Сорокин Александр Викторович : другие произведения.

Пв-16. Заметки по поводу...

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впечатления от рассказов конкурса "Презумпция Виновности-16" (весна 18 года)


   ВСТУПЛЕНИЕ
     
   Ну, в принципе, у меня в мировоззрениях за прошедший год ничего не поменялось, разве что к Трампу я стал относиться немного иначе. Но он к нашему конкурсу отношения почти не имеет, если только Войну не развяжет.
   Посему вступление копирую из прежних своих заметок по поводу прочтенного на ПВ (с небольшими добавлениями):
  
   Принципы, которые я исповедую своих обзорах, в целом просты. Повторять я их не стану, их можно глянуть в любом из них.
   Главное: я ни в коей мере не хочу обидеть автора, тыча его носом в огрехи текста. Я лишь показываю ему проблемные, на мой взгляд, элементы, дабы он обратил внимание и, во-первых, исправил их здесь, потому что конкурсы проходят, а рассказы остаются (и даже порою попадают в печать!), а во-вторых, в будущих своих сочинениях не наступал на аналогичные грабли.
   Иногда я бываю ироничен, но тут уж простите. И поверьте: что такое грань я знаю, за нее не переступаю. Если же вам станет до одури обидно от моих слов - пожалуйста, все мои тексты лежат на СИ, и можно от души над ними покуражиться, как в плане критики, так и в плане коврового бомбометания единицами в СИшных оценках.
   Касательно же ПВ, то за недостаточные, в моем понимании, раскрытие темы и детективность буду чуток снижать баллы. Связано это с тем, что мне, как судье, необходимо будет как-то ранжировать тексты. За логические дырки и стилистические ляпы гномить не стану, но, скорей всего, на оценку они таки повлияют.
   Ценю стильность и красоту слова. За это могу и накинуть. К безграмотности и неряшливости брезглив. Так же не приветствую кой-какие темы, типа наркомании и педофилии, рыжих котов и немотивированного убиения героя в финале. Но тут уж извините: против своих принципов я не ездец. Но, опять же, все зависит от качества подачи материала, могу и закрыть глаза на масть котовую, если без нее ну никак нельзя было обойтись.
   Отклик на каждый прочтенный мною рассказ будет просто добавляться к уже имеющимся. Так что, если вы не нашли ничего о своем детективе в моем обзоре сегодня, ищите о нем завтра в конце странички. Обновления обзора планируются ежедневно, по одной-двум рецок за раз. Уж извините, больше того не могу: читаю небыстро, а критикую и того медленнее...
   Поехали!
  
   Решил начать читать, а, стало быть, и писать отзывы чуть раньше официального старта. Пуркуа бы не па?, как говорят в Аксае...
  
   СЕРИЯ НУЛЕВАЯ: Чей труп лежит под камнем сим, или прогулка по Липатовским местам
  
   Костик Поросло травой   45k
  
   Место наших встреч...
   Вот знаете, автор, что мне больше всего не понравилось в вашем рассказе? То, что вы нашли в нем место многому, а вот об удобстве читателя не обеспокоились. Вот скажите, отчего вы не догадались пусть хотя бы пустыми строками перемежать части текста? Почему у вас между вечерними событиями и утренними новостями нет ни малейшего пробела? Хорошо хоть точки есть и, наверное, красные строфы. Но вот я читал, скопировав текс в вёрдовский файл, так там отступов абзацев не вышло отчего-то - ваще капец!
   Решил участковый покурить обручь с бессонницей на верандочке под звездами, задумался делах давних, и на тебе: в полураскрытое окно участка тарабанить вихрастая голова автора рассказа... И дальше то же самое и не раз.
   Зачем?
   Ответ подразумевается. Верхний предел объема рассказа, отпущенный правилами ПВ, - 45Кб. Не хватило места на пустые строки? Бывает. Но, поверьте, у вас в рассказе много чего можно убрать без ущерба для сюжета. И даже нужно, как по мне, хуже не станет. ЗВедь хватило места на множество слов, которые на качество текста не повлияли. Впрочем, вы автор - решать вам. Но мне как читателю было весьма неудобно без условного разбиения на главки. Если вам это интересно...
   Еще предположу, что из-за упомянутого ограничения автору не хватило места для достоверного отображения сельского колорита. Или я неправильно понял? Мне вот показалось, что действие происходит в некоем отнюдь немалом поселке (клуб в селении из дюжины изб не строят, да и собственным музеем они ой как нечасто похвастать могут), расположенном в паре десятков километров от крупного (раз в нем ВУЗы есть) города. Но поселок - таки сельская местность, там свой антураж, быт, воздух и персонажи. А у вас все говорят одинаково, что Костик, что баба Дуня, что ректор Зарубин. Во что одеты - не видно, чем живут - непонятно, от деревни видны только упомянутая брехня собак да одноэтажные дома. Нет глубины погружения в деревенскую атмосферу, не почувствовал я этого. И тогда возник вопрос: а зачем тогда вообще понадобилось место действия выносить в сельскую местность? Ответ прост: из-за главного персонажа, который 30 лет на одном участке отработал, все помнит, все про всех знает. Но если так, то почему бы не дать второй план экстерьеру, добавить буколических красок пейзажам и портретам, местного своеобразия, диалектного говорка героям, чистого воздуха с ароматами палисадников и свинофермы на окраине? И ведь для всего этого места много не нужно! Пару мазков там, тройку штришков тут - и вместо рисунка пятиклассника Васьки выйдет симпатичная пастель выпускника худуча Аполлинария Заславского.
   Автор, подумайте над моими словами. Рассказ вы уже написали, и ему жить еще долго после конкурса, когда эти килобайты никому уже мешать не смогут. Глядишь, ваще Иван Шишкин получится. Или Грабарь. Игорь Эммануилович.
   А еще мне с самого начала рассказа было интересно: сумеет ли автор выбраться из своей же ловушки? Это я про то, что преступник был им отчетливо показан еще раньше, чем было выявлено преступление. Нарочитые протесты Кулагина против сноса "исторического" здания клуба, построенного стройотрядом студентов во времена Перестройки, настолько его обвиняют, что читать этот детектив до финала заставляет лишь мысль о том, что автор таки сумеет не краеведа сделать убивцем. Ну еще и мотив не ясен, из-за которого проломили затылок Сереже.
   С первым автор решил не заморачиваться: Николай - он и в Африке Коля. Сложнее с мотивом... И даже не с мотивом Кулагина, который, как оказалось, спасал от поругания нравящуюся ему девушку (хотя и тут непонятно, зачем череп ломать, достаточно было просто закричать), а с поведением самого убиенного. Попытка насилия и нарисованный автором портрет насильника меж собой не вяжутся никак. По крайней мере, меня этот натюрморт весьма озадачил. В ссору парней из-за красавицы я смог бы поверить, даже в драку с неудачным падением затылком на бордюр (на поребрик, если дело происходит где-нить под Питером). Но в наглое и бездумное нападение на улице посреди села, где любой лай долетает от края до края? Очень мне сие сомнительным показалось. Не дали вы характеру Сергея черт, хотя бы отдаленно намекающих, что он на подобное способен.
   Вместе со всеми моими претензиями хочу сказать, что прочел я рассказ не без удовольствия. Язык изысками не выпячивается, но и уместными они тут, скорей всего, едва ли были бы. Явных проблем с грамотностью не заметил. Тема конкурса раскрыта - не поспоришь, детектив обнаружен - к нему претензий нет. За исключением того, что мне с первых абзацев было понятно то, чего сыщики упорно не хотели замечать до последних строк. Как бы от традиционного детектива ждешь несколько иного...
   В общем так: крепенькое изделие, добротное, надежное. Но слегка неказистое, на мой вкус, увы. Есть место для рашпиля. Но все в руках автора. При немногом старании и наличии озабоченности о дальнейшей жизни рассказа.
   Об оценке пока ничего сказать не могу - неясен уровень других рассказов.
  
   СЕРИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ: Капитан Володенька, или причем тут кроссовки?
  
