Вуйко : другие произведения.

Пв-12: Неторопливый произвольный обзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пополняемый обзор рассказов конкурса ПВ-12. На 15.04.14 - 18 рассказов. Завершен.


   Почитал я тут бабушкины сказки (обзор Бабки-Угадки) и подумал: а ведь точно, мне тоже в лом много писать. Но высказаться по поводу прочитанного на конкурсе ПВ-12 устойчивое желание имеется. А посему рассуждаю с некоторой ленцой о рассказах (в произвольном порядке, хотя список скопирован с номерами) - сколько словей они навеют, столько и будет.
  
   1 Русский Р. Пв-12: Путешествие сестры Алисии   38k   "Статья" Детектив, Приключения
   Остросюжетный приключенческий детектив. Соответствие теме наблюдается: хоть речь в обоих случаях идет об алмазах, но история ограбления алмазного дилижанса и газетной статьи об алмазном кладе на острове поначалу не выглядят взаимосвязанными.
   Расследование частное - его ведет монахиня-урсулинка сестра Алисия. Интрига рассказа - в интеллектуальном поединке сыщика с парой коварных преступников.
   Завязка удачная, динамичная: на судне бедствие, горстка люди спасается на единственной исправной шлюпке и оказывается на необитаемом острове.
   Сюжет представляет собой цепочку приключений и убийств, в которую вплетено частное расследование сестры Алисии, которая скрупулезно анализирует факты, несоответствие легенде ряда спутников.
   Кульминация: разоблачение монахиней Анджелы - Элен и ликвидация нечистой парочки. Крепкая, напряженная концовка.
   Детективная линия вполне приличная, не без ключиков для читателя. Слишком часто встречаются инициалы Р.Р, чтобы это было случайностью: разбойник с большой австралийской дороги Рэндал Раст, лейтенант Ричард Роллинг, пассажир - капитан Роберт Риджерстон, пират Роджер Райдер... И наблюдательная монахиня делает правильные выводы из их поведения и реплик. Для читателя творческий простор - в числе подозреваемых супружеская чета Риджерстон и чем-то связанные Анджела и лейтенант Роллинг. Сестра Алисия выстраивает абсолютно логичную цепочку, связав воедино ограбление дилижанса, заметку в газете и взрыв на судне.
   Все это было бы замечательно для приключенческого рассказа XIX - начала ХХ века - ярко, экзотично, занимательно, но для детектива, имхо, немного слишком. Неправдоподобно сложная комбинация затеяна для легализации добытых в результате разбоя алмазов. Очень много случайных факторов должны сработать, чтобы воплотить такое громоздкое сооружение в жизнь. И зачем, спрашивается? Злодеи могли спокойно уехать куда-нибудь в Южную Америку и без проблем легализовать алмазы там. К чему еще взрывать судно и организовывать доставку группы на остров? И не верится, что наблюдательная монахиня не опознала потом в лейтенанте встречавшегося с ней "полковника", пусть и загримированного.
   Вот не зря говорят, что смерть одного персонажа - убийство, двух и более - бойня. Это мы и наблюдаем в данном рассказе - столько кровь льется, что читатель, имхо, вырабатывает к ней иммунитет. Плюс штамп со времен "МИРАЖ а" (и ранее - с эпохи литературного первоисточника): коварная девушка "в беспамятстве" на пути транспорта с ценностями.
   Резюме. Яркий, интересный рассказ, легко читается, но как детектив простоват и во многом притянут за уши: правдоподобие принесено в жертву занимательности
  
   2 Южанка Плохие приметы   43k   "Рассказ" Детектив
   Полицейский детектив. Соответствие теме в наличии: объединяются два разных дела (об убийстве и похищениях).
   Расследование ведет капитан полиции Валерий Крохотов, "следователь по особым делам" (бурчание по этому поводу - ниже).
   Завязка неплохая: полицейский после отпуска попал с корабля на бал - и сразу выпало сложное расследование убийства, на раскачку времени нет. Читатель заинтригован - все нормально.
   Сюжет представляет собой детальное описание расследования со всеми необходимыми ложными ходами, включая подозреваемого-бича, который колется неохотно и по частям (к слову, очень понравился забавный эпизод, когда Леня-бич потребовал разрешение на обыск в жилище...). И ключики для читательского расследования имеются. Практически сразу понятно, что параллельные дела пересекутся, а начавший расследование Румянцев схлопотал инфаркт из-за каким-то образом причастного к преступлению пасынка.
   Кульминация: серенькая, не ярко выраженная - пропавшая Кира нашлась у тренера на даче и тут же созналась в убийстве по неосторожности.
   Детективная линия вполне приличная, но незатейливая. Довольно просто все распуталось: бравый капитан взял след и победоносно по нему прошествовал.
   Особые приметы рассказа: дурные ароматы (тренер по прозвищу Скунс, немытый Леня-бич, от которого даже шлюхи в "обезьяннике" шарахаются).
   Нехорошести.
   "Давай-ка Валера, разыскивай Колю-Ключника, вскрывайте сейф - там у Румянцева дело должно быть очень серьезное". Странно, что "дело Румянцева" оказалось недоступным в принципе. И непонятно, кто такой Коля-Ключник - то ли комендант с ключами, то ли привлекаемый к работе "медвежатник".
   "Начать следствие Валерий решил с посещения жены Румянцева" - не может опер (капитан полиции) начинать и заканчивать следствие. Обратимся к УПК:
   "Статья 151. Подследственность
   1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.
   2. Предварительное следствие производится:
   1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам:
   а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 - 110, 111 и т.д. Уголовного кодекса Российской Федерации".
   Уголовный кодекс:
   "Статья 105. Убийство
   1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, -
   наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового..."
   "Начать следствие Валерий решил с посещения жены Румянцева. Адреса он не знал... Вот только имя... Ольга? Елена? Точно!" - в строевом отделе полиции вся эта информация есть, не стоило ломать Валерию голову.
   Резюме. Рассказ приличный, динамичный, но не шедевр: процессуальные огрехи (хотя медицинское заключение - конфетка!), несложная детективная линия.
  
