Хиромантия и жизнь или поливариантный изоморфизм читательского спроса
(конкурсная резервация, вторая полка справа)
"Если не будут приняты героические меры, я лично буду проводить в Совете обороны и в ЦК не только аресты всех ответственных лиц, но и расстрелы"
В.И. Ульянов (Ленин) 18 июня 1918 г
Как видно из героического гражданского эпиграфа незабываемого 18-го года, отец родной всех люмпенов и бездельников, Владимир Полуадвокатович Симбирский тоже страдал такой распространённой болезнью литераторов, как неоправданные повторы. Но я бы не стал спешить с выводами. Тогда, в первой четверти 20-го века Совет обороны государства бесплатных навязчивых Советов не представлял собой ритуально-реальный слепок виртуального "Самиздата". Далеко НЕ. Короче говоря, не до сантиментов и культуры речи было Ильичу Ульянычу. Писал незадачливый адвокат и величайший из всех вечно живых вождей, что называется, как придётся, как требовала того революционная ситуация и бессменные спутницы Надюша с Инной, одержимые комплексом Мессии в юбке.
Впрочем, оставим товарища председателя СНК (совета народных катов) в покое. Пусть ему. И так уже почти целый век в междуцарствие мотыляется, словно хвост овечий. Между Царствием небесным и Царством Сатаны. А друзья-товарищи по партийному единомыслию его заклятые всё стараются в атеистическом раже сделать что-то погаже для своего Бывшего Вождя. Агностики, чтоб им самим в саркофагах веками прозябать, в мумифицированном, будто кусочек десятилетнего сыра, завалившегося за диван, реквизированный краснознамённым прадедом у зажравшегося учителя словесности с непременным последующим приведением в исполнение, виде. Не мудрено, у людей с рабской психологией так принято: увековечить своего повелителя в пирамиде, лишив его Вечного Покоя.
Так вот, господа и дамы... Или нет, не так. Уважаемые дамы и господа (здесь я отдаю дань уважения феминам, а также их безусловному численному превосходству), хватит о вождях и вождизме, не при детях и... не на ночь будут они помянуты. Поговорим лучше о первом туре конкурса "ХиЖ - 2006". Обычно эта аббревиатура расшифровывается, как "Химия и жизнь". А я в данном обзоре литературно псевдо-культурного свойства предпочту трактовать её, аббревиатуру, таким вот образом: хиромантия и жизнь? Отчего, де, так, автор-батюшко (кое-кому и "враг народа и слова МОЕГО литературнАГА, Димыч-пёс"), спросите? Нет, не спросите. Сами поняли... По линиям Вашего литературно-папиллярного слова постараюсь донести до Вас же, мои милые авторы, своё представление о тексте, на конкурс номинированном, его будущее предсказать на основе своего крайнего разумения о том, как следует писать, и посредством выставления оценок, которые Вам удастся обнаружить в конце статьи.
Итак, определились: оценки в конце обзора. Поэтому прошу раньше времени не кричать, каменьями не швыряться и не проверять на прочность мою нездоровую психику. Ещё успеете отомстить. "Самиздат" большой, тропинок узких до самых голубых чертей, так что готовьтесь. А я покуда пойду готовить себя к самому худшему. К забвению... А вы думали, я никогда не видел размахивающих литературным бессилием гладко выкрашенные мельницы, внутри у которых пустота и картонное благолепие; которые настойчиво объясняют мне, глупому, что писать нужно "так-то и так-то", ни шагу в сторону? Писать по их понятиям можно: используя малый запас слов, напрочь отвергая метафоричность речи и занимательность сюжета (главное - правильная ИДЕЯ!), игнорируя ироничность и сатиричность слога, не обращая внимания на нормальных читателей, которым интересны не только лозунгоподобные до приторности правильные мысли, изложенные авторами с узким кругозором и мнением, будто ТАК ЕДИНСТВЕННО правильно. Подобным критикам ничего не стоит обвинить тех, кто смыслит, по крайней мере, не меньше, чем они сами, в необразованности и прочей ерунде. Не страшусь я таких литераторов, у них, как правило, ещё достаточно времени, лет на двадцать-тридцать поболе, чем у автора этих строк, чтобы переменить свою непримиримость на что-нибудь значительное и достойное.
Так и чувствую, что сейчас прибегут критически настроенные санитары (не скажу из какой зелёной чащи) и устроят расправу над "самовлюблённой бездарностью". А пока их здесь нет, начну излагать то, из-за чего, собственно, мы все в этом конспиративном логове и собрались. Примусь рассказывать вам, уважаемые обитатели резервации ХИЖ-2006 под нумером два, то, что приходило мне в голову, когда я изучал ваши рассказы. В этот раз внимательного прочтения с вылавливанием "литературных блошек" (читай - ошибок) не будет. Только то, что само на глаза попадётся. Излагать тоже буду коротенько, так что не обижайтесь, если мало. Сие не от моего невнимания к тому или иному тексту, а исключительно по причине недостатка времени. Служба, знаете ли, она не совсем опасна, но трудна... порой... У Вас, мои милые, находится в подчинении 15 прекрасных дам, работающих в круглосуточном режиме? Мужиков я считать не стану. Это просто. Это всё в соответствии с Трудовым Законодательством. А фемины! Ах, эти фемины! И, несмотря ни на что, обеспечиваем... Два вида связи... Однако прекращаю. Меня готовы уничтожить всякого рода святоши, нетерпеливые авторы... Да, мало ли, кому я ещё не пришёлся... Дескать, ему поручено всего только огласить оценки, а он начинает... эвон, откуда... Ещё с девятьсот мохнатого года...
