Субботин Вадим : другие произведения.

Необзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    "Не пожрать, так хоть потрындеть; а в литературе кто ж не специалист..."
    Михаил Веллер "Кухня и кулуары"


"Что за профессия: профессиональное высказывание мнения?"

"Да нет, не та кухня, которая литературная, а та, которая обычная,
шестиметровая, где чай пьют и реже - водку, да и то и другое всё реже,
и судят обо всём обстоятельно и (мой дом - моя крепость) безоглядно храбро.
Не пожрать, так хоть потрындеть; а в литературе кто ж не специалист..."
Михаил Веллер "Кухня и кулуары"

  
  
   Напомню свои критерии. Они просты. Я из тех, кто "смотрит".
  
   Принимая во внимание итоги собственного судейства (на 204 работы приходится: "1" - 55, "2" - 99, "3" - 30, "4" - 9, "5" - 6, "6" - 4, "7" - 1), в большинстве случаев настойчиво рекомендую отнестись к моему бесцветному мнению на манер Рамзая ("История о большой и очень чистой любви"):
   "Хай. Ещё один пролетел, - а мы живы. Значит, есть на свете справедливость"
   Впрочем, многим этот совет не пригодится. В отношении немалого количества работ я, ничтоже сумняшись, воспользовался строкой Правил: "Член жюри имеет право оставить работу без комментария". Обычно, в тех случаях, когда по прочтении - пожимал плечами. Или же понимал: с автором этого рассказа мы пишем, читаем и говорим на разных языках. И "смотрим" очень по-разному. Но его миры, возможно, не так уж и плохи. Просто другие. И путь в них мне заказан. Так на кой же ляд в чужой монастырь да со своим уставом? Всё без толку. Останемся "при своих". Не обессудьте.
   Терпимость сия, однако, не помешала мне весьма однозначно высказаться в некоторых, довольно запущенных, на мой взгляд, случаях.
   А иной раз - просто хотелось "добавить комментарий".
   В итоге получилось то, что получилось - необзор с нерецензиями.
   Искать в нём логику - неблагодарное дело.
  
  
   ______________________________________________________
  
  

- Не тот стал беломор, - сказал один, закусив мундштук в углу рта.
- Дрянноват, - согласился другой.

  
  
   Итак...
  
   ...я в меру наивен, ибо верю, что авторы иных рассказов, выставленных на БД-4, просто очень весёлые люди. Они просто решили постебаться, надеясь, что жюри оценит "шутку юмора".
   Разрешите же выразить надежду, что произведения - "Папа и буки", "Висячий", "Фантасглючение (Рассказ Прелюдия) - Законы Слова", "Случайный убийца", "Посылка", "Я и Хомка", "Потом всё стихло", "Невероятная история, рассказанная мне одним бардом", "Кошмар наяву, или Галерея абсурдной сказки", "Вампир снегов", "Сезон смерти", "Грань" - выставлены на конкурс именно забавы ради.
   В этом случае мне удастся избежать весьма краткой характеристики в отношении этих рассказов, состоящей из одного слова, не рекомендованного к употреблению организаторами конкурса.
  
   Позвольте отдельно обратиться к автору, что, сидя в курилке и дружески похлопывая френда по плечу, произносит что-то вроде: "Я чес говоря, не догоняю... Хотят нестандартного, не затёртого, не протухшего - и сами же мочат всё, выходящее за рамки привычного!!! Не понятно кто, не понятно где, не понятно с кем (это я про свой рассказ ихними словами) Так хотите чтобы было понятно или интересно? Хотя... мне всё очень даже понятно. Да, хрен с ними, Саня - позабавляемся ихними насквозь банальными рецухами - всё не скучно!".
   Дорогой автор! Вы создали, безусловно, нестандартное, не затёртое и не протухшее произведение, в котором видимое сокрыто от взгляда смертного, и в то же время оно лишь блеклая тень настоящего! Правда, оно "очень даже понятно" только вам, но "разве, это что-то меняет?.."
   Продолжайте в том же духе - "всё не скучно!".
  
   Хочу также особо отметить свежий взгляд на мир в рассказах удивительно похожих авторов г-на Уткина и м-ра Stephen Неудачking. Если во время чтения произведений "Нога дерева" и "Текстпроцессор-2: отец-процессор" закрыть глаза, возникает стойкое ощущение, что оба они принадлежат перу одного человека. Кстати, рекомендую в дальнейшем глаза не открывать и до финала сих рассказов добираться именно таким способом.
   Особо отметив, хочу сразу попрощаться: надеюсь, мне больше не посчастливится читать что-либо подобное.
  
