с этим нельзя не считаться, ПМКР.
"По плотно сжатым губам и внимательному взгляду можно было сразу распознать в нем человека человека серьезного и ответственного за свои поступки". Описка. Два раза употреблено слово "человека". Разумеется, одно из них следует устранить.
"- Осталось только глянуть атомный радиатор и инфракрасные локаторы левого борта". Понимаю, этакий космический памфлет, в котором атомный реактор очень похож на велосипедную втулку, а инфракрасный локатор на велосипедный же катафот. 23-ий век конечно уже стоит на дворе, но и он не позволяет обращаться с серьёзными устройствами вольным образом. Но если учесть, что текст наполнен иронией в стиле Йона Тихого, то это вполне дозволительно. Однако автор то и дело меняет тон на абсолютно серьёзный, и тогда ясно видно несоответствие идеи и формы её реализации.
А теперь ещё буквально несколько слов о первых абзацах рассказа.
На мой взгляд, когда автор достаточно небольшого произведения начинает давать описания своих героев совершенно ЯВНЫМ образом, на это должны быть веские причины. ПМКР лучше всё-таки давать описания в процессе действия, как бы исподволь... или вообще положиться на воображение читателя.
Объясню, откуда пошло это моё неприятие необязательного описания героев и подробного же изображения природы. Всё началось с детства, когда я начинал своё свободное время "индейским писателям!.. Вы всё верно угадали. Это Карл Май, Майн Рид, Фенимор Купер. Карл Май писал достаточно ходульно, отдавая практически всю площадь своих произведений фабульной части, нимало не заботясь воссозданием природных подробностей внешнего антуража. Зато Фенимор Купер так подробно разрисовывал рельеф и топографические детали места действия, отдавая этому целиком немаленькие главы, что чуть было не отбил у меня охоту к приключенческой литературе напрочь. А вот Майн Рид, его подход, его произведения, - как раз тот самый случай, когда почти идеально для приключенческой литературы сбалансированы сюжетная канва и метафоричность описательной части.
Так вот, когда я вижу подробное описание места действия или героев, что называется, "в лоб", то мне вспоминаются первые книги из жизни индейцев времён моего детства. Это, скорее всего, только моё. Не обижайтесь, автор. Обещаю, что на мою оценку это замечание не повлияет.
Для чего же тогда написал столь подробно? Просто захотелось поделиться.
"- Ах, да! - мужчина звонко хлопнул себя по лбу. - Баллоны с кислородом и еда в тюбиках! Чуть не забыли". В 23-ем веке по-прежнему актуальны тюбики с едой и кислород В БАЛЛОНАХ? А склероз наших потомков так сильно прогрессирует, что они могут улететь в космос без самого необходимого? Извините, ни в то, ни в другое не верю! Если, конечно, автор однозначно не пишет в стиле футуристической сатиры. Честно говоря, пока этого не видно...
"В одном углу стояли привинченные к полу уютный компактный диван с встроенным музыкальным центром, а также журнальный столик с магнитными шахматами, в другом углу - кухонный спецшкаф с пронумерованными и подписанными ящичками. Всё оставшееся место занимал пульт управления. Шура расслабленно полулежал в гидравлическом кресле, а его отец сосредоточенно щелкал клавишами бортового компьютера, проверяя работу астронавигационных систем корабля". Антураж очень неправдоподобный. Музыкальный центр, магнитные шахматы (дорожный вариант для командированных, артикул 16352)... За что, как говорится, два века боролись?
"Это тебе никак не поможет в жизни. Не положет наладить в будущем свой собственный бизнес". Ошибка в слове "поможет".
"Петр Клюгер оторвался от созерцания монитора и щелканья клавишами. - А ну-ка, проверка домашнего задания. В каком году появилась КИКИП?" А монитор-то не на электронно-лучевой трубке (CRT, если по-английски), часом?
"- Мусульман много. Им там, на Луне тесновато, ну да ничего. В тесноте, да не в обиде - я так считаю, - подметил Петр Клюгер.