Каюсь (в который уже раз?)! Принимаю во внимание (поверят или нет?)!
В предыдущем обзоре конкурсных работ "ХИЖ-2006", вернее, в комментарии N53 к нему, один из представителей "Самиздата" попенял мне, что написано скучно. Не стану взывать к литературному пантеону и рвать на себе остатки редкой поросли, стыдливо закрывающей мой череп, в глубинах которого разгулялись неоправданно могучие амбиции. Да, написано скучно. И сейчас снова повторю подобным же образом... Писать литературные обзоры в жанре приключенческой литературы - это, видимо, в силах исключительно автора этого комментария. Вот он, кстати и он, тот пламенный призыв, сразивший меня наповал: "...текст скучен. И читать рассказы благодаря обзору не хочется. А подробный разбор грамматики и орфографии, стыдно сказать, не нужен даже самим авторам. И зачем по десять раз указывать на одну ошибку?"
Уважаемый, Георгий, спешу поделиться с Вами одной, казалось бы, дружественной мыслью некоего парадокса. Нравоучения от Зелёного Леса пошли мне на пользу. Я прекращаю писать в жанре гротеска, буффонады, ироничного рассказа, скетча, сатиры (невероятная образованность моих оппонентов обозначает весь этот ряд великим и могучим русским словом из подворотни - имя ему "стёб"). Теперь автор этих строк делается невероятно серьёзным и задумчивым. Это позволит мне писать обдуманно аж по 200 Кб скучных, но невероятно поучительных (для пары десятков фанатеющих читателей), текстов в год, а не так как нынче - всего по 2-3 мегабайта разного бреда.
Поэтому!
Не ждите занимательности. Просто скучайте. И не забывайте благодарить литературных идолов СИ за то, что вовремя надавали мне по нескромному языку гаера, шута и ёрника.
Приготовьтесь. Сейчас мы вместе насладимся скучнейшим из всех возможных текстов, дамы и господа. Жаль, Кафка не дожил... и стрела от Генри Лонгфелло не долетит до моего вигвама...
Угождать всем вкусам, и даже безвкусице и навязанной агрессивными пушистыми особями вкусовщине, очень трудно. Такой поливариантности добиться трудно даже полностью отказавшись от собственного мнения. Усреднения, изоморфизмы могут привести только к одному: все станут подражать установленному в дикой чаще литературному Идолу, каноническому пониманию творчества, где нет места шуткам. И кому тогда нужны станут читатели, которые умеют не только думать, но и сравнивать? Не нам с Вами решать, впрочем.
А пока!
Пожалуй, что не стану заниматься ерундой. Напишу так, как считаю нужным... А излучение из чащи пусть чуток повременит. Почти как у Высоцкого, надо же... Вот ещё один агент влияния! Ну, от этого-то не так легко не избавиться. Почему? Он творил, ни на кого не оглядываясь.
Очень трудно писать обзор таким образом, чтобы тебя не обвинили в навязывании своего мнения. Не стану и стараться, чтобы выйти из этой щекотливой ситуации. Авторам же сообщу, что я РЕКОМЕНДУЮ ВАМ ВСЕМ НАСТОЯТЕЛЬНО наплевать на мои рекомендации и продолжать радовать критиков в меру своих сил... кто чем... как говорится богат. Насмешить, не желая того, - это ведь тоже талант.
Поехали! Дальше должны были последовать настоящие слова Юрия Алексеевича, которые вырезала остроумная партийная цензура... но у меня нет доступа к этим источникам социалистического реализма в раскладке ЦК КПСС - КГБ - ГРУ...
...да, собственно, это и к лучшему.
Что можно сказать о дивино? На мой взгляд, это произведение написано под осознанным или неосознанным влиянием Виктора Пелевина. Эзотеризм и витающий в пространственной субстанции некий Дух, задающий какие-то странные законы собственного существования - вполне соответствует мировоззрению наимоднейшего исследователя Гражданской войны Чапаевского периода.
Итак, Дух! Имя ему не Василий Иванович, не Пустота... А просто - Дивино. Он и Бог, он и раб в одном лице, и Ведущий и Ведомый. Описание перерождения сущностей Дивино очерчены автором подробно и толково, НО! Утомительно в то же время... как-то вторично.
Зацикленность сюжета лично меня оставила в недоумении. Стоило ли городить огород с такими сложными перерождениями, чтобы в конце сказать нечто вроде: "Все изменения, происходящие во Вселенной, недоступны нашему разуму. Поливариантность событий имеет место быть, но, кто или что управляет всем этим, изучению не поддаётся".
