Сорокин Александр Викторович: другие произведения.

Жюрейский обзор финала Нереальной Новеллы 2017 г

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впечатление от прочитанных новелл. Судейное.


   ВСТУПЛЕНИЕ
  
   Не получилось у меня и в этом году поучаствовать в Нереальной Новелле в качестве участника заплыва. Потому как координатор снова постучалась мне в электропочту с предложением пожюрить. Же.
   Опять же, сопоставив свои желания и возможности, я согласился. Чем кстати лишил себя возможности поиграть в других номинациях Русской Тройки 2017 - Реалистичеческом рассказе и Вольной поэзии. Что ж, назвался шампиньоном - полезай в ридикюль.
   Судить обязуюсь честно и непредвзято. На каждый из рассказов финала выскажу свой субъективный взгляд с претензией на объективность. Обзор это далеко не первый, произведения многих авторов уже попадали на кончики пальцев, нависших над клавой, посему не стану объяснять заново принципы своей критики. Кому интересно, может сам поглядеть в прежних моих опусах, и понять, чего от меня ждать можно, а чего не след.
   В общем, начнем понемногу...
  
   ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
  
   Кукреш В.В. Кря-кря   27k
  
   Начну, пожалуй, с новеллы незнакомого мне автора. Хотя очень чешутся ручки стартовать с рассказа З. Политова: в прошлом году у нас случились некоторые разногласия по поводу корректности критики в субъективной ее ипостаси. Ну да успеется, доберусь и туда.
   Или начать с истории Володи Прудкова? Знаю - не пожалею: мой автор!..
   Но все же выбор сейчас - "Кря-кря"
   Читаю.
   И пишу рецку параллельно.
   Забавная рассказка.
   Собственно по сюжету могу сказать одно: как по мне, так слабо мотивирована смена мировоззрения у Сережи. Приехал на похороны матери и вдруг кардинально сломал жизнь. Хотелось бы, чтобы это перерождение было раскрыто полнее, показано подробнее. А не так: вдруг. Психологическая подоплека должна быть, либо какое-то впечатляющее событие. Или мистическое: дед одноногий проклял там, или слепая цыганка в душу до почек заглянула... Хотя смерть матери - удар серьезный, но как это повернуло его к утиному пруду?
   Язык. Тут сложнее. Начало перегружено канцеляритами. Сперва я подумал, что так вы хотите отразить профессиональные навыки героини, но далее это никак не обыграно. Более того, ближе к финалу язык выровнялся и стал куда приятнее. Если это у вас такой авторский прием - то, вполне возможно, я просто его не понял. Если же оно так вышло помимо вашей воли, то лучше было бы с ним побороться.
   Проблем с грамотностью не заметил. Хотя и не сильно туда глядел - увлекся утиной фантасмагорией.
   А за то, что селезень не был съеден, скажу спасибо. Было бы оригинально, конечно, но я бы вам насыпал перчику за это поворот. Хотя бы за то, что снулую птицу обычно не едят. А уж если она родитель твоей дочери!.. Хотя... Новелла-то у нас - Нереальная!
   Брюзжу.
   Прочел с небольшим, но удовольствием.
   А Светлану искренне жаль. Пусть она и прожила по-своему счастливую жизнь. Лучше уж утка в кровати, чем пьяный баклан с большими и резвыми кулаками на диване. Но каждый выбирает судьбу себе сам. Раз прожила всю жизнь в гнезде из камыша вместо постели, стало быть, это ее выбор.
   Об оценке говорить не буду: первая прочтенная новелла на конкурсе, и это не первый тур, а финал. Наверняка соперники тоже постарались...
  