- А почему некоторые не захотели поехать? - поинтересовался Александр. - Нам это тоже не объясняли". Вот такой приём разъяснения читателям методом ненавязчивой лекции, преподнесённой главными героями, каковым пользуется автор рассказа, мне очень напоминает познавательные детские передачи. Например, "Улица Сезам" на телевидении.
Таким образом, вся художественная составляющая улетучивается. В виде текста от автора то же экскурс в историю звучал бы более убедительно, ей-богу. Ах, да... ПМКР, естественно.
Что-то ещё забыл... Да, где-то в этом абзаце пропущена запятая.
"- Кого волнует? Все едут, и ты едь". Может, лучше "поезжай"?
"Программа, которая определяет при рождении каждого ребенка чистоту расы - по крови, по внешним антропологическим признакам. Кому-то сразу делают переливание крови, чтоб стала чище. А кому и это не помогает - на поселение в Гренландию. Все люди братья, сказал Всевышний Арий. Каждому дается шанс на выздоровление". Почти как у Марины Ясинской в рассказе "Пересечь границу". Только здесь масштабы покруче. Я бы сказал, масштабы вселенские.
"Шура посмотрел в большой иллюминатор переднего вида". Оп-па, ракеты в будущем станут будто автомобили: с иллюминаторами переднего и бокового вида и, вероятно, с зеркалами заднего... нет, не вида, обзора. Чтобы избежать возможности ДТП?
"- Ну, подумай сам, Шура: зачем они нам нужны? Все, что надо, у нас и так есть, а чего нет - мы купим. Товары "Маде он Марс", кетчуп "Анкл Бенс", венерианские бананы и ананасы - чушь собачья!" Торговая марка "Uncle Bans" до сих пор жива? Мои поздравления создателям бренда, корпорации "Mars". А штаб-квартира куда из Лондона переехала, не подскажете?
"Что там еще ихнего? Традиционный рэп, хип-хоп, ритм-энд-блюз. Протестантские церковные песнопения. Баскетбол. Но, если трезво прикинуть, без этого добра можно спокойно обойтись". Что мы и делаем - обходимся. Неужели у нас своей культуры мало?" Да, маловато в будущем нового. Всё те же ценности, что и в прошлом веке. Даже безграмотное слово "ихнего" туда контрабандным образом попало. Автор не стал сильно себя утруждать фантазированием. Главное есть - прогноз на будущую расовую разобщённость. И прикольный намёк на ихнюю культуру, прикинь...
"Смех, да и только.
Вдруг пол под ногами вздрогнул, стены корабля мелко завибрировали; громче заработали ионно-фотонные двигатели. Клюгеры заозирались по сторонам". Категорически, ПМКР, неудачное слово, плюс пропущенная запятая.
"Надо срочно чиниться. Аварийная посадка. Что там у нас ближе всего?" Даже не останавливаясь на явно разговорном слове "чинить" вместо литературного "ремонтировать", у меня сразу образовалось некое неприятие к тому моменту, как я прочитал вышеозначенную фразу.
Поломка атомного радиатора... Залить свежей водой? Хм... Звучит наивно, по меньшей мере; ПМКР. Опять стилистика Лемовских "Звёздных дневников..." Атомный радиатор - примерно то же, что и обычный автомобильный. Насыпал снега... и порядок...
А на субмарине К-19 что-то не сложилось... Не смогли, что ли, воды из опреснителя вбухать... Ну да, понимаю: в 23-ем веке технологии и всё остальное... Только отчего-то охлаждение водное. Для космоса крайне неудачный выбор охладителя...
"Петр Клюгер ловко пробежал пальцами по клавиатуре, звякнул парой тумблеров, подождал ответа, прочитал вылезшую на монитор информацию и еще более изменился в лице". Я бы тоже тумблерами позвякал, по клавиатуре 23-го века постучавши. Клавиатура, судя по всему, супер-пуперская. А информация, вылезающая на монитор, как червяк из яблока - это ироничная метафора, как я понял. Если предположить отсутствие иронии, то информации следовало просто появиться.
"Но ничего не поделаешь. Срочно меняем курс. Иначе квазивакуумный бельмотрон в атомном радиаторе перегреется, и нам капут. Или уран-238 в топливном отсеке рванет". 200 лет прошло, а всё ещё используется природный изотоп уран-238, от которого и сейчас уже начинают отказываться. А вот бельмотрон - это круто... По бельмастым глазам... Не верю! Но всё равно круто.