Думаю, автору стоит изучить Тибетскую Книгу Мёртвых ("Бардо Тодол"), чтобы понять, что тибетские ламы написали историю Дивино многие сотни лет назад, даже не подозревая, что этот сюжет назовут фантастикой.
Вполне могу согласиться и с тем мнением, будто я сам ещё не дорос до Тибета, и не мне, дескать, судить-рядить о возвышенном. Но, извините, оценку ставлю я, а не дивино, дух изгнанья... и далее в полном соответствии с Михаилом Юрьевичем.
Начинается, как обычная космическая фантастика. Что ж, посмотрим, как автор справился с искушением разменяться на бесконечное описание подробностей "звёздных войн".
"Спустя десять минут он был уверен, что на несколько тысяч астрономических единиц вокруг больше нет ничего живого. Ему попался одиночка.
Редчайший случай! Обычно протеи всегда летали большими толпами". Забавно. Космические корабли летают толпами. Интересно, а на авиационном шоу самолёты тоже летают толпами? И что такое астрономические единицы? Не те ли это единицы, по которым можно судить о развитии виртуальной системы "ролевика"? Правильнее было бы, на мой взгляд, назвать астрономические единицы пресловутыми парсеками. Хотя не я здесь главный.
Так-так. Протеи летают в космосе сами по себе, без каких-либо механизмов? Затейливо, и вполне фантастично.
А на вопрос о том, не поддастся ли автор искушению... Помните, в начале чтения я им задавался?.. Справился. Справился автор, чётко определил для себя главный философский момент. Что, высокопарно? А по мне так в самый раз.
"Я буду жить вечно! Что может быть прекраснее!" Проблема вечной жизни для героя перестала существовать ценою разрешения вопроса с вынужденным бессмертием его психологического антипода на подсознательном уровне, протея. Каждый из разумных существ подарил своему альтернативному разуму самое дорогое, чем обладал сам. До середины рассказа я был настроен несколько скептически, а потом понял, что всё далеко не так просто в этом тексте. .... Единственный недостаток - отсутствие оригинальности стиля, его просто нет. Автора невозможно узнать по манере написания... Но это дело наживное.
Идея очень неплохая. Идея такая, если я правильно понял: Отец Всего Сущего тоже не так всемогущ, как можно было представить. Ему и его команде свойственны некоторые ошибки и промахи в процессе Сотворения Мира. Поскольку фактор времени для Создателей (Главный из них сам намекает на то, что он не одиночка) не особо существенен, они уже который век пытаются исправить собственные "косяки".
Сюжет затягивает. Одно не совсем приятно: чересчур наукоёмко. Нет-нет, мне-то всё понятно, но для обычного среднего читателя подобное "надругательство" над их мозгами не пройдёт даром. Хотя, честно говоря, сейчас такие все жутко образованные в читательской среде... Кого угодно квантовой механике обучат, а "люниксоидные платформы" для них вообще, как сказки Пушкина в конце 19-го века.
Да, а Создатель у автора получился этаким двояковыпуклым. Вернее будет сказать, подобным его увидел герой рассказа. Не сколько похожим на карикатуры работы Жана (Франсуа Лежена) Эффеля, сколько на Отца всех народов, отрастившим бороду... Да-да, я про трубку. Аллюзия с иллюзией в стереотипных рамках моего воспалённого мозга.
Фантастика в духе космической антиутопии. Катастрофичность, исторические аллюзии прогресса, прогрессивные окклюзии исторических процессов. Посмотрим...
"Может, само Время подавило в людях любопытство. Хотя было кое-что еще. Постоянное и неотвратимое, как ход часов.
Акси был на пути к поселку, когда небо озарили вспышки". Необязательны повтор однокоренных глаголов, делающий неудобочитаемым представленный здесь абзац.
"Акси почувствовал, что его кто-то дергает за правую штанину - снизу на него смотрел семилетний мальчуган. Акси наклонился, дабы услышать, что тот хотел сказать". Возраст был установлен по сетчатке глаза или мальчик был знаком герою?
"Одни разгребали завалы, другие пытались унять пожары, таская воду из реки". Унять пожары? Автор, вы уверены? Я что-то не слышал, чтобы пожары унимали, унимают боль, а пожары, как правило, тушат.
"- Ну, во всяком случае у дяди Тивора осталась жизнь. Но пока он жив - здесь ничего уже не вырастет, - заметил Акси, смотря на дядю, бегающего вокруг кратера, обхватив голову руками". Во-первых, пропущена запятая после "ну". А, во-вторых, не ясно, кто же обхватил голову руками: Акси, дядя или сам кратер. И после "кратера" тоже нужна запятая. На Вашем месте, автор, я бы переписал это предложение.
"- Видишь эти овальные впадины меж холмами? Я думаю, что когда-то эти впадины были кратерами... Но со временем утренний туман и ветра их сгладили. И там опять может расти мох, корни и кустарники. Да и наше озеро похоже на старый кратер, наполненный водой. Кто знает? Может эта земля еще станет пригодной для жизни". Написано в стиле познавательного телевидения от "Нэйшнл Джиографик". Герой случайно не работал на канале "Дискавери"? К чему это я? Просто обычно люди с племенным социальным устройством так не говорят. Это же не комментарий за кадром... где привыкли обмусоливать "эти впадины", нимало не смущаясь неблагозвучности полученной фразы.