   3 Пальто К. Кто испугал Рэдди?   28k   "Рассказ" Детектив
   По сути - иронический пародийный детектив, ибо персонажи - животные. Но, имхо, не смешно. Расследование на тему "Акела промахнулся" (имел ли моральное право струсить храбрый пес Рэдди) тоже не показалось увлекательным: масштаб "правонарушения", имхо, мелковат - на уровне шакальей возни. Что понравилось: Холмс достаточно натуральный получился - все понял по красному шарику, но никому ничего не говорил, раздражая окружающих. Но вот шарик описан без деталей, и читателю практически не догадаться, что это нос клоуна. В итоге читатель в том же положении, что живность из окружения Холмса: остается только тупо ждать разъяснения.
   Резюме: рассказ ошибся конкурсом и целевой аудиторией. Это работа, имхо, для детей среднего и старшего (возможно) школьного возраста.
   P.S. Автор обзора легко пугал самых разных собак, просто распахнув полы куртки (плаща) и зарычав. В большинстве своем стремглав удирают, некоторые аж падают. И что, всех под крысиный суд?
   P.P.S. У Г.Гуревича есть фантастическая повесть про человека с даром метаморфоза. Для расследования одного ограбления этот товарищ отрастил себе собачий нос. Написано весьма увлекательно, рекомендую:
   Когда выбирается я "Гуревич Георгий "Библиотека книг
  
   4 Kas1 Пн-12.Ренегат  34k   "Рассказ" Детектив
   Иронический полицейский детектив, но не стопроцентный. Соответствие теме в наличии: сонмы дядек, заросли бузины по всему городу - голова кругом не только у полиции с ФСБ, но и у читателя.
   Расследование ведет полиция - целая команда. Как только появляется ФСБ, приходит "преступник" и дает объяснения.
   Завязка хороша: со словами "я Веденеев" неизвестный совершает немотивированное избиение. И пошло-поехало - мама не горюй. Столько событий, что читателю некогда перевести дух.
   Динамичный сюжет: история странных поступков Веденеева и Ко, ставящих на уши целый город, на этом фоне бесследно топчущееся на месте расследование, которое так и не дало никаких результатов.
   Детективная линия слабенькая. Рассказ не детектив в привычном понимании, а некий фельетон с элементами детектива. Нет ключиков для читателя. Откуда ему, к примеру, знать о сексуальной ориентации двух девиц из "дерёвни"? Теоретически можно заподозрить их прикидывающимися мужиками, но они изображены со слишком убогим интеллектуальным уровнем, подлинный никак не проявляют. Опять же, откуда читателю знать, что Блинов бывший боксер, и предположить, что тот мог ломать комедию при "избиении"? Еще более странно, что о его боксерском прошлом ничего не знает полиция, которая могла бы задать неудобные вопросы: как же, друг-боксер, тебя сделал какой-то Веденеев? Версия от превратившегося на время в фокального персонажа мэра о происках конкурентов не находит никакого подтверждения в тексте... В итоге появившийся Веденеев выглядит чертиком из табакерки. Молодой человек читает мораль, критикует методику обучения и т.д. Но для читателя-то все это сваливается как снег на голову - текстом рассказа такое событие не подготовлено, хотя и все объясняет постфактум. Потому и детектив очень куцый и ненастоящий.
   Текст неряшлив, множество ошибок. Взять такую странную конструкцию: "Уже на подъезде его нагнал звонок" - сразу вспоминается вопрос Преображенского: "Кто на ком стоял?" То мерия, то мэрия... Обилие лишних запятых. Двоечка за грамотность - твердая.
   Резюме: читать легко, несмотря на сонм ошибок, даже весело, плюс полезная мораль просматривается (насчет методики обучения, хотя и тут, имхо, без гротеска не обошлось), но ценность работы как детектива ничтожна (имхо).
  