"- О Господи! - выдохнул Александр. - Во имя Всевышнего Ария... Почему так всё несовершенно в нашем мире?.." И новое божество из хорошо забытых вдруг появилось. Снова не верю! Неубедительный прогноз.
"- Хватит базарить! - оборвал его отец. - Делом занимайся!
И - делать нечего - они занялись делом". Миленькая тавтология а'ля классик. Не хочу есть дело, хочу есть крем-брюле. Не хочу делать дело, хочу делать деньги. Скорее всего, автор сознательно попытался побаловать читателей игрой слов. Но вышло фальшиво на мой непросвещённый взгляд.
"Но вот несколько напряженнейших часов миновало; "Белокурая Бестия", наконец, стояла на твердой глинистой почве". Автор, вы уверены что глина стала твёрдой и прочной после посадки, настолько прочной, что могла удерживать космический корабль? Под воздействием высокой температуры посадочных двигателей все пустоты и поры в глинистой почве должны были исчезнуть, а сама почва реструктуризоваться, превратившись в некое подобие бесформенного фарфора. Не уверен, что такого рода материал достаточно прочен. Ну да, 23-ий век! Кондовые мониторы, клавиатуры... но вот сесть космическому кораблю на глинистую почву очень просто. А переделать климат целой планеты - вообще, плёвое дело. Слава Великому Арию!
Это я о тропиках, которыми Венера встретила Клюгеров курортными условиями. Если нынче средняя температура на этой планете составляет 467 градусов по шкале Цельсия, а давление в 90 раз превышает земное, когда большинство металлов образуют плотную атмосферную плёнку из испарений, то я могу себе представить, какие невероятные усилия потребовались, чтобы привести Венеру к пригодному для жития человека состоянию.
Теперь ясно, отчего с техникой такая беда. Не до клавиатур с мониторами и атомных двигателей с водным охлаждением было, коли следовало кардинальным образом менять климат не совсем миниатюрной Венеры. А Солнцу же не прикажешь палить чуточку помягче...
Ой, извините, опять забыл. Местами этот текст весьма ироничен, даже, наверное, полон юмора и разного рода допусков, которые неуместны в серьёзной фантастике. А я всё придираюсь, будто встретил научно-обоснованный прогноз... Ну не наукой обоснованный, а хотя бы житейской логикой.
"Повсюду, там, где земля не была выжжена дюзами привенерившегося корабля, густой плотной стеной стоял лес, вились лианы, торчали фантастической формы и невероятных расцветок кусты". Дюзы, выжжено... Двести лет одни и те же технологии изготовления космических аппаратов. И как с такими технологиями на Марсе яблонь-то умудрились насадить? Ах, да. На Марсе яблоки, а на Венере груши...
"Воздух был влажным, тропическим, пропитанным запахами сочной травы. Жара была, пожалуй, под 30-35 градусов по Цельсию. Сразу жутко захотелось искупаться и выпить пива. А пиво закусить толстой жареной сосиской". Точно. Барбекю её задери! Температуру на Венере понизили. Металлы выпали на поверхность в виде бронебойных дождей, покрыв собой поверхность планеты. А потом уже понавезли с Земли глину и высадили настоящие тропики. Любо-дорого!
"Но надежды не оправдались. Во-первых, поломка квазивакуумного бельмотрона оказалась неожиданно серьезной, а запчастей к нему у Клюгеров не имелось". Бельмотрон без запчастей не очень-то отремонтируешь, особенно когда уран-238 "фонит" квазивакуумным методом.
"- Только не делай резких движений, - напутствовал Петр Клюгер сына перед выходом из космолета. - Они ж, сам понимаешь, дикие. Бананы жрут сырые (кипячёные, несомненно, более безопасны), кетчуп "Анкл Бенс", и все такое". Всё такое - это суп "Галина Бланка" или венерический финик? Ой. Простите, венерианский...
