Строго говоря, владельцев этой усадьбы со дня её основания было несколько, но известность свою она приобрела как усадьба Воронцова-Дашкова.
Документальную историю поселение Быково и окружающие его земли ведут с XIV века. Принадлежали они тогда Дмитрию Донскому, о чём известно из его духовной грамоты, которую он оставил перед Куликовской битвой, завещая эти земли своим младшим сыновьям Василию и Ивану.
В XVII веке Быково с деревянной церковью упоминается уже как казённое село великого государя с пашнями и лугами.
Первым владельцем села Быково из рода Воронцовых стал Илларион Воронцов, которому Пётр I подарил эти земли за заслуги перед отечеством. После Иллариона селом владели его наследники, которые как и многие другие представители этой семьи внесли немалый вклад в становление и развитие Российской империи. В частности, хорошо известна историческая роль княгини Екатерины Романовны Воронцовой-Дашковой (урождённой Воронцовой) - первой и единственной женщины-руководителя (директора) российской Академии наук, одной из самых образованных женщин в тогдашней России
Портрет Е.Р.Воронцовой-Дашковой, Дм.Левицкий, 1784 г.
Но вскоре Воронцовы впали в немилость Екатерины II и императрица подарила село Михаилу Михайловичу Измайлову, московскому генерал-губернатору, участнику дворцового переворота, возведшего Екатерину на императорский престол. При Измайлове усадьба была реконструирована. Для этого новый владелец привлёк известного архитектора Василия Ивановича Баженова, с которым Измайлов долго сотрудничал по делам службы.
По новому проекту в Быково построили дворец, деревянную церковь и разбили великолепный пейзажный парк. Дворец был выстроен на высоком искусственном холме на берегу реки Быковки. Для того, чтобы насыпать этот холм, в парке вырыли три больших пруда, а вырытую землю использовали для возведения холма. Помимо дворца в усадьбе появились многочисленные хозяйственные постройки.
В 1780 году умерла жена Измайлова. В память о ней через девять лет была построена новая белокаменная церковь взамен деревянной. Полагают, что автором проекта этой церкви был Баженов, а строительством мог руководить не менее известный архитектор Матвей Казаков, хотя достоверных документальных подтверждений этого, как утверждают историки, до настоящего времени не найдено.
Детей у четы Измайловых не было, и после смерти Михаила Михайловича усадьба вновь перешла к Воронцовым. Новому наследнику Ивану Илларионовичу по его просьбе высочайшим указом Александра I разрешено было носить фамилию Воронцов-Дашков (основанием для этой просьбы было вероятно то, что Дашковы были прямыми потомками Рюриковичей и носили княжеский титул).
В связи с разрушениями в усадьбе во время войны 1812 года и пожаром в главном усадебном доме новый хозяин решил восстановить усадьбу в обновлённом виде. Для этого был приглашен из Швейцарии архитектор Бернар де Симон. Под его руководством дворец был реконструирован по новому проекту. Полностью изменил свой вид и усадебный парк.
В 1874 году Воронцовы-Дашковы продали имение новому владельцу - Николаю Ивановичу Ильину, инженеру-путейцу и совладельцу российской железнодорожной компании. До 1917 года усадьба принадлежала Ильиным, затем была национализирована и в ней разместился приют для детей погибших красноармейцев. В годы Великой Отечественной войны здесь находилась школа зафронтовых подрывников, а после войны - туберкулезный санаторий, для сотрудников которого построили две-три пятиэтажки, а также несколько небольших корпусов для размещения и обслуживания больных. В состав санатория и его служб входил и бывший усадебный дворец.
Уже во время первых послереволюционных реорганизаций часть предметов интерьера дворца и произведений искусства была передана в музейный фонд, однако многие ценные вещи в эти и последующие годы оказались безвозвратно утерянными.
На этом я закончу краткую и схематично изложенную историю усадьбы и перейду к своим впечатлениям, полученным во время экскурсионной поездки в Быково, организованной московской туристической фирмой "Москва день за днём".