   Я отказываюсь понимать "очарование" сюжетов вроде этого: некто Серюга возвращается из Ада, воплотившись в Серого Духа, дабы жестоко отомстить шайке Сусанина, шпынявшей его в школе заряженным от 220-ти вольт конденсатором ("Серый"). Не впечатляет, уж извините...
   А если "в кадре" появляются амёбы, а среди них, сквозь них, тихонько переговариваясь между собой, ходят люди, "настоящие люди. Существа на 100% социальные" ("Скованные разумом"), меня просто оторопь берёт...
   После воплей - "Папа, он моется!!! МОЕТСЯ!!!" ("Рассвет") - мне очень хочется спросить героиню: ну зачем же так орать? Ну, моется человек. Открывает, понимаешь, новую страницу в истории цивилизации...
   А вот героям примитивной страшилки "Черви" мне даже сказать нечего. Тем более что их практически всех сожрали, и только одна мадам сподобилась "шагнуть в вечность"...
   ...Начало двадцать второго века. Полное истощение энергетических ресурсов планеты ("Рыжик"). Героический кот Рыжик (пройдя сквозь запертую дверь?) спасает оператора станции Соллар Риф 17, неудачно подвернувшего ногу. Трудно "представить каким же образом Рыжику удалось привести к нему Арчи, да еще и дать понять псу что нужно захватить рюкзачок "скорой помощи"...". Однако читателю предлагается попробовать...
   ...А каково следить за поистине захватывающим развитием событий в "Пришельце"? "Когда она немного пришла в себя, то услышала, как в гостиной запертые пленники взламывают дверь не обнаруженным ею бластером. Лика хотела предупредить отца и пришельца, но они уже вышли из кухни и направились во двор, где был припрятан маленький одноместный корабль-разведчик. В ответ на ее слова они отмахнулись - Уже не важно"... Сплошной драйв!
   Из рассказа "Некуда отступать", увенчанного глубокомысленной аннотацией и устрашающим эпиграфом, я вынес нечто настолько глобальное, что "не могу выразить это словами...". Но, если всё же попытаться, получится примерно следующее: "О н и   ж у ю т".
   "Школа начинающих магов" - фантастический сатирический рассказ?! Надо полагать, я ничего не понимаю в этих жанрах...
  
   На том и порешим ("сам дурак" - прекрасная терапия!).
  
   А всё же, мнится мне, "литературные опыты", подобные вышеперечисленным, полагается прятать подальше в стол, чтобы, достав через несколько лет, на выбор - либо ужаснуться, либо обозначить снисходительную улыбку.
  
  
  
   ______________________________________________________
  

"Во всяком случае, это интригует..."

  
  
   Продолжим. С пятого на десятое. "Добавить комментарий"...
  
  
   "Трансглю[cunt]ная (in)вариантность *ближайшего* Без?ум?наго Буdу-4его"
   Увы, не смог по достоинству оценить данную (in)вариантность. "Бритва Оккама" того же автора мне куда ближе...
  
   "Личная жизнь Часовщика"
   Да простит меня автор, но я наблюдал за всем этим с балкона, запивая кислым пивом несвоевременные горячие гамбургеры, и был просто отвратителен в своём непонимании. Мне не открылось ничего во время Варфоломеевой ночи.
  
   "Их едять - они глядять". "Бог есть любовь". Не нахожу изящной эту игру слов. Возможно, я слишком старая модель, на термопреобразователях.
  
   "Второе пришествие"
   Прошу прощения, но, вместо комментария, я хотел бы кое-что процитировать из широко известной истории; уж больно хороша:
   "Аккурат в 1919 году Вечный Жид - в своих рыцарских брюках нелегально перешел румынскую границу. Стоит ли говорить о том, что на животе у него хранились восемь пар шелковых чулок и флакон парижских духов, которые одна кишиневская дама просила передать киевским родственникам. В то бурное время ношение контрабанды на животе называлось "носить в припарку". Этому делу старика живо обучили в Кишиневе. Когда Вечный Жид, выполнив поручение, стоял на берегу Днепра, свесив неопрятную зеленую бороду, к нему подошел человек с желто-голубыми лампасами и петлюровскими погонами и строго спросил:
   - Жид?
   - Жид, - ответил старик.
   - Ну, пойдем, - пригласил человек с лампасами. И повел его к куренному атаману.
   - Жида поймали, - доложил он, подталкивая старика коленом.
   - Жид? - спросил атаман с веселым удивлением.
   - Жид, - ответил скиталец.
   - А вот поставьте его к стенке, - ласково сказал куренной.
   - Но ведь я же Вечный! - закричал старик. Две тысячи лет он нетерпеливо ждал смерти, а сейчас вдруг ему очень захотелось жить.
   - Молчи, жидовская морда! - радостно закричал губатый атаман. - Рубай его, хлопцы - молодцы! И Вечного странника не стало..."
  
   "Исполнение желаний"
   Отозвалось:
   "Теперь ты живёшь в его доме, похожем на маленький гроб..."
   К сожалению, не более.
  
   "Мутант"
   Вместо комментария, без какого-либо подтекста, осмелюсь порекомендовать.
  
   "Рисовальщики"
   Шикарная идея. Однако изрядно загублена, на мой взгляд, недостаточно качественным исполнением. Жаль.
  
   "Правдивое зеркало Сестино"
   Не складывается мозаика... Всё по отдельности - очень. Словно разбиты на кусочки зеркала и восхитительным образом перемешаны - не наглядеться.
   Но... не складывается мозаика.
   В чём, впрочем, виню только себя.
  