" - Не верю своим глазам! Белые!!! - раздался душераздирающий вопль среди толпы. Это был высокий седовласый старец с выпученными, постоянно вращающимися глазами и суковатой палкой в руке". Постоянно вращающиеся глаза? Круто! Интересно, как себе автор представляет такое зрелище? Это, видимо, всё-таки был не человек, а робот с офтальмологическими пеленгаторами.
"Автоматический переводчик, висящий у Петра Клюгера на поясе, ожил и начал аккуратно переводить с самаруэльского. - Я давненько уже не видывал белолицых". Двоеточие не нужно перед прямой речью, как считаете? А советом автора непременно воспользуюсь. Переводчику самое место - висеть на поясе. Эх, жаль в жуткие средневековые времена с толмачами так не обходились наши задушевные предки... те, что из Рюриковичей.
"И начал, тщательно подбирая слова, рассказывать о себе, о цели своего полета и постигшей их аварийной ситуации. Выслушав Клюгера, негры начали переглядываться и пожимать плечами". Нехороший повтор однокоренных глаголов.
"- Мы поняли вас, о, бледнолицые. Генетическая память уважения к белым? Масса космонавт, что изволите-с? Вам нужны запчасти для починки корабля". Пропущена запятая.
"На четвертый день случилось вот что. Закупив продукты в ассалюль-балюльском супермаркете, Клюгеры ехали назад на своем портативном мотоциклете - спецсредстве передвижения, прилагающемся к данной модификации космического корабля". Модификация космического корабля оставляет желать... А мотоцикл-то, часом не "Иж-Планета-спорт"?
"Возле "Белокурой Бестии" уже толклось с десяток местных жителей и стояло три джипа-лендровера". Толклось, говорите? Хорошо, что не в ступе.
Двести лет человечество выпускает джипы. А та часть его, что проживает на Венере? Извините, снова не верю в такое устойчивое постоянство технологий. Это всё равно, если бы сейчас по нашим железным дорогам сновали паровозы братьев Черепановых, а по рекам ходили исключительно на вёслах. Кстати, название космического корабля навевает автору арийскую благость? На этом спасибо, хотя такая ирония не находит отклика в моей душе.
" - Если бы я знал, во имя Всевышнего Ария! Я бы туда и побежал!"
Вместо прогноза получилась какая-то сказочка с притянутым за уши сюжетом.
"К счастью, мотоциклет был еще новенький, и преследователи на джипах не нагоняли - хотя и не отставали. (Ой, не верю!) Безумное скоростное ралли шло по пересеченной местности - по полям, лугам, огородам, лесам, буреломам, ямам, рытвинам и колдобинам". На Венере с дорогами всегда было неважно. Это я помню.
"Чтобы отвлечься и разрядить обстановку, Петр Клюгер решил продолжить экзаменовку. Это было что-то вроде нервной разрядки". Отличная нервная разрядка, ничего не скажешь... Ты уходишь от погони и, чтобы отвлечься, начинаешь вспоминать 8-ую главу "Евгения Онегина" наизусть. Как вам такое понравится? Автор уверяет, что очень пользительно... для нервов. Если это ирония, то очень уж ходульная... Ирония для учащихся старших классов средних школ, гимназий и колледжей...
" - 2233 год - открытие первых курортов на Меркурии. Негры - пардон, афровенерианцы - выражают протест, так как собирались сделать это сами и якобы вообще Меркурий должен принадлежать им по праву близости к Венере. Начинают открывать нелегальные курорты и санатории "только для черных". Земное Арийское Правительство не обращает внимания. Конфликт длится, проблема до сих пор не решена.
- То-то и оно-то, - подтвердил Клюгер-старший. - Поэтому мы и попали сюда не вовремя. Как бы не скушали. Ну, еще что назовешь?" Не вижу логики в словах Клюгера-старшего. А вовремя когда? За несколько лет до окультуривания Меркурия?
"- Да потому что там адский холод, Шурик! Это десятая планета Системы, далеко за Плутоном! Там ни одно живое существо не выживет, будь оно хоть трижды-четырежды мутант! Всё, не отвлекайся". Лекция окончена, сынок! А погоня идёт своим ходом. Забавники эти афровенерианцы. Не могут догнать на джипах мотоцикл, на котором двое преследуемых играют в школьные уроки.
"Погоня длилась уже второй час. Петр Клюгер намеренно выбирал путь похуже, и эти замысловатые маневры, наконец, принесли свои плоды. Сначала один джип завалился набок, проезжая узкий овраг, потом другой, не рассчитав на скорости свои возможности, встрял между двух деревьев. Мало-помалу отстал и третий". Та ещё погоня, доложу я вам. Много-много слов о том, как всё напряжённо, а читать ску-у-у-чно... Описывать динамику преследования словами - это Вам, дорогой автор, не бублик с маком стрескать, извините за прямоту.
"Но этим планам, конечно, не суждено было сбыться. Утром, пока пили свежее парное молоко, Майлс Дэвис включил радио - и тут же поймал новости". Ловить новости лучше сачком для бабочек, а по радио предпочтительней всё же ловить ПРОГРАММУ новосетй.
"В воздух выброшены токсичные отходы. Значительно повреждено здание лаборатории, в котором содержались опытные образцы. Объявляется чрезвычайное положение. Рекомендуется в течение нескольких суток не выходить из дома без оружия для самообороны, в особенности в ночное время". Обороняться, я полагаю от токсичных отходов.
"- Я должен позвонить в полицию. Это мой гражданский долг. Вы можете меня сейчас убить, но я не отступлюсь от своего решения". Убивайте меня, дескать, ребята, а с телефона я не соскочу. Неправдоподобная сцена.
"- Очень нам нужно тебя убивать, - недовольно хмыкнул на это Петр Клюгер. - Патриот хренов. Мы уезжаем - вот и всё, что мы сделаем. Да, кстати. Спасибо за гостеприимство, так и быть". Вот это душа-человек! Такое одолжение сделал...За молочко, ну и всё такое.
"Полчаса ехали в полном молчании. Говорить было надо, но о чем конкретно - ни тот, ни другой не знали". Странно, а снова в школьный урок поиграть, слабо?
А вот ещё...Плохо, что отец с сыном не занимались в театральном училище. Там бы им быстро объяснили, ЧТО и КАК говорить. А для читателей поясню: чтобы создать иллюзию оживлённой беседы группа из массовки должна циклически повторять с разной интонацией и в разнообразных тональностях такую фразу: "О чём говорить, когда не о чем говорить? О чём говорить, когда не о чем говорить!" Представили? Оживление полного молчания гарантирую. Конечно, несколько хуже, чем лекция о космо-демографической географии. Но за неимением гербовой, сами понимаете... Играем и на расстроенном пианино с удовольствием, когда рояль в кусты не подвезли.
"Вдали показались крыши домов - явно какое-то поселение. А может, и город. Вдруг Петр Клюгер резко затормозил.
- Впереди - кордон, - заметно побледнев, сказал он. - Поворачиваем, пока нас не заметили". Кордон? А я думал поселение?
"Клюгер-старший выругался и вдарил по газам (бить по газам - исключительно земной моветон, на мой скромный взгляд мотоциклетного пацифиста). Но не прошло и пяти минут, как ему снова пришлось выматериться и остановиться (Материться не по велению духа, а по нужде... Что-то новое в развитии арго. Хотя... 23-ий век, знаете ли). Впереди показались давешние джипы, полные разъяренных негров. Клюгеры оказались в ловушке (Нехорошее сочетание "показались - оказались"). Шура в отчаянии заоглядывался по сторонам, пытаясь сообразить, куда податься от облавы (Опять заоглядывался... Очень неудачное словечко...) Как назло, место открытое - проселочная дорога, кюветы по краям, изредка попадающиеся канализационные люки; лес далеко. А преследователи уже на расстоянии сотни метров". Система канализации на просёлочной дороге, вероятно, исключительно венерианская разработка. С другой стороны, как утверждает современная нам наука, каналы есть на Марсе. Оттого там и яблоки, вероятно... Неужели трудолюбивые афро-венерианцы для культивирования сорта груши дюшес так расстарались?