***
Главной достопримечательностью села Быково в наши дни, привлекающей сюда туристов и ценителей архитектуры, является усадебная церковь во имя иконы Божьей Матери Владимирской, построенная в память о Марии Александровне Измайловой (об этом я упоминал во вступительной части очерка). Этот шедевр баженовского зодчества (об авторстве Баженова свидетельствует памятная доска на стене храма) специалисты считают одним из замечательных творений мировой культуры.
Церковь двуярусная. Нижний ярус (зимняя церковь) с престолом Рождества Христова был построен в 1783 году, верхний ярус (летняя церковь) с престолом иконы Божьей Матери Владимирской, давшим название всей церкви - в 1788 году.
К верхней летней церкви с двух сторон ведут двухмаршевые белокаменные лестницы с красивыми балюстрадами.
Зимняя церковь сейчас является действующей, а верхняя, в которой ещё каким-то чудом сохранились следы старой росписи, в настоящее время реставрируется.
Архитектурный стиль храма иконы Божьей Матери Владимирской в Быково искусствоведами оценивается как редкий образец неоготики или русской готики.
В 1937 году церковь была закрыта, а её помещения использовались сначала как швейная фабрика, а затем как склад со всеми вытекающими отсюда последствиями. Работы по восстановлению храма начались в 1989 году, и уже вскоре после этого в нижней зимней церкви стали проходить службы.
Вид храма в наши дни показан ниже на двух фотографиях. Первый снимок - фасадная часть с ажурными лестничными пролетами, ведущими на верхний ярус. Второе фото - вид на храм с северо-восточной его стороны. На этом снимке хорошо просматривается колокольня, построенная рядом с церковью позднее, в XIX веке. Автором этой колокольни считают Ивана Таманского, ученика Казакова
А это исторический вид храма - фоторепродукция с акварели, написанной художником Н.А.Бакаревым в далёком 1804 году
Мне повезло - удалось посетить не только нижнюю действующую церковь, но и познакомиться с реставрационными работами в церкви верхнего яруса, куда обычно вход закрыт. Однако нам, небольшой группе из числа экскурсантов, в порядке исключения разрешили подняться сюда мастера-реставраторы.
На двух очередных снимках - интерьеры нижней церкви. На трёх последующих - фрагменты выполненной части реставрационных работ в церковном зале второго яруса храма
С высоты второго яруса храма хорошо просматривается дом причта в тесном церковном дворе
Забегая немного вперед, упомяну о том, что усадебный дворец, находящийся в старой парковой зоне в относительном удалении от церкви, соединен с ней подземным ходом, который сохранился до наших дней. Этот ход позволял хозяевам и гостям усадьбы посещать церковь в любую, даже самую ненастную погоду, придавая при этом некую романтичность такому путешествию.
С северной стороны церкви у её основания можно увидеть выход из этого подземного хода (или вход, если следовать по нему в сторону усадебного дворца). Отсюда, с места, показанного на фотографии, вниз ведут каменные ступени
Этим снимком можно, пожалуй, закончить рассказ о церкви иконы Владимирской Божьей матери и перейти к другим отчасти сохранившимся достопримечательностям бывшей усадьбы - пейзажному парку и главному усадебному дворцу.
***
Окраина бывшего усадебного парка, в глубине которого находится дворец, к которому мы направляемся, расположена в нескольких десятках метров от храма. Минуем мы упомянутые ранее пятиэтажки, и на этом пути экскурсовод обращает наше внимание на небольшое здание - единственную из сохранившихся с давних времен хозяйственную постройку
В былые времена это была своеобразная "котельная", печи её обогревали оранжереи, в которых, помимо всего прочего, удавалось здесь, в Подмосковье, с успехом выращивать даже ананасы и персики. Тех оранжерей давно уже не существует, как не существует здесь и других хозяйственных построек - конюшен, кузницы, животноводческой фермы, а также почти всех элементов парковой архитектуры (в том числе знаменитого Эрмитажа - небольшого дворца в парке, в котором хозяева часто принимали своих гостей). Из всех хозяйственных строений сохранилось лишь это небольшое здание, использовавшееся для обогрева оранжерей, переоборудованное в наше время под жилое помещение. Кстати, село Быково, дома которого расположены на небольшом удалении от бывшей усадебной территории, вполне обустроено, а его улицы и частные дома имеют типичный для ближнего Подмосковья весьма привлекательный вид.
