Шурыгин Александр : другие произведения.

Николо-Угрешский монастырь. Фотоочерк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Фотоочерк о старинном подмосковном Николо-Угрешском монастыре


НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(фотоочерк)

   Недавно возрожденный из руин и запустения Николо-Угрешский мужской монастырь впечатляет каждого, пожалуй, кто впервые посещает его, своей красотой, величественностью и обустроенностью, а пребывание на его территории осветляет и пронизывает каким-то особым духом умиротворения .
   Основан был монастырь в 1380 году князем Дмитрием Донским. По преданию, во время похода к Куликову полю русское войско остановилось здесь на отдых, во время которого князю явилась икона Святителя Николая Чудотворца, укрепившая его верой и надеждой на победу в предстоящей битве. Воодушевленный этой надеждой, князь воскликнул: "Сия вся угреша сердце мое" ("угреша" - согрела).
   Впоследствии, говорит предание, при возвращении войск после Куликовской битвы, во время молебна на месте чудотворного явления иконы, Дмитрий Донской повелел воздвигнуть здесь храм и дал обет создать на этом месте обитель во имя Святителя Николая.
   Дальнейшему становлению, возвышению и расцвету монастыря в XV-XVII в.в., созданию его древнего архитектурного облика способствовала расположенность российских монархов к Угреше (так часто с любовью называли и называют этот монастырь). Летописное сообщение повествует о посещении обители Василием III еще в 1519 году на его пути в недалеко расположенное царское именное село Остров. Неоднократно в последующем в Угреше бывали Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы и молодой Петр I.
   Пережил монастырь в старое время и тяжелые годы. В 1521 году он был дотла сожжен войском крымского хана Махмет-Гирея, двигавшегося к Москве. Не обошли монастырь в смутное время польские и литовские войска, много бед и разрушений принесли они. Но каждый раз после очередной трагедии монастырь быстро возрождался и благоустраивался.
   Нелегкой была судьба обители в XVIII-первой трети XIX века, что было связано с начатыми Петром I реформами церковной и монашеской жизни, отчуждением монашеских земель, указами о сокращении монашества. К 30-м годам XIX века Николо-Угрешский монастырь оказался даже на грани упразднения - в нем в нем оставалось всего шесть монахов.
   И вновь период укрепления и постепенного расцвета с 1834 года, обусловленный общим возрождением церковной жизни в период царствования Николая I, а также деятельностью настоятеля Угреши игумена Иллария и, особенно, его преемника Пимена Угрешского. В течение более чем полувека монастырь во многом отстраивался заново. Это были годы расцвета обители, монастырь стал одним из самых посещаемых паломниками. Именно в эти годы (1880-1894) был построен грандиозный Спасо-Преображенский собор, ставший архитектурной доминантой монастыря.
   За этим периодом расцвета вновь последовали долгие годы постепенной разрухи и запустения. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, просуществовавшую до 1925 года. В 1920 году на его территории была организована также детская трудовая колония для беспризорников. В 1925 году монастырь был полностью закрыт, а в 1940-м был разрушен древнейший собор обители - Никольский храм.
   И снова годы возрождения. С 1970-х неспешно начались восстановительные работы, в 1990-м монастырь был вновь открыт и в конце этого года в обители появились первые монахи. 1990-е годы - это время бурного восстановления и реконструкции, и буквально в считанные годы обитель была возрождена.
   В 1999 году при монастыре было открыто Духовное училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую семинарию.
   Вот такова очень и очень кратко история этой обители. Ну а теперь, собственно, можно перейти к фотоочерку о сегодняшней Угреше.
   Обитель обнесена кирпичной стеной с 8 воротами и 16 башнями, которые тоже являются архитектурным украшением общего монастырского ансамбля.
   При входе в арку главных ворот открывается величественная и впечатляющая картина.

 [Александр Шурыгин]
  
   На переднем плане этой фотографии - шестиярусная колокольня. Первые три ее яруса были построены в XVIII веке при Елизавете Петровне по проекту Ивана Жеребцова. В 1850 году колокольня достроена до шести ярусов и уже в то время достигла высоты 93 метра. На втором ярусе (надвратном или надарочном) располагается церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
   Справа от колокольни - темнокрасный двухэтажный корпус Государевых и Патриарших палат (позднее - Настоятельские покои). В левой части этого здания (на фото - рядом с колокольней) - Успенский храм, который возвышается на целый ярус выше Настоятельских покоев. Полное название этого храма - храм во имя Успения Пресвятой богородицы с приделом во имя Преподобной Марии Египетской. Он занимает второй этаж здания с надстроенным над ним ярусом. А на первом этаже - церковь Апостола Матфея и Параскевы Пятницы с вплотную пристроенным к зданию миниатюрным приделом с позолоченным куполом. Этот миниатюрный придел виден на снимке.
   Слева на фотографии частично просматривается здание монастырской просфорной.
   На втором плане этого фото - купола величественного Спасо-Преображенского собора.
  
  
   Второй снимок - это фрагмент вида первой фотографии, снятый с более близкого расстояния.
  
 [Александр Шурыгин]
  
   Пройдя через арку колокольни, мы попадаем в благоустроенную и красивую часть монастырского двора с другими историко-архитектурными памятниками - часовней в память чудесного явления Иконы Святителя Николая князю Дмитрию Донскому, храмом во имя Иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", храмом во имя Иконы Казанской Божией Матери (Казанским собором), Братскими корпусами.
  
 [Александр Шурыгин]
 
  
  Часовня Святителя Николая

 [Александр Шурыгин]
 
  
  Вид на часовню Святителя Николая и храм иконы "Всех Скорбящих радость" с примыкающими к нему больничным (слева) и братским (справа) корпусами

 [Александр Шурыгин]
 
  
 Вид на часовню и Казанский собор с примыкающими братскими корпусами (снимок сделан со второго яруса колокольни)

 [Александр Шурыгин]
 
  
   Следующие фотографии - виды на реконструированный Спасо-Преображенский собор (справа), и восстановленный Свято-Никольский собор (левее)
  
 [Александр Шурыгин]

  
 [Александр Шурыгин]

Спасо-Преображенский собор - второй по площади в московском регионе после храма Христа Спасителя. Высота его 77 метров, в нем может разместиться до 7000 человек. В возрожденном соборе - большой пятиярусный иконостас высотой 24 метра и шириной 25 метров, иконы которого расписаны палехскими мастерами.

Свято-Никольский собор был основан в конце XIV века, перестроен в 1614 году, реконструирован в 1840-1849 г.г. Именно в нем хранился ранее чудотворный образ Святителя Николая (ныне он в Третьяковской галерее). В 1940 году собор был снесен. Восстановлен в 90-е годы.

  
   Следующее фото - вид на Настоятельские покои с Успенским храмом со стороны Соборной площади.
  
 [Александр Шурыгин]

  
  На следующем фото - вид двух братских (северного и южного) корпусов, в которых живет основная часть обитателей монастыря и семинаристы. На заднем плане этого снимка - Казанский собор с примыкающим к нему другим братским корпусом, который мы уже видели на одном из снимков в начале очерка
  
 [Александр Шурыгин]

  
   Очень интересна южная и западная части монастырского ансамбля. Здесь находится храм во имя Преподобного Пимена Угрешского. Он построен уже в наше время, при восстановлении обители, на бывшем монастырском кладбище на месте деревянной часовни, где был похоронен Пимен. Это красивый однокупольный храм, по форме очень напоминающий собой известный храм на Нерли.

  
 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]
  
  Невдалеке от храма Пимена Угрешского - малый храм-часовня с шатровой крышей в честь Страстей Господних, монастырский пруд, а в отдалении по эту же сторону пруда - небольшая деревянная церковь во имя Святых Первоапостолов Петра и Павла и находящаяся рядом с ней часовня в честь Иконы Божией Матери "Взыскание погибших".
   Вот их фотографии
  
 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 У часовни, что рядом с церковью Петра и Павла - старинный родник, к которому постоянно приходят и приезжают за водой, в том числе жители города Дзержинского, на окраине которого, в нескольких километрах от Москвы и Люберец, находится монастырь.

  
   Богат живностью монастырский пруд. Здесь плещется крупная рыба, плавает несколько белых и пара черных лебедей (иногда они выходят на прибрежную лужайку, чтобы пощипать травку). Здесь же множество диких уток, домашние монастырские гуси. Вся эта многочисленная птичья живность (плюс дикие голуби-сизари) совершенно не боится человека, разгуливает по лужайкам, газонам и аллеям монастырского двора.
   Вот несколько фотографий, сделанных у берегов пруда.
  
 [Александр Шурыгин]
  
 [Александр Шурыгин]
  
 [Александр Шурыгин]
  
 [Александр Шурыгин]
  
 [Александр Шурыгин]
  
 [Александр Шурыгин]
  
 [Александр Шурыгин]
  

   Ворота в некапитальной монастырской стене, в той её части, что находится у деревянной церкви Петра и Павла, ведут в подсобную зону монастыря. Здесь выращен сад и вспахан огород, имеется оранжерейный комплекс и множество вольеров, в которых содержатся разные виды домашней и одомашненной птицы, корова, козы и другие животные. Есть здесь также олени-пантачи и даже крупные страусы.
  На одном из очередных снимков часть подсобной зоны с садом и огородом, на другом - вольеры с домашней птицей

 [Александр Шурыгин]
  
 [Александр Шурыгин]
  

   Красивы монастырские стены с башнями. Но особо выделяется наружная часть северо-западной стены, именуемая Палестинской (Иерусалимской) стеной, построенная в 1866 году. На мемориальной доске, которая свидетельствует, что она является памятником архитектуры и подлежит охране как народное достояние, написано, что эта часть стены - "...одно из наиболее оригинальных сооружений второй половины XIX века, в архитектурных формах которого использованы мотивы изображений городов в произведениях древнерусской живописи".
  
 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]
  
 [Александр Шурыгин]
  

   А вне пределов монастырских стен, на городской площади Святителя Николая (кстати, это конечная остановка маршрутных автобусов, следующих в Дзержинский от станций метро "Кузьминки" и "Люблино") установлен памятник Святителю Николаю, выполненный скульптором В.М.Клыковым и поднесенный им в дар монастырю и городу Дзержинскому.

 [Александр Шурыгин]

   P.S. Посмотрите также фотоочерки "Марфо-Мариинская обитель милосердия", "Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Крутицкое подворье", "Давидова пустынь", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Троице-Сергиева лавра", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",

  Александр Шурыгин, август 2007 г., апредь 2018 г.
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"