"Не размышляя, Петр Клюгер спрыгнул с мотоциклета, подбежал к люку и, что было сил, рванул на себя. Рявкнув Шуре что-то повелительное, сиганул вниз. Не помня себя от страха, Шурик сам не заметил, как последовал за отцом. Звуки внешнего мира - яростные вопли приближавшихся негров, тревожный рев джипов - сразу как-то отдалились". Во, блин, чудеса акустики! Унесло на отдалённое расстояние источники шума, что ли... вместе с запятой? А кто бы мог подумать!
"Атмосфера здесь внизу была совсем другой - гулкой, прохладной, почти не влажной, но зато чрезвычайно зловонной". Удобрения для грушевых садов?
"Подземный антураж, несмотря на темноту, вполне можно было разглядеть: высокий, в два человеческих роста, потолок; широкие стены тоннеля, поросшие волосатым клочковатым мхом..." И никто никогда эту волосатость побрить не удосужился.
"...широкая канава с вонючей водой посреди этого тоннеля; шныряющие туда-сюда местные венерианские крысы (а может, и земные, завезенные самими иммигрантами)". Так и представил себе эту крысиную диаспору, когда отдельные особи шныряют туда-сюда по своим венерианским зловонным делам.
"- Бежим! Бежим! - в который уже раз повторил Петр Клюгер сыну, пока тот приходил в себя после прыжка и оглядывался.
- Но, батя! Мы же ни в чем не виноваты!" Его чуть не убили, а он готов дискуссию в стиле Герцена развести. На месте бати я бы такого наследника мигом лишил наследства... и в прямом, и в переносном...
"- Опять за свое! Ты никому тут ничего не докажешь! Они настроены на конфликт. Как и мы, впрочем, чего скрывать (Оп-па, папа-то настроен на конфликт! Фулюган, однако!). Положение серьезное. Не удивлюсь, Шура, если из-за нас разразится война белых с черными (мания величия). Мир в Галактике висит на волоске - задницей чую (Особенно остро это чувствуется в просёлочной канализации). И предотвратить эту войну под силу только нам, раз уж мы в самом пекле". Не в пекле, а в дерьме, судя по запахам.
"- Ну, ты даешь, батя!" Без комментариев.
"Резко накатила волна холода. Кровь у Клюгеров в буквальном смысле застыла в жилах". Во так сразу и застыла в буквальном смысле? А сердце что ж? Тяжело качать застывшую кровь, доложу я вам, дамы и господа.
А теперь поборемся вместе с героями против противных мутантов под руководством автора.
"Из-за поворота тоннеля вывернули на полном ходу совершенно кошмарные существа. Иероним Босх во плоти". Сейчас специально схожу в поисковик, чтобы глянуть на этого монстра. Никогда не думал, что Хиеронимус ван Акен столь ужасен. Жаль, умер давно и фотопортрета не оставил.
"Колченогие, неповоротливые, кривоватые, неловко сбитые, словно бы сложенные из разных запчастей". Лицензионный "Лего"-табуреты производства Затрапезненской фабрики пожарно-технического инвентаря.
"Стопроцентные нелюди - какие-то шерстистые тираннозавры, хищные птицетюлени, многоглавые утконосы, потрясающие крючковатыми клювами, длинными когтями и бивнями, кожистыми крыльями, костистыми гребнями. От мутантов валил пар, с ушей у них, как с весенних крыш, обильно свисали тающие сосульки". Наверное, из бани шли по пиво. Морды красные. Хорошо, видать, напарились, раз сосульки таяли так интенсивно.
"Клюгеры выхватили из чехлов походные ножи и приготовились отбиваться". 23-ий век - гуманный век! Бластеры ещё не придумали, а "калаши" в космос брать нельзя... без сертификата годности и лицензии на право отстрела.
"Драться не на жизнь, а на смерть. Отступили к самой стене тоннеля, тесно прижались спинами к холодным камням. Шура почувствовал дурноту и головокружение. Но монстрилы, против ожидания, скакали мимо (Э, так это ж ипподром!). Только один, самый мелкий, ростом с пол-человека, повернул свою искалеченную генетическим уродством физиономию к Клюгерам и жадно оскалился". Вот жадина, какой. А что он имел в виду своим оскалом такого рода?
"Петр Клюгер отважно полоснул ножом, отхватив у уродца половину уха,