   Казимиров Е.Д. Внеочередной отпуск   40k
  
   Тоже вроде как незнакомый автор. Не помню...
   Тем интереснее.
   Начало тяжелое. Слог укороченный, рванный, что еще более отягощает выбранный способ подачи: монолог от первого лица, я бы даже сказал, поток сознания. Он и сам по себе довольно не прост в усвоении, поскольку слишком завязан на восприятие мира автором, на его ассоциациях, воспоминаниях, профессиональных навыках - нужно быть с автором в резонансе, чтобы правильно понять его сентенции. Что не всегда удается. Я вот, к примеру, практически не восприимчив к женскому потоку сознания (ЖПС), настоль он зачастую нелогичен, фрагментарен и слишком "о своем", на мой взгляд.
   Но прием красивый - поток сознания. Поэтому все зависит от автора. Если он пишет, понимая, что не только для себя это делает, но и для читателя, считается с тем, что незнакомому ему человеку придется не только читать им написанное, но и понимать, принимать, сопереживать, то может получиться замечательно. Если же автору не до читателя, то получается странное повествование, от которого сам автор (ну может еще и его друзья из одной с ним среды, которые в силу этой близости понимают о чем идет речь) в восторге, а простые читатели в недоумении.
   Вернемся к рассказу. Итак: поток сознания мужской, то есть вполне логичный, но отягощенный короткими предложениями и узкоспециализированной велотематикой (мне тут было, думаю, полегче, чем обычному читателю, потому как есть достаточный опыт в кручении педалей). Полагаю, телеграфность в текст попала из-за конкурсного ограничения в 40К, автору пришлось резать обычный для него слог ради того, чтобы оставить в тексте как можно более информации. Но могу и ошибаться. Тогда дела еще хуже, чем мне показалось.
   В середине, когда идет репортаж о гонке и лирика, чтение входит в нормальное русло, автор даже пейзажами пару раз радует. То, что эротика не выплеснулась, своим ярким полотнищем, затмевая все остальное, а осталась легкой недопоказанностью, поставлю плюсик.
   Теперь о грустном. Тема, конечно, не новая и в мировой НФ, и даже тут на СИ. Встречались не раз эти мужские влюбленности в механические приспособления с электронными мозгами и аппетитной биологической попкой. Я и сам не прошел мимо, хотя у меня там все же совсем не об этом. Что странно: обратный вариант, несмотря на всю его, казалось бы, перспективность, встречается ну очень редко! И крепкие, не отягощенные излишним интеллектом псевдопарни с неутомимой эрекцией никак не радуют своей верностью, мощью и надежностью одиноких и мечтающих о Великой Любви героинь фантастических произведений. Наверно, с деньгами у них неважненько (откуда у биоробота бабло?), а какая Любовь без тугого кошелька?
   Шутка.
   Ну и финал не порадовал. Автор решил раскрыть все секреты и не придумал ничего лучшего, чем подать информацию в форме диалога. Да еще и в виде производственного совещания... Ужос. Куча специальной терминологии под соусом канцелярских оборотов. И в результате, романтическая история о возникновении Любви между немолодым космодесантником и юной блондинкой в спортивной фигуре в условиях жесткого велокросса превратилась синопсис якобы научной статьи (назову это так, хотя термин и притянут) о возможностях биороботов к адаптации в сложных условиях человеческого общества. С беременностью робота в качестве вишенки.
   Разочаровало.
   И еще я не понял, для чего автору понадобилось смешивать наше время с отдаленным будущим? Понятно, что и до звезд мы добреемся не скоро, и до вменяемых даже отнюдь не человекоподобных роботов доживем едва ли. Зачем точные датировки, упоминание Перестройки и раритетная папка КГБ? Для стёба? Так вроде сама история вовсе не юмористическая... Хорошо хоть ВВП не приплели, а он вполне может еще 17 лет порулить одной шестой частью суши нашей планетки...
   В общем, чувства смешанные.
   К грамотности вопросов не возникло.
  
   ДЕНЬ ВТОРОЙ
  
   Аноним Благодать   16k
  
   А вот это знакомый автор - Аноним! Сколько раз мне за 13 лет на СИ доводилось читать всякого разного, написанного им! Особенно поражает разносторонность, всеядность и широта спектра умений! И фантастику у него читал, и детективы, и реал, и мистику, и стихи, и даