Сирфидов Иван: другие произведения.

Эб. Раздел19

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:

В оглавление | Листать разделы: <<< >>>

ЭБ
Энциклопедия Будущего


<<< Раздел 19 >>>
Робототехника

Роботы




Содержание

Роботы

В настоящее описываемому время роботы являются неотъемлемой частью человеческой жизни, такой же, как одежда, жильё, пища, воздух. Они повсюду, их применяют в быту, на производстве, в сельском хозяйстве, в армии, в полиции, в развлекательной индустрии, в спорте, они выполняют все возможные виды работ от погрузки и уборки до хирургических операций, могут прекрасно имитировать сознательную деятельность - притворяться разумными и общаться с людьми не хуже самих людей. Существуют даже их разновидности, которые не притворяются разумными, а действительно таковы, так как созданы полными кибернетическими аналогами человека, но это уже несколько иной класс техники, относящийся к домашним роботам. Вообще, роботов принято разделять на три основных корневых класса: роботов, домашних роботов и биороботов. Первые есть технические устройства, предназначенные для исполнения чисто служебных функций, для выполнения каких-либо работ. Они наиболее соответствуют слову "робот" в его изначальном смысле. Вторые выступают в роли объектов общения, используемых человеком в качестве домашних питомцев. Третьи - это, собственно говоря, лишь условно роботы, в реальности это искусственно сотворённые гением биоинженерной мысли животные, они состоят из натуральной органики, из плоти и крови, просто как и роботов, их производят с единственной целью - трудиться во благо людей, создают строго для работы. Далее в данном разделе речь пойдёт исключительно о механических (небиологических) роботах, частью вне их корневой классификации, с позиций некоторого обобщения их базовых конструктивных черт, частью о служебном их классе, потому что именно он во многом и отождествляет собой это обобщение, он фактически полностью с ним совпадает. С описаниями прочих классов можно ознакомиться соответственно в разделах о домашних роботах и о симбиотах (симбиоты - особый вид живой биоинженерной продукции, к которому относятся и биороботы). Главное отличие домашнего класса от служебного - у его роботов может быть усложненное поведение, усложнённая конструкция тела и усложнённый тип интеллектуальной деятельности. Все эти усложнения детально рассматриваются в посвящённом ему разделе, здесь мы их касаться не будем.

Всякий робот, как техническое устройство, состоит из шести основных компонентов: двигательной системы, системы энергоснабжения, ИИ (управляющего Искусственного Интеллекта), сенсорного обеспечения, системы коммуникационного интерфейса и инструментария. Давайте остановимся на них чуть поподробнее.

Манипуляторные устройства вроде рук и т.п. как правило не считаются инструментарием (за исключением случаев, когда они узкоспециализированы, то есть заточены под взаимодействие с ограниченным конкретным набором предметов), их относят к так называемому манипулярию робота и позиционируют как часть его двигательной системы (подробней о манипулярии см. ниже).

Размеры современных роботов варьируются от микроскопических в 0,1 мм до гигантских многометрового роста. Правда и столь малые их экземпляры, и столь высотные колоссы - очень специфические машины, первые в основном используются в целях шпионажа (что незаконно и уголовно наказуемо, если применяется несанкционированно или не государственными силовыми структурами), и в медицине, вторые редкий атрибут больших промышленных и аграрных производств. Но лишь отойди немного от указанных пограничных величин, сузь диапазон, сделав его от 1 см до 3 метров, и робототехнику всех входящих в него габаритов мы обнаружим во множестве без труда, потому что она давно уже рядовой элемент повседневности. И не только на предприятиях, заводах, фабриках, но и в быту - в домах людей, на улицах городов, в магазинах и офисах, в парках и зоопарках, в театрах и цирках - везде вы на неё обязательно наткнётесь. И она будут именно всех размеров. Потому что всякий размер по-своему полезен. К примеру, очень широко распространены инсект-роботы - внешне уподобленные насекомым, столь же маленькие и подвижные. Такие часто бывают биороботами (см. раздел о симбиотах), но и полноценных механических модификаций хватает. Они могут чистить пыль в труднодоступных местах, уничтожать вредителей, ухаживать за домашними растениями, служить мобильными летающими видеосенсорами, и т.д. В спросе и разнообразные мех-помощники размерами от теннисного мяча до апельсина - робот-насекомое слишком мелкая тварь, выполняет не очень большой объём работ, не везде он справится, да и раздавить всегда есть опасность, эти же всё ещё пролезут в любую щель, достаточно крепкие и юркие - оптимальный вариант для решения многих производственных и житейских задач. Следующие по величине - агрегаты, сопоставимые с кошкой или куклой. Их главное достоинство - малый вес и малый объём занимаемого пространства в сочетании с довольно серьёзной силой и способностью вмещать в себя относительно много полезных приборов. Так же они представлены множеством механоидных игрушек - собственно кукол, кошек и прочих рукотворных существ, оживлённых силой электроники и электричества. Далее по крупности идут разнообразные уборщики, мойщики, газонокосильщики, чистильщики, носильщики, и многое др. Их рост начинается сантиметров от 30, самые рослые вполне могут быть и гигантиками в метр-другой. Квинтэссенция же габаритов всей встречающейся в быту робототехники - это безусловно габариты человека. И речь идёт не только о домашних человекоподобных разновидностях - тех, что исключительно схожи с людьми внешне, когда на глаз и не отличишь. Особенность бытового многофункционального робота в отсутствии у него выраженного стремления к компактности. Для большинства технических устройств чем они меньше, тем лучше, но для него это не так. Ему неудобно быть слишком маленьким. Человеческая комплекция делает его идеальным с позиций инфраструктуры - он без труда сможет перемещаться по улицам, пользоваться общественным транспортом, тротуарами, пешеходными дорожками, заходить в здания, в помещения. Занимает место ровно одного пассажира или пешехода, то есть никому не мешает, не перегораживает путь, не суетится под ногами (как это свойственно мелким мех-созданьям), рискуя быть затоптанным в толпе или спровоцировать чьё-то падение. Наилучший (в смысле размеров) бытовой робот - тот, который имеет рост взрослого человека, вес ниже человеческого, ходит при помощи двух ног и способен садиться в кресло в пассажирском транспорте, не становясь при этом непреодолимым препятствием к проходу для сидящих сбоку от него. Такого легко послать куда-то одного - с поручением, за покупками, и т.п. В общем, ныне вполне обыденная вещь, когда на соседнее с вами место в аэробусе, гринере или монорельсовом трамвайчике вдруг усаживается робототехнический агрегат. Ни у кого это не вызовет ни страха ни удивления. Нельзя сказать, что роботы составляют хоть сколько-то значимый процент среди пассажирской братии. Но они есть и они ездят, шансы встретить минимум одного подобного попутчика в поездке достаточно велики.

Многообразие существующей в современном описываемому мире робототехники огромно. Отразить всё его, или хотя бы даже сколько-то значимую его часть в рамках столь ознакомительного повествования о будущем, как ЭБ - невыполнимая задача. Кое-какую информацию о нём вы уже могли почерпнуть из ряда предыдущих разделов ЭБ, ведь роботы упоминаются в разделах и о транспорте, и о хелперах, и о внешнем виде. Позже о них будет говориться так же в разделах о климатических технологиях, спорте, торговле, преступности, армии. Автору остаётся лишь надеяться, всё это вкупе с данным разделом о роботах, и разделами о разумных и личных роботах, позволит Вам, уважаемый читатель, получить более-менее адекватное представление о том, что такое современные роботы, каковы они сами и каковы их возможности.



