Шурыгин Александр: другие произведения.

Музей-усадьба Архангельское (фотоочерк)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
  • Аннотация:
    Фотоочерк о прогулке в подмосковный музей-усадьбу Архангельское


МУЗЕЙ-УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ (фотоочерк)

   Архангельское. Это один из немногих подмосковных шедевров дворцово-паркового искусства XVII-XIX веков, сохранивших свое великолепие, архитектурные и художественные ценности до наших дней. Во многом этому способствовало то, что уже в первые послереволюционные годы здесь (как и в усадьбах Кусково и Останкино) был создан государственный музей-заповедник.
   Свою историю усадьба ведет с XVII века, а первое упоминание о селе Уполозы или Уполозье (владении дворянина А.Уполоцкого), на месте которого возникла будущая усадьба, относится к 1537 году. В 1646 году село Уполозье (Архангельское тож) с шестью домами и церковью числится за Ф.И.Шереметевым, а затем по родству оно перешло к Одоевским и далее - к Черкасским. С 1703 года Архангельское принадлежит кн. Дмитрию Михайловичу Голицыну, который начал здесь строительство большого усадебного деревянного дома. Обустройство усадьбы продолжил его внук Н.А.Голицын, заказавший в Париже проект нового каменного княжеского дворца и начавший, но не успевший завершить его строительство.
   После смерти Н.А.Голицына в 1809 году село Архангельское было куплено меценатом, коллекционером и любителем искусств, одним из богатейших вельмож того времени князем Николаем Борисовичем Юсуповым, который решил обустроить здесь, на высоком берегу Москвы-реки, имение "для собственного увеселения, а не для прибыли".
   До 1917 года Архангельское оставалось во владении Юсуповых. Нынешнее поколение наслышано более всего о последнем владельце усадьбы - Феликсе Феликсовиче. Он известен нам как организатор и один из главных исполнителей убийства Распутина, а также тем, что с него В.Серов написал свой самый рафинированный портрет, и тем, что потеряв родину, открыл в Париже один из самых известных в то время модных домов. Однако, самой интересной и значимой фигурой считают Николая Борисовича Юсупова, ее первого владельца. Чтобы убедиться в этом, стоит перечислить лишь его титулы, звания и должности, которые он занимал в разные годы - действительный тайный советник, директор петербургских императорских театров, управляющий стеклянным заводом, казенным фарфоровым заводом и казенной шпалерной мануфактурой, президент мануфактур-коллегии, директор императорского Эрмитажа, заведующий придворным театром, министр уделов, член Госсовета и т.д.
   Ну а теперь, пожалуй, время перейти к прогулке по усадьбе и познакомиться с ее архитектурными и скульптурными памятниками, видом на окрестности, пройтись по аллеям парков.
   Большой дворец (архитектор де Герн) достроен в 1812 году. В него были перевезены из других имений Юсуповых ценные коллекции живописи и предметов прикладного искусства, библиотека, мебель и т.п. Однако, во время Отечественной войны 1812 года и пожара во дворце, случившегося в 1820 году, часть ценнейшей коллекции была утрачена, а дворец затем дважды пришлось отделывать заново. Сохранившиеся до наших дней интерьеры и внешний вид дворца сложились, в основном, в 20-е годы XIX столетия.
   Сейчас от входа на территорию усадьбы со стороны Ильинского шоссе (основного входа при следовании из Москвы, автобусом от станции метро "Тушинская") аллея приводит нас прямо к красивому дворцовому зданию. Оно открывается взору не сразу - сначала перед нами предстают флигели и образуемая ими въездная арка с массивными воротами, ведущими во внутренний двор, а также двойные белокаменные колоннады, ограничивающие территорию двора с боковых сторон - от боковых фасадов дворца до флигелей. Вид на центральную часть дворца с его северной стороны открывается лишь при приближении к проему ворот, а все здание - только при входе в обширный внутренний двор
  

 []
  
 []

 []

   Во дворце сохраняются знаменитые усадебные коллекции - уникальная библиотека, насчитывающая около 15 тысяч томов книг русских и западноевропейских авторов, собрание живописи мастеров XVII-XIX веков, в т.ч. Дж.Тьеполо, Г.Робера, А.ван Дейка, Ф.Буше и др., редкие изделия из фарфора и фаянса, мебель работы лучших российских и зарубежных мастеров (всего около 50 тыс. экспонатов). К большому сожалению, все эти усадебные и музейные коллекции сейчас увидеть нельзя в связи с реставрационными работами. Лишь часть экспозиции демонстрируется на тематических выставках в других зданиях усадьбы.
   Во внутреннем дворе Большого дворца по выходным дням - платные концерты классической музыки. Кстати, для посетителей этих концертов обычно проводится демонстрация части интерьеров дворца.
  
   С трех сторон дворец окружен парком. С площадки у южной стороны дворца к парку спуститься в парк можно по лестничным пролетам. Они, обширная терраса между этими пролетами и опорные стены украшены многочисленными скульптурами и скульптурными группами, изваянными из итальянского мрамора, гипса или известняка - бюсты античных философов, государственных деятелей и полководцев, изображения мифологических персонажей, богов и героев (всего во дворце около 200 произведений парковой скульптуры). Это уникальное собрание, с ним могут сравниться, пожалуй, лишь дворцы Петербурга
  

 []

   От паркового фасада дворца и с террасы открывается живописный вид на партер, регулярную часть парка и приречные дали. На этом фоне в отдалении видны два больших корпуса санатория "Архангельское", формально не входящего в музейно-парковую зону. Они построены в 1934-1937 г.г. по проекту В.П.Апышкова, профессора Военно-инженерной академии им. В.В.Куйбышева, который очень удачно вписал их в общий богатый и колоритный вид усадьбы. Построены они на высоком берегу Москвы-реки на месте бывших усадебных оранжерей. На снимках - вид на один из санаторных корпусов с террасы, и на другой корпус с территории санатория
  

 []

 []
  
   На нескольких следующих фотографиях - отдельные скульптуры и скульптурные группы на опорных стенах террасы и на террасных лестницах
  

 []

 []

 []

 []

 []

 []

  
   Совсем недавно, пять-восемь лет назад, центральную аллею, ведущую от паркового фасада дворца к террасе, украшала скульптурная группа "Геркулес и Антей". Она изваяна из мрамора итальянским мастером Стефано Модерна по сохранившейся к тому времени восковой модели Микеланджело. Сам Микеланджело осуществить свой замысел в мраморе не успел. Сейчас эта группа перенесена с аллеи на газон невдалеке от того места, где она находилась ранее. Очередной снимок был сделан в то время, когда скульптура располагалась в центре аллеи

 []

   Самое старое здание на территории современной усадьбы-музея - каменная церковь Михаила Архангела, строительство которой завершилось еще в 1666 году. Предполагают, что ее строил каменщик Павел Потехин, крепостной Одоевских. Колокольня, которая ранее находилась рядом с церковью, не сохранилась - она была разобрана в 1941 году во время ожесточенных налетов немецкой авиации на Архангельское. На следующих фото - виды на церковь, в том числе из арки ограды, и вид на часть церковной ограды с деревянным шпилем (ранее такими шпилями были украшены все хозяйственные постройки усадьбы).

 []

 []

  
   Но прежде чем с аллей парка попасть на дорожку к церкви, нужно пройти через Святые ворота - монументальное сооружение, построенное в 1823-1824 г.г. по проекту Е.Тюрина. Она символизирует начало пути к храму Михаила Архангела
  

 []

  
   Одно из очень красивых и наиболее популярных строений усадьбы (арх. Р.И.Клейн и Г.Б.Бархин) - пантеон-усыпальница Юсуповых (кстати, по проектам Клейна в Москве построены также здание ЦУМа и Бородинский мост через Москву-реку). Здание пантеона с колоннадой (его еще называют просто "Колоннада") внешне напоминает петербургский Казанский собор, хотя оно и не соревнуется с Казанским собором по своим размерам. Строительство усыпальницы было задумано княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой после трагической гибели на дуэли ее сына Николая, старшего брата Феликса Юсупова, и продолжалось с 1909 по 1916 г.г. Княгиня собиралась перенести в пантеон останки всех Юсуповых, похороненных в разное время в Москве, Петербурге и в разбросанных по России родовых имениях. Но мечте этой не суждено было сбыться.
   На куполе пантеона - лепные фигуры ангелов, в знак скорби низко склонивших головы и опустивших огнем вниз притушенные факелы
  

 []

  
   Первой вновь возведенной Юсуповыми постройкой в хозяйственной зоне усадьбы был Конторский корпус (арх. Е.Тюрин). Он сейчас реставрирован и находится невдалеке от пантеона
  