   5 Тростников Ж. Пв-12: Незаконченное шоу   45k   "Рассказ" Детектив
   Полицейский детектив. Теме соответствует, хотя с некоторой искусственностью: жабий след обнаружился при расследовании другого дела о фальшивых документах.
   Расследование ведет следователь Логачев, но основная роль в раскрытии преступления принадлежит оперативнику Северу Чайкову: именно он, выполняя поручения следователя, отхватил самый лакомый кусок (опрос красивых девушек), а при рутинном анализе документов обнаружил недостающий фрагмент (ветеринарный сертификат) в деле об отравлении рекордсмена жабьим ядом.
   Завязка неплохая: таинственные муки рекордсмена (курсивом) и сообщение о его гибели в закрытом помещении гримерной.
   Сюжет представляет собой детальное описание расследования в той части, что поручена старшему лейтенанту Чайкову - с анализом версий и полезной моралью: люди, прислушайтесь друг к другу, скольких недоразумений и трагедий можно избежать.
   Детективная линия вполне убедительная, с ложными версиями, фальшивой автоподставой злоумышленницы. Несколько искусственно отодвинуто по сроку исследование происхождения ядовитой жабы - якобы людей не хватает. А вот с юным сантехником чересчур мудрено накручено, трижды перечитывал разъяснения Ларисы. И вообще - слишком сложная у нее получилась комбинация, сложно такую вообразить в реальности.
   Резюме: крепкий добротный середнячок, который из-за подробной детализации наверняка многим читателям покажется нудным (по диагонали тут не пробежишь, ибо всюду ключики: и "жабы кумкали", и "Лариса" в подъезде не здоровается, и у Светы "вещдоки" всюду разбросаны...)
  
   6 Ик-Сперт Пв-12: Бим-Бом   43k   "Рассказ" Детектив
   Детектив неопределенный: не полицейский и не интеллектуальный. Теме в целом соответствует: пропавшая девушка и поиск неизвестного злоумышленника, терроризирующего семейную чету, оказались тесно взаимосвязаны. Плохо, что взаимосвязь эта из области маловероятных случайностей, не смотрится она органично.
   Расследование ведет экс-полисмен, частный детектив Кирилл. Прямо скажем, ведет вяло: без былых связей шагу ступить не может. Не случайно этого неудачника из полиции вышвырнули, а теперь он весь в долгах. Красноречивый штрих: "Поторопись он на мгновение и дротик торчал бы сейчас во лбу визитера". Уважающий себя специалист, просчитывающий на несколько ходов вперед, не допустит такого вопиющего нарушения техники безопасности в своем офисе.
   Завязка вполне приличная, увлекла: хорошо описана стервозная бабенка, обнаружившая хищение. А потом обозреватель споткнулся о безграмотность "одев рукавички, вынула из духовки блюдо" и сморщился. Еще позже выяснилось, что все эти страсти - фальшивка. На тот момент Натали была фокальным персонажем, так что автор должен был хотя бы намекнуть читателю, что все эти страсти и обмороки - на публику, не от души. Так что получилось необоснованное утаивание информации от читателя.
   Сюжет показался несколько сумбурным из-за смены фокального персонажа: сначала это Натали, затем Кирилл. И описание частного расследование тоже, имхо, дано по принципу куда кривая выведет: детектив все время бьет по хвостам, следует по чьей-то колее. Получил заказ - пошел консультироваться в полицию, узнал о разбитой машине - туда же; позвонили насчет пропажи девушки - тогда начал более или менее толковые поиски, но поздно, стало известно о ее трагической гибели. Дальше Кирилл действует опять же с помощью полиции: "Помявшись, он попросил, чтобы тот позвонил в полицию и ему дали возможность ознакомиться, с протоколами осмотра квартир, в доме где произошло убийство". И вот крупное открытие: "Неожиданно Кирилл с удивлением понял, что в папке находится двенадцать протоколов, хотя их должно быть одиннадцать. Ведь на двенадцатом этаже дома, в котором произошло преступление никто не жил, потому что там был расположен технический этаж". Там, на 12-м этаже, и оказалась собака зарыта, точнее, "кобель" повесился...
   Детективная линия слабенькая. Кирилл все время топчется на месте и слишком поздно приходит к выводу о виновности Натали, но чисто умозрительно, не имея никаких доказательств. Хотя рассказывает о деталях преступления скульптору со знанием дела, словно все уже доказано.
   Резюме: неубедительный детектив, где реализация сильно уступает очень неплохой задумке.
  
   7 Эльков М.А. Пв-12: В огороде бузина, а в Киеве дядька   14k   "Рассказ" Детектив
   Причудливый гибрид полицейского и классического (с частным сыщиком) детектива. Формально требования по жанру и теме соблюдены.
   Частное расследование ведет девушка по имени Женя, периодически обращаясь за помощью к фактически бездействующей милиции.
   Завязка - как газетный отчет с нанизыванием событий: "В дачном посёлке под Киевом на заброшенном огороде был найден труп. Его обнаружила собака хозяйки соседнего огорода. Женщина заявила о происшествии в милицию..."
   Сюжет представляет собой описание прямолинейного расследования Жени: выяснение владельца участка, поиск места его работы, вычисление подозреваемых через Интернет.
   Детективная линия слишком схематична, текст больше похож (имхо) на синопсис, чем на рассказ. Странно, что правоохранительные органы не смогли установить личность ученого, владельца дачи, не догадались провести поиск в Интернете и пустяковое дело чуть не превратили в висяк. Никаких сюжетных поворотов. Все простенько: автор ведет читателя по нехитрому расследованию, не давая возможности строить собственные версии.
   Резюме: работа слабая.
  