Двигательная система

Двигательная система (ДС) - это основа двигательного аппарата робота, то, благодаря чему он способен перемещаться, осуществлять физическое взаимодействие с внешним миром, делать физическую работу. Различают три принципа, на базе которых его ДС может быть создана: механический, киберорганический и мономышечный.

Механический - традиционный, появившийся ещё на заре роботостроения. Конвертирует энергию из электрической во вращение ротора электродвигателя, которое далее преобразовывается в движения частей тела робота механическим способом посредством шарнирно-передаточной механики. В дополнение к роторным двигателям существует целый ряд других: пневмопоршневые, пневмобаричесике (работают гораздо быстрее пневмопоршневых, намного мощнее последних при меньших габаритах, должны изготавливаться из материалов повышенной прочности, дабы не разрушиться в процессе работы), линейные (в отличие от пневмопоршневых способны прикладывать значительное усилие не только на расширение, но и в обратном направлении, на сжатие), дискретные (имеют два и более механических состояний, между которыми могут переключаться) и т.д. Такое разнообразие позволяет снизить сложность передаточной механики и число используемых в ней деталей. Тем не менее, недостатком механического принципа движения называют именно сложность передаточной механики, а так же повышенные требования к её прочностным качествам - ведь основная силовая нагрузка при выполнении роботом двигательных действий прикладывается как раз к шарнирно-передаточным механизмам, обычно расположенным в его суставных частях. Достоинством механической ДС считается относительная простота производства и сборки изготовляемых на базе неё робототехнических устройств, дешевизна, лёгкость замены её узлов, отсутствие необходимости в высокотехнологичных высокопроизводительных системах контроля и управления.

Киберорганический - являет собой подобие двигательной системы природных существ, предполагая в общем случае скелетную основу и ходильный способ перемещения посредством конечностей. Базируется на использовании кибермышц - способных к сокращению элементов, выполненных из киберорганики - т.е. из функционально аналогичного мышечной ткани технического (синтетического) материала (см. подраздел о киберорганических материалах раздела ЭБ о киберорганике), который не считается истинно живым, зато обладает улучшенными силовыми, прочностными и прочими характеристиками в сравнении с живой плотью. Достоинства киберорганической ДС огромны, это: максимальность степеней свобод, тонкий контроль состояния двигательного аппарата, обеспечивающий сверхкоординацию движений (что позволяет, к примеру, боевым роботам перемещаться на скоростях до 170 км в час по неровной местности), плавная регулировка силы и амплитуды движений, повышенная устойчивость к тряске и умеренным ударно-механическим воздействиям, возможность регенерации при повреждениях, возможность автоматического наращивания мышечной массы определённых групп кибермышц при регулярных критических нагрузках на них для усиления их силовых качеств, и так же возможность обратного процесса - потери ими массы (авто-дистрофии) в случаях редкого незначительного их задействования - с целью понижения общих энергозатрат, равномерное распределение нагрузок на детали скелета между сопряжёнными элементами движущихся частей робота, простота суставных узлов скелета, отсутствие необходимости в передаточной механике, крайняя дешевизна кибермышц - ведь их получают путём выращивания, а не производства. И др. Но конечно же главное достоинство здесь заключено именно в подобии биологии, т.е. в возможности создавать технические системы, в плане конструкции двигательного аппарата полностью идентичные биологическим существам - животным и человеку. К сожалению недостатков у киберорганической ДС тоже хватает. Киберорганика в сравнении с механикой имеет более узкий коридор рабочих температур, хуже переносит пребывание в агрессивных средах, менее прочна, ей требуется, пусть и в очень малых дозах, снабжение кислородом и специальными питательными веществами. Она объёмнее электродвигателей, занимает больше места, сложнее в употреблении - состоящим из неё добротным двигательным системам совершенно необходим чрезвычайно хитроумный дорогостоящий контроллер, функционально аналогичный спинному мозгу живых существ, а так же мощный процессор движений для комплексного управления множеством мышц, потому что каждая из оных имеет неограниченное число возможных состояний сокращения и силовой напряжённости. Затруднительна замена отдельных частей двигательного аппарата робота (например, повреждённой конечности на новую), так как всякая мышца пронизана огромным числом кибернервов, посредством которых, собственно, и производится управление ей, и все эти нервы должны быть соединены с вышеуказанным контролером. Осуществление подобного соединения - технологически весьма неординарная задача. По той же причине крайне непрост монтаж кибермышц при изготовлении робототехники. Иногда производители даже идут на выращивание мышечного аппарата непосредственно на её скелетных основах - этим сама процедура изготовления облегчается и удешевляется, однако цикл производства удлиняется на недели, а то и на месяцы. Проблематичен доступ к внутренним частям робота, расположенным под кибермышцами, вследствие чего повышается трудоёмкость и стоимость его техобслуживания. Таким образом можно говорить, что применение киберорганической ДС на порядок упрощает механику, и в столь же значительной степени усложняет: а) системы электронного интеллектуального управления движением, и б) сборочно-монтажные и ремонтные работы.

Мономышечный - нечто среднее между механическим и киберорганическим принципами движения, частично обладает достоинствами каждого из них и одновременно лишён их главных недостатков. Так же, как в киберорганической, в мономышечной ДС используются кибермышцы, но более примитивные, имеющие совсем мало, к примеру один или два, нервов контроля. Их принято называть мономышцами. У них нет проблем с монтажом, а управляющая ими электроника сверх меры проста и недорога, фактически по простоте управляемости они аналогичны механике с её электрическими двигателями, однако в отличие от последних не требуют никаких шарнирно-передаточных механизмов. Недостатком мономышц является низкая точность и чёткость управления. Их невозможно применять в сложных двигательных аппаратах, состоящих из сотен мышц, у них намного хуже координация и медленнее взаимодействие с окружающей средой - если робот с полноценной киберорганической ДС умеет двигаться и выполнять работу со скоростью живого существа, так как постоянно чувствует состояние каждой из своих мышц, и потому способен согласованно в динамике манипулировать ими всеми, его собрат с мономышечной ДС данные о пространственном положении частей собственного тела получает в основном косвенным путём: от зрительных видеосенсоров, вестибулярного сенсора, гироскопического сенсора и т.д., вследствие чего вынужден всё делать более замедленно, более плавно, чтобы добиться необходимой точности при выполнении двигательных действий и не утратить равновесия. Там где точность не нужна и условия равновесия стабильны, он может позволить себе повышенный темп движений, например при беге мономышечного и кибермышечного двуногих роботов по ровной поверхности они в состоянии выдерживать приблизительно равную скорость, но при переходе на неровную первый будет вынужден значительно замедлиться, чтобы сохранять устойчивость, тогда как второй даже не заметит этого перехода. Так же к недостаткам мономышц причисляют отсутствие у них способности к нормальной регенерации и управляемому частичному росту. Нельзя нарастить их очагово, с одной стороны или в одном месте, их можно заставить расти только целиком, и в длину и в толщину одновременно. А при повреждении какой-то из них необходимо нанести ей на повреждённую область специальный регенераторный катализатор, иначе она не восстановится. Зато её достаточно легко заменить на другую и вообще не терять времени на ожидание регенерации. Мономышцы применяют в бюджетных моделях роботов с невысокой координацией движений и малым числом степеней свобод (малым по сравнению с киберорганической ДС).

Если двигательная система робота основана на единственном принципе движения, только на механическом, киберорганическом или мономышечном, его относят соответственно к механоидам, кибероидам или кибермеханоидам. Однако нередко применяется гибридная схема построения, когда в ДС в той или иной мере реализованы все виды двигательных принципов - там где необходимо, в наиболее функциональных частях двигательного аппарата, она имеет кибермышечное исполнение, в прочих местах кибермышцы заменяются мономышцами и серводвигателями. В этом случае робототехническое изделие классифицируется по доминантной или ключевой составляющей своей ДС - скажем, при преобладании в нём механики оно будет механоид. В просторечии гибридные модели часто именуют киборгами. Правда следует понимать, слово "киборг" не является наименованием, характеризующим именно ДС. Оно означает, что робот имеет в своём составе хоть какие-то киберорганические ткани, вне зависимости от того, для чего они предназначены. Например, если у него киберорганический внешний покров, т.е. нечто напоминающее кожу человека или шкуру животного, с позиций современной терминологии он так же считается киборгом.

Кроме собственно ДС принято говорить о шасси робота. Неспециалисты часто путают данные два понятия, вероятно потому что термин "шасси" заимствован из транспорта, где они очень близки по смыслу. Однако в робототехнике это не так. Транспорт есть машина перемещения, а робот в общем случае - машина перемещения и действия, т.е. шасси у него компонент двигательной системы, отвечающий за перемещение, но не за действие, только часть её, но не вся она. Не даром даже и классифицируется шасси иначе, совершенно непохоже на ДС - по способу реализации механизма движения. Таких способов существует гораздо больше, чем принципов движения, хотя если выделить основные из них, базовые, наиболее часто используемые для роботов, их так же всего три: ходильный, колёсный и гусеничный. Ну и конечно же ещё есть гибриды, как правило сочетающие в себе ходильность и колёсность - по неровным поверхностям они ходят, а попав на дорожное покрытие выдвигают колёса.

Прочие виды шасси менее распространены, однако робототехники в современном мире так много, столько её вариантов всех возможных размеров, форм, модификаций, конструкций, назначений, функциональности и и.п., что меньшая распространённость в данном случае вовсе не подразумевает излишнюю редкость. Напротив некоторые из них находят массовое применение в роботостроении и вполне тривиальны для быта обывателя. Просто они несколько более специфичны. Скажем, робот в усреднённом традиционном представлении, то есть имеющий размеры с животное или человека, предназначенный для обычной наземной деятельности, несомненно будет либо ходить либо ездить, другие варианты маловероятны. А если речь идёт о микро-устройствах с муху? Или о каких-нибудь сантехнических разновидностях, заточенных перемещаться по трубам и чистить их? Или о поисковых, умеющих высматривать что-либо с высоты птичьего полёта? Здесь станут доминировать уже совсем иные механизмы движения. В общем, помимо базовых встречаются так же летающие шасси, шароходные (используют шаровидные элементы вместо колёс для лучшей проходимости по бездорожью), катковые (робот умеет сворачиваться в кольцо или складываться в шар и катиться всем телом), инсект (подразумевает робота размером не более нескольких сантиметров, способного летать и/или бегать как насекомое), щупальцевые (движутся посредством щупалец-манипуляторов подобно осьминогам), присосочные, магнитные, прыжковые (а-ля кузнечик или кенгуру), ползательные, полозьевые (для условий льда или снега), надводные, подводные. Рывковые (толкают робота вперёд короткими реактивными, пороховыми или пневматическими выхлопами). Рукоходные (не имеют полноценной ходовой части, в случае нужды перемещают себя при помощи рук-манипуляторов). Стационарные (совсем без ходовой части, не рассчитаны передвигаться, при необходимости их перевозят на транспорте). И другие. Далее в рамках данного раздела мы будем говорить преимущественно всё же о роботах в их представлении, приближенном к усреднённому - о более-менее крупных (не с муху и не с теннисный мяч), более-менее смышлёных, не слишком узкоспециализированных (не о сантехнических и не о поисковых), двигающихся адекватным для условий улиц и помещений способом.

Ну и осталось нам упомянуть про манипулярий роботов, так как он тоже компонент их двигательной системы. Манипулярий - это совокупность универсальных манипуляторных устройств взаимодействия с внешней средой. У человекоподобного робота есть две руки - они его манипулярий. У насекомоподобного им служит челюстной аппарат. У осьминогообразного щупальца конечно же часть его шасси, но они же и его манипулярий, ведь он способен как двигаться посредством них, так и выполнять ими манипулятивные действия. Выступающий в роли питомца робот-животное (см. раздел о домашних роботах) типа кошки или собаки вроде бы не обладает никакими манипуляторными устройствами, однако у него наличествуют рот и хвост, которые в принципе можно рассматривать в качестве таковых, да и передними лапами многие механические звери вполне неплохо умеют управляться. Манипулярий - необязательный компонент ДС, не у всех роботов он есть, просто те, у кого его нет, очень ограничены в средствах физического контактного взаимодействия с окружающим миром.

Принято говорить, что двигательная система робота состоит из трёх компонентов: шасси, манипулярия и всех остальных подвижных частей его корпуса. Например, способная поворачивать голову шея - если таковая у него имеется - явно не шасси и не манипулярий, но она тоже элемент его ДС. Почему эти самые "остальные подвижные части" не обрели на языке специалистов собственного отдельного выделяющего их как компонент названия? Видимо потому, что они не очень связаны между собой функционально. Их скорее объединяет остаточный принцип - всё что не шасси и не манипулярий - это они.



Стандартные роботы

Стандартность - это одна из характеристик роботов, как технических изделий, согласно которой всех их подразделяют на два типа: стандартных и прочих. Те, кто несведущ в области роботостроения, часто полагают, речь идёт о соответствие неким общепринятым требованиям или нормам: к размерам, весу, особенностям конструкции, или может набору поддерживаемых функций. В действительно же всё гораздо рациональнее и практичнее. Стандартный робот - это робот, состоящий из стандартизированных унифицированных комплектующих, взаимозаменяемых вне зависимости от фирмы-изготовителя. Подобный подход очень выгоден, в первую очередь для потребителя, так как обеспечивает робототехнике наилучшее соотношение цены/качества, ведь снижение стоимости стандартных компонентов происходит не за счёт упрощения их строения или ухудшения их технических характеристик, а благодаря массовости производства и высокой конкуренции между производителями, заставляющей их постоянно быть в поиске путей к совершенствованию своей продукции и к минимизации издержек при её изготовлении. Иными словами, конкуренция ведёт к повышению качества товара при одновременном уменьшении его стоимости. Но в стандартности есть выгода и для производителей. Детали, блоки и агрегаты стандартного робота столь просты в замене, что нередко пользователь может собственноручно устанавливать их без обращения в сервис-центр или вызова специалиста, а иногда робот и сам способен проводить операцию по их замене, либо таковая услуга осуществляется бесплатно продавцом запчасти. Это провоцирует людей на апгрейд - т.е. частую и не всегда оправданную с практических позиций замену компонентов тел своих механических помощников на более новые, более совершенные или обладающие иным набором функциональных качеств аналоги.