"Акси захлестнула злость. Сумасшедшая старуха причитает слова Древних Сказаний, в то время как множество людей пытаются спасти то, что осталось от их поселка". А чего сердиться-то? Старуха, даже и бросив кричать, навряд ли бы смогла помочь толком в её-то годы.
"- Да, потише ты! - полушепотом выпалил Тэффи. - Смотри, как на тебя смотрят". Вопиющий повтор, за который нужно давать по рукам.
"- А зачем тебе знать то, что там, за Кольцом Гор? Мудрейшие говорят, что там ничего нет. Ведь Боги дали нам Долину - есть ли у нас право подниматься вверх по горам - к самому небу, которое они подпирают?
- Я слышал, что с той стороны Долины есть ущелье, поднимаясь по которому можно достигнуть самого неба". Повторы, повторы...
"- И это ты называешь жизнью? Прятаться под скалой, тушить пожары и отстраивать разрушенные дома? Я хочу узнать, что за этими утесами. Возможно, там есть ответы. Возможно, есть лучшая жизнь". Чувствую, здесь не обошлось без влияния "Старухи Изергиль". Но пролетарский писатель в такой ситуации, возможно, поставил бы запятую после "возможно". Хотя ему больше нравились тире. Возможно, своей прямолинейной устремлённостью в неизвестном направлении без ярко выраженного вектора.
"А упоминание Древних Сказаний вообще разозлило... Какой контроль имеют над ним какие-то древние сказки?" Повтор. И, кстати, слово "контроль" - не слишком ли круто для, грубо говоря, первобытного человека?
"- Я поду на ту сторону Долины, - решительно сказал Акси своим друзьям. Мох и корни растут до самого края, поэтому я не буду нуждаться в каких либо запасах. И только перед тем, как буду подниматься по ущелью, запасусь едой. Все что мне нужно - переждать очередной взгяд Богов". Взгяд Богов и в самом деле страшен, но поди. А повторы лучше бы убрать.
"Долины. Казалось, что горное кольцо непрерывно - плавный подъем продолжался, пока не заканчивался почти отвесными каменными стенами". Продолжался, пока не заканчивался. Некрасиво звучит, не находите?
"Само ущелье не оказалось простой добычей". Метафора из разряда охотничьих забав. И стиль Йодо не забыт. Тогда уж лучше следовало написать так: "Ущелье само оказалось добычей простой не".
"Разлом в скалах неумолимо шёл вверх". Ну, не мог разлом идти, у него нет ног...
"Но, в конце концов, они достигли предела, когда идти дальше стало невозможным". Лучше будет следующим образом: "...когда идти дальше стало невозможно". Если Вам непременно нужно использовать термин "невозможным", то напишите так: "...когда идти дальше сделалось невозможным".
"- Здесь угол не такой и большой... И дальше, насколько мы успели заметить, есть более пологие участки. Раз мы добрались сюда, нужно дойти до настоящего финала". Дойти до настоящего финала. Извините, автор, Вы всерьёз считаете, что это художественно безупречная фраза? Ненастоящий финал - это полуфинал?
"Местами он действительно был тяжелым - порой приходилось просто карабкаться с камня на камень, взбираясь все выше. Но иногда дорога была просто пологой тропой". Лучше "становилась", а не "была".
"Но вскоре дымка начала пропадать, а потом и вовсе исчезла. Все это происходило также незаметно. И Акси совершенно выбился из сил, когда понял, что впереди у него высится утес, а выше него ничего нет.
Но путь к этому возвышению был долгим. Казалось, что он вот-вот его достигнет, но по воле Богов впереди возникали и возникали новые шаги". Здесь написано так, что не совсем ясно, кто кого (кто чего/что чего/что кого) достигнет. Поскольку имеется ПУТЬ, утёс и где-то за кадром оставался Акси. А возникающие впереди шаги заставляют подумать о психическом здоровье героя.
"Дышать стало тяжело. Акси дышал часто, набирая полные легкие..." Повтор.
"Он впервые увидел всю Долину от края до края. Увидел так, как можно было увидеть только со стороны. (А с высоты уже не так хорошо видно?) Увидел гигантскую чашу, заполненную серой массой тумана. Дна Долины отсюда видно не было. Но перспектива, из которой он ее увидел, позволила провести явные аналогии". Перебор повторов я ещё сумел разглядеть, а вот провести явные аналогии мне, увы, не под силу.
"Кратер, созданный самым свирепым взглядом Богов, который только знал мир. Но если Долина - всего лишь кратер, то должна быть большая поверхность, на которой кратер возник". Странный всё-таки этот Акси. Похоже, что образованный. О кратерах рассуждает вполне логично. Это в первобытном-то обществе... Странно, право. Или меня захотят обвинить в предвзятости и придирках не по делу?
"И эти кратеры находились в гигантском кратере, который был их Долиной. Акси показалось совершенно правдоподобным, что и Долина и тот кратер, находятся на дне еще более давнего и гигантского кратера... А тот кратер в свою очередь..." Герой вот-вот придумает матрёшку... Жаль, иностранцев вокруг нет, продавать некому.