Бывший парк, в который мы вскоре вошли и направились к усадебному дворцу, вряд ли сейчас можно назвать парком. Он скорее напоминает неухоженный бесхозный лес, сплошь заросший подлеском, с множеством упавших старых деревьев. Вместо живописной аллеи к дворцу ведёт узкая протоптанная дорожка. Невдалеке от входа в парк близ этой дорожки мы увидели настоящую небольшую котельную, которая, по-видимому, была выстроена в послевоенные годы, для того, чтобы обогревать здания бывшего туберкулезного санатория. Украшением "парка" она, конечно же, не является и по своему виду и расположению вызывает, скорее, чувство недоумения и разочарования
На одном из поворотов на пути к господскому дому открылся вид на старый пруд, весь покрытый ряской, с поваленными деревьями на берегу, свидетельствующими о той же заброшенности и неустроенности бывшего парка
Вскоре дорожка повернула налево и по ней мы поднимаемся на вершину холма к зданию старого дворца
Остановились мы у южного фасада дворца. Несмотря на свою почти двухвековую историю и многочисленные преобразования за годы после национализации усадьбы, внешне дворец неплохо сохранился (имеются сообщения и о весьма интересных сохранившихся его интерьерах). Однако, свидетельства всё той же запущенности и бесхозности, которые мы увидели в бывшем парке, и здесь видны на каждом шагу. Южный фасад, с которого открывался вид на спуск к реке Быковке, славился своей открытой прогулочной террасой, обнесённой белокаменной балюстрадой, теперь практически разрушенной
Отсюда по склону холма можно было спуститься к реке Быковке, где ранее находился причал с лодочной станцией для прогулок по воде. Сохранилась старая фотография (по-видимому, начала 1900-х годов) с видом на дворец со стороны реки
Каким-то образом уцелели украшающие южный фасад каменные кариатиды, поддерживающие дворцовые своды над входом во внутренние покои и являющиеся главным украшением этой части дворца
Несмотря на величие и красоту южного фасада он не был главным (парадным) входом во дворец. Таковым являлся северный фасад, который мы увидели, обойдя дворец со стороны высокой башни, по замыслу создателей дворца служившей своеобразной астрономической обсерваторией.
Парадный подъезд и окружающая его часть парка выглядели такими же запущенными, как и всё вокруг
К парадному входу ведёт сохранившаяся старая дорога, по которой московские (и не только московские) гости прибывали в усадьбу и могли подъехать по пандусу прямо к входу во внутренние покои дворца
Когда-то, в далёкие от нас времена старой усадебной жизни, вид на дворец и часть парка с южной его стороны выглядел так, как на этой сохранившейся старой картине
И ещё об одной старой фотографии. Ранее я уже упоминал о том, что в годы Великой Отечественной войны в усадьбе Быково располагалась школа зафронтовых диверсантов-разведчиков и подрывников. Сохранился снимок курсантов, сделанный в военные годы, на котором они запечатлены на фоне южного дворцового фасада
В память об этом на стене местной сельской школы установлена памятная доска
***
Когда я пытаюсь мысленно обратить взгляд из современного Быково в недалёкое будущее, непременно вижу иную картину знаменитой старинной усадьбы. Картину с обновленным дворцом и рекультивированным пейзажным парком с его Эрмитажем и малыми архитектурными формами, чистыми прудами и прогулочными аллеями. Видятся также восстановленные хозяйственные постройки, в том числе оранжереи, которые отапливаются по-прежнему печами из сохранившегося старого хозяйственного строения. Не вижу только пару-тройку пятиэтажек между знаменитой церковью и парком (или же, в крайнем случае, в воображении моём эти дома возникают в по-современному реконструированном виде). И, конечно же, в парке не будет котельной и большой кучи угля или шлака рядом с ней - творения неизвестных архитекторов второй половины недавно ушедшего XX века.
Возрождение этой усадьбы как крупного культурно-исторического центра неизбежно. Ведь есть же прекрасный пример московского Царицыно, есть у государства немалые финансовые ресурсы, есть прекрасные реставраторы, специалисты и рабочие с золотыми руками.
Верю в это возрождение и желаю, чтобы оно произошло как можно скорее.