   Авдеенко Е. Пв-16 Пропавшие раритеты   42k
  
   Миленький такой рассказик, и никого не убили.
   Кста, интересно, каков будет процент рассказов на конкурсе, в которых авторы обойдутся без смертоубийств? Нуно будет посчитать...
   Первое впечатление: это рассказ начинающей авторессы. Откуда оно? Ну... Есть кой-какие признаки. Например, не устоявшийся стиль изложения, элементарные дырочки в логике, обилие уменьшительных суффиксов. Автору придется что-то с этим делать, учиться избегать хотя бы явных проколов, писать и писать, внимать критике, мазать жгучим йодом набитые шишки, чтобы запомнились, чтобы в дальнейшем не наступать на подобные орехи. Отсекать ненужное, не забывать о главном и тд. Много чему нужно научиться...
   Несколько примеров.
   "Анюта, старшая дочь Марины Николаевны соскучилась по родителям..." - я совершенно не понял, для чего понадобилось вводить этот абзац. Для объему?
    " - ...майор полиции, Зимин, - договорил за неё молодой человек..." - я понимаю, что на взгляд сорокапятилетней Марины Зимин может казаться молодым человеком. Но это авторская речь, а не слова Марины. А ведь майорскую звезду в полиции до 30 лет получить очень не просто! Вспомните хотя бы "Улицы разбитых фонарей" - сколько было Ларину, когда ему майора дали? Едва ли не за сорок... И да, 30 лет для дяденьки - это молодость, или уже зрелость? По крайней мере, по нормам ГТО - второе.
   " Володя Снегирёв, капитан полиции, поджидал на работе своего напарника и непосредственного начальника, майора Зимина..." - авторская речь. Ну не Володенька - и то хлеб...
   "- Да потому что я последние дни только и слышу: Марина Николаевна, Саша, Марина Николаевна...
   - Здрасьте! Я же по её делу работаю. Про кого же мне ещё говорить?
      - Вот как раз я бы на твоём месте побеседовал ещё и со старшей дочерью, и с супругом пострадавшей..." - привет! То есть, за несколько дней работы над делом они даже с мужем пострадавшей не поговорили? Офигеть... За что же ему майора-то дали?
   "...что в данный момент на креслах и скамеечках находилось не менее десяти человек... только одни дамы..." - что же это за фирма такая, в которой работают лишь дамы? И сколько в ней вообще народу, если в курилке одновременно десять женщин курят? Нет, я понимаю, что женщины тоже люди, что и они перед порочными страстями не кремни, но столько курящих в одном месте одновременно? Офигеть. И о чем руководство думает? Его устраивает, что целое отделение подчиненных вместо работы себя и друг-друга никотином травит? Да и вообще, на мой взгляд, психологически сомнительный момент в рассказе. Едва ли женщины едином порыве стали бы вываливать совершенно незнакомому мужчине столь деликатные подробности жизни непосредственного руководителя! О подобном не кричат на людях, размахивая руками! Об этом лишь шепотом и по секрету, будучи прижатыми к стенке красной корочкой... Очень неправдоподобная ситуация! Имхо.
   "...Андрей в день нападения лежал с высокой температурой, про что есть запись в его медицинской книжке..." - он же студент. Откуда у него столь специфический документ, как медкнижка? Или он квашенной капустой на рынке приторговывает в свободное от учебы время?
   "- Представляешь, такую симпатичную женщину поменял на свою секретаршу..." - Зимин, как мы помним, молодой человек, Марине - минимум 45, секретаршу майор не видел, даже сколько лет ей не знает. А вдруг, ее увидев, Джоли застрелилась бы? Сомнительная фраза. Близкие друзья так меж собой не разговаривают. А еще "Сережа"... Я понимаю, люди все разные, но вот у меня есть двое близких друзей по имени Сергей, кузен-сверстник. Я даже не могу представить себе ситуацию, в которой я мог бы к ним обратиться Сережей... Да и просто приятелей, коих немало - популярное имя, у меня в классе, например, их было шестеро. Саша - один, Серых, Серёг, Сергунов - шестеро! Да и вообще с именами не то что-то. Анюты, Сашеньки то и дело. Даже в речи персонажей. Майор разговаривает с капитаном и называет дочь пострадавшей Сашенькой... Или у него с нею уже что-то нарисовалось, пока ухажер барышни температурит в Новгороде? Несмотря на молодую красавицу-жену Иру? Не верю.
   "...отдела сидела худенькая испуганная женщина... Женщина соскочила, вытянулась почти по стойке смирно..." - если соскочила, то с чего-то, что у вас не упомянуто. Некрасиво.
   "- Людмила Сысоева... Я, майор полиции, Сергей Зимин. А вы, надо думать, Сысоева..." - зачем?
   "...во избежание неприятностей лучше не рассказываете Игорю Ильичу о нашей с вами беседе..." опечатка?
   Это я скоробегло. На самом деле там ко многому можно прицепиться. Не хочу автора травмировать.
   Обратите внимание на диалоги. Кое-где они у вас выглядят нарочито книжно. Люди редко между собой так разговаривают.
   По композиции. Вступление выглядит несколько инородно. То есть, весь его смысл - показать, что у Марины была бабушка и одноклассник. Зачем тратить столько места, если все можно уместить в пару предложений. Далее изложенное во вступлении никакой роли не играет. Для рассказа слишком много действующих лиц. Это не роман, не повесть. Не принято, ни к чему, внимание рассеивается, имена путаются, тем более, что у вас пересказ событий скачет с одного на другое. Мне вот пришлось крутить курсор взад, чтобы вспомнить: кто такой Игорь?
   Полисмены ведут себя как-то непрофессионально. Первостепенных подозреваемых/свидетелей игнорируют, за второстепенными гоняются. Скорей всего у них есть чем заняться помимо этого происшествия, но у вас ничего об этом не сказано. И я сильно сомневаюсь, что подобным будет заниматься Целый Майор! На секундочку: майор - это должность начальника отдела. Это, если вспомнить те же "УРФ" - Соловец. А он у вас бегает по свидетелям как летёха-практикант.
   Непонятки:
   Откуда Марина взяла, что из квартиры ничего не пропало? Она с разбитой головой, едва очухавшись, кинулась проверять сусеки?
   Нигде не сказано, что Марина живет в бабушкиной квартире. Более того, Сева должен был бы сразу заметить, что бабушки давно нет, если таки это ее квартира.
   Лететь из Питера в Москву через Ярославль, далее на поезде и обратно за каким-то подписанным директором документом? Для чего? Чтобы сэкономить на DHLе? Да просто с проводником "Сапсана" или "Стрелы" передать! Очень нелогично.
   Подруга странная... Услышала про книги и решила ограбить. С чего она взяла, что книги могут быть именно у Марины? Есть родители Марины, есть, наверное, и другие родственники по прадеду-староверу. И коль уж Марина ей рассказала от визите Всеволода, то неужели ж из этого разговора не стало ясно, что книг либо нет, либо Марина об их местонахождении совершенно ничего не знает? И уж точно их нет у нее в квартире. Не получается у меня представить такой разговор на полуслове.
   Для недлинного рассказа слишком много занемогших и приболевших. Да, согласен, люди болеют, к сожалению. Но есть смысл придумывать для сюжета различные обстоятельства, а не повторять их.
   И, наконец, главный вопрос:
   "- А ведь муж к Марине в квартиру ходил не в кроссовках..." - вишенка на торте. Так откуда ж взялись грязные отпечатки кроссовок на месте преступления? Главная нераскрытая тайна этого детектива!
   В принципе, грамотно, хотя попалось пару опечаток, запятых под вопросом. Над стилем придется поработать. Тема как бы есть, хотя я бы посомневался. Потому как никакая тайна никого не томила все эти годы. Но рассказ преноминацию прошел - чего уж тут. Детектив есть.
   А еще хочу отметить, что мне несколько элементов глянулись таки. Вроде прилипшего к окнам класса, рвущегося в гости к однокурснице (при отсутствии родителей) студента, театральной (а таки не театрализованной) секретарши и... Ну и еще чего-то там. Симпатичные моменты, которые оживляют чтение и говорят о наблюдательности автора.
   PS А может я все же ошибся? И автор какой-нибудь прожженный дяденька с серебряными висками, решивший так над коллегами поюморить? В таком случае снимаю шляпу! Я бы так абстрагироваться от десятков пройденных конкурсов, чтобы написать похожим стилем, смог вряд ли...
  
   СЕРИЯ ПРЕДНАЧАЛЬНАЯ: Смерть под "Чивасом", или как вернуть изменника?
  
   Айвен П. На ком пресекается род   45k
  
   Интригующее название, как бы кровавого месива не встретить...
   Ну... Месиво не месиво, а немного фарша таки было. Знаете, как был изобретен блендер? Просто как-то подшофе Карлсон штаны надел наизнанку...
   Сразу скажу: это наиболее качественный рассказ из пяти мною пока прочтенных на нынешнем ПВ. Причем настолько, что и покритиковать особо нечего. Даже к грамотности не сильно пристебешься: несколько сомнительных запятых (для меня сомнительных - не уверен, спорить не хочу), да опечатка вроде мелькнула.
   Но с другой стороны, меня рассказ как-то не зацепил. Отчего-то я не проникся страданиями Безрукова. То ли автор не смог меня убедить, то ли не разделяю я этих кровных уз и пресечения рода. Странно мне как-то, что вменяемый мужик, хороший и умный врач не о сыне погибшем, возьму на себя смелость сказать, по его вине страдает, а о том, что внуков не будет. Он о сыне практически и не вспоминает, так, мимоходом: бросился сестре помогать, хотя мог бы и сыну сперва. А получилось: ни тому, ни той... Причем настолько он увлечен тем, что род прервется, что готов и людей убивать и сам погибать.
   Татьяна и то понятней получилась: любящая женщина на многое пойдет даже ради предавшего ее дяденьки. Любовь - штука иррациональная. Для нее и машину утопить не жалко. И я даже не буду выдвигать сомнений в том, как Татьяне удалось вытащить Виктора. Как смогла сымитировать, объяснить травмы, полученные при катастрофе катера, синяками, найденными телом в скатившимся в реку "Клио", столь достоверно, что все поверили. Даже всемогущий прокурор - отец убитого Виктором повесы.
   На мой взгляд, помимо таки сомнительного морального облика главного героя, которому я как бы должен сопереживать (а не слишком-то выходит), неудачна еще и композиция. Перескоки с повествования от первого лица (от Безрукова) на третье лицо (Татьяна) не выглядят лучшим вариантом. Плюс еще излишне путанный, сбивчивый поток сознания от Виктора мешает чтению. Но автору для чего-то понадобились именно эти приемы, а если я не понял для чего, то это, скорее, моя оплошность. Но шо делать?
   Ну и месть. Причем месть не только Виктора, но и от его умершей сестры, которая в завещании прямо таки принуждает брата к преступлению. И после всего этого, после всех событий идиллия финала мне показалась слегка сомнительной. Ну и что, что убил человека? Зато вот ребятишек сколько! Ну и что, что убийца и предатель, зато рядом теперь... Можно плодиться и размножаться. Имхо.
   Отмечу то, что автор явно разбирается не только в компьютерных технологиях, но и в маломерном судовождении. По крайней мере, намного лучше меня. Насколько я могу об этом судить. Уважуха.
   В общем, впечатления у меня от рассказа несколько двоякие. Сам люблю героев делать неоднозначными, допускающими ошибки, сомневающимися. А потом удивляюсь: отчего читатели не видят, что я хотел этим показать? А теперь сам читатель и... И не вижу авторского образа. Я такой странный?
   Или автор не сумел?
   Об оценке пока говорить рано.
  