"Столь ясная картина мироустройства обрадовала Акси. А особенно радовало то, что это были его собственные умозаключения. Не чьи-либо - его собственные.
Можно было как-нибудь организовать экспедицию к другому кратеру. Для этого, конечно, нужно будет более сильная команда. И к ней нужно будет основательней подготовиться. Но это вполне возможно. Акси видел тропу, спускающуюся вниз, к внешней кромке кратера, теряясь в облаках". Целый букет неприятностей. Сначала радостный повтор, потом ещё один. Команда, по правде говоря, не "нужно будет", а "будет нужна". А зачем ещё необходимо к этой команде готовиться, мне, хоть убей, непонятно. А мгновенный переход в одном абзаце от основательной подготовки к тропе, огибающей кратер, не характеризуют автора как умелого беллетриста.
"Тут внимание Акси привлекла какая-то тень... В сотне шагов какое-то сооружение уткнулось прямо в скалу". Автор, вы абсолютно не думаете, когда пишете. Стиль, разнообразие и чистота письменной речи для вас только пустые звуки. Художественное произведение предполагает не только занимательный сюжет, но и, как Вам ни покажется странным, качество исполнения.
"Он слышал легенды о подобных вещах. Хотя не верил в большинство из них. В поселке было несколько интересных вещей, оставленных Древними". А что, кроме слова "вещи", других в Вашем лексиконе не имеется?
"Перед его глазами возникло живое доказательство могущества Древних". Автор, Вы будто пытаетесь рассказать что-то интересное, используя словарный запас школьника далеко не выпускного класса.
"Акси, ни секунды не мешкая, ступил в металлическое чрево. Он не боялся чего бы то ни было от этого давнего механизма". Не боялся чего-то от чего-то? Фраза оставляет желать...
"Но страшным были не крысы, радиация или токсические выбросы. Страшным было то, что он может узнать, порывшись в этой старинной штуковине". Автор, Вы снова меня озадачиваете. Откуда первобытному (судя по всему) Акси знать о существовании железа, токсичных выбросах и радиации?
"Что-то похожее на главную комнату" - подумал Акси, ступая в очередное помещение. Отсюда машина управлялась". Так и представляю себе папуса, не осквернённого цивилизацией, который ходит по... скажем, каютам брошенного ракетного катера и рассуждает: "Хорошо, что нет выброса радиации, и торпеды с химической начинкой не дали утечку. Ага, а вот и главная комната. Отсюда велось управление..."
"После нескольких неудачных попыток он начал на ощупь выбираться из помещения. Тут то он и задел что-то, включившее звук.
Бормотание. Лишь бессмысленное бормотание..." Это, наверное, от концерта Мадонны на Папуа Новая Гвинея осталось...
"Постоянно меняем дислокацию. Все время ожидаем десанта из космоса. Но из орбиты на нас падают лишь водородные бомбы". Миленько, из орбиты падают водородные бомбы. Орбита - это средство доставки ядерных зарядов?
"Радиоактивные осадки такие, что нос нельзя высунуть из танка. Черт бы побрал этот Марс!" Так, оказывается наш герой в танк залез, и в его РОДНОМ языке есть такие слова, как: радиация, крейсер, фрегат, флот, форт, орбита, радиация и пр. Верится с трудом, что человек осознаёт значение слов, которые слышит впервые... И отчего они вдруг показались ему родными...
Если учесть, что одичавшие потомки должны забыть значения многих слов (а это так и есть, если брошенные танки были ими названы Машинами Древних), то из аудиозаписи в этом самом танке Акси мог постигнуть примерно следующее:
"Понятно, что должно пройти какое-то время, пока оно достигнет НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. А там еще пробиться сквозь НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. Но большая часть моего НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО уверена, что это НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. И запустили ее для поднятия НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
Бип...
Сегодня я достал последние НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, дабы отпраздновать удар по НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. Все были в восторге.
НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ известила об успешном применении НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО, и открыла некоторые НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО подробности, являвшиеся ранее строго охранявшейся НЕПОНЯТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
Оружие представляло собой несколько тяжелых НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ со НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО первых НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО открывали на поверхности очень глубокий зияющий кратер, достигающий НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. А вторая НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ на большой скорости проникла в горячие слои и НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО создала идеальные условия для НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ в глубине НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. Подобно тому, что происходит в НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО на НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО сработал. Невообразимая НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, использующая в качестве НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО внутреннее НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО в глубинах НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО разметало в пространстве.
Сначала мне это показалось невообразимым. Но факт остался фактом - целая НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО уничтожена! Целая чёртова НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО!
Бип...
НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО объявило, что оставшимся в НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО силам НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО будет предложено НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. Но это не из-за доброй воли - просто у нас совершенно не осталось сил, что бы их уничтожить. Будь эти силы, мы бы вымели этих НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ к чёрту, как вымели их НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО.
НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО все еще продолжаются... Очень яростные, но уже не настолько НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. Я бы сказал отчаянные. Без НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ протянет от силы два-три месяца.
