Буквица #1, 2007 | Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Статистика | Критика |
Андрей Дитцель Уроки молчания Екатерины Келлер
Екатерина снова и снова возвращается к этой теме. Если от человека остается часть речи, то что в итоге остается от речи, когда смолкает автомобильное радио, наступает "потом"? Остается пепел, глиняная табличка, граффити. Имени возвращается изначальная материальная косность. Екатерина пробует запечатлеть, как слово обретает зримые контуры, вес, бого- или человекоподобие. Мне нравится находить в этих текстах образы, связанные с невнятной речью (акцентом?), произношением, проговариванием: "подобие звука губами мять, ответвляться от шепота, голосовым отростком вскармливая одиночество". |
||||
Итак, все зримые и незримые вещи в этой вселенной имеет право только на акустическое существование. Даже воздух или эфир, в океане которого мы плаваем как доисторические рыбы - "палевый плотный воздух речи, стихов, утрат". Иногда он сгущается в облики и облаки, которые существуют ровно столько мгновений, сколько длится породивший их звук или нота.
Голос способен оживлять. Его интонации, как и хрип, кашель, молчанье, выдох - определяют форму вызванного к жизни. Хор голосов подобен синклиту ангелов, со-творивших Господу в оный день. Когда они стихают, мир покидают сущности, и, чтобы спасти хоть что-то, нужно говорить вслух, кричать, петь, - только не допустить тишины, необитаемой пустоты. Именно знание, какой разрушительной силой обладает слово, ранит голос молчанием. Это есть евангельское "смятение от языков", предреченное Иоилем. Я не однажды ловил себя за чтением стихов Кати Келлер, что не обращаю внимания, на каком языке они написаны. Они принадлежат сразу всем поэтическим континентам: греко-латинскому, германскому, англо-саксонскому, французскому, русскому... Екатерина живет в Аугсбурге, географическом центре Европы, исторически и географически равноудаленном от Овидия, Гете, Эмили Дикинсон, Бродского. Мне видится в этом какая-то предопределенность. В провинциальной Европе острее ощущается древность культуры, груз написанного, сколько было произнесено или растрачено словес, вздохов, музыки. Еще и поэтому стоит учиться молчанию. "Сказать можно" лишь, если "очень нужно сказать". А этот выбор не всегда дается легко: |
||||
Келлер Е. Уроки молчания. - M.: ОГИ, 2005. - 112 стр. ISBN: 5-94282-314-6 |
Помню, как неохотно и скупо слетали с губ слова, когда мы неторопливо бродили по вечернему городу, шумному, готовящемуся встречать рождество. За соседним столиком в "Макдональдсе" шумели турки. Совсем не хотелось говорить о стихах, - только о простых вещах: работа, дом, родители... Боюсь, что ценность моих заметок, если я продолжу их на несколько предложений, приблизится к нулевой. Поэтому в завершение только еще одна цитата: |
Буквица #1, 2007 | Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Статистика | Критика |