Стандартность присуща преимущественно механоидам и кибермеханоидам, т.е. роботам с механической и мономышечной типами ДС. Кибероидам она не свойственна, прежде всего потому что их тела не очень рассчитаны на апгрейд; монтаж и демонтаж оборудования - приложительно к ним нетривиальные операции даже для высококвалифицированных техников или специалистов по кибер устройствам. Например, заменить руку/манипулятор у механоида - плёвое дело, у кибермеханоида тоже несложно, для этого всего лишь необходимо отсоединить её от скелетной основы, цепей энергоснабжения, шины управления и шины сенсорного обмена, и проделать обратные операции для присоединения новой конечности. А попробуй заменить кибермышечную руку. Её и удалить-то довольно проблематично, потребует некоторой технической грамотности и определённых навыков, а уж установить другую... Нервы кибермышц так просто с "нервной системой" робота не соединишь - тут либо нужно использовать высокотехнологичное оборудование для их сварки, либо понадобится ждать недели, пока они срастутся сами, но они могут срастись и неправильно, если сделать что-то не так, и даже в случае удачи новая конечность какое-то время будет работать немного неточно, не идеально, с повышенной погрешностью. Безусловно существуют и кибероиды, пригодные для апгрейда причисляемые к классу стандартных. Однако как правило они или не совсем кибероиды, то есть имеют гибридную ДС, или же в них применяется не самая эффективная схема организации "нервной системы", когда каждая отдельная конечность оснащена своим собственным отдельным контроллером состояния мышц, и общий контроллер, объединяющий весь мышечный аппарат в единое целое, у них отсутствует. Тем не менее, суть в том, что они всё же есть - имеются в продаже. Хотя и очень дороги, стандартные кибероиды наиболее дорогостоящи из всей стандартной робототехники, позиционируясь как элитная продвинутая её разновидность.

Набор компонентов, доступных в стандартных роботах для апгрейда, как правило не ограничен. Конечно бывают и исключения, и их много, но у большинства заменяемо практически всё: источник энергии, ИИ, сенсорные системы, коммуникационное устройство, детали внешнего корпуса, включая "голову" или отдельно "лицо" (при условии что последние или намёки на последние в той или иной степени у робототехнического изделия имеются), системное программное обеспечение, набор функций, встроенный инструментарий, двигатели и серводвигатели, механические узлы. И даже скелетная основа и корпус - когда нужен робот более высокий или наоборот менее габаритный, зачем брать нового, если можно купить только пустой остов и перебросить в него все компоненты из старого. Апгрейд - это целая индустрия, где есть место и профессионалам, кто помогает страждущим улучшения своей техники за деньги, и любителям, увлечённым очарованием домашнего роботостроения. Не редки школьные клубы, в которых азы возни с внутренностями роботов постигают дети, встречаются и серьёзные взрослые мини-сообщества, старающиеся произвести на свет что-то эксклюзивное, претендующее на звание предмета технократического искусства, бренд особого качества или собственный неповторимый почерк, когда по виду либо функциональным особенностям механического существа можно безошибочно угадать, кто его авторы. Без стандартизации весь этот достаточно обширный пласт культурно-технических интересов общества имел бы куда как более скромные масштабы, а роботы несомненно были бы менее распространённым элементом повседневности, чем есть сейчас, в настоящий описываемому момент. Основная заслуга стандартности пожалуй в том, что она предоставляет относительно недорогую компонентную базу. Ну и ещё она в определённой мере открывает пути к творческим экспериментам над робототехникой тем, кто не имеет специального роботостроительного образования.

Стандартные роботы традиционно составляют основу массового спроса потребителя. Их доля на рынке служебной, бытовой и промышленной габаритной робототехники превышает 80%. Главное их достоинство - относительная дешевизна, благодаря которой они превратились фактически в расходный материал, в широкодоступные устройства, применяемые для самых разнообразных нужд по любому поводу. Люди уже не представляют свою жизнь без них ни в быту ни на производстве.



Типы ИИ

Различают два типа ИИ: вычислительный (ВИИ) и интуитивный (ИИИ). Оба они обладают встроенным интуитивным аппаратом (внутренним мыслительным компонентом, оперирующим неполными, неявными или слабо достоверными данными), но если первый задействует его лишь косвенным образом, для повышения точности результата при недостатке достоверной информации, во втором интуитивный аппарат играет в интеллектуальных вычислениях определяющую роль, проще говоря, для ИИИ не существует безусловно достоверных данных, так же как и малозначимых игнорируемых, он использует при выработке решения каждый известный фактор с учётом его значимости и степени достоверности, и результат он получает не в виде конкретного решения, а как обобщённый образ, соединяющий все рассмотренные факторы и требующий интерпретации, т.е. перевода в логическую краткую безусловную строго структурированную форму. Достоинство такого подхода прежде всего в его скорости - выработка образа решения производится аппаратно (см. пояснение ниже), и потому независимо от объёма анализируемых данных происходит приблизительно за одно и то же очень малое время, обычно от 0,08 до 0,25 секунды. Его недостаток - не всегда ИИИ способен чётко интерпретировать полученный образ, иногда он может уловить лишь направление, в каковом далее надлежит искать точный ответ, т.е. фактически принимает интуитивное решение о следующем шаге в последовательности своих рассуждений, чтобы в конце, на последнем её шаге, прийти к решению задачи в целом. Однако этот "недостаток" позволяет, скажем, роботам на основе ИИИ не только приступать к выполнению отданных им указаний сразу, ещё не разработав чёткого плана действий, но часто и достигать лучшего более оптимального результата, так как в процессе пошагового продвижения к нему они имеют шансы получить опытным путём из окружающей среды новые данные, уточняющие производимые расчёты. Мало того, иногда без этих "опытных данных" задача невыполнима в принципе, в подобных случаях ИИ вычислительного типа (ВИИ), в отличие от ИИИ, может вовсе отказаться от дальнейшего её выполнения. Ещё в ВИИ обязательно должен быть заложен либо алгоритм решения заданной задачи, либо как минимум алгоритм поиска алгоритма её решения, иначе он окажется бесполезен. Интуитивный ИИ при необходимости выработает алгоритм сам с той или иной точностью, для него это такая же рутинная интуитивная операция, как и всё остальное. Причём ошибочный результат позволит ему скорректировать условия выработки и сделать вторую попытку. Т.е. он умеет учиться на своих ошибках, накапливать опыт.

