Буквица #1, 2007     Страницы:   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12 Статистика     Критика     
 

 

Андрей Дитцель

Уроки молчания Екатерины Келлер


"В оный день, когда над миром новым..." Главные темы этих стихов - речь, голос, слово, имя. Если что-то и меняет свое состояние в космосе сущностей и предметов Екатерины Келлер, то только "от звука голоса, от имени в бегах". В хоре сложно различить составляющие его голоса.

Голос мой ранен молчанием...

Екатерина снова и снова возвращается к этой теме. Если от человека остается часть речи, то что в итоге остается от речи, когда смолкает автомобильное радио, наступает "потом"? Остается пепел, глиняная табличка, граффити. Имени возвращается изначальная материальная косность.

Господи или тот, кто впервые дал мне имя,
прозвучавшее смутно, нечетко, издалека...

Екатерина пробует запечатлеть, как слово обретает зримые контуры, вес, бого- или человекоподобие. Мне нравится находить в этих текстах образы, связанные с невнятной речью (акцентом?), произношением, проговариванием: "подобие звука губами мять, ответвляться от шепота, голосовым отростком вскармливая одиночество".

 
 

Екатерина Келлер

  Итак, все зримые и незримые вещи в этой вселенной имеет право только на акустическое существование. Даже воздух или эфир, в океане которого мы плаваем как доисторические рыбы - "палевый плотный воздух речи, стихов, утрат". Иногда он сгущается в облики и облаки, которые существуют ровно столько мгновений, сколько длится породивший их звук или нота.

Только голос волшебной дудочкой сладко, больно
вызволяет из плена плотно зажатых губ
нотку, ниточку памяти, жертвующей собою,
дочерна дотлевающей лилией на снегу.

Голос способен оживлять. Его интонации, как и хрип, кашель, молчанье, выдох - определяют форму вызванного к жизни. Хор голосов подобен синклиту ангелов, со-творивших Господу в оный день. Когда они стихают, мир покидают сущности, и, чтобы спасти хоть что-то, нужно говорить вслух, кричать, петь, - только не допустить тишины, необитаемой пустоты.

Именно знание, какой разрушительной силой обладает слово, ранит голос молчанием. Это есть евангельское "смятение от языков", предреченное Иоилем.

Я не однажды ловил себя за чтением стихов Кати Келлер, что не обращаю внимания, на каком языке они написаны. Они принадлежат сразу всем поэтическим континентам: греко-латинскому, германскому, англо-саксонскому, французскому, русскому... Екатерина живет в Аугсбурге, географическом центре Европы, исторически и географически равноудаленном от Овидия, Гете, Эмили Дикинсон, Бродского. Мне видится в этом какая-то предопределенность. В провинциальной Европе острее ощущается древность культуры, груз написанного, сколько было произнесено или растрачено словес, вздохов, музыки. Еще и поэтому стоит учиться молчанию. "Сказать можно" лишь, если "очень нужно сказать". А этот выбор не всегда дается легко:

 
 

Келлер Е. Уроки молчания. - M.: ОГИ, 2005. - 112 стр. ISBN: 5-94282-314-6
(Настоящая статья является предисловием в книге)

 
Как же теперь понять, говорить мне или молчать,
чем-то питать слова или расправить голос?

Помню, как неохотно и скупо слетали с губ слова, когда мы неторопливо бродили по вечернему городу, шумному, готовящемуся встречать рождество.

Той же вьюгой, слепящей память, слепившей дом нам
под разверзнутым колким небом, ведомы мы
не к обугленным теплым срубам, так к дымным домнам
в самом центре чужого слова, чужой зимы.

За соседним столиком в "Макдональдсе" шумели турки. Совсем не хотелось говорить о стихах, - только о простых вещах: работа, дом, родители... Боюсь, что ценность моих заметок, если я продолжу их на несколько предложений, приблизится к нулевой. Поэтому в завершение только еще одна цитата:

Хочешь придумать пытку мне лучшую, чем была?
Лучше - уже не будет, так что спокойно дли
прежний урок молчания: золото - тлен, зола,
пеплом становиться слово, податливейшая из глин.

 
 
     Буквица #1, 2007     Страницы:   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12 Статистика     Критика