Бип...
Что теперь НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО? Только остатки, разбросанные по всей НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО был такой сильный, что только мелкие кусочки остались. НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО - несколько НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
Только вот говорят, что осколки НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО новый пояс... Большой вытянутый НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО - от НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ до НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. И вскоре Земля пройдет сквозь этот пояс... В моем НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО, я смотрю, уже не очень все довольны этой блистательной победой.
Я им говорю - нет смысла бояться!!! Ну, попадут в НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО несколько НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. Считайте это НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО в честь нашей победы.
Бип...
Ничего себе НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО!
Бип...
Это было хуже НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО освещают все небо. Вдали виден вулкан, что возник на месте удара. Небеса затянуло пеплом.
Все низины заливает раскаленной лавой. Мы приняли решение взлететь и найти для НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО более подходящее место. Один из склонов кратера показался для нас вполне приемлемым. НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО барахлит. Ребята из других НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО также НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. От центра уже несколько дней ничего не слышно.
Бип...
Все реже делаю НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. Все больше усилий тратится на выживание. Никого в округе нет. Лишь мы да еще несколько НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО, что перелетели и НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО по ту сторону кратера. Долго так продолжаться не может - скоро иссякнут все запасы. Нужно найти подходящее место. Возможно, дно кратера будет хорошим вариантом. В нашем НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО по этому поводу шутят, что, мол, молния не бьет два раза в одно и то же место. И я лишь молюсь Богам, что бы ("чтобы" пишется слитно) эти НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО разлетелись. Улетели в дальние концы НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, упали на НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ в пространстве...
Бип...
Прошло лишь пол года ("полгода" пишется слитно), как ад начался вновь. Может не такой сильный, но все же...
Больше в НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО я возвращаться не буду. Дети вырастут - может вернуться сюда. НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ будут еще работать и работать. Так что и для правнуков останется... Если они смогут появиться на свет.
Точно предсказать время прохождения обломков сложно. Земля по своей НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО пересекает НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО дважды. Но НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО слишком широк и не НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. В нем есть пустоты и уплотнения. В нем есть выбросы и НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. Это сам НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО.
НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО изменения НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО налицо. Это не ядерная ночь. Это просто уменьшение прозрачности НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО Земли, которое НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО годами. Я не помню, когда последний раз видел НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО. А НЕПОНЯТНОЕ СЛОВО - от него даже пятна на небе не видно. Только облака светлеют после восхода.
Бип... Бип..."
Запись, похоже, закончилась". Судя по лексическому ряду из бортового журнала, Акси не должен был понять из записи ровным счётом ничего. А само описание сделано в духе комиксов от не слишком эрудированных американских издателей бульварного чтива. Но автор считает иначе.
"Несмотря на множество непонятных слов, Акси постиг чудовищность этой войны. Раньше он даже не знал такого слова - "война"!" Не знал и постиг? Не верю!
"Акси в это время вспомнил рассказ о той войне. Сказания говорили не правду". "Неправда" пишется слитно.
"Я сделал правильное решение, не рассказав им об обратной стороне Долины, о машине Древних. Никому в поселке не нужно знать истины" - думал он. Акси был уверен, что ничего не расскажет. Сделал решение? Ого! Автор, да вы новатор! Решение не делают, его принимают.
Наверное, автор выше рассмотренного текста хотел донести до читателей, что очень нехорошо воевать в космосе, можно не только козлёночком стать. Вроде бы донёс, но так неловко и ходульно, что лучше бы он этого не делал.
"Чужак поднял ее и листал довольно долго - пока в чашке имелся кофе. Затем попросил еще чашечку". В сущности ничего страшного в этом повторе нет, но необходимо же как-то покритиковать.
"И когда город проснулся, чужак отправился в самую газету". Может быть, в редакцию? Хотя, с другой стороны, в сказочных городах не бывает разделение на редакцию и газету. Под последней автор этих строк наивно подразумевает всю процедуру печати газеты, включая печатающие механизмы и обслуживающий персонал от линотиписта, наборщика до сторожа и уборщицы. Да простят мою неосведомлённость люди сведущие.
"...В углу кабинета главного редактора лежал черный кот, настолько старый, что стал совсем седым". Никогда не доводилось видеть седых котов, но, думается, что это зрелище достойное. Неплохая находка автора.
"- Ага, понимаю. Я давно заметил, что неприятности никак не связаны с природными явлениями. Вообще же предвестником неприятностей является фраза вроде: "Завтра вы будете казнены". А все остальное - предрассудки". Браво автору за фразу.
"- Кстати, - спросил Э, - а отчего у вас запрещено колдовство?" Господин Э по аналогии с мистером Эй из истории о Мэри Поппинс?
Знаете, что-то такое неуловимое в этом рассказе от сказок Евгения Шварца. Лёгкое, чуточку ироничное с романтической поволокой... Я млею, хоть и не девица с гимназическим прошлым.
"У всех имеется своя тайна.
В издательстве тайна была даже у редакционного кота.