Обещанное пояснение: аппаратный способ реализации каких-либо функций отличается от программного тем, что в нём всю работу выполняет некий самостоятельный чип по заложенному в физическую структуру его кристалла неизменному методу, не требующему ни исполнения программного кода, ни обращения к аналитическим ресурсам основного интеллектуального (процессорного) устройства. Таким образом он и разгружает оное устройство для выполнения иных задач, и сам действует гораздо быстрее, ведь обработка программного кода занимает время. Соответственно программный способ делает всё программно, с непосредственной загрузкой интеллектуального устройства. Аппаратными могут быть только самые низкоуровневые (лежащие в основании, базовые) функции, методы реализации которых не имеют альтернативы. Чем больше встроено в ИИ аппаратных компонентов, тем шустрее он "соображает", тем проворнее обрабатывает данные и принимает решения. В качестве наглядной аналогии здесь хорошо подходит сравнение с рефлексами живых существ. Если мы случайно прикоснёмся рукой к чему-то очень горячему, мы автоматически мгновенно отдёргиваем её без какого-либо умственного анализа случившегося, т.е. рефлекторные механизмы нашего тела можно называть его аппаратными поведенческими реакциями.

Для пущего понимания различий между двумя типам интеллекта приведём пару примеров. Пример первый: допустим есть два робота, один с интуитивным ИИ (ИИИ), а другой с вычислительным (ВИИ). Обоим дана задача отправиться в пункт А и привезти оттуда некий предмет Х. Робот с ВИИ сначала вычленит из памяти местонахождение пункта А, просчитает возможные трассы путей к нему, просканирует все доступные информационные источники для выяснения внешнего вида и прочих характеристик предмета Х. И лишь затем начнёт действовать. Робот с ИИИ отправится в путь практически сразу, так как неявный обобщённый образ предварительного решения будет сформирован у него уже через несколько десятых долей секунды после получения приказа, но на данном этапе это нечто очень приблизительное, просто набор подвергшихся слабому упрощённому аппаратному анализу данных, выявленных в памяти, имеющих какое-то отношение и к пункту А и к искомому предмету, и пока робот может однозначно уловить из них только тот факт, что пункт А находится на некотором удалении, т.е. не в данном помещении, значит для начала оное надо покинуть. Следуя к выходу, он успеет уточнить образ решения, вычислив начальный отрезок пути - например, что нужно переместиться к кабине лифта, так как пункт А расположен в этом же здании, но на другом этаже. Во время движения к лифту у него будет достаточно времени, чтобы выудить, из своей ли памяти или из внешних доступных по связи информационных источников, точную информацию о том, на каком этаже находится пункт назначения, в каком конкретно месте, и каким будет оптимальная траектория к нему. И далее, в процессе следования туда, ему останется лишь окончательно "прояснить образ", посмотреть в нём, как собственно выглядит сам требуемый предмет. Причём ещё на начальном этапе, из предварительного образа, он уже знал, что сведенья о предмете Х в его памяти есть и ему нужно только сепарировать их, отделить от всего остального, он знал, что знает решение задачи. Очень упрощённо говоря, предварительный образ решения робота с ИИИ состоит абсолютно из всех данных, так или иначе связанных и с пунктом А и с искомым предметом Х, а в процессе уточнения образа он попросту отсеивает ненужную информацию от нужной. Робот же с ВИИ сканирует свою память и каждый элемент информации подвергает логическому анализу, сразу вычленяя исключительно те данные, что безусловно удовлетворяют критериям текущих рабочих потребностей, и создаёт из них строго упорядоченный набор инструкций, последовательное исполнение которых приведёт к успешному выполнению поставленной задачи. Важно отметить, ИИИ при работе с образом решения не только отсеивает из него ненужные сведения, но и постоянно подгружает в него новые, актуальные в настоящий момент. Например, если он выявил, что ему необходимо воспользоваться лифтом, из образа решения тут же удаляется большая часть информации об альтернативных путях, таких как лестницы и эскалаторы, но загружается вся информация, связанная с лифтами, и вот он уже знает/вспомнил, что тот-то лифт не работает, в другом в определённые часы велик грузопоток и есть шанс потратить время на ожидание свободного места. Он непроизвольно озаботит себя выбором самого удобного из лифтов. И так он поступает не только с лифтами. Это просто автоматическая функция ИИИ - постоянно подгружать уточнённые данные, ассоциативно связанные с другими ключевыми данными, важными для решения текущего этапа задачи. Робот же с ВИИ выберет то решение, которое в предыдущий раз было успешным. В случае с лифтами он отправится к ближайшему из них, и лишь если тот окажется неработающим, займётся перерасчётами, изыскивая альтернативный маршрут следования. Ещё одно отличие - при недостатке первичных данных робот с ВИИ откажется от решения задачи, признав её невыполнимой, тогда как робот с ИИИ постарается интуитивно угадать ответ, предположить его исходя из своего предыдущего опыта решения сходных задач, заменит недостающие сведения неявными приблизительными их образами - вместо пустоты сделает их расплывчатыми пятнами, неопределёнными, но всё же имеющими некие очерченные характеристики, далее проверит, позволяет ли новый набор условий достичь нужного результата, и если нет, выдвинет следующую гипотезу. Либо он может направить всю свою деятельность на получение отсутствующих данных опытным путём: расширенным поиском в и-сети, запросом в справочные службы, обращением к хозяину, изучением местности, визуальным анализом окружающих предметов, скажем, исследуя, есть ли на них надписи, способные помочь в выяснении, чем они являются, и т.д.

Пример номер два. Дано: человек идёт со скоростью 5 км в час. В скольки километрах от текущего местоположения он будет через сутки? Для ВИИ ответ очевиден: 5*24 = 120 км. Для ИИИ всё не так однозначно. Он выдаст ту же цифру только если уточнить, что формат задачи чисто математический, а не прикладной. Иначе вы услышите от него нечто неопределённое вроде "менее 80 км" или даже просто "неизвестно". То, что человек куда-то идёт, вовсе не означат, что он будет делать так целые сутки. Он может элементарно сесть во флаер и улететь хоть на другую сторону планеты. Пойди угадай, где он окажется через день. Ещё он всяко будет спать, тратить время на еду и отдых. Провести все 24 часа на ногах мало кому по силам. А сутки какие имеются в виду - стандартные имперские или местные? Ведь планеты вращаются вокруг своей оси с неодинаковой скоростью. А дело вообще на планете происходит? А то вдруг на космической станции - там куда не иди, дальше периметра станции ты не уйдёшь. Всё это ИИИ тоже учитывает, если загрузил в образ решения данные о человеческом существе и окружающей среде. Можно сказать, он расширяет набор условий каждой задачи обстоятельствами закономерностей и ограничений, существующих в реальном мире, поэтому для него любая из задач - не абстракция, а нечто очень конкретное, чётко вписанное в реальность.