   8 Марпл Н. Пв-12 Любви сомненья и надежды   25k   "Рассказ" Детектив
   Гибридный детектив: полицейский за кадром, импровизированное частное расследование на глазах читателя, которое ведет молодая учительница Лариса, соседка двух потерпевших. Характерная фраза капитана полиции Ристалина: "У вас, как всегда, новости для нас, нерадивых?"
   Соответствие теме где-то завуалировано, в глаза не бросилось: не обнаружилось никакой взаимосвязи с событиями, вроде бы к делу не имеющими отношения, ибо практически каждый, кто попадал в поле зрения Ларисы (кроме родной мамы несчастного Вали), оказывался причастным к делу. А простое упоминание бузины и киевского дяди на соответствие теме не катит: формалистика сие...
   Завязка неплохая: коротко о рутинных делах учительницы, в поле зрения которой сначала появляется таинственная незнакомка, потом разносчик пиццы - а заказчика нет... И вот известие о несчастном случае. Динамично, интригующе. Тут еще один ключик для читателя: близ места происшествия девочка Галя.
   Сюжет представляет собой описание расследования Ларисы, которая постоянно получает информацию от полицейского капитана: тот более или менее профессионально "копает" в точках, обозначенных Ларисой. Сюда же вплетены любовные охи-ахи: душевная рана еще саднит, а вот этот (капитан) - принц ли? - перебьется пока надеждой. Плюс препарируются неокрепшие детские души: один уже от всего устал, что лезет играть с петлей - адреналина не хватает... А тут и злобные завистники и отвергнутые. Очень гадкие подростки. Превратили опасную игру в убийство.
   Детективная линия не особо впечатляет. Кто-то попался на глаза, слежка, начали копать дальше... Дух не захватывает от неожиданности. Думается, подлинная мама могла бы сыграть куда большую роль в рассказе. Правоохранительные органы вроде и работают, но какие-то сонные (прав самокритичный капитан!). Уж второго сына отчима Вали должны были сразу установить - соответствующая база данных имеется. Эксперты не обнаружили камеру перед носом... Верх непрофессионализма. Галя лезла добывать ту камеру постфактум и разбилась насмерть - хотя наверняка проще было зайти в квартиру, посочувствовать родителям и незаметно умыкнуть изделие. А почему сразу не забрала она ту камеру? Не очень понятно: все равно ж собиралась разбивать витраж, какая разница, когда это делать. "А вот душа нежной тонкой девочки, как выяснилось, хранила темные глубины" и "Сужу по школьному сочинению, в котором Галя оправдывает и много цитирует Отелло" стыкуются для читателя слишком поздно, не срабатывают на разгадку
   Текст грязноват: "Вы" с заглавной, "в отличии", "Полагал, что девочка стремиться...", лишние запятые и прочее.
   Резюме: задумка хорошая, исполнение неумелое, детектив весьма посредственный.
  
   9 Nikita Пв-12 Такая работа   22k   "Рассказ" Детектив
   Работа, скорее, подходит под определение "полицейский детектив". Полиция и частное агентство действуют совместно (хотя такой симбиоз с процедурной точки зрения невозможен). Расследование ведет девушка из данного агентства.
   Жанру и теме соответствует - хорошо подана проблема видимого отсутствия мотива у злоумышленника: "Нет связи между преступником и жертвой, белое пятно. Вторым белым пятном наметился возможный любовник. Может, если эти пятна наложить друг на друга, они дадут конкретные очертания".
   Завязка рутинна: несколько общих фраз о тщете бытия и материальном благосостоянии - и речь плавно заходит о вознаграждении за поимку убийцы.
   Расследование очень простенькое и куцее - методом исключения. У Быкова было больше всего возможностей совершить убийство - он убийцей и оказался. Тривиально и скучно. Некоторую креативность расследованию придает формула: "Здесь должен быть любовник, и он придет на похороны". Догадка сработала. И тут же нашелся мотив: "Два белых пятна при наложении дали цветную картину". Объяснение в несколько строк. Никаких ложных версий, никаких лихих поворотов сюжета.
   Резюме: слишком коротко и просто, чтобы стать увлекательным.
  
   10 Айшет Пв-12 Умный дом   16k   "Рассказ" Детектив
   Полицейский детектив. Соответствия теме не увидел: непонятно, что считать дядькой и бузиной, ибо все детали преступления перед глазами (если что и ускользнуло от бдительного ока следствия, то исключительно по недосмотру оного).
   Расследование ведет следователь Климков Вадим Павлович - довольно робко у него это получилось.
   Завязка неплохая: площадная дамская ругань на собачку, а следом и убийство - читатель быстро погружается в действо, не заскучав.
   Сюжет - неравномерное описание расследования: подробно про осмотр места происшествия и первоначальный опрос свидетелей, кратко про дальнейшие следственные действия, а затем уже кульминация: выясняется, что преступник перехитрил следствие и теперь наслаждается и даже бравирует безнаказанностью.
   Детективная линия не очень убедительная: следствие быстро заходит в тупик, однако визит следователя к несчастному вдовцу (месяц спустя) все расставляет по местам. Вот только из-за позднего зажигания следствия преступник ускользнул и торжествует. У дотошного читателя вопросы - почему так получилось? В финале следователь по интонации вдовца догадывается, что тот и есть убийца, создавший ложное алиби с помощью элемента умного дома - простыней с подогревом. Странно это. Простыни при осмотре места происшествия не упомянуты. Если были, почему ими сразу не заинтересовалось следствие? Если их уже не было, зачем их упоминать преступнику? Логика не просматривается. Аналогично с собачкой. Когда свидетельница рассказывает про ругань Марины ("С утра Маринка Савина материлась на весь подъезд, когда каблук на лестнице сломала. Вот ведь молодёжь пошла..."), следователь не желает слушать: "Ближе к делу, пожалуйста. Что вы можете рассказать про своих соседей. Как они жили?" А месяц спустя вдруг расспрашивает вдовца, которого в это время вроде как не было на месте: "Вы случайно не знаете, на какую собаку кричала соседка Марина в утро убийства?" А у самой Марины, значит, не судьба была спросить по горячим следам? Мюллер у Ю.Семенова в такой ситуации говорил подчиненным: "А вот это не ерунда!" В общем, в рассказе налицо и утаивание информации от читателя, и недопустимые ошибки следствия. Это резко обесценивает детектив: нет толкового интеллектуального поединка, а налицо грубые просчеты правоохранителей: уж кого-кого, а ближайшее окружение потерпевшей они в первую очередь должны были детально проверить, а не бросаться скорее на племянников прислуги.
   Резюме: симпатичное начало, скомканная концовка - хороший детектив не получился.
  