Он прикармливал мышей, дабы те не сдохли с голоду. У мышей ведь рацион состоял из бумаги, клея и сыра, с риском для жизни добытым из мышеловок. Мыши даже хотели уйти из издательства, и коту пришлось вести с ними длительные переговоры. В конце-концов, если нет мышей - зачем нужен кот. А кот слишком стар, чтоб искать новое место работы". Чудесный фрагмент!
"- Это как дождь может изменить направление? Пойдет вверх?..
- Именно! Я смотрел государственный стандарт. Там ни слова ни сказано, что дождь пренепременно должен идти сверху вниз.
- Разве так бывает?
- А как, по-вашему, вода попадает на небо". Отменно! Сказочно! Правдиво! Хотелось ещё добавить, мол, нелепо, смешно, безрассудно, безумно... волшебно. Да, испугался, что Юлий Михайлов (он же Юлий Ким) призовёт к ответу!
"- Не сможете, - согласился Господин Э. - Ведь я тоже о вас что-то знаю. Старый герцог благоволил ко мне неспроста. Перед ним наверняка хлопотал его сын. И это были вы. Всем известно, что молодой герцог - романтик. А романтики не зовут стражу..." Чудесно.
Отменно! А больше Вы от меня ничего не дождётесь.
"До прихода гостей он просидел в своей комнате на ковре рядом с новым другом, забыв про телевизор". Лучше будет так: "... забыв о телевизоре..."
"- Ладно, - вздохнула жена. -Так говорили и в наше время, только от компьютеров никто умнее не стал. Больше играли да картинки смотрели неприличные. Я пойду, посмотрю телик перед сном. А ты долго не засиживайся, болельщик". Интенсивное использование слова "ладно" в этом тексте раздражает... Слово-паразит, уважаемый автор или просто так сложилось? Да, ещё неудачный повтор.
"Можно для разнообразия послушать и классику, например, Биттлз или Бетховена". Может быть, следует закавычить "Биттлз"? Название всё же...
" - Да хочу на экономический, - Мишка пригубил свой стакан, не обращая внимания на причитания Спута. Сегодня он сам разберется, что можно пить, а что нельзя". Стакан нельзя пригубить при всём желании. Откусить от него можно, но чтобы пригубить (то есть отпить) следует предварительно расплавить стекло. Нужно было написать "пригубил ИЗ стакана" или что-то в этом роде, но так, чтобы читателю стало понятно, герой пьёт жидкость, а не откусывает от посуды.
Никакой литературно-художественной ценности в этом тексте мне обнаружить не удалось. Общий стиль написания весьма посредственный, а идея рассказа тоже выписана без блеска. Понятно, что нельзя заменить живое общение виртуальным. Тем более с искусственным интеллектом. Синдром "провала в Интернет" известен уже довольно давно. Автор ничего нового не добавил в его описание. Жаль, наверное.
"Вяземский, заметив небольшую раскосость в глазах собеседника. Но больше его удивили сами глаза, которые были бездонно-черными..." Как-то бы иначе написать, чтобы избежать повтора, а? И вот ещё что, "бездонно-чёрный" я бы через дефис написал.
"- Зачем говорить такие обидные слова? - демонстративно обиделся Кайсар, - это честная лотерея и победители честно получают свои выигрыши.
- Честно? - переспросил Вяземский..." Снова необязательный повтор.
"Кайсар всё-таки обратится к администрации. - А что в замен?" "Взамен" пишется слитно.
"То же мне, грехопадение, споткнувшись о лотерейный билет". "Тоже" в данном контексте пишется слитно.
Странное ощущение. С одной стороны лёгкий язык, юмористичность ситуации. С другой же - совсем не ясен смысл всего написанного. Неужели анекдотичность ситуации - это главное? Анекдот какой? Да, вот хотя бы этот...
Встречаются два приятеля. Один только что приехал из Африки. Привёз оттуда ларец с каким-то жутко редким животным. Приятель спрашивает владельца:
- А как твой зверь называется?
- Анакадемская шарипупа...
- Ой, такого не бывает.
- Я так тоже не думал... Пока не увидел...
- А взглянуть можно?
- Пожалуйста.
- Ты смотри, точно анакадемская шарипупа!
К чему это я, спросите? А вот... В данном тексте происходит нечто похожее. Открываешь ларец, а там анакадемская... простите, кожа белого единорога. Никто не видел, но узнают сразу...
Тук-тук-тук, кто в сундучке живёт? Кто такой не знаю, но сыр жрёт здорово. И в рассказе анекдотическая ситуация есть, а сам анекдот не завершён. Я не хочу сказать словами Насреддина, что, мол, нет ничего хуже, чем притча, оборванная на самом интересном месте, но на Востоке редко ошибаются.
"Говорят, в новой голографической модели эти недостатки устранены, но у нее нет плоского режим, в отличие от моего проэкционника..." Проэкция, проэкт, сакэ... пиши с буквой "е", если не хочешь сознательно исказить язык, подчеркнув иностранное происхождение перечисленных слов...
"Опять завелся какой-то техноманьяк, похищающий людей, полиция отказывается давать комментарии по поводу расследования". Как я понимаю, техноманьяк должен похищать технику. Для людей имеются обычные маньяки.