   "Сталинка"
   Вместо комментария, без какого-либо подтекста, осмелюсь порекомендовать.
  
   "...И на Земле будут яблони цвести"
   Очень хорошо. И всё же это отрывок...
  
  
   ______________________________________________________
  

"Я уверен, что сейчас нам следует найти некоторый компромисс..."

  
   В том же рваном ритме...
  
  
   "Ржавый Антарес"
   Изящная лёгкая подача. Кое-где спотыкался, но вскоре, забыв обо всём, светло грустил в финале.
   "Такая вот жизнь профессора Агапова. Женат, кредитный статус высокий. Домик, в окна которого смотрит ржавый Антарес...".
  
   "Унь-унь"
   В тело рассказа явно "вмонтирован генератор Скупой Слезы". И если рассказ не пройдёт во второй тур, впору вставить свежую батарейку и вновь завести "вековую свою песню о человеческой несправедливости"...
   Впрочем, лукавлю. Моя оценка в недостаточной мере способствует этому.
  
   "Чудо-лучи Ежи Крестовского"
   Колоритно.
  
   "Тридцать два хогна про запас"
   Для меня оказалось невозможным вырвать этот рассказ из цикла "Star Wars Upside down"...
   И всё же... Пусть было их "всего на глоток", но "они вознесли меня, наполнили и вернули..."
  
   "Утреннее происшествие"
   Стойкое дежавю, случившееся у меня с первых же строк, не отпускает. Однако это мои трудности.
   И Лайон Бэкхоул, и Мона, и краб, будь он неладен, получились очень даже настоящими. Если, конечно, можно применить это слово к героям хорошей абсурдной фантасмагории.
  
   "Три желания"
   Как раз тот случай, когда "сказка складывается". Мне определённо нравится этот мир. И будь я "светлей и сильней", наверняка пересмотрел бы оценку...
  
   "Ритм"
   Ритм хорош...
  
   "Когда тебя ждут"
   Странная смесь. Притягивает.
  
   "Аня и коза"
   Был очарован финалом.
   "Чтобы любоваться ими, надлежало снова и снова сотворять никчемную Землю".
  
  
   ______________________________________________________
  
  

"Вот то-то. Это другое дело..."

  
  
   Теплее...
  
  
   "Товарищу Нетте, Звездолету и Человеку"
   Не разделяю мнения автора: это отнюдь не "издевательство над отечественной фантастикой". Это довольно качественная фантастическая юмореска. Как раз для моего своеобразного чувства юмора :)
  
   "Сновидец"
   "Есть. Семьдесят четыре Лебедя. (...) Два билета на триста восемьдесят семь Рыб."
   Возможно, я увидел в этом что-то очень своё.
   Очень.
  
   "Смешать, но не взбалтывать"
   "Отличный рассказ! Энергичный, весёлый, яростный..."
   Кира
  
   Присоединяюсь.
  
   "Роман для вешалки"
   Завораживающий ритм и удивительное умение рисовать словами.
  
   "Город без дна"
   ...может, это и не "лучшая сказка о любви", но тем не менее.
   За фразу - "Какие мечты - такие и отходы" - отдельный респект автору.
  
   "Бусики"
   Я склонен верить в то, что "любовь никогда не перестаёт..."
   Я часто повторяю: "никакой разницы".
   Может быть, потому мне близок этот вывернутый наизнанку мир.
  
   "Узник"
   Верю.
   И даже думаю теперь: если я настоящий, как же начать?..
  
   "Малина"
   "Да, если бы я командовал уэллсовскими марсианами, я не стал бы возиться с боевыми треножниками, тепловым лучом и прочей ерундой... Иллюзорное бытие... Нет, это не наркотик, куда там наркотикам... это не царство теней, это именно бытие, настоящее, без скидок, без грёзовой путаницы... на какую-то долю мгновения я почувствовал, что погиб. И погибать мне было уютно... Было три часа, и это могло быть три часа дня, и три часа следующей ночи, и три часа через сто лет..."
  
   "Деревенский киберпанк"
   Замечательная вещь! Погружение было полным. Очнулся лишь по прочтении.
  
   "Памятка Победителя"
   "Я знаю, у каждого есть песня, которую он пишет только для себя..."
   А всё же получилось - для многих. И для меня в том числе.
   И если есть такой жанр - "киберблюз" - этот рассказ - один из лучших в нём.
  
  
   ______________________________________________________
  
  

"У меня нет слов, меня не научили словам..."

"Он так и не придумал, что ещё сказать, -
только повторил: "За жизнь" - и выпил..."

  
  
   Горячо...
  

  
   "Колыбельная"
   "Дети для меня слишком близко находятся к Вечности и во многом с нею ассоциируются, тут же будто в бездну заглянул..."
   Guinplen
  
   Подписываюсь.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ______________________________________________________
  
   В тексте "необзора" использованы не всегда точные цитаты из произведений Михаила Веллера, Аркадия и Бориса Стругацких.
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"