Возникает вопрос: откуда у ИИИ подробные сведенья, к примеру, о человеке и его потребности во сне? Как он их получает? Нельзя же загрузить в него информацию обо всём на свете, о каждой мелочи. Так и есть - нельзя. К слову, сведенья о человеке для ИИ не "мелочь", он и создан служить людям. Но речь не об этом. Существуют базовые наиболее важные данные, закладываемые в каждый ИИ ещё на стадии производства. Они не всеобъемлющи, но их очень много, их список отработан и выверен сотнями и сотнями лет эксплуатации интеллектуальных устройств. Эти данные различаются у ВИИ и ИИИ. В ВИИ они представляют собой набор алгоритмов почти на все случаи жизни, дополненный никак не связанной с ними объёмной информацией о распространённых в мире предметах и явлениях. ИИИ же снабжается совокупностью ключевых с позиций эффективности работы ИИИ знаний о природе и её закономерностях, которая тоже дополнена широким спектром сведений о конкретных характерных для человеческого мира вещах, однако по сути это единая база данных, причём главное её отличие от ВИИ в том, что она не простая, а "ассоциативная база данных" - т.е. та, где все её элементы, включая и явления природы, и атрибуты быта, переплетены тесными ассоциативными связями. Если в ИИИ закладываются готовые алгоритмы решений каких-либо задач, они становятся такими же элементами его ассоциативной базы данных, как и всё остальное. В принципе мы можем говорить, что база данных - один из основных компонентов интеллекта ИИИ, а от эффективности его функции, ответственной за установление ассоциативных связей и ослабление ненужных связей в ней, во многом зависит собственно уровень его интеллекта. В ВВИ подобной зависимости не прослеживается, его интеллект определяется качественностью загруженных в него программных алгоритмов и быстродействием его, как процессорного устройства.

Вообще, хранимые в памяти ИИ сведенья принято подразделять на две категории: "начальную базу данных" и "актуальный опыт". Первое как раз то, что описано выше - информация, закладываемая в него ещё на стадии заводской сборки, доводки и отладки. Второе он получает и постоянно расширяет в процессе функционирования - сталкиваясь с новыми задачами, новыми предметами и явлениями, он запоминает их. Например, что вот тот-то человек - начальник, и его команды имеют высшую приоритетность, или что вот тот-то выход ведёт в цех номер два. Проще говоря, актуальный опыт - это личный опыт, индивидуальный для каждого. При всей кажущейся незначительности его объёма в сравнении с начальной базой данных, в действительности он тоже очень значим. Настолько, что без него фактически ни один ИИ эффективно функционировать не может. Если робот (т.е. его ИИ) не знает, каковы его рабочие обязанности, кто уполномочен ему отдавать приказы, ему не известна схема расположения рабочих помещений, и соответственно отсылать его "в цех номер два" бессмысленно - он не в курсе, где это, какой от него прок? Каждому из них требуется обучение - накопление первоначального актуального опыта. Кто-то должен им всё рассказать, показать, или загрузить в них все необходимые сведения, конвертированные в понятную для их восприятия форму. На промышленных предприятия часто стараются покупать роботов одной и той же модели - у таких как правило поддерживается прямая передача актуального опыта. Новый механический работник скачивает оный из старого умудрённого годами трудовых будней и становится равноценен ему в "мудрости". Между робототехникой неодинаковых моделей прямой обмен опытом как правило невозможен или затруднён. Особенно это касается случаев с неодинаковостью ИИИ. Память и интеллект у ИИИ слишком переплетены, они представляют из себя единую взаимозависимую структуру, вследствие чего хранение данных в каждой модели ИИИ организовано иначе, чем в прочих. Только ИИИ полностью идентичной конструкции пригодны для копирования опыта с одного на другой. И то не всегда. Вероятно поэтому роботы с ИИИ менее распространены, чем с ВИИ, во всяком случае на производстве и в быту. К примеру, их доля на промышленных предприятиях составляет менее 5%. Хотя дело тут безусловно так же и в примитивности работ, выполняемых бытовыми и промышленными роботами: для погрузки, транспортирования, сварки, покраски, уборки и т.д. даже самого простого ВИИ хватает с лихвой. Гораздо чаще ИИИ применяются в домашних роботах и роботах-игрушках. Наивысшую же востребованность они получили в военной сфере, широко используясь и в системах контроля интеллектуального оружия, и в составе систем управления автономной и полуавтономной боевой техники. Правда военные предпочитают наиболее продвинутый их вид, называемый уже не ИИИ, а ТР, т.е. Техническим Разумом.



Технический разум

Технический разум (ТР) всегда строят на базе интуитивного ИИ. Он не является разумом в человеческом понимании этого слова, так как не обладает целым рядом важных с точки зрения человека качеств, разуму присущих. У него нет собственной воли, своего эмоционального восприятия, способного классифицировать каждый элемент данных с позиций личного отношения к ним, у него отсутствуют личные желания, да и личность как таковая тоже. Он обладает лишь набором механизмов, сходных с механизмами человеческого мозга, ответственными за выработку сознательных и подсознательных решений. Обезличенный разум напоминает ружьё без солдата - вроде и исправно, и заряжено, но само не прицелится и не выстрелит, будет лежать и пылиться без дела, зато в умелых руках это смертельное оружие. Так и устройство с техническим разумом, к примеру робот. Ему самому ничего не надо, без поставленной извне задачи он либо впадает в оцепенение, либо запускает предусмотренные на случаи простоев процедуры - от самотестирования и самотехобслуживания до оптимизации структуры памяти и углублённой классификации накопленной там информации или изучения новых потенциально полезных данных из доверенных информационных источников для повышения своей эффективности. Но если задача поставлена, достижимая и правильно сформулированная, он способен на многое.

Разум - приложительно к ТР это прежде всего способность создать внутри себя, в своём интеллектуальном "органе", цельную всеобъемлющую картину мира, его отражение, его полный образ, сложенный из всех известных его деталей вплоть до самых мелких, и всех взаимосвязей, между этими деталями существующих. Можно говорить, что в дополнение к способности ИИИ генерировать образ решения, ТР обладает возможностью постоянно аппаратно генерировать образ цельной картины мира, создаваемый на основе всей своей базы данных, всей памяти. Это словно объёмная карта, только не пространственная, не для ориентации на местности, а мировая, для ориентации в мире, в жизни внутри него, карта всех присущих ему явлений и взаимосвязей. Её наличие позволяет сличать с ней каждую ситуацию и каждое событие для выявления их глубинных причин и просчёта их потенциальных последствий в сколь угодно отдалённой перспективе. Если какие-либо данные об окружающей действительности отсутствуют, это не нарушает целостность картины мира, так как белые пятна в ней, пока не будут уточнены, заполняются интуитивно по ассоциативным аналогиям со сходными данными. Вот почему разум не предполагает ответа "не знаю" на любой поставленный вопрос - он обязательно выдвинет хоть какую-то гипотезу, приблизительное объяснение, выработает определённую начальную стратегию действий. К примеру, грозу можно объяснить электрическими процессами в атмосфере, а если знания об электричестве отсутствуют, то волей бога - так или иначе объяснение непременно будет. Другое дело, что всегда в корне каждого объяснения лежит необъяснимый базис, низкоуровневая аксиома. Бог ли берётся за первопричину или закон природы - оно данность, возникшая непонятно вследствие чего, и её нельзя обойти. Тем не менее, это не уменьшает ценность объяснения, так как даже аксиома обязательно имеет свои ассоциативные связи, связанные с ней известные детали, что помогает выработать стратегию поведения исходя из них. Например, если молния - воля бога, стратегией может стать праведный образ жизни, дабы не гневить его, потому как известно, он любит праведных и наказывает грешников. Если молния - электрическое явление, следует применить громоотвод. Два разных решения, причём совершенно очевидных для обладателей разумов с соответствующими наборами базисных аксиом. В обоих случаях эти решения принесут дивиденды. Даже если первый с религиозными взглядами и не защитился от молний, он начал вести более организованную жизнь и его вес в обществе повысился, или как минимум он сам стал считать себя праведником, и тем обрёл новый мощный стимул для своего бытия. А второй всего лишь установил громоотвод. Ещё неизвестно, кто выиграл больше. Проще говоря, базис разума всегда глубоко вплетён в основу жизненного уклада разумного существа, поэтому объяснение, построенное на оном базисе, обычно имеет практическую ценность независимо от его соответствия реальному мироустройству.

Исходя из вышеизложенного нетрудно сделать вывод: чтобы получить работоспособный технический разум, совершенно необходимо наполнить его (разума) память базовыми данными, включающими в себя полный набор всех возможных низкоуровневых аксиом и максимальное число деталей мира. То есть его начальная база данных должна содержать на порядки больше сведений, чем у ИИИ. Кроме того, и актуальный опыт приобретает для ТР крайне важное значение. Он ему требуется в гораздо большей степени, фактически без значительного объёма такового ТР не будет иметь смысла. Это можно условно сравнить с человеком, выросшим среди животных. Его мозг не повреждён, но он демонстрирует абсолютно животное поведение. Просто у него отсутствуют актуальные данные о человеческом мире, о всех мелочах быта, культуры, языка. Его интеллекту нечем оперировать кроме животных инстинктов. Так и ТР. Конечно он не станет "демонстрировать животное поведение", его начальная база данных всё-таки вполне достаточна для более-менее нормального функционирования, но без чётких, точных, глубоких, обширных, разносторонних знаний об окружающей его обстановке, об актуальных для него деталях мира, проку от него будет чуть. Немаловажно учесть, что основной сферой применения ТР являются всё же системы управления боевыми устройствами. В таком ответственном деле опыт вообще имеет определяющее значение. При схватке двух равнооснащённых равновооружённых машин гораздо выше шансы на победу у той, которая быстрее и чётче "соображает" и действует. И ладно ещё когда под "машинами" мы подразумеваем пару небольших недорогих роботов-солдат, а что если бой идёт между двумя сверхтяжёлыми космическими крейсерами - теми, чья умопомрачительная стоимость делает потерю одного такого корабля равносильной поражению в войне? И всё упирается лишь в личное мастерство их систем автоматизации управления. В общем, в боевом применении ТР на первый план для него выходит профессиональный опыт. Каждой оснащённой им единице военной техники необходимо тренироваться, с ней должны работать инструкторы, чем больше разнопланового учебного и боевого опыта она получит, тем действеннее становится, тем большую угрозу несёт она врагу. Поэтому армия описываемого периода - довольно занятное место, где люди и техника тренируются совместно, а иногда тренируется только техника. В прочих сферах помимо военной, ТР имеет точно такую же зависимость от тренировок и профессионального обучения - без них он слабоэффективен, бессмысленен, вполне заменяем более простыми видами ИИ. В целом в гражданской сфере - в быту и на производстве - ТР применяется крайне редко. Исключениями являются спорт и наука. ТР широко востребован в качестве ИИ спортивных роботов, соревнования между которыми весьма популярны в империи. Так же учёные предпочитают роботов-лаборантов с ТР. Если вначале такой скорее обуза, лет через десять, накопив достаточно актуального опыта, он становится незаменимым помощником, а ещё через десять учёный уже просто не в состоянии что-либо делать без него. Всю рутину в исследованиях он перекладывает на робота.

ТР единственный из ИИ обладает способностью к творчеству, но не имея инициативы, т.е. собственного желания делать что-либо, ищет наиболее простые решения, если его нагружают творческими задачами. Это заметно понижает его эффективность в данном компоненте деятельности.



Броботы

Слово "бробот" появилось как сокращение от "бытовой робот". Однако бробот не есть бытовой робот с позиций современной технической терминологии, они не совсем одно и то же, разнообразной бытовой робототехники существует великое множество, бробот же - это определённый обособленный её вид. На разных языках его называют по-разному, в русском прижилось "бробот". Обозначить, чем бробот отличается от прочих бытовых своих собратьев не так просто. Вернее всего было бы назвать его многофункциональным семейным бытовым роботом. Он служит в качестве этакого своеобразного хранителя домашнего очага, во многом заменив в данном качестве женщину как домохозяйку. Он освободил её от большинства повседневных обязанностей и забот. Бробот убирает квартиру, готовит пищу, закупает продукты, моет посуду, стирает одежду - не сам конечно, он доставляет её в прачечную. Ухаживает за комнатными растениями. Он даже может присматривать за детьми, помогать им с уроками и отводить в школу. Но и мужские дела ему тоже по плечу: некоторые ремонтные работы в квартире, перестановка мебели, установка и настройка бытовых приборов, и т.д. Конечно, чтобы уметь всё перечисленное, бробот должен быть достаточно продвинут и в плане интеллекта, и в техническом оснащении, например для приготовления еды ему совершенно необходимы вкусовые сенсоры, обонятельные сенсоры, а так же хотя бы одна качественная рука, имеющая повышенное число степеней свобод и снабжённая тактильно-осязательными рецепторами. Но бробот, который ничего не может, это уже не бробот. Посему нельзя сказать, что он дёшев. Его покупка - событие для семьи со средним достатком. Тем не менее, нынешний человек совершенно не представляет свою жизнь без данного вида робототехнических устройств. О временах, когда их ещё не существовало, люди думают, как о диких, тёмных, варварских, нецивилизованных. В каждой квартире, за крайне редкими исключениями, обязательно наличествует свой бробот, а иногда даже два и более. Он является центральной бытовой техникой в доме, основой основ, почти что ожившим олицетворением самого понятия дома. Вступая в брак, первым делом молодожёны покупают себе именно его. Семья без бробота считается странной и кажется ненастоящей. Интересен факт: с появлением броботов количество разводов среди молодых пар, поженившихся не более года назад, сократилось почти на 80%.

Бробот - это как правило стандартный робот. Набор функций, которые он призван осуществлять, определяется его конфигурацией, оснащением, заложенными знаниями и техническими характеристиками. При желании его всегда можно усовершенствовать посредством апгрейда, собственно, он есть наиболее подверженный апгрейду вид техники, никакие иные устройства пользователь не улучшает с такими желанием и настойчивостью, как его. Хороший бробот обычно имеет хотя бы одного сателлита - т.е. робота-спутника более мелкого размера, предназначенного для выполнения вспомогательных поручений. Например, для уборки, так как сам бробот - вещь довольно крупная, сравнимая по размерам с человеком, ему проще и экономичнее отослать собирать мусор с пола своего небольшого помощника. Тот и пролезет в любую щель, и под мебель заберётся, и сделает всё быстрее, и освободит старшего мех-собрата для выполнения иных работ. Всякий бробот неизменно оснащён добротным качественным ИИ. Поэтому его нетрудно обучать новым видам трудовых операций - тем, что в его начальную базу данных не заложены. В большинстве случаев пользователи легко справляются с ролью "учителя" сами, но иногда им приходится обращаться за помощью к консультантам, сведущим в таких делах, или даже вызывать специалиста по обучению робототехники на дом.