   11 Паутинка Пв-12 Стреляющая паутина   27k   "Рассказ" Детектив
   Своеобразный закрытый детектив: убийство без убийцы. Соответствие теме наблюдать можно: при расследовании соединяется в единое целое весьма разнородная информация.
   Расследование частное, коллективное, с весьма оригинальным стимулом: не вычислите убийцу - сами, господа мобилизованные в сыщики, в расход будете пущены...
   Завязка не представляется удачной: многовато времени уделено встрече двух отдыхающих и уровню их храпа, прежде чем началась собственно детективная история - вот она-то стартовала с места в карьер.
   Сюжет представляет собой описание мозгового штурма группы расследователей: шаг за шагом, выдвигая разные версии, они постепенно продвигаются к цели и вычисляют, что убийство было совершено сложным техническим способом, через заранее установленную веб-камеру со смертельным секретом - это и есть кульминация.
   Детективная линия хоть и прямая, но любопытная. В том смысле, что любопытно наблюдать за действиями персонажей. Однако читатель при этом покуривает в сторонке, словно при чтении "Кода да Винчи", ибо не обладает всей полнотой информации. Хотя почти сразу понятно, что должна быть какая-то техническая заморочка, тем более что и намек на оную дан: "...я услышал историю о невероятном убийстве русского резидента в Израиле, когда убийца спустил курок, находясь в тысячах километров от жертвы". Расследователи бойко извлекают тузов из рукава, рассказывая об устройстве веб-камеры, шприца-пистолетика и какой-то "коварной шпионке с Бангладеш", пардон, о некой Кандузи из Ирана. И вот пазл складывается. Замечательно, интересно, легко читается и... не верится ни на грош. Будто посмотрел комикс или почитал Леблана из 19-го века - об Арсене Люпене, раскрывающем международные заговоры. Какая-то искусственная глянцевая конструкция.
   В тексте встречаются технические огрехи, довольно любопытные порой ("будующие", например) - такие более характерны для авторов, оторванных от своей языковой среды.
   Резюме. Читать интересно, рассказ увлекательный, но неправдоподобный, особых эмоций не вызывающий. Тем не менее по качеству, имхо, выше многих из обозренных.
  
   12 А.Стоянович Пв-12: Балканская мозаика   26k   "Рассказ" Детектив
   На мой взгляд, даже не мозаика, а винегрет - из остросюжетника, мелодрамы и немножко детектива (в зачаточной форме). Соответствие теме? Наверное, да - несколько дядек безнадежно заблудились в трех кустиках бузины...
   Расследование частное - его ведет некто Александр Стоянович, боснийский серб. Официальное расследование упоминается, но, по доброй традиции данного конкурса, с процедурными ляпами - убийством занимается следователь УВД, а не следственного управления при следственном комитете, просто майор, а не майор юстиции...
   Завязка - такая же солянка, как и весь рассказ: знакомство двух ГГ, затем упоминание некоего бестселлера, а потом событий гражданской войны в Боснии - все фрагментарно. Читатель в моем лице не успевал сконцентрироваться на одном, как его пичкали другим (так некоторые мамаши (бабушки) пичкают ребенка, который еще одно не успел съесть, а они уже квохчут насчет другого блюда), и потом так и скакали весь рассказ.
   Потому и расследование практически не показано читателю: Стоянович сам себе что-то мыслит - намеками, предшествующими событиями не подготовленными, а потом ставит читателя перед фактом. Такой вот лоскутный сюжет.
   Кульминация - беседа Александра с Анной, идентификация ее с Жанной Сениной и давней любовницей потерпевшего, а потом уже логический вывод: убийца Илья Мосин. Странно все это. Конечно, постфактум находится объяснение каждому фрагменту мозаики-винегрета, вот только читатель лишен возможности составить ту мозаику сам. Словно посмотрел анонс детективного фильма, несколько фрагментов, а потом послушал, как исполнитель главной роли рассказал, что все это значило.
   Резюме: как остросюжетник рассказ вполне на уровне, как детектив весьма слабый.
  
   13 Giadimus S. Пв-12 Алмаз в сердце   42k   "Рассказ" Детектив

"Я только захвачу алмазы и тотчас же вернусь"

Лопе де Вега, "Собака на сене".