 []

  
   А в нескольких десятках метров от Конторского корпуса - старый, еще не подвергшийся реставрации бревенчатый дом для приезжих. Это единственное здание такого типа на территории усадьбы
  

 []

  
   Каменная кладовая над оврагом построена в 1815-1816 г.г. по проекту архитектора Осипа (Иосифа) Ивановича Бове, хорошо знакомого нашим современникам по монументальным московским работам. В частности, по его проектам в начале XIX века реконструированы Красная и Театральная площади, построены Большой театр, 1-я Градская больница и Триумфальные ворота, которыми сейчас мы можем любоваться на Кутузовском проспекте
  

 []

  
   Под аркой Каменной кладовой начинается дорожка к Москве-реке, это самый кратчайший путь к ней. Именно поэтому здание и поставлено здесь - ведь ранее многие товары подвозили к усадьбе по воде.
  
   В "Колоннаде", Каменной кладовой и в Конторском корпусе сейчас проводятся выставки части экспонатов музея-усадьбы.
  
   В западной части регулярного парка, за его деревьями скрылся Малый дворец "Каприз", построенный еще во времена Голицыных. Этому дворцу, по-видимому, предстоит еще одна реконструкция

 []

  
   А рядом с дворцом "Каприз" - бывшая голицынская библиотека, а позднее, во времена Юсуповых, Чайный домик, в котором гости останавливались отдохнуть во время прогулок по паркам
  

 []

   Усадьбу неоднократно посещали все русские цари, начиная с Александра I. В честь этих посещений в парке были воздвигнуты три памятные колонны. Недалеко от одной из них - павильон "Храм Екатерины II". В павильоне - бронзовая статуя, символизирующая императрицу в образе богини правосудия Фемиды, а над ней выгравированы строки Т.Тассо в честь этой аллегории. Правда, Екатерина в Архангельском не бывала, но отношение Н.Б.Юсупова к ней было особым, и "Храм Екатерины" стал местом выражения чувств хозяина имения к великой императрице и любимой женщине
  

 []

   В противоположной восточной части парка, недалеко от дворца, находятся два памятника, установленные здесь последними, уже в 20-м столетии. Первый из них - бронзовая скульптура "Скорбь" (автор К.Г.Барт) - фигура юноши с гаснущим факелом. Этот памятник, как и "Колоннада", был установлен Зинаидой Николаевной в знак скорби о погибшем старшем сыне Николае.
  

 []

  
   Второй из этих памятников - бюст А.С.Пушкина в память о его пребывании в Архангельском и в честь минувшего столетия со дня его рождения (памятник установлен в 1903 году). На нем выгравированы слова из послания поэта "К вельможе", написанного после первого, весной 1827 года, посещения им усадьбы Н.Б.Юсупова:
  
 []

"Лишь только на поля дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я..."

   Пушкин после этого посещения имения Н.Б.Юсупова еще не раз бывал в Архангельском...
  

   Ну а теперь, в заключение фотоочерка, несколько жанровых снимков, сделанных на аллеях парка и террасах дворца
  

 []

 []

   Большинство посетителей музея-усадьбы старается сохранить свои впечатления о прекрасном Архангельском - или в памяти, или с помощью фото- и видеотехники. Вот и эта пара тоже решила сохранить память о прекрасном...
  

 []

  В заключение очерка - план-схема музея-усадьбы Архангельское

 []
  
   Побывайте в Архангельском в любое время года (но лучше, говорят, все-таки осенью) - и вы не пожалеете об этом!
  

  
P.S. Приглашаю посмотреть также фотоочерки "Быково. Усадьба Воронцова-Дашкова" , "Парк Зарядье. Фотопрогулка" , "Воскресный день в Переделкино", "Замоскворечье.Прогулки с фотокамерой", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Кусково", "Прогулки по Кузьминскому парку", "Царицыно возрождённое", "Коломенское" , "Кремль в Измайлово", "Николо-Угрешский монастырь", "Коломенский кремль и Фотозарисовки старого города", "Село Остров, Подмосковье" , "Четыре времени года", "Старый Серпухов", "Весеннее утро в Царицыно", "Фестиваль цветников в Кузьминском парке", Волоколамский кремль, Картинки солнечного лета, "Казанский кремль", "Бессмертный полк.Москва,2016" , "Парк Музеон.Фотопрогулка" ,

Архангельское.
  
  
  
  
  
  


Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"