Бробот редко служит человеку объектом общения. Это не значит, что с ним нельзя поговорить, имеется в виду, он не тот, с кем люди хотят разговаривать ради самого разговора. С ним ведут вынужденный обмен информацией. Ему отдают приказы, он может уточнить их, или отчитаться о проделанной работе, или передать что-то по просьбе кого-то. Вот и всё. Вступать с ним в диалог "просто так" неинтересно, и пожалуй даже глупо. Как правило бробот не снабжён персонификацией, т.е. не имитирует в общении наличие характера и индивидуальности, не строит из себя личность, вследствие чего произносит фразы безоттеночно, безэмоционально, безинтонационно. Как робот. У него, опять же как правило, нет имитации мимики, он не способен улыбаться или передавать какую-либо информацию "лицом". Исключение составляют броботы с функцией няни. Эти являются объектами общения в полной мере, у них есть и подобие лица, и мимика на нём, и персонификация, они умеют и улыбаться, и говорить по-человечески живо. Но всё равно в данном качестве они не идут ни в какое сравнение с так называемыми домашними роботами, основной функцией которых является как раз общение. Те могут даже плакать и быть внешне совершенно неотличимыми от людей. Бробот всегда очень отличается от последних, независимо от встроенных в него функций. По виду он скорее напоминает... обычного робота. Почему он таков, почему его не делают кажущимся на глаз человеком? Потому что человечество имеет многовековой опыт сосуществования с робототехникой, чтобы избегать подобных соблазнов. Да, иное было бы приятнее и эстетичнее. Но у этого иного есть свои недостатки, о которых вы более детально узнаете из раздела о личных роботах. Здесь мы добавим к сказанному там только одно: бробот - обычный неодушевлённый бытовой предмет, он не должен провоцировать людей на излишнюю привязанность к нему. Выгляди он как они, веди себя словно один из них, "излишняя привязанность" для многих стала бы неизбежной - в силу особенностей устройства наших чувств, психики, восприятия. Обществу этого не надо.



О законах робототехники

Кто не в курсе, законы робототехники - это некие три правила поведения роботов, нафантазированные древними фантастами. Современный описываемому периоду человек не слыхивал о таких. Потому что они навеяны не то идеализмом, не то наивностью, а может и чем похуже вроде идей расового или видового превосходства. Во всяком случае к реальности эти законы никакого отношения не имеют. Для наглядности приведём их все:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам человека, кроме случаев, когда приказ противоречит Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Возьмём для примера ключевой из них, тот, на который ссылаются два остальных - о вреде. Сразу бросается в глаза его несоответствие наблюдаемой действительности. Ну, допустим, мы даже исключим отсюда боевых, полицейских и охранных роботов, как неспособных удовлетворять этому закону по определению. Прочим вроде бы и незачем причинять людям вред. Но остаётся вторая часть закона - про бездействие. Тут нужно лишь вспомнить, что робот всегда чья-то собственность. Его производят по экономическим причинам - чтобы продать потребителю. Собственность не может бросать все свои дела, дабы помогать кому-то незнакомому - мало ли чем важным она занята. Она не может рисковать своей жизнью ради спасения чужого человека - прикажет хозяин, она рискнёт, иначе как бы не так. Чем робот отличается от другой техники? Ничем. Если его надлежит приносить в жертву для блага неизвестного тебе лица, то и её тоже. Почему бы тогда не обязать миллионеров продавать свои яхты и порше во имя помощи попавших в беду менее состоятельных ближних? Кстати, робот - очень сложный агрегат, зачастую умеющий накапливать личный опыт, это вам не порше. Замену тому, кто проработал у вас лет 20 и научился фактически предугадывать ваши желания и нужды, либо за годы обрёл необходимый вам уровень профессионализма в некоем виде труда, нигде ты не купишь.

Самое смешное, роботы почти поголовно оснащены коммуникационными устройствами. То есть теоретически они могут, скажем, принимать сигналы бедствия или прослушивать сообщения о происшествиях. Представьте комичную ситуацию, как все роботы на планете, получив просьбу о спасении, ломанутся в одну точку мира помогать одному попавшему в беду гражданину. Утопично? Да. Но первому закону робототехники это не противоречит. Возможно потому, что и сам он утопичен. Жизнь устроена гораздо сложнее, чем кажется некоторым идеалистам, в простые рамки трёх правил её не загонишь. Что если робот в помощи ближнему начинает мешать специальным службам, профессионально занимающимся такой деятельностью? Обязан ли он помогать, когда спасатели прибыли и уже помогают? Обязан ли он отвлекать их от работы предложением своих услуг? Воображение так и рисует картину, как всякий идущий мимо работников службы спасения робототехнический аппарат подходит к ним настойчиво поинтересоваться, может ли он чем-нибудь помочь, вследствие чего выстраивается огромная уходящая за горизонт очередь из механических существ, так и жаждущих соблюсти первый закон. А если человек - террорист с бомбой, причинение ему вреда считается за вред? Или напротив, не причинение ему вреда есть преступное бездействие?

По поводу второго закона тоже немало вопросов. "Человек" понятие растяжимое. Допустим, к роботу на улице подошёл бомж и дал "ответственное поручение". И что, оное надо обязательно исполнять? Потом кроме причинения вреда есть много чего ещё сомнительного, например, преступный приказ, связанный с похищением имущества, хулиганством, асоциальными действиями и т.п. Здесь так же надлежит повиноваться? Фактически указанные три правила подходят только спасательным роботам, да и то в ограниченной интерпретации. Если же говорить о соответствии законов робототехники современным реалиям, мы бы пожалуй привели несколько иной их список, выглядящий следующим образом:

  1. Робот не должен нарушать законы империи.
  2. Робот обязан исполнять приказы лица, уполномоченного владельцем робота отдавать таковые, если их исполнение не противоречит Первому Закону.
  3. Если робот стал свидетелем чрезвычайной ситуации или преступления, он обязан немедленно поставить об этом в известность соответственно спасательные службы или органы охраны порядка.
  4. Робот не может обеспечивать свою безопасность причинением ущерба безопасности человека (что означает, в опасной ситуации ему надлежит сначала дать спастись людям, и только потом думать о себе, ныне роботы покидают тонущий корабль последними, а вовсе не капитан).
  5. Робот должен помогать человеку, попавшему в опасную ситуацию, если способен оказать помощь без ущерба себе или своим текущим рабочим функциям, либо если потенциальный ущерб не превышает установленного владельцем допустимого значения.
  6. Робот может помогать попавшему в опасную ситуацию человеку даже способами, противоречащими Первому Закону.

Впрочем, вы должны понимать, все такие формулировки "типа законов" - полная ерунда, есть пугающе обширный имперский административный технический регламент, определяющий различные аспекты поведения робототехники вплоть до мельчайших деталей и нюансов. Ну и никакие законы и регламенты не распространяются на виды роботов, обладающие полноценными сознанием и волей, так как те руководствуются только своим разумом и правилами человеческого социума (см. раздел о разумных роботах).


Читать далее: Раздел 20. "Домашние роботы"
В оглавление















 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"