   СЕРИЯ ПЕРВАЯ: Длинная сказка на ночь, или для чего нужна горчица?
  
   Альтер Твои 11 часов   34k
  
   М-мм...
   Даже не знаю, как начать. И чего сказать не знаю.
   Автор, ввиду некоторых несуразностей, возникших на конкурсе, мне поступило предложение выступить в качестве преноминатора, то есть, прочесть ваш рассказ и сообщить координатору: соответствует ли текст условиям конкурса. Я ответил: да, тема есть, детективность тоже.
   Но сказать что-либо о вашем рассказе я не могу. Я банально не понял о чем он. Нет, безусловно, я понял, что некий бывший полицейский, а ныне частный детектив 38 лет бьется над тайной убийств молодых женщин и похищений догодовалых девочек, у него как раз такое в жизни и случилось, и, даже, перед смертью решает загадку неуловимого преступника. Но больше я ничего понять не смог. Кто это преступник? В чем разница между Константином и Константиновым? Кто такая Майя? Марта? Мартина? При чем тут "Коралина" и "Двенадцать месяцев"? Как могла эта "Коралина" быть одной из причин начавшихся четыре десятка лет назад преступлений, если сказка написана Гейманом лет пятнадцать назад? Как?.. Зачем?.. Откуда?.. Нафига?..
   Да и пусть. Какая разница? Будем считать, что это не моё.
   Очень неряшливо написано. Куча опечаток, с пунктуацией жуть, радиоспектакль какой-то - сплошные диалоги, фиг поймешь: кто что говорит. Путаница с именами, немотивированные поступки героев, неминуемое самоубийство детектива (это для интриги, да?), и открытый финал - как вишенка на куче, м-мм,.. того, что вы хотели бы назвать тортом.
   О канве лучше вообще не думать. 38 лет подряд пропадают по 3 девочки в год, и никому за все это время не пришло в голову поинтересоваться в ближайшем детском доме, а не подкидывали ли кого из них? Шерлок Холмс со стыда попросил бы уничтожить все упоминания о себе в мире!
   Вот если честно, у меня ощущение, что надо мной откровенно поиздевались.
   Ладно, это была преноминация. Допущу, что все проблемы этого текста (я не могу назвать это ни рассказом, ни пьесой, ни чем еще) в нехватке времени у автора (иначе откуда весь этот мусор?). Если будет оставаться время к концу судейства - погляжу еще раз, вдруг автор таки решил хотя бы вычитать свое детище. А нет - так даже не понадобится над оценкой думать.
   PS Не "константиновских туфлей", а "Константиновых туфель"!
  
   Маци-Маци Потеряный Ван Гог   45k
  
   Интересная стилизация по французским мотивам.
   И она удалась, на мой взгляд. Хотя и не безупречна. И даже не знаю, откуда столько мелких недочетов при таком уровне исполнения?
   Но по очереди...
   "Хозяин вложил их под газету..." - странное выражение. Вложил - значит внутрь, а под газету можно положить или подложить...
   "...исчерпывающий зад..." - красиво, конечно, но совершенно непонятно. Автор, объясните смысл эпитета?
   "...и болтливость, сравнимая с ниагарским водопадом. Канарейка сообщила, что её зовут Марцелина..." - канарейка, сравнимая с Ниагарой? По какой характеристике? Странное сравнение. Точнее то, что они рядом и об одном. Имхо.
   "Закладывает за воротник, как старая лошадь..." - это как? У лошадей бывают воротники? Возможно, это отсылка к какой-то незнакомой идиоме? Выглядит несуразно.
   "В воскресенье Марсель подстриг газон, ездил к морю, бездельничал..." - м-мм... Тут либо подстригал, ездил, бездельничал, либо подстриг, съездил, побездельничал. Иначе - рассогласование времен, не комильфо.
   "Клоди наставила наглые глазищи. - Ты пуританин, дядя?.." - если он племянник отца, то он кузен, а не дядя.
   "Как там тебя... Гильом?.." - Guillaume - Гийом в современном варианте читается так. У вас же не средневековье?
   "И отправился спасть..." - увидел убийство и отправился спать? Спасать? Прикольно.
   "- Ничего я не думаю, мадам! - инспектор наклонился и поцеловал руку..." - барышне нет 18, а галантный инспектор ее мадамой обзывает?
   "Марцелина заспешила к своему дому, а Маци-Маци сплюнул в пыль и подумал, с несвойственной ему досадой: "Дура!"
   - Нет, ну как вам это нравится?
   Инспектор Сюркуф напросился на обед и, восседая за столом, багровел лицом от гнева. Размахивал вилкой, словно кавалергард палашом..." - кто сказал фразу про "нравится"?
   Тут и ранее. И далее. Я уже в обзоре выше писал, что не разбиение текста на небольшие главки ведет к непоняткам, а, значит, мешает чтению. Оставьте пустую строку - что вам мешает? Отсылку к ограничению рассказа 45Кб не принимаю. У вас в тексте много воды, убрать полсотни знаков можно было бы безболезненно. Это неуважение к читателю, это неприятно и некрасиво.
   "...а то опять обхезаемся..." - фу! А еще художник! Автор, зачем тут это слово? То есть красивый синоним к гипнозу вы нашли, а тут не сумели?
   "Только въедливый, как дижонская горчица..." - а она въедливая? Она сладкая, чуть с кислинкой. А "александровскую" ваш Марсель едва ли пробовал...
   Автор, не можете мне объяснить, где тут тема конкурса? В долге перед Францией? Или еще в чем-то? Вроде как тема довольно хорошо объяснена в "Правилах"... А под вашу трактовку что угодно можно подогнать.
   Ну и как детектив рассказ, на мой взгляд, слабоват. Преступление показано крупным планом, убийца известен, этакий американский вариант детектива (который, на мой взгляд, и не детектив вовсе), только без кровавых подробностей и погонь. Вся детективность в нескольких словах инспектора в самом конце рассказа... И главная улика (с его слов) вызывает у меня большие сомнения. Синяк в виде двух полосок, якобы оставленных кольцом убитого на руке девушки... А какое расстояние между витками его кольца? Я так думаю один, максимум 2 мм. А как вы думаете, будет выглядеть синяк, оставленный этими витками? Я вот думаю, как одно целое. Но даже если это не так, то как будет выглядеть этот синяк через пару недель, прошедших между его появлением и моментом, когда его увидел инспектор? Мне кажется, что никак. Если только девушка не больна гемофилией, которой болеют лишь мужчины.
   Общее впечатление: красиво исполненный, но не ошкуренный тщательными вычитками авантюрный рассказ. Как детектив слабовато, тема конкурса пристегнута одной короткой фразой.
   Придется учитывать всё при ранжировании рассказов конкурса баллами.
   А шо делать - такова доля жюрейская...
  
   СЕРИЯ ВТОРАЯ: Прерванный полет, или о чем промолчал электрик...
  
   Патиссон Пв-16: Обрыв   45k
  
   Есть что-то Гончаровсое в названии... Пародия?
   Э-ээ... Извините, автор, совсем не то.
   Приношу вам свои извинения, но я не стану критиковать ваш рассказ.
   Потому что элементарно не нашел ни единого сучочка, чтобы можно было зацепиться. Все как нужно, все как должно, все так и сделано. И лирике место нашлось, и тонким чертам характеров, и погружению в цирковую среду. Даже Ириску припомнили!
   Грамотно, тема раскрыта, детективность на хорошем уровне. Читать было интересно и даже немного волнительно. Хороший язык, пусть практически без тропов, но нужны ли они были бы тут? А вы знаете, не помешали бы. Как в начале рассказа, так и в конце. Пожалуй, это единственное, в чем я мог бы вам попенять: вы не нашли своих, оригинальных образов, чтобы показать во вступлении красоту номера и трагичность происшествия. Как и в последнем абзаце. Да, не плохо, но, как по мне, несколько плакатно...
   А еще, найденная зажигалка мне показалась лишним элементом.
   Немного о себе.
   К своему удивлению, я разгадал вашу загадку еще до финала. И задолго.
   Прежде всего, я понял, что целью покушения была не Эля - как-то много случайностей привело ее к падению. Но тогда кто? А кто-то из цирковых, кто пользовался местной лебедкой. Но кто из них использовал ее в своих номерах? Из воздушных гимнастов помимо Клима и Эли вы показали лишь Дамира и Стеллу. Но она в тот момент не участвовала в номерах, была лишь ассистенткой. И вот она жертва, которая должна была разбиться вместо Эли - Дамир!
   Как я вычислил, а?
   Но! Стоять! Но тогда для чего и кому понадобилось портить лебедку Клима? Ведь ею никто не пользовался, кроме него и Эли... Значит, целью был именно Клим. А кому он больше всех мешал?
   Бинго!
   Правда, я засомневался в действиях Дамира. Если бы он не стал трогать Лёху и подстраивать аттракцион в тигрятнике, вряд ли ему что грозило. Я не знаю, чего бы мог рассказать Лёха, но все остальное... Он вывел из строя лебедку, причем было бы весьма сложно доказать, что это сделал именно он (следствие-то уже было, ничего не нашли, вроде). Да, возможно, после выхода статьи пострадала бы его репутация, но он был бы уже настоль далеко, что дотуда едва ли хоть что долетело бы. И, опять же, бездоказательно. Но он испугался, сорвался, натворил... Впрочем, туда ему и дорога, мерзавцу.
   Ну и то, что Клим и Эля остались вместе, я догадался по тому, как вы игнорировали эту возможность. Надеюсь, все у них сложится, Эля встанет на ноги и вернется на родную Украину.
   В общем: хороший рассказ, первый претендент на высший балл.
  
   СЕРИЯ ТРЕТЬЯ: Синий кот разбитый, или по следам собаки Баскервилей...
  
   Лещина М. Пв-16:"Темнее всего перед рассветом"   37k
  
   Пичалька...
   Одна, но серьезная.
   Это не детектив ни разу. Никакого расследования никто не ведет.
   Первое: Анна узнает, что у ее сводного брата редкая группа крови, которая не могла бы у него быть, будь он сыном ее отца.
   Второе: из флэшки погибшей ранее сестры она узнает, что мачеха спит со своим братом (а может он и не брат ей вовсе, а? может они из Стэплтонов, только наоборот?), и сестра опасается за свою жизнь.
   Третье: у Стаса татуировка с группой крови на рукаве, совпадающей с группой мальчика. Что, впрочем, говорит лишь о том, что он может быть его отцом, а не то, что он им является. Хотя да, группа крови весьма редкая...
   Четвертое: Анна устраивает провокацию, на которую поддаются прелюбодеи, на чем их и, собственно, и ловят.
   Вопрос: где тут расследование? В умении понять, что у дядечки с первой группой крови не может быть сына с четвертой? В умении посмотреть найденную флэшку на смартфоне? В решении сказать убийцам, что ты знаешь, кто они такие, и что завтра ты об этом заявишь в органы?
   В общем, очень жаль мне. Жаль, что столь замечательный рассказ нарушает основополагающее правило конкурса, и мне придется из-за этого снижать ему оценку. Тема, безусловно, есть, детектива - нет. Один из двух главных столпов ПВ отсутствует.
   Потому как, скорей всего, на конкурсе будут рассказы, написанные не менее хорошо, но с выполненными условиями. И будет не совсем честно ставить этому рассказу те же баллы, что и им.
   Теперь о хорошем.
   Слов нет, написано выше всяческих похвал! Ни к чему не придерешься! И стиль, и слог, и грамотность - все на высоком уровне. Персонажи выписаны тщательно и точно, прямо-таки вижу их! Мотивация дана едва ли не досконально. Стас, правда, оказался глупцом, не просчитал провокацию, решил, что если и вторая сестра в той же ванне утонет, никто ничего не заподозрит, что Анна явно не глупа, что могла подстраховаться хоть техникой, хоть свидетелями, коим в огромном доме есть где притаиться, хоть отправленной тому же адвокату, подруге, прокурору информацией о том, что если с нею вдруг... Что от хватания за лодыжки, скорей всего, синяки останутся... Ну да, откуда у длинноногого красавчика-блондина мозг? Он, небось, и парковаться-то на своем моцике не умеет - даже татуху набил на руке на этот случай. Может есть смысл показать его не столь тупым?
   И осталась непонятка с папой Анны. Явно ведь напрашивается вывод, что он тоже отнюдь не своей смертушкой покинул мир бренный. Мож таки траванули его? Мне показалось, и его не похоронили? Кремация?
   Автор, если вы найдете зернышко в моих сомнениях, то вам решать, каким рассказу быть. Он и без моих подсказок весьма высокого качества. Но вдруг?
   Оценка будет высокой.
   Но не высшей.
   PS "- Хорошие виски..." - я понимаю, что это речь персонажа, и ему может быть невдомёк, но все же: виски - среднего рода, а раз Анна пьет из одной и той же бутылки, то речи о множественном числе и быть не может.
   PSS "- У ребёнка группа крови большей частью наследуется по отцу..." - ога, а IQ по матери... И эту чушь говорит врач? Гоните его к черту из профессии!
  
   СЕРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: Пейте пиво - будете здоровы, или как выжить под лапой бога?
  
   Мокша Пв-16: Логика и Пёс с ней   37k
  
   Ну хоть не рыжий кот с ней...
   Занимательный рассказ из двух частей. Первая часть более интересна своей логической загадкой, хотя по сути является байкой. Логика - наука привлекательная, и овладевший ею в более-менее достаточной степени человек получает весьма ощутимые преимущества в общении с другими людьми. Вопрос в другом: а приносит ли ему счастье умение применять на практике свои навыки? Судя по литературе, телесериалам и фильмам - отнюдь. Хотя, что такое счастье?
   Особых замечаний по первой половине у меня нет. Было даже самому интересно пораскинуть мозгами. Полностью решить загадку, признаюсь, не удалось, хотя текилу и пурген я таки просчитал. Но текила на поверхности, а про слабительное, увы, не зная скородействия, пошел несколько иным логическим путем и сбился. Времени было - конец рабочего дня, хотелось дочитать до конца.
   Была, правда, и более простая возможность решения загадки, мимо которой автор как-то проскочил: жучок, установленный недалеко от столика. Понимаю, что двадцать лет назад технические возможности шпионской техники были гораздо ниже нынешних, но таки не отсутствовали напрочь. Рассказчик об этом варианте даже вскользь не упомянул, возможно что и следствие прошло мимо, не стало лазать на деревья. Или скажем направленный микрофон, про него Коппола еще когда свой "Интервью" снял...
   Но да, тогда было бы не столь интересно, а минералка и пурген оказались бы лишними.
   Вторая часть менее увлекательна. В ней загадка решается просто сбором информации. Нет, логическим построениям тоже есть место: о роли льда, о личности насмешника, устроившего увлекательное приключение сотоварищам по отдыху, о роли льда в этом розыгрыше и тп. Автор, конечно, как в первой части рассказа я в открытую играть уже не желает, поэтому и утаивает от читателя важные для логических построений детали. Мне еще раньше показался странным состав пикникующих коллег. В чем они могут быть коллегами? Оказалось, по летучим блюдечкам и цветным человечкам. Посему-то их и было проще разыграть. Впрочем, разыгрался, как я понял только Гореликов, про ощущения остальных ничего не сказано.
   Обломал, короче, коллега своих товарищей по полной. Результатов от пикника - лишь обосранные штаны.
   Догадаться о чревовещании артистки цирка было невозможно. Это оказалось пальцем в небо и попал. Ну, не совсем так, но примерно (имхо). Я тоже как-то похожим способом приятелей пуганул. Было весело.
   В общем, вторую часть читать было уже далеко не так интересно, как первую. Я бы вообще посоветовал автору разбить рассказ на два обособленных произведения. Причем элементы байки из первого убрать, сделать нормальный традиционный детектив.
   Тема есть, детективность в зачете, грамотность на уровне, стиль разговорный.
   Общее впечатление: неплохо, но не более.
   PS Автор, извините, у меня в одной из рецок выше упоминается некий Заславский - он к вашему никакого отношения не имеет. Сам удивлен таким совпадением. И не понимаю, почему я его так назвал...
  
   СЕРИЯ ПЯТАЯ: Не ходи те девушки на стройку ночью, или сколько самогона может выпить шкет?
  
   Рекс Пв-16: Про боно   45k
  
   Ошибка в названии: Боно - фамилия, должна писаться с большой буквы. А про Шер тоже будет? Если нет, то вот, вспомните, кто это и как это было, по крайне мере, мелодию-то наверняка узнаете:
   https://www.youtube.com/watch?v=TMaW9xmuhg0
   А забойный такой рассказик, темповой такой. Хотя и для отступлений времени и места хватило. И ведь не скажешь, что то или иное оказалось лишним! Весьма умело скомпонованный текст!
   По мере чтения у меня, как у критика, то и дело возникали различные мысли: ага, вот об этом напишу в своем отзыве, вот это покритикую, к этому моменту с придирками прицеплюсь... А... А вот автор и сам знал обо всех этих царапках, более того, он их специально в тексте понатыкал, чтобы я о них царапался и чувствовал тем самым себя на высоте. А автор чуть погодя возвращался к шероховатому месту и мелкой шкуркой полировал его практически до блеска! И мне по душе подобные приемы.
   А что в результате? А в результате все эти места, выделенные желтым вёрдовским маркером в тексте, пришлось возвращать к натуральному цвету. Потому что неясных и сомнительных для меня моментов после прочтения рассказа не осталось. Такая вот фантасмагория...
   И что теперь делать критику? Ведь написано не просто толково и без логических дыр, а и очень качественно! Язык хорош, грамотность высока, стиль выдержан. Тема хоть и под вопросом, поскольку загадка героиню рассказа много лет не мучила, но я не стану пристально на это несоответствие смотреть, желания такого нет, а чисто технически можно зачесть проблему героини с долгостроем. Расследование тоже есть.
   Но тут-то и кроется главная моя претензия, как же без нее?
   Маруся ведет расследование и даже многое находит. Самое важное из найденного то, что соседка Аля является наследницей погибшего мошенника. Преступник, по идее, ясен сразу, как только был упомянут. Тут-то детектив и заканчивается. Далее идет экшин на вершине недостроенного здания, где все убийцы по очереди откровенно выкладывают ошарашенной адвокатессе все свои заморочки и обстоятельства, приведшие их таким мерзким делам. И так же вслед друг за другом отправляются в последний полет. Такой вот Голливуд, где негодяя хлебом не корми, а дай высказать связанному положительному герою все те бандитские резоны, что привели его к финальной сцене. И только когда в откровениях ставится точка, а мерзавец готов нажать на курок своего страшного пистолета, вдруг как черт из планшета появляется Супермен, Брюс Виллис, Чип энд Дэйл, Лёва Восканьянц и спасает героиню, заплаканного малыша, старушку через дорогу, а злодея отправляет в полет лазерной бензопилой вдребезги. Отчего злодеи такие тупые? Нафига они все это рассказывают, для чего ждут Бэтмэнов и Дукалисов вместо того, чтобы просто пристрелить жертву и идти дальше по своим сволочным делам?
   Финал вышел весьма киногеничным. Можно навертеть еще каких-либо перипетий сюжета и отправить в качестве сценария в какой-нибудь сериал. Вполне могут взять.
   В общем, как к детективу у меня неудовлетворенность по этому рассказу есть.
   Персонажи вышли вполне реалистичными. Хотя меня несколько озадачила личная жизнь Маруси: ни разу ни слова о том, что она у нее есть, что она хоть как-то о ней думает (упоминание о коротком и бурном романе с Лёвой не в счет - лет десять уж прошло). Барышня уже в бальзаковском возрасте, а ни семьи, ни поклонников, ни, самое главное, даже мыслей вскользь об этом? Климакс не за горами, яйцеклетки вхолостую скулят, но мрут, а ей и дела нет до крепкого плеча и грязных носков под тумбочкой? Женщины так умеют?
   Не без интереса прочел и об адвокатских обыденных делах и делишках. Чувствуется, что автор знает, о чем пишет.
   Пару... даже не замечаний, так сомнений скорее...
   "Выпроводив похотливого оперативника..." - а чего это он вдруг похотливый? Сама сиськи выкатила ему под нос, а похотливый он? Только потому, что раз на них взглянул?
   "Я сняла крышку со сковороды. Сквозь вырвавшийся из плена пар на меня глянули два жёлтых глаза яичницы..." - одинокая, умелая на все руки дама в самом соку питается яичницей как простой, брошенный на неделю уехавшей к маме женой, инженер? Жуть. Не верю. Хотя бы по тому, что внятно описанную глазунью только кулинарный новичок додумается крышкой накрыть! Ну или извращенец. Весь смак глазуньи в жидком желтке!
   Впрочем, люди всякие бывают. Может она действительно первый раз яйца на сковороду кинула?
   Читалось влёт, с удовольствием и интересом - отличный вышел рассказ!
   Оценка будет высокой.
  
   Комбедоносец Пв-16: Разверстка с секретами   42k
  
   Ретродетектив столетней давности. Ну почти столетней, несколько месяцев осталось до круглой даты, поскольку время действия именно 1918-й, а погоды стоят похожие на сентябрь.
   Уважаю авторов, которые отваживаются на подобные экзерсисы. Тут современность выписать тямы и слов не хватает, а они вон кто на пятьдесят лет назад забираются, на сто, триста... Стилизация штука сложная, ответственная. Написал термин какой красивый, старинный на вид, а он, оказывается, лишь через тридцать лет после описываемых событий в обиход вошел... Ляп, пусть не всякий заметит, но кто-то дотошный возьмет и полезет в инет покопаться... А потом и раструбит на всех. А это так обидно! И прежде всего за себя: отчего за словцом красным погнался, а проверить не догадался. И ляп такой, вроде мелочь, а доверие к рассказываемой истории сразу теряется...
   То же и с историями из иностранной жизни. Или из какой-либо профессиональной среды. В таких случаях необходимо весьма глубоко погружаться в мелочи описываемых эпохи, местности, навыков. Не всякому по плечу столько времени потратить на этот интерес. А все для чего? Для того, чтобы написать рассказ? А толку? Нет, оно понятно, что и саму интересно становится - затягивает такое погружение в непривычную среду, много там и занимательного, и таинственного порой.
   Вот от того и уважение мое к стилизациям. Да и не только мое, другие читатели тоже не полиэстром шиты, видят, вникают, понимают. Оттого рассказы с удачной стилизацией частенько более высокие баллы получают на литературных конкурсах. И поделом, заработали!
   У меня нет ничего, чтобы я мог покритиковать в этом рассказе. На мой взгляд тут все на своем месте. Я не заметил ни логических, ни стилистических, ни каких других проколов, включая анахронизмы. Даже такое недолгое явление в нашей истории как комбеды именно тогда и были в силе.
   Но ведь нельзя же так с рассказом на конкурсе! Ко всем пристебался, а этот отпустил?
   Нельзя.
   Тема конкурса, на мой взгляд, не раскрыта. Не увидел я тут никакого долга. Вот в рассказе Маци-Маци хотя бы долг перед Францией есть. А тут? Долг перед понравившейся девушкой? Перед собой? Как себе потом в глаза смотреть? Но этим можно что угодно объяснить. А как быть с тайной, что долгое время терзала, спать не давала? И вдруг издалека всплывает мысль, что рассказ был написан не на этот конкурс. Об этом говорит и оборванный финал. Так детективные рассказы не заканчиваются, явно проглядывает "ту би континед". А ведь место оставалось еще! Вполне можно было бы преступгика на чистую воду вывести и предать скорому революционному суду! А тут что?
   - Ну это, ты тут и хозяйство продай, и от убийцы родных отбейся, с голоду не помри, а я поехал, мне тут кой чего заработать нужно, чтобы заграницу в родичам сбежать. - А меня возьмешь? - Распродашь всё - приезжай. - Куда, милый? - В город. - В какой? - Ну, мне пора.
   Скорей всего я ошибаюсь. Но есть и вероятность, что нет.
   Еще сомнительным показалось, что не только родители отравились самогоном, но и двенадцатилетний брат Даши. Неужели выписанный весьма радивым мужиком отец Дарьи позволил бы сыну эту гадость пить? Да и сам он вдруг ни с того ни с сего посреди недели, в то время, когда на село продразверстка напала, вздумал с вечера накидаться самогоном? На секундочку: полуштоф это где-то 0,65 литра, самогонка градусов 60-ти, жена при таком строгом муже едва ли много приняла бы... Да он бы с утра только мычать смог бы! А выписан едва ли не идеальным хозяином! И на тебе: сыну под картошечку полстакана пойла...
   Ну вот и покритиковал, теперь и мне спокойней, и другие критикуемые камнями кидаться не станут.
   Впечатление: качественно исполненный, умело стилизованный детектив столетней выдержки. Читать было интересно и даже познавательно. И даже незаконченность не повлияет на мою высокую оценку.
  
   СЕРИЯ ШЕСТАЯ: Хороший и замечательный, или где мои пятнадцать лет?
  
   Ежик И.Т. Пв-16: Хмарь   37k
  
   Ну о чем еще писать Ёжику Из Тумана, как не о "Хмари"? Ну разве что о мгле... Потому как: Вид с балкона 16-го этажа в доме по улице Зорге в г. Ростове на Дону 25 ноября 2003 г. за минуту до полуночи ну нифига не видно...
   И снова я в сложной ситуации: помимо опечаток и кое-где нелегитимных запятых других недостатков я в рассказе не заметил. А замеченное легко вычистить, прочитав пару раз и выметя мусор. Даже странно, что автор не удосужился этого сделать. Вносить правки такого уровня в текст вроде не запрещается даже сейчас...
   Как там пела наша Примадонна? "Сильная женщина плачет у окна...". Нет не плачет, прёт танком, сметая на своем пути и чиновников, и следователей, и прежних любовниц мужа, и его друзей. Прошло пять лет с момента гибели благоверного, и вдруг ей приспичило разобраться. И стало интересно мне: а кем же она работает, какое место занимает в иерархии города, если весьма занятой следователь безропотно везет ее куда-то загород на место давно закрытого и сданного в архив преступления и лишь, едва ли не виляя хвостом, просит разрешения вернуться - работы навалом. Ответственный дяденька так же идет на контакт и откровенно отвечает на ее довольно щепетильные вопросы. Так кто она, главная героиня рассказа? Наверное, это и есть важнейшая тайна рассказа.
   Потому что, даже несмотря на многое не показанное, с самого начала лично мне стало понятно, что бомж не виноват (иначе в чем смысл рассказа?), а, следовательно, виноват тот, кто знал о существовании этого бомжа, тот, кто бывал в этом охотничьем домике ранее. А таковых всего двое: убитый и его лучший друг - убийца. Остальное детали, вроде заявленной самообороны. И, если честно, версия с мотивом, дескать, ревнивый муж решил убить потенциального соперника из-за верной себе жены, выглядит очень надуманной. Нужно учесть, что жена ему (с ее, правда, слов самой себе, пусть и прошло столько лет) ни малейшего повода сомневаться в себе не давала, а сам он не инженер какой, не продавец в авто-магазине, а целый владелец преуспевающего охранного агентства! Что ж он, проверить не стал, прежде чем на смертоубийство якобы конкурента пойти? Не смог? И убить хотел не кого-нибудь, а единственного и самого близкого друга! А поговорить с другом слабо? Друзья из-за баб только в кино друзьями быть перестают, друзьями не разбрасываются. Ну очень высосанный мотив. Впрочем, это версия выжившего. Ничем не подкрепленная. Противоположный мотив: устранения единственного друга для обладания его женой выглядит не менее убого: та ему ни разу шанса на малейшую надежду не позволяла.
   Но кто их знает, друзей этих. Гомо капитализмус амиге - люпус эст. Вполне возможно, что меж ними не одна Катя пробежала, а и стадо других кошек. Но об этом мы ничего не знаем... Полагаю, автору будет над чем подумать, если он решит над рассказом немного поработать после ПВ.
   Прочлось, тем не менее, с нехилым интересом. Язык ровный, стиль тоже, опечатки и помарки автор уберет. Тема есть, детективная составляющая на хорошей высоте.
   "...и я ощутила неслабый запах пивного перегара..." - прямо вот именно так: пивного перегара? Однако. Перегар - он, когда уже перегорело, определить, что именно горело, вряд ли так просто. Если же Светка в данный момент пьет пиво, то причем тут перегар?
   "...Ругаясь на чем свет стоит, я выхватила из холодильника бутылку коньяка..." - эх, женщины... Кто ж хранит, а тем более пьет коньяк из холодильника? А ведь замужем полтора десятка лет прожила... Совсем от рук отбилась.
   Мне понравился этот рассказ. Про оценку промолчу, а то вон бурька поднялась в комментах конкурса, обвинят невесть в чем еще. Да и наобещал я уже кучу высоких оценок прочтенным рассказам. А ведь и низкие придется кому-то ставить...
  
   Лоис Л. Пв-16: Люська и инопланетяне   45k
  
   Фантастика? Или фантасмагория? А может ваще катавасия? А может полкило.
   Н-да...
   Я тут в обзоре ко многим рассказам жаловался на нелегкую долю критика, дескать, написаны они столь хорошо, что и покритиковать нечего. Но в то же время находил всякие зацепки, чтобы целую страницу накидать буковок в строчки: типа, вот, нашел огрехи. И на самом деле находил, назряшные претензии выдвигал.
   А вот как быть с этим рассказом?
   Автор, нет у меня к вам критики совсем. Опечатки, коих, конечно, многовато, вы выведите, запятые расставите, чуток финал подправите (опять, видно, килобайты помешали), может и какой-нить небольшой апгрейд тексту наведете Да только вряд ли его можно сделать еще лучше...
   В общем: это мой рассказ, он написан для меня. И спасибо вам за него, за те чувства, что во мне пробудились при его чтении, за всплывшие столь не похожие, но похожие воспоминания!
   Особо отмечу язык - прелесть, да и только.
   Об оценке говорить ничего не буду.
   Бессмысленно.
  
   СЕРИЯ СЕДЬМАЯ: О печальной судьбе клоунов, или дело о пропавшей Любви...
  
   Правнук Весь вечер на арене   40k
  
   А это совсем уж дореволюционная история...
   Интересный ход придумал автор: чтобы не связываться со сложной в исполнении стилизацией при написании стародавней истории, он решил вложить ее в уста нашего современника: дедов дед рассказывал моему деду, а тот мне, а я уже вам. И благодаря этому теперь можно не заморачиваться насчет всяких соответствий описываемых реалий самому языку изложения. Отсюда, наверное, и всякие "братаны" и "больнички" в речи давно ушедших персонажей - ну я же просто пересказываю, извините...
   Если честно, мне больше всего здесь понравилось описание цирковых номеров - действительно, замечательную программу привез Сильвестер Моретти в Нежинск. Остается только непонятно, откуда это описание узнал праправнук, ведь Помощник Господина Заместителя Уездного Исправника, т.е. прапрадед рассказчика на представлении не присутствовал.
   Это-то и коробило меня во время чтения. Пересказ событий через третьи уста не виденных первоначальным свидетелем... Мне кажется, что есть в этом какая-то сомнительная натяжка. И теперь я не уверен, что примененный автором прием столь уж интересен.
   Сам детектив тоже как-то не впечатлил. Я вот сразу, как только проскочило про запертую изнутри комнату, вспомнил про фокусника. Они такие, эти престидижитаторы, они еще и гипнозом, небось, владеют. Гипноз, по крайней мере, куда реальнее, чем три таксы этажеркой, вставляющие изнутри в замочную скважину ключ и проворачивающие его зубами, чтобы закрыть дверь. А еще проще было мальца какого из местных попросить через собачью дырку залезть и сделать все руками. Да и само это отверстие... Для чего оно там? Для чего оно клоунам и джигитовщикам?
   И, как бы, я не уверен, что это рассказ. Не знаю, прав я или нет, но у меня о форме рассказа какое-то другое представление.
   А еще я не понял насчет костюма клоуна, надетого на Мавсата, когда его нашли.
   "А Мавсат... может, и вправду они с Николаем что-то этакое на Парад-Алле задумали. И Николай ему свой костюм отдал..." - так про себя думает предок рассказчика, а в докладе начальству уже излагает:
   "...Федор Саврасов... Мавсата Джунгарова по дороге оглушил и переодел в свой запасной костюм, чтобы свалить вину на него и всех запутать..." - мутная история. Да и вообще, я бы на месте прапрадеда не стал бы передавать эту историю потомкам, нечем в ней гордиться: отправил с высокой степенью вероятности одного невиновного на плаху, другого на пожизненный лесоповал. Стыдно как-то детям-внукам о таком рассказывать...
   Тема есть, безусловно, детективность тоже. Попадаются опечатки и орфография не везде на высоте. Язык красотами не блещет, ну да для изложения, услышанного от другого человека, вполне уместен.
   Общее впечатление: не самое лучше из прочитанного на ПВ.
   PS Третий рассказ с циркачами. А ведь еще с полдюжины рассказов прочесть осталось...
   PPS Кстати, про клоунов. Если кому интересно: один из самых лучших рассказов, что довелось мне прочесть на СИ: Падший клоун .
   Горько, что автор его ушел от нас, много чего хорошего еще написал бы... Да будет земля ему пухом.
  
   Петров П. С днем рождения, тезка   38k
  
   Название ничего из души не вызывает... Так что без предварительных слов обойдусь...
   Не дается нашим авторам детектив. Уже который раз преступник сам рассказывает что, где, зачем и как. А, правда, зачем? Сложная, видать, штука - дедукция, без нее куда проще! Эх.
   Рассказ интересный. Несколько созвучен с "Люськой и инопланетянами": и тут и там главные герои подростки, и тут и там убийцы остаются ненаказанными в силу отсутствия надежных доказательств и закостенелости общества. Ну и обстоятельствами личного характера - куда ж без них. Но, пусть автор на меня не обижается, "Люська" написана куда ярче вашего рассказа, в ней куда больше сочных деталей из детства. А у вас вот:
   "- Не, сегодня вряд ли. Наш голкипер, Веня, заболел, звонил час назад..." - ну кто так говорит в пацанах? Будто Иван не знает, что Веня вратарь их команды. Да и кто вратаху станет голкипером меж собой называть? А Веней? Он что, не человек, что ли? У него кликухи что ли нет? А у Петьки? А у Ваньки? Чо это его Петька Ваней зовет? Вроде ж нормальные парни? Хулиганят в меру, по подвалам в пять утра шарятся... Не Марки-Лёвы какой, скрипкой-пианиной по головушке замученные, не этикетом с пеленок матушками ударенные, с раннего детства из бабушкиных ежиных руковиц носа высунуть не могущие...
   Осталась небольшая заноза. Я правильно понял, что этот Киреев занимался торговлей оружием, а заодно и соседских баб ублажал? А Вику убил за то, что она случайно это оружие в подполье увидела? Странный дядя. Во-первых, довольно глупо хранить оружие в многоквартирном доме, таскать его туда, вытаскивать... Во-вторых: для чего водить много и разных теток из собственного подъезда? Других в городе не осталось? В-третьих: нафига водит женщин туда, где они могут увидеть то, что видеть нельзя? И в-четвертых, наконец, зачем было Вику убивать? Что, ей нельзя было хотя бы временно рот пачкой баксов заткнуть и, пока она ее переваривала, зачистить подвал, раз уж собирался завязать? И для чего эти пачки в финале?
   Даже интересно, что с ними Ваня сделает? Есть подозрение, что, судя по его характеру, купит таки себе машину, а жене сапоги. В общем мораль та еще...
   Впрочем, тема конкурса есть, детективность тоже отрицать бессмысленно. А то, что не все среди нас герои, так это и совсем не новость. Но на то они и герои, что могут так, как не может большинство. Если бы все были героями, героем никто бы и не был.
   А читалось хорошо так, с темпом и интересом, так, что я даже забыл на запятые поглядывать. Опечаток вроде тоже не было. Начало так вообще хорошее: косички, глазки, весна над головой. Потом интрига: пропавшая возлюбленная, поиски, спасение... А вот потом... Автор, не успевали? Финал вышел весьма скомканным и неубедительным.
   Темное место:
   "Попросила соседку съездить вниз, проверить скамейку у второго подъезда, а сама взялась посмотреть на лестнице... Лифт не работает, значит, поднималась пешком... Уже третий день не работает..." - на чем ездила соседка? На метле?
   Неплохая работа. Но могла бы быть и лучше...
  
   СЕРИЯ ВОСЬМАЯ: Красивая рыба об лёд, или кто убил Филю?
  
   Мистер Пв-16 Плохая игра   44k
  
   Игра, может, и плохая, но, хотелось бы, чтобы рассказ был хороший...
   И автор меня не подвел! Замечательный рассказ, психологичный, я бы даже сказал, профессиональный.
   А, стало быть, высказать в плане критики мне практически нечего. Все очень логично и точно описано. Больше всего понравились портреты персонажей, они настоль хорошо выписаны, что у меня возникло ощущения, что я знаю этих людей, причем отнюдь не шапочно, что я буквально несколько дней назад с ними общался, немножко выпивал и желал им долгих лет... Единственное исключение - Яна. Не сложился у меня ее образ, то что вижу - психичка безбашенная. Едва ли вы ее именно такой хотели изобразить. А еще мне не очень внятной показалась мотивация Марка. Хотя от мА персонажа по имени Марк можно ожидать чего угодно... (шутка)
   Так что, Мистер, примите от меня извинения, я ничем не могу вам помочь. Не нашел я помарок, которые вы исправили бы после моей критики.
   Так, совсем чуток, по мелочи:
   "Февраль, 2006 год
   Ночь, улица, тусклый свет фонарей. Под ногами лужи, хотя на календаре все еще зима..." - зачем вам эта зима понадобилась? Чтобы читатель смог понять, что действие происходит не в южном полушарии?
   "Прежде чем мать дозвонилась колькиным родителям... послышались ленкины шаги..." - налицо системная проблема с правописанием притяжательных прилагательных.
   "Сломанной куклой незнакомка лежала на тонком льду..." - девушка прыгнула с высокого (раз разбилась и вся поломалась) моста на лёд. И лед цел - так отчего же он тонок вдруг?
   "Лет тридцати пяти - сорока... взгляд у молодого человека был жесткий..." - сорок лет - это молодость? Даже на взгляд 22-х летнего студента он молод? Он же ему практически в отцы годится!
   Очень качественная работа.
   Оценка будет.
  
   Дилетант Пв-16. Деликатное дело   43k
  
   Оценка будет. После предыдущего рассказа хочется чего-нибудь как минимум не хуже... Не подведите, автор!
   Блин. Это западня какая-то.
   Начнем с того, что написано классно. Сам текст читается легко и с удовольствием: язык сочный, куча всяких рюшечек и прибамбашечек, сравнений и прочих тропов. Да и сама история выглядит весьма занятной: персонажи настоль вычурны, что чудится дело вовсе не деликатное, а карнавальное - настоль ироничен стиль. Правда, два трупа...
   Но это поверхностное впечатление. Потому что читается легко, а вот смысл... Я вот довольно быстро перестал следить за логикой, настоль много всего накручено и наверчено вокруг этого чердака. Количество персонажей, на мой взгляд, слишком велико для рассказа. Мысли главгера скачут с одного на четвертое, а потом еще большая их часть остается за гранью экрана. Отчего его выводы порою вовсе и не выглядят логикой. В лучшем случае дискретной, когда сантиметр происходящего видишь, а следующие два нет, и снова то же, и дальше синусоида с невидимой ниже ватерлинии частью продолжается.
   В общем. Я продолжал читать по инерции, наслаждаясь авторским языком и едва поспевая за чехардой событий и мыслей Матвея. И по мере приближения финала было даже интересно: кто же там это все нафантасмагорил и что послужило мотивом? А места все меньше, а апофеозом и не пахнет... И на тебе. В одном абзаце бегло экстракт всего рассказа, и настоль концентрированный, что я в нем ничего не понял. Кто, зачем, что за тайник, причем тут сантехник, для чего машины туда-сюда, каким боком студент, барышня с фенечками, чьи-то фотки, и в чем вина дочки богатых соседей, почему мокасины мамины, что отправила Ева в детдом, и почему Матвей ее так и не?
   И главное: кто убил оба трупа?
   А ведь еще пару килобайт оставалось, можно было более внятно скомкать развязку...
   В общем, я так решил: пока отложу в сторону. Перед выставлением оценок попытаюсь еще раз вникнуть, если не получится, автор: не обессудьте.
   Детективность есть, в чем тема я не понял, написано грамотно, но опечатки попадаются. Автор, не забудьте пробелы после тире в прямой речи потом проставить.
  
   СЕРИЯ ДЕВЯТАЯ: Птичку жалко, или был ли шулером труп, раз получил по голове канделябром?
  
   Агатка Пв-16: Первое дело Блондинки   38k
  
   В главной роли Риз Уизерспун?
   Ну почти: и элегантная, и ноготки с идеальным маникюром, и стройные длинные ножки, и в мужьях "престарелый" ювелир, и сама - девушка тридцати пяти лет, двое детей, старшая в пятом классе... Что-то странное творится у нас на ПВ: уже в котором рассказе встречаю подобные эпитеты, молодые все сплошь от тридцати до сорока... Нет, на мой взгляд таки да, но должна же быть какая-то объективность!
   Ну да пусть, я автору показал - ему решать: оставлять блондинку в девушках или таки превратить ее в женщину. Потому как название рассказа отчетливо намекает, что раз это дело у блондинки первое, то должно последовать как минимум второе. А там, глядишь, и покатит на зависть исписавшимся поляковым и дашковым...
   К детективной составляющей у меня претензий не будет. Да, простенько, да, преступник ясен после первого же вопроса об иконе, да, особых заковыристых вывертов сюжет нам не предоставляет, но таки расследование налицо, и дедукцию определенных размеров Олеся проявляет.
   Сложнее с темой. Где тут давняя загадка, не дававшая спать кому-либо, но решенная в процессе чтения, я не увидел. И в чем Долг, и кем он исполняется тоже. Нет, раз рассказ допустили к участию в конкурсе, значит, преноминаторы нашли в нем соблюдение правил. Но у меня, как у судьи, это один из главных параметров, по которым я выставляю баллы. Извините автор, но все в равных условиях были. И если одни честно отработали по теме, а другие чуток схалявили, то у первых должно быть хотя бы мизерное преимущество.
   И, между тем, к логике расследования у меня вопросов почти не возникло: все показано, рассказано, доведено. Хотя я так и не понял, что произошло с Владиком: умер-то - умер, но как и с чьей помощью? У меня вот создалось впечатление, что Алексей мог его и не убивать: сунулся в хату, а там труп, зацепился пуговкой за бедлам да и убежал от греха подальше... И еще я не понял, для чего понадобился приступ для Олеси? Заготовка на будущее? Она как Хоккинг будет решать криминальные задачки из кресла на колесиках?
   Грамотно, хотя опечатку или две видел. Язык без выкрутасов, но ровный, в меру ироничный, хотя иронии и юмору можно было и побольше, раз уж выбрали этот жанр.
   "У окна в клетке щебетал Марли - задорная, маленькая коричнево-красная коноплянка, подаренная лучшей подругой..." - а тут интересно... На мой взгляд, правильно будет "щебетал Марли - задорный маленький коричнево-красный коноплянка"... А как вы считаете, коллеги по конкурсу?
   Впечатления благостные, о том, что пришлось прочесть, не жалею. Хотя в памяти надолго задержится едва ли: изюму запоминающегося не нашел.
  
   Воронцова Е. Пв-16:дневник Флер   31k
  
   Ошибка в названии... Бывает.
   О! Классика! Старая добрая Англия, вот-вот, кажется, и в дверь постучит Арчи Гудвин, посланный хозяином для уточнения вопроса по поводу семян орхидей, растущих в оранжерее Милтонов (да, тут я лоханулся, признаю: Арчи Гудвин, помощник Ниро Вульфа, должен был бы потратить немало времени и средств, пожелав оказаться в Англии, поскольку жил и работал в сыскном агентстве в Нью-Йорке)... И, должен сказать, вполне себе хорошая стилизация. Я специально искал проколы какие-нибудь, и ничего как бы не нашел. Впрочем, незаметно увлекся, забыл о поиске: опечатки видел, явных проколов в стиле нет.
   Хвала майору и его настойчивости. Он решил, что орудие убийства мог выкопать кто-то другой, а не убийца. И потратил много времени, но нашел таки лавчонку, куда был выставлен на продажу подсвечник. Просто чудо какое-то. А грузчик даже крови на нем не увидел, сразу потащил в скупку. Хорошо, что не цветных металлов.
   Экономка встретила Флер практически у кабинета убитого. И тут же нашла труп. Кто мог между двумя этими событиями убить Джона, ведь Флер утверждала, что она оставила его в полном здравии? Отчего столь проницательный майор не зацепился за эту ложь? Может тогда он бы понял, что девица не столь проста? Ну да, красивая девушка вне подозрений...
   По композиции. Сам дневник никакого отношения к теме конкурса не имеет. И в основной канве рассказа роли не играет. Да, он интересен, но все же выглядит лишним. С другой стороны, конкурс через неделю кончится, а рассказу жить.
   Может автор придумает, как эту дисгармонию удалить?
   При чтении дневника мне все казалось, что Флер отравила Джона, просто он не успел от яда умереть - подсвечник опередил. А еще, куда делось письмо, написанное Флер от имени любовницы зятя?
   Тема если и просматривается, то не с моим зрением. Детектив есть. Грамотность в норме, хотя опечатки и запятые лучше прошерстить было бы. Стилизация удачна.
   "...темноволосая девушка, с голубыми глазами, которые скрывали очень портившие ее круглые очки..." - прикольная конструкция получилась. По ней получается, что это глаза скрывали очки, а не наоборот.
   Прочел с легкой ноткой ностальгии, вспомнилось начало 90-х, когда после голодных лет на рынок хлынули классические (и не только) детективы... Ох, сколько их тогда было прочитано! И не жаль ведь было молодость на них тратить!
   Сейчас от детектива хочется чего-то другого. Жизни, а не чопорности классического английского детектива. Но это мои личные тараканы...
  
   СЕРИЯ ДЕСЯТАЯ: В здоровом теле здоровый нож, или особенности французского правосудия...
  
   Фравий Нож   45k
  
   В здоровом теле здоровый нож...
   О как! Средневековый Париж. Круто.
   Что не так с этим рассказом. Да, по сути, все так. Читать непросто, это да. Слишком много действующих лиц. Даже не так, поскольку не все из них действуют. Слишком много персонажей, наделенных именами. При этом имена и фамилии отнюдь не наши, и при первом прочтении очень сложно отличить одного от другого. И приходится возвращаться, чтобы понять, о ком именно идет речь в следующем абзаце... Соответственно возникает вопрос: а для чего их так много? Все ли они нужны? Может можно нескольких удалить? У нас же тут не роман, не повесть - рассказ! А еще должен заметить, что все это множество друг от друга почти не отличается. Вот и сливаются они в одно многомерное тело...
   Рассказ плохо вычитан. Даже фамилия главного героя не везде одинаково написана. Опечатки то и дело попадаются, с запятыми тоже непросто. А отчего, автор, вы хотя бы явные буковки на место не поставили до сих пор? Неужели вам эта неряшливость по сердцу? Нехорошо это...
   К детективной стороне истории у меня вопросов нет. Разве что такой вот: я правильно понял, что хозяина таверны решили вообще не трогать за убийство священнослужителя и попытку убийства подростка? Если да, то чем он такой замечательный, заслужил какими подвигами такие поблажки?
   Темы про честь и долг я чего-то не уловил. Но я уже привык к этому...
   Отдаю должное автору за попытку написать детективную средневековую новеллу. На мой взгляд, если над нею поработать внимательно, может выйти замечательное произведение.
  
   СЕРИЯ ОДИННАДЦАТАЯ: Смерть под подушкой или где в Праге можно попить пива...
  
   Завада М. Пв-16: Удушье   44k
  
   Знавал я одного Заваду... Попил он у меня не то чтобы кровушки, но нервов отхлебнул от души...
   Автор, сразу скажу вам: Спасибо! За то, что последний рассказ, прочитанный мною на этом ПВ, оказался именно ваш. Будь он не столь хорош, так и впечатления обо всем конкурсе остались не столь светлыми. И, глядишь, через год, я бы вдруг и отказался судить следующий ПВ. А ныне...
   Поглядим-побачим!
   Хорошая стилизация, размеренная такая, неспешная, узнаваемая Прага, хоть и побывать в ней мне довелось лишь лет через семьдесят после описываемых событий. Старая Прага мало чем изменилась за такой короткий для нее срок. Подвальчики, шикарное пиво за копейки, вепрево колено в каждом заведении совершенно иное, чем на соседней улочке, тушеная капуста, куда ж без нее, кнедлики, гуляш в хлебе, пиво, еще пива! На вокзале кружка настоящего бочкового чешского пива дешевле стакана колы! Блин. Хочу в Прагу еще!
   Погодой вот только вы меня расстроили. Мерзкая она у вас, неуютная. Не хочу в такую Прагу я!
   К литературной составляющей вашего рассказа у меня претензий нет. Написано, правда, ну очень неряшливо! С запятыми - беда, с прямой речью - трагедия, опечаток наверно столько, сколько во всех остальных рассказах конкурса вместе взятых! Автор, вот зачем вы так с читателем? Неужели за две с лишним недели после того, как прием рассказов на конкурс был прекращен, у вас не нашлось полчаса, чтобы пробежать глазами свое творение и убрать нафиг самые явные огрехи? Менять сюжет и нечто важное, имеющее значение для расследования, запрещено. Но запятую поставить на место можно ведь! Откуда у вас такое пренебрежение к тем, кто будет читать ваше произведение?
   Не понимаю...
   Тема конкурса... Да, вы попытались ее объяснить. Но Горачек даже сам себе этого не сумел сделать...
   По, собственно, детективу. Все нормально. Только я вот не понял, зачем Томашу понадобилось подкидывать ложные улики на мост и в квартирку Зои? Если он знал, что она покинула страну, для чего эта имитация с сумкой, чемоданом? Если не знал, то тем более! А для чего Зое, которая навсегда уезжает, брать с собой ключи от чужой квартиры? Для чего оставлять в ней свои платья и первую копию очень личного дневника, взяв с собой второй экземпляр? В чем логика этих действий? Может Томаш Зою того? Вдруг вскоре выяснится, что они женаты тайно, но уже с полгода? И ключ от дома Гоштейна у него есть, и наследник нынче он...
   А еще вот: по словам пани Полаковой входная дверь была закрыта не на ключ, а на защелку. Полагаю, это означает, что снаружи дверь открыть было нельзя: защелка для того и нужна, чтобы обезопасить себя изнутри от посторонних снаружи. И, тем не менее, далее у вас расследование продолжается исходя из предположения, что извне мог попасть кто угодно.
   Подумайте над моими словами, вдруг вы чего-то не учли?
   Несколько козявок.
   Такая вот конструкция мне понравилась:
   "...что выл между станциями, истошно кричали и звенели начищенной медью инструменты..." - и этот концерт пан Горачек смотрит по радиоприемнику. Видно блики софитов от блестящих инструментов ему не понравились, и он вскоре выключил аппарат.
   "- Ах да, вот, возьмите, пан Барток, вы мне очень помогли..." - кто такой Барток? Или, спрошу иначе, кто такой Томаш Барта? И у кого из них роман с Зоей? Или у них чешский вариант шведской семьи?
   В общем, рассказ определенно хорош. Но как неряшливо он сделан!
   А еще я так и не дождался, хоть и надеялся, увидеть хотя бы пару-тройку моментов, что смогли бы меня улыбнуть. Гашек в этот рассказ так и не заглянул. А жаль. Толика сатирки да даже юмора, на мой взгляд, тут совсем не были бы лишними. Ведь время-то какое: Германия Судеты уже отжала, неделя-две и вся Чехословакия окажется в фашистском плену, Фучик сгинет в застенках, но таки напишет свой "Репортаж..."! А у вас тишь да слякоть, пиво с квашенной капустой...
   Последнее предложение, последний казус как знаменитый финал-апофеоз из "Необыкновенного Концерта":
   "- Считай, что мне бы хотелось восстановить мировую справедливости, - усмехнулся Горачек."
   Ну что тут скажешь?
  
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
   Непросто будет оценки распределить. Но придется.
   Прямо скажем, претендентов на низшие баллы я не вижу. Но. Прошу заранее извинения у тех авторов, которым я таки их выставлю. Это не ваши баллы. Не достойны ваши рассказы их. Просто другие рассказ мне понравились на пару миллиметров больше...
   До новых встреч на полях Детектив-Клуба!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"