"Я приказал визору выключиться. Как раздражает эта муть в наш просвещенный век. Базарные побасенки передают в новостях. Приходишь с работы выжатый, и тут напряжение не меньшее. Лучше ножками поработать. Свежий воздух не помешает". Визор - почти визирь, да, продлит Аллах твои годы, о, просвещённый автор! Странная ассоциация, за которую меня наверняка захотят передать в волосатые лапы непросвещённого палача.
"Как только стопы мои направились в глубь этого живого угла в мертвом городе, скрывая за спиной яркий свет фонарей, сознания моего коснулся луч парализатора, и я рухнул на... Не знаю на что я рухнул, так как сознание уже покинуло меня". Это называется анализ в забытьи. Ничего не имею против. Этим приёмом пользуются многие, хотя логики в нём маловато. Проще говоря, нет вовсе.
"Вот, еще один объект у меня в руках. Нет, на этот раз обойдемся без членовредительства, без психологических методов воздействия, без экспериментов над сознанием и телом. Его ждет нечто особенное. Он встретится с собой. Да, пускай будет с собой". Я слышу речь не мальчика... Суровый дядя!
"- Ну и в переплет мы попали! - раздалось семигласное восклицание, а я промолчал, я знал, что они это скажут!" Ого! Вы думаете, этот неологизм будет подхвачен писательской братией, как знамя кубинской революции?
"- По цветам! - красный пересилил себя первее всех". "Первее" не совсем литературное слово. Ближе к разговорному.
"Кулак ударил в кулак. Нога в ногу. Мы все не дураки подраться, но даже не полезли растаскивать, бесполезно и незачем, они бы еще с зеркалом надумали бороться". Так-так, автор, как не все йогурты, впрочем, вы и без меня в курсе... так и клоны не все одинаковы. Кто-то же полез в драку, а кто-то нет... Вы сознательно это сделали? Ведь, судя по всему, клоны должны, попав в такую ситуацию развиваться самостоятельно, начиная с точки ОТДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТЕЙ... Если так, то примите моё незаметное "верю" в бурном хоре восторженных почитателей Вашего творчества.
"Комната Белого закрылась первой, я чувствовал его, я знал его мысли, я сам был близок к ним, и успел первее, чем он поднес ствол к голове. А потом собрал все пули и спустил их в унитаз". Не стану сотрясать воздух повторами.
"Одним утром, если считать им время когда я вынырнул из забытья, на полу посреди зала лежало восемь патронов". "Одним утром" - это не по-русски.
"Жаль, но тоже забавно. Скоро все будет готово, птенцы полетят на волю, мои гениальные проекты. Меня признают. Меня наградят. Меня поймут. Мне дадут экземпляры". Что это за экземпляры такие? Неужели экземпляры журнала с опубликованным рассказом.
"Сперва, мы думали, что это бред воспаленного мозга, мираж воображения". Лишняя запятая.
"Они шли по лаборатории вместе с отрядом захвата, кто бы ее не содержал, весь персонал уже покинул помещение. Остались только жертвы. Если бы не анонимный вызов, они не за что не нашли бы ее". В этих предложениях содержится исключительно интуитивный смысл, который не имеет ничего общего с логикой и правилами русского языка. Две выделенных частицы "не" необходимо заменить на "ни". И ещё требуется уточнить, кто, кого нашёл по анонимному звонку. Из такого авторского текста понять трудно.
"Но он должен был. Он получил прямые указания. Вердикт должен быть "Уничтожить всех, кроме оригинала", иначе полетят головы. После того как двое с перекроенными генами, узнали про свою незавидную будущую участь лабораторных крыс, сбежали, наворотив делов и разнеся пол участка, правительство не хотело рисковать". Повтора "должен быть" ("должен был"), думаю, можно было избежать. А фразу "наворотив делов" никак нельзя отнести в разряд литературных.
Штампы встречаются: направил стопы, тело бренное... Но не это главное. Шероховатости имеются, их не так много... Идея коллективного разума донесена вполне удачно, хоть и не совсем правильным языком. Философию этого рассказа я смогу принять в отличие от ходульности самодовольного школярства, коим переполнен "Самиздат", Не стану показывать пальцем. Ориентиры, по которым я иду к своей цели, давно обозначены... Автору удачи и более тщательной литературно-художественной проработки образов.
Сразу замечаю, что точка в конце названия не ставится.
"-- Я тебе предлагаю настоящее дело. Отдыхать нужно с пользой, а не глазеть на непонятно что". Согласитесь, некрасивый экзерсис...
"-- А что ты скажешь на счет тех людей, которые уже давно умерли, какие-нибудь близкие родственники, друзья? Как тебе такое?" "Насчёт" в данном контексте пишется слитно. А теперь об ассоциациях. Предложение одного героя другому поначалу очень напоминает подобное же из фильма "Игра". Помните игру, подаренную героем Шона Пена герою Майкла Дугласа в день сорокавосьми-летия последнего. Посмотрим, что будет дальше.
"-- Вот - вот, - торжествующе изрек Говард. - Ты сам произнес это ключевое слово "