Аннотация: Фотоочерк об одном из лучших московских парково-усадебных и архитектурных ансамблей
ВОЗРОЖДЁННОЕ ЦАРИЦЫНО
(фотоочерк)
К осени 2007 года завершились реставрационные работы в московском музее-заповеднике "Царицыно", длившиеся с переменным успехом около 30 последних лет, но с особым размахом - в 2005-2007 г.г. Именно эти последние годы можно считать временем рождения новой, восстановленной усадьбы.
Дворцовая усадьба приросла новыми благоустроенными территориями. В состав её парковой части вошла зеленая зона, расположенная по другую сторону Верхнего царицынского пруда, которая до этого была самостоятельным лесопарковым участком. Облагорожена и вошла в состав парка территория вдоль Нижнего пруда, а также новая восточная часть парковой зоны. Таким образом, размеры парка удалось увеличить более чем вдвое.
Через Средний царицынский пруд перекинут великолепный новый двухсекционный ажурный мост, внутренние опоры секций которого - на вновь намытом искусственном острове. Здесь же на острове сооружен и серебрится взлетающими вверх и ниспадающими струями большой музыкальный фонтан.
Восстановлены практически все дворцовые строения и парковые сооружения, в том числе и Большой дворец (большой не только по названию, но и по существу - целиком его никаким образом невозможно встроить в объектив обычной фотокамеры). Достроить и реставрировать его не удавалось долгие годы. Восстановлены или проложены заново все парковые аллеи и малые парковые архитектурные формы.
Большой популярностью пользуется музейная экспозиция - для нее (вернее, в том числе и для нее) построено здание из стекла, называемое "Стеклянным павильоном". Это единственное здание на территории современной усадьбы, модерновый стиль которого никак не вписывается в ее историческое и архитектурное прошлое.
Я не стану рассказывать об истории Царицыно, она весьма богата, насыщена интереснейшими событиями и неплохо изложена в многочисленных специальных публикациях, в том числе размещённых в Интернете. Цель настоящего очерка - познакомить читателей лишь с отдельными фотозарисовками и небольшими комментариями к некоторым из них.
Ну, а теперь слово фотографиям, сделанным в разное время года во время прогулок по усадьбе и усадебному парку
***
Огромен поток посетителей музея-усадьбы "Царицыно" в погожие выходные дни - популярность восстановленного дворцового ансамбля и парка несомненна. Пожалуй, трудно сейчас где-либо увидеть одновременно такое количество отдыхающих и прогуливающихся москвичей. От станции метро "Царицыно", в непосредственной близости от которой расположен новый вход на территорию усадьбы, этот поток растекается по нескольким направлениям - по новому мосту через Средний пруд, и по старому - над плотиной Верхнего пруда, с тем, чтобы либо соединиться вновь у Большого дворца, либо ручейками разойтись по берегам прудов и по многочисленным аллеям парка. Взгляните-ка на эти нескончаемые людские потоки.
Основная часть посетителей усадьбы, направляющихся сюда от станции метро "Царицыно" и от одноименной платформы пригородной железной дороги, попадает на территорию дворцового ансамбля через парадную въездную арку с Фигурным мостом, соединяющим северную и южную части усадьбы.
На очередном снимке - вид на внутреннюю сторону арки и Фигурный мост со стороны дворцовой площади
Фигурный мост был построен в 1776-1778 годах по проекту В.И.Баженова, автора большинства других зданий царицынской усадьбы. Мост не перестраивался и неплохо сохранился к началу реставрационных работ.
Пальма первенства среди сооружений-ветеранов восстановленного усадебного комплекса принадлежит, несомненно, церкви Иконы Божьей Матери "Живоносный источник". Это старейшее сооружение музея-заповедника. В основном своем виде она была построена молдаванским господарем Д.К.Кантемиром в 1722 году в подаренном ему Петром I за особые заслуги перед Россией имении "Черная грязь" и перестроена в полностью каменном виде его сыном Матвеем в 50-60 годы 18 века. И только лишь ПОЗДНЕЕ, в 1775 году, кантемировское имение было выкуплено Екатериной II для обустройства московской загородной царской резиденции взамен устаревшего деревянного дворца в Коломенском. В купольной части церкви угадываются черты молдаванского архитектурного стиля. В.И. Баженов, уполномоченный Екатериной быть главным архитектором создаваемой царской резиденции, сохранил церковь как часть будущего ансамбля "Царицыно".
Наиболее популярное и многолюдное место усадьбы и парка - обширная центральная поляна, на которую мы попадаем сразу же после входа через ажурные въездные ворота, ведущие на территорию усадьбы ещё с екатерининских времён. На эту поляну смотрят своими фасадами (или располагаются рядом на прилегающих центральных аллеях) все основные дворцовые сооружения, подавляющая часть которых построена по проектам и с участием Баженова. Выделяется здесь, прежде всего, Большой дворец и ажурная галерея с аркой, соединяющая дворец с Хлебным домом. Они - на следующих двух снимках.
Большой дворец - это, пожалуй, единственное здание усадьбы, которое начали строить по проекту М.Ф.Казакова на месте только что построенного баженовского Главного корпуса Ея Императорского Величества и всей императорской фамилии (таково было его полное название). Этот Главный корпус, который состоял из трех-четырех отдельных зданий, связанных единой композицией, почему-то (есть разные мнения на этот счет) не понравился Екатерине и был разрушен по её указанию. Ну а Большой казаковский дворец во время её царствования достроить не успели. После смерти императрицы строительство усадьбы было прекращено, и только сейчас, в последние полтора-два года дворец словно бы родился заново во всем своём великолепии.
