Аннотация: Заметки себе на будущее о Топ-10 читательского интереса конкурса БД-15
Этот Блэкджек меня не порадовал. Мне лично показалось, что общий уровень рассказов, поданных на конкурс — значительно ниже среднего предыдущего. В частности, ни один из прочитанных мною рассказов не вызывал «Ах!», ни один я не смог порекомендовать друзьям и знакомым как «Вот, гляньте, какая прелесть!».
И, как обычно, самые лучшие рассказы ускользнули от внимания, были прочитаны уже после того, как топ читательского интересу закрепился в виде оценок.
Радостно то, что к этому самому топу претензий нет. На этот раз там красуются рассказы действительно интересные…
В общей массе.
То есть, из поданных (и мною лично прочитанных) там действительно неплохие.
Рассказ мощный, прекрасно подан внутренний мир мальчика, живущего в этом внутреннем мире. При этом и внешний мир тоже описан через это внутреннее состояние.
Но!
Квантовая оценка существа, живущего цифрами, мерами, измерениями постоянно дробится какими-то проблесками терминов и оценок обычных людей. Насколько эта смесь относится к персонажу, а насколько — к неспособности (нежеланию?) автора полностью сдвинуть восприятие — непонятно. Будем считать, что главное в рассказе — потерянный окружающий мир, который не так уж и страшно потерять, а то, что складывается внутри Сонни не имеет смысла, ведь в пределе всё равно ноль.
Так и не понял, как относиться к великолепному двусмысленному «детей наебали». Вроде бы шикарное многослойное определение, но при этом в рассказе торчит колом, потому что это мнение автора, а не персонажа, от лица которого идёт повествование. То бишь, находку я заценил, но использована она неудачно.
Рассказ на грани, написан великолепно, отсылки узнаваемы, мнение понятно.
И, тем не менее, кроме этого — ничего.
В общем, вспоминаться будет жалость к Сонни, но очень остранённо, потому что сколько их, гениев, помноженных на ноль тем или иным способом?
О! А вот и вроде бы чистая фантастика пожаловала. Космос, новейшие технологии, дальняя связь… И — никуда не деться без женских качеств. Ну, что поделаешь? Вот так складываются обстоятельства. Где-то требуется спайс, где-то — белошвейки.
На мой взгляд, чересчур много попыток привязаться к названию. То бишь, терминология в рассказе излишествует швейными мотивами. Кроме того, использована очень тонкая и надрывная тема «ща как спасу героиню!». Почему её надо спасать, возможно ли это, и какова цена - не указывается. Главное — спасли! Хотя, по уверениям самих белошвеек, эти попытки редки. И вдруг — бац! Победа! Идущим к цели да сопутствует удача! Автор — добрый. В отличие от Создателя… А чтобы у читателя не возникло ощущения, что его немножко обманывают — добавим защитные мембраны, собранную энергию и прочую терминологию.
И вообще, возникает ощущение, что это просто попытка воткнуть старинную русскую сказку в НФ-обёртку. Ну, что ж… Что получилось, то получилось. Многим понравилось.
В который раз горько осознаю, как много для восприятия значит оформление текста! Казалось бы, ну, какая разница — стоят знаки препинания или нет? Ведь понятно же! Какие буквы написаны — большие или маленькие? Ведь суть не в них, а между ними!
И, тем не менее. Когда держишь в руках шедевр — в нём всё должно быть прекрасно! И слова, и запятые, и склонения.
А здесь остаются ненужные вопросы. То Макото Маленький, то маленький. Это имя собственное или определение? Влияет это на смысл или нет? Специально или где?
Вообще просьба — маленького мальчика. Только маленькие дети со всей своей наивностью верят в то, что хотел попросить Макото. Но уровень исполнения — недетский. Тут в углу час простоять или подождать пять минут рядом с конфетой не могут… А здесь — аж семь дней! Воистину, герой!
И ради чего такие жертвы?
Столь серьёзное испытание ради одного желания? Не верю. Пусть оно будет даже столь радикальным — всё равно не верю. Да и в книжке написано куда большее. Вот где берутся такие книги, а? Где бы взять, почитать? А что напишет сам Макото лет через тридцать? Получив такого помощника и такую силу — на что он её употребит? Сейчас — остановил. А послезавтра?
Рассказ мощный, заставляет подумать и задуматься. Но, к сожалению, мелкие текстовые шершавки не позволяют поверить автору, не позволяют полностью принять правила игры. И остаётся совершенно ненужная мысль: а вдруг автор и сам не учёл, не заметил, не подумал?
Рассказ оказался слишком сложным для моего понимания. Тщательно завуалированны отношения в семье, сама семья, занятия участников, отношения между персонажами, отношение к окружающему миру… Можно только догадываться, что же там произошло между поколениями? Вроде бы дед — киборг… или сумасшедший? Или гений? Или просто старик со странностями? В общем, гадай, читатель! Ты же ребусы любишь… Дочка тоже непонятно кто: то ли оборотень, то ли просто индиго… В результате проще изменить весь мир, чем одного отца.
Тематика понятна и популярна: сохранение природы в первозданном виде, торможение эволюции всеми нашими немалыми силёнками, решение за Планету её судьбы. Каждый — своим аршином, у каждого своё мерило. Видимо, этим рассказ читателям и понравился.
Сначала я думал, что меня опять примутся «лечить», рассказать мне, глупенькому, о Божьих истинах. Разумеется, в изложении тех, кто эти истины понял, кто в них уверовал. И вдруг оказалось, что рассказ неожиданно хорош. Он прекрасно написан. Он содержит в себе множество мыслей, которые тоже завуалированы, но не превращены в ребусы и намёки, а составляют костяк и скелет рассказа. Жизнь героев опирается на них, их поступки определяются верой и терминами, результаты же достоверны — в них хочется верить. Их боль настоящая, их проблемы близки мне.
Выбор главного героя непонятен, но при этом понятен. Не смотря на название, вера и Бог очень живы в персонажах, хотя сами они думают иначе. Проблема выбора — одна из самых сложных в людских поступках, так что сопереживание героям в данном рассказе настоящее, выбор делается вместе с ними.
Странный рассказ о судьбе мира и людей. И тоже — о выборе. Каждый выбирает для себя: то ли жить, как раньше, то ли попытаться выйти за пределы себя. И никто не сможет сказать, что тебя там ждёт? И каждый решает для себя: принять результаты, или попытаться сбежать назад? А самое главное: возможно ли отступление?
Не могу сказать, что рассказ прямо таки понравился. Написано качественно, проблема тоже настоящая. Но малодушие ГГ (хоть и близкое мне) не позволяет согласиться с его выбором. От себя не убежишь. Пора взрослеть!
Гребибль был смешной человек ужасно маленького роста
Отсылка к Гребибле с Гребублей царапнула сразу. А то, что «он был человек» так вообще чуть не вырвало глаза. Будь это обычный рассказ, на этом чтение бы и закончилось бы (на первой же фразе!!!). Но это «топ читательского интересу», этот рассказ понравился многим!
Не знаю, я не проникся. Вроде бы рассказ о любви, но настолько шаржевый, настолько гротескный, что лично я теряюсь. Понимания проблемы героев у меня ни на грош, хотя верю, так — бывает. В чём фантастика (или хотя бы мистика) — не понял. Возможно, другие читатели оказались более понятливыми, с лучшим чувством юмора и стиля.
Белорусское слово «калыханка» я знаю. Случайно. Для постороннего читателя оно неочевидно, ну, да и не важно. Важно то, что пришли люди, насрали, набедокурили, и… свалили.
А жизнь без них продолжается. И теперь их не пущают туда, где им и без того жить не получается. А от людей взяли самое лучшее — детство.
Вещь получилась красивая. И на популярную нонче тему «спасём экологию». Но при этом — без внутреннего стержня. То ли собралась природа человека сместить с трона «царя природы», то ли отомстить ему захотела, вырастив новый вариант, чистый и без прошлых ошибок, то ли просто жизнь продолжается так, как умеет. Работает избранный кот, растит девочку. Почему? Сам не знает. Зачем? Никто не скажет. Вот так вот случилось, так тому и быть. Но такая недосказанность рассказ не портит: надежда на лучшее остаётся. Сказка она и есть сказка.
Ну, будем надеяться, что хоть эта попытка окажется удачной. Три предыдущих (библейских) - были неудачные…
Незамысловатый рассказ о Чуде. Идёт вот так человек, живёт, вокруг — замануха, бытовуха, суета. И вдруг — бац! Оказался человек неизвестно где. Между. Ах, сколько раз я мечтал вот так выйти и оказаться! Ан нет. Везёт кому-то другому.
На мой вкус в рассказе много объяснялок и роялей в кустах. С другой стороны, даже зная правила происходящего, повлиять на то, что «снаружи», когда сам находишься «внутри» бывает затруднительно. Другое дело, что в рассказе классический «синдром аспиранта», и в точности по нему ГГ стремится вернуться в привычное, игнорируя подарок судьбы. Конечно, объёмы не позволяют, но ведь и даже намёков на попытки нету!
Своеобразный рассказ о том, насколько наши мысли влияют на наши поступки. Или наоборот. О том, что иногда полезно быть честным с собой, даже если для этого придётся себя обманывать. Ну, и немножко — о вере. Хотя бы самому себе, если больше некому.
Рассказ сделан очень качественно, продумано, хотя меня местами царапала неуместная детализация, но автор уверяет, что это сделано специально. Зачем — осталось загадкой. Впрочем, эти мелкие занозы не мешают (хотя и не помогают) восприятию. Занимает достойное место в топе. Но не скажу, что запомнится.
Очень интересный рассказ, именно поэтому не могу пройти мимо него, хотя в топ-10 читательского интересу он не попал. А зря!
А не попал, наверное, потому, что нет в нём никаких глобальных вопросов. Ни Господа Бога с его уроками, ни спасение нашей планеты от злых нас, ни даже поучения какого-нибудь завалящего…
Самая обычная любовь. Та самая, которая не даёт Медведю превратиться обратно в зверя, которая заставляет великого шарлатана Калиостро задержаться под Смоленском, а обыкновенную лавку — летать с крыши.
Но она действительно сильна, эта дочь Софьи, да плюс ко всему ещё рассказ написан прекрасным языком завзятого балагура. И пойди разберись, где там правда, а где — не совсем!
Зато остаётся прекрасное ощущение после прочтения!
P.S. На редкость удивили судейские обзоры. В этом БД судьи подошли к своим обзорам настолько... ну, скажем, "спустя рукава", что составить какое-либо представление о прочитанных (и осуждённых) ими рассказах вообще не представляется возможным. Либо обзор одной первой группы (дружный), либо выборочный обзор некоторых (не очень понятно - каких) рассказов. Я понимаю, что писать рецензии на прочитанное судей никто не обязывает, но выглядят их обзоры в этом БД удивительно бедно и однобоко.