   Авантюрно-криминальная история, мимикрирующая под иронический детектив. При почти полном отсутствии детектива усмотреть соответствие теме затруднительно. Скорее, да, чем нет - ибо тут винегрет.
   Цельного расследования в рассказе не обнаружил. Что называется, каждый варит свою юшку: бандит Жора, девушка Дина, участковый. Сюжет состоит из блоков с разными фокальными персонажами, которые крутятся вокруг алмазов разного происхождения. Если рассматривать это как мультфильм, комикс или, скажем, приключенческий фильм студии детских и юношеских фильмов имени Горького или Одесской киностудии, получится очень даже прилично и занимательно. Но как серьезный детектив работа не воспринимается ни под каким соусом. Учет музейных экспонатов на уровне персонажей мультфильма "Следствие ведут колобки": вот слон, вот иностранец с табуреткой - все замечательно в справке. В рассказе аналогично обстоит дело с описью кинжалов и всеобщим оглуплением персонажей, и потом события развиваются столь же неправдоподобно - как уже упоминалось, на уровне комикса, и пропущенный при чистке ляп весьма характерен для такого действа ("когда обнаружиться пропажа").
   Резюме: несолидно, но кому-то обязательно понравится легкостью, безбашенностью и внешней увлекательностью сюжета.
  
   14 Рейхан Пв-12 Очередное заблуждение   29k   "Рассказ" Детектив

Восточные сказки,

Зачем ты мне строишь глазки,

Манишь, дурманишь,

Зовёшь пойти с тобой...

(Из репертуара группы "Блестящие")

   Интеллектуальный детектив. Соответствие теме в наличии: убийство гонца и смерть неизвестного от укуса змеи оказываются взаимосвязаны.
   Расследование частное: его ведет выдающийся ученый-энциклопедист средневековья - сам Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни. Полицейское расследование по методике предтеч Колычева (см. "Рожденная революцией": "... приглашаю еще двух городовых и приказываю бить этих друзей до тех пор, пока большинство из них не запросит пощады. Тогда я отсылаю городовых и предлагаю некоторым, мною избранным, освещать подозреваемых, следить за каждым их шагом. Как вы уже догадались, вопрос ареста - это уже не вопрос") сразу зашло в тупик.
   Завязка неплохая: сразу же показана таинственная гибель неизвестного, тут же Бируни вызывают на расследование убийства - интрига закручена, интерес читателя обеспечен.
   Сюжет представляет собой описание действий Бируни-сыщика: опрос свидетелей, посещение игрового заведения, а потом уже гениальное озарение в кульминации.
   Детективная линия из серии "гроб" (по терминологии М.Поташева). Оно, конечно, Бируни - великий ученый. Как и да Винчи. Там - код да Винчи, здесь - код Бируни. Стишки, гениальные озарения - читателю остается только внимательно наблюдать за этими расшифровками, но разгадать их - все равно что координаторские шарады на конкурсах... Плюс как-то не очень все убедительно, по-сказочному: "Я всегда удивлялся мыслям Кадыра, - покачал головой султан. - Только он мог придумать: послать драгоценный камень с дервишем и назначить встречу в доме игры". Вот и читатель удивляется: зачем такой огород городить, когда можно послать тот камень гораздо проще - с придворным, в сопровождении надежного отряда. Если так не делается, уместно предварительное объяснение: эксцентричность эмира, ненадежность его стражи и т.п.
   Резюме. Довольно интересно, написано вполне качественно, но детектив с такими недомолвками - слабоват. Рассказ "Яворы" - с малороссийским колоритом, данный - со средневековым восточным; получается некоторым образом стилизация ради стилизации.
  
   15 Кусонин Н. Пв-12 Муся и санитары   44k   "Рассказ" Детектив
   Иронический полицейский детектив, хотя расследование, по сути, частное - ведется лже-стажером. Ход любопытный: дела об убийстве нет, а о пропавшей собачке есть, теоретически добровольного помощника тут можно допустить, тем более старого друга участкового - но только в рамках иронического детектива. Соответствие теме налицо: собачка и смерть опустившегося мужчины оказались тесно взаимосвязаны.
   Завязка хороша: сразу с места в карьер предъявлен труп - интрига закручена.
   Сюжет - полностью о расследовании, и это правильно. "Стажер" опрашивает свидетелей, анализирует улики и приходит к правильным выводам. Идеи носятся в воздухе: есть на конкурсе другой рассказ с девушками, где одна выдавала себя за другую. Здесь это очевидно для читателя - злоумышленница не смогла скопировать скромное поведение Ольги, за которую себя выдавала. Способ убийства вряд ли по зубам неподготовленному читателю, хотя медицинская терминология в тексте разъясняется в доступной форме. Но навскидку - слишком заумно. Только для иронического детектива с натяжкой прокатывает.
   Что ж вы всю дорогу "Вы" с заглавной пишете? Режет глаз...
   Резюме: бойко написано и даже увлекательно, относительно логично, но в правдоподобие описанного не верится и воспринимается, имхо, исключительно как иронический детектив.
  
   16 Мсье Х. Пв-12: Убийство в альпийском шале   44k   "Рассказ" Детектив
   Классический закрытый детектив. Соответствие теме отдаленное: задача была решена сыщиком в спринтерском темпе, без анализа фактов, вроде бы не относящихся к делу (разве что считать за таковые умение злоумышленника играть в покер и блефовать - и преступление было совершено в аналогичной манере, с блефом).
   Расследование частное - его ведет некто Поль Гаспар Де Тулуз-Лотрек, "известный на всем лазурном берегу сыщик". Что любопытно: сыщик случайно оказался среди гостей в шале, но присутствие такой знаменитости не остановило самонадеянного злоумышленника (ох ух этот покерный блеф!).
   Завязка не представляется удачной: два господина неспешно едут на мероприятие, а предмет их беседы не назвать интригующим: как встретит хозяин неожиданного гостя. И далее размеренное повествование - до предмета детективного рассказа еще далеко...
   Сюжет представляет собой подробное описание странной вечеринки в альпийском шале с участием уважаемых личностей, которые в большинстве своем с неприязнью относятся к хозяину (организатору) мероприятия. И вдруг убийство - хозяйка, на чьи деньги все здесь создано, обнаружена убитой. Тут и сыщик пригодился, который быстро распутал дело, осмотрев место происшествия и опросив свидетелей.
   Кульминация вялая. Сыщик спокойно объясняет другу (полковнику Бернье), что убийца все-таки хозяин, месье Дюпуа. Но не успевает предложить прибывшей полиции задержать оного, как выясняется, что тот бежал.
   Детективная линия почти прямая, без причудливых поворотов (хотя, имхо, ложный ход с нацистскими преступниками напрашивался), но с логическими неувязками. Итак, жертва будто бы написала кровью имя "Себастьян" - указывая на мужа. Гости с этим согласны. Но Себастьян утверждает, что его подставили. И вроде бы все предусмотрено: убитая левша (к слову, это было бы уместно как-то показать заранее, а не открыть этот факт читателю в ходе опроса свидетелей), а кровью испачкана правая рука. Однако мсье Поль догадывается, что это хитрый ход, блеф. Мадам Дюпуа ничего не писала, ящик с картами не передавала - ее отпечатков на нем не найдется. Кстати, а почему убийца не позаботился об этом? В его интересах было бы оставить на ящике отпечатки пальцев жены. А если он был так уверен в безупречности своих построений, почему сразу бежал? Если не был уверен, зачем убивал? Кстати, наверняка графологическая экспертиза определит по почерку автора надписи "Себастьян". Неужели все просчитывающий игрок не подумал и об этом?
   Текст небрежный, недопустимо много технических огрехов, лишних запятых.
   Резюме. Название содержит интригу, а рассказ весьма посредственный.
  
   17 Макитра. Пв-12: Яворы вы мои, яворы   36k   "Рассказ" Детектив
   Фольклорно-этнографический детектив. Соответствие теме улавливается трудно в обилии информации.
   Расследование частное - его ведет молодой попович Нестор.
   Завязка затянутая. Рекрут под конвоем на сюжет практически не играет. Позже становится известно о краже. Несмотря на интенсивные рассуждения о чести села, не удалось (субъективно) проникнуться чрезвычайностью расследования о хищении трехсот рублей - хотя по тем временам, понятно, сумма солидная. Тем более позже выяснилось, что для отдельных посетителей шинка обобрать хмельных - дело привычное, никаких моральных терзаний по этому поводу у хлопцев не наблюдается.
   Сюжет представляет собой подробное описание житья-бытья почти всех подозреваемых и свидетелей по мере того, как Нестор с Яковым ведут неторопливый обход и опрос фигурантов дела.
   Кульминация размытая. Постепенно добрались до крайнего подозреваемого - сознался, деньги вернул. И доморощенные сыщики не стали раздувать скандал, подбросили деньги, оставив дело нераскрытым для публики. Хотя ранее тот же Нестор опасался кривотолков из серии "то ли он украл, то ли у него украли", но в итоге, получилось, все сделал для формирования именно такого статус кво: "А деньги в тот же день во дворе у Якова возле коморы нашли. Купец со становым дело миром решили... По разному люди судили. Кто говорил: "Катря своровала, а затем видит: беда будет, излякалась да утопилась". А кто говорил: "Сам купец спьяну потерял"". Но не только в деньгах, оказывается, была суть. Есть еще и эпилог-скороговорка о несчастной любви: Катря утопилась, Федор потом тоже утонул в овраге - не захотел спасаться
   Детективная линия - ломаная, из прямых отрезков. Долго и нудно собирались к свидетелю Карпу. Добрались. И вдруг Якова, спутника Нестора, озарило (очень позднее зажигание у мужика, где он раньше, спрашивается, был!): "Что за времена настали. Вот недели три назад ехал Грицко хуторский с ярмарки, в Кривой балке пьяного его нашли, и ни товара, ни денег. Хоть и клялся, что всего пару чарок в шинке выпил, да кто ж ему поверит". Под колпаком сыщиков вновь оказалась несчастная чета шинкарей. Уже не до Карпа: развернулись и помчались обратно в шинок. Но потом снова к Карпу... И так брели от двора ко двору, пока не вышли на Федора. Не все ясно с уликой - кафтаном. Сначала сообщается: "Беда большая оказалась - покража у торгового гостя случилась. Стал приказчик одёжу чистить и обнаружил". Позже читатель узнает: "Стали затем одёжу смотреть. Кафтан новый, дорогого синего сукна, только в пыли вывозился, по рукаву да правому боку мелом забелился". Это как же приказчик кафтан чистил, что всю пыль и побелку оставил? Ключик здесь планировался для читателя: "...шинок и конюшня недавно выбелены, внизу призба желтой глиной ровненько вымазана". Но не сработал ключик толком: зацепился где-то кафтан за шинок или конюшню, и что с того? Потом только злоумышленник объясняет: "Тут хлопчик кафтан рядом со мной на призбу и бросил, карманом кверху".
   Субъективно - весьма нудный детектив, ибо растворяется расследование в житейских этнографических деталях. Какое значение для детектива в данном случае имеет, кто откуда призывался, куда нанимался, как хозяйничал? На мой взгляд, никакого. Следовательно, такой текст - своего рода "карпаччо" для любителей смаковать подобные этнографические подробности. Один советский писатель-фантаст рассказывал в эссе о творческой лаборатории коллеги: "Один из знакомых писателей говорил мне, что он терпеть не может составлять планы. Для него это тяжкая и нудная работа. Он торопится, расставив главы, приступить к выписыванию деталей. Вот перед глазами главная комната в деревенском доме, так называемая зала, томный дух от протопленной печи, косые трещины в бурых брусьях стены, короткое платье Аленки в синий горошек, исцарапанные коленки, косички, как кисточки для бритья. И он, мой добрый знакомый, гордится этими кисточками, считает их удачной находкой. А для меня косички эти - проходная деталь". Вот и здесь минимум половину рассказа составляют подобного рода проходные детали. Вспоминается обсуждение на форуме телеканала "Россия-1" детективно-приключенческого сериала "Ликвидация". Очень много было восторженных охов-ахов по поводу одесского колорита фильма. Но этой восторженной части публики серьезно возражали: для колорита гораздо лучше было бы снять мелодраму или комедию, а в таком фильме избыток колорита мешает воспринимать основную линию. Повторю: это субъективное восприятие.
   Текст не очень хорошо вычитан, особенно позабавили двусмысленности из-за раздельного написания "пол": "Подала поначалу пол кварты..." Получается, подала дно бутыли емкостью в кварту?
   Резюме. Своеобразный рассказ, стилизация под эпоху вполне получилась, но читать такое как детектив, имхо, очень скучно.
  
   18 Калейдоскоп Пв-12. Калейдоскоп   45k   "Рассказ" Детектив
   Своеобразный гибрид криминальной истории с полицейским и частным детективами. Расследований два: официальным рассказ начинается, частным завершается. Соответствие теме: скорее нет, чем да. Хоть в тексте и имеется призыв считать бузиной след инъекции на локтевом сгибе потерпевшего, но, имхо, читателем за таковой не принимается, ибо то волюнтаристское решение следователя, а по сути - важная улика
   Сюжет действительно калейдоскопический - дело (или его фрагменты) показано в восприятии нескольких персонажей, что ценно, наделенных индивидуальными черточками, собственной речью. И читатель получает разную информацию, возможность строить собственную версию событий. Настораживают противоречивые данные о характере потерпевшего и его склонности к алкоголю - и позже через рассказ "вдовы" читатель получает информацию, что не зря сомневался вместе с матерью погибшего: в действительности не пил покойный. Таким же образом не случайно подчеркивается (причем неоднократно) внешнее и биологическое сходство потерпевшего с кузеном - еще один повод насторожиться читателю. "Показания" кузена обрываются - и гадай тут, так задумано, или же в действительности расстался с жизнью как раз кузен. Наконец, через восприятие потерпевшего показано его частное расследование, и калейдоскопические фрагменты находят толкование. До полнокровного детектива, имхо, рассказ не дотягивает, ибо слишком много информации дано о преступных замыслах нечестивой парочки. На мой взгляд, интереснее было бы их несколько зашифровать в тексте. Но автор распорядился иначе, и финал все равно удачен: несостоявшийся убийца сам пал жертвой, стервозная дамочка останется у разбитого корыта. Конечно, и "ботан" получился не ангелом: не пощадил кузена, не дал тому возможности вернуться на путь истинный. Маму огорчил, позволив считать себя убитым, а сам непатриотично отправился за бугор.
   Впрочем, имеются сомнения, что удастся мужику провезти антикварные книги через границу, ибо таможня вооружена Законом от 15 апреля 1993 года N4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", а в статье 7 "Категория предметов, подпадающих под действие настоящего Закона" упомянуты, в частности, "старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях". "Теоретически у меня могут отобрать книги на таможне, но сумеет ли таможенник распознать раритеты?" - инспектор и не будет распознавать, он потребует заключение экспертизы, что данные книги не попадают в указанную категорию. "Да и с чего бы ему копаться в ручной клади скромного туриста, если книги не в розыске и никто, кроме Ольги о них не знает?" - только на это "Тимофею" и остается надеяться.
   Резюме. Наверное, можно было написать этот рассказ несколько иначе, чтобы он получился больше детективом, чем криминальной историей. Можно усомниться в правдоподобии описанного. Но, имхо, "Калейдоскоп" - один из немногих конкурсных рассказов, который прочитал с большим удовольствием, полным погружением, с удовольствием размышляя над загадкой преступления: действительно ли убит Владимир Евгеньевич Волков?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"