На двух очередных фотографиях более крупным планом показаны Ажурная галерея и Хлебный дом, которые мы уже видели на паре предшествующих снимков
Хлебный дом (его старое официальное название ''Кухонный корпус'') - самое крупное строение Баженова на территории царицынского ансамбля. По задумке автора построен он в виде средневекового западноевропейского замка. Достроить Кухонный корпус Баженов не успел в связи с отстранением от царицынского проекта. В середине XIX века корпус был частично перестроен под лечебницу для крестьян (по распоряжению императора Николая I), затем был превращен в гостиницу для дачников. А с 1918 года и до конца 70-х дворец использовался как коммунальное жильё (я успел увидеть его во второй половине 70-х - из большинства его окон выглядывали дымоходные трубы печек-буржуек). После реконструкции, завершенной в 2006 году, залы Хлебного дома - часть исторической экспозиции Царицынского музея-заenter>поведника. В них проходят выставки и вернисажи, а во дворе-атриуме проводятся концерты и театральные спектакли.
***
На противоположной стороне центральной поляны, напротив Большого дворца, располагаются бывшие 1-й и 2-й Кавалерские (служебные) корпуса, вид на которые представлен на очередном фото. На переднем плане этого снимка - остатки фундамента Большого кавалерского корпуса, построенного В.И.Баженовым невдалеке от Главного корпуса Ея Императорского Величества и разрушенного вскоре вместе с этим корпусом.
На небольшом удалении, напротив церкви (с её западной стороны) - 3-й Кавалерский корпус. Он получил своё современное название лишь в XX веке. Построен по проекту Баженова в 1776-1779 г.г. Документов о предназначении корпуса не найдено. На одном из планов 1810 г. он уже обозначен как трактир (ведь как сказано выше, после смерти Екатерины II строительство усадьбы было прекращено и по своему назначению она больше не использовалась). Позднее корпус служил гостиницей, снова трактиром, дачей. В 20-30-е годы XX в. здесь располагался Царицынский историко-художественный музей. Реставрирован корпус в 1998-2002 г.г.
И ещё о нескольких великолепных баженовских творениях, расположенных близ Большого дворца на высоком берегу пруда, на так называемой Берёзовой перспективе, ведущей к выходу из дворцовой части усадьбы в парковую через Фигурные (Виноградные) ворота.
К числу этих шедевров относится прежде всего Малый дворец, находящийся невдалеке от Фигурного моста, напротив торцовой части Большого дворца
Этот дворец - одно из самых замечательных архитектурных творений Баженова в царицынском ансамбле. Построен он был в 1776-1778 годах. Его украшением стала великолепная белокаменная эмблема с вензелем имератрицы Екатерины II. К сожалению, автору не удалось начать внутреннюю отделку здания. Стены его были лишь оштукатурены под роспись, но она так и не была осуществлена. После смерти императрицы и прекращения дворцового строительства здание использовалось не по назначению, а затем пришло в запустение вплоть до начала реставрации в 1989-1996г.г.
Рядом с Малым дворцом на пути к Виноградным воротам практически в те же годы был построен Оперный дом (его называют также Средним дворцом)
Считается, что это дворцовое здание предназначалось, по всей вероятности, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, для театральных представлений и увеселений Екатерины II и её двора. Название "Оперный дом" закрепилось за этим зданием лишь в XIX веке, но музыка в нём до нашего времени никогда не звучала - на протяжении всей своей предшествующей истории дворец никак не использовался.
Около Оперного дома бывшая Берёзовая перспектива заканчивается Фигурными (Виноградными) воротами, ведущими в усадебный парк
Ещё одно замечательное творение Баженова в царицынском дворцовом комплексе - Большой мост через овраг (таково его официальное название)
Этот 80-метровый мост был возведён в 1778-1784 годах и являлся вторым парадным въездом в усадьбу. К нему подходило ответвление от дороги, ведущей из Москвы в Каширу. Мост богат уникальными самостоятельными архитектурными и художественными решениями, и в то же время производит впечатление целостности и гармоничности.
***
Следующие несколько снимков выбраны из числа тех, что сделаны были во время прогулок с фотокамерой в дворцовой и парковой зонах усадьбы. Заключают очерк ещё одна фотография Большого дворца, снятая в свободном ракурсе, и фото фонтанного ансамбля на искусственном острове между двумя секциями нового царицынского моста
По особому притягательны сейчас усадьба Царицыно и её парк! Богаты и интересны музейные коллекции, демонстрируемые в новом "Стеклянном павильоне" и в залах Большого дворца. Не меньшей популярностью пользуются музыкальные и культурно-просветительские программы Хлебного дома. Гостеприимны и обширны аллеи старого липового парка, живописны Верхний, Средний и Нижний царицынские пруды. И ещё - здесь удаётся наглядно увидеть и прочувствовать, как можно в короткое время восстановить и вновь сделать прекрасными великолепные творения рук человеческих, остававшиеся долгое время в запустении. Именно поэтому усадьба-музей и её парк в последнее время стали одним из самых любимых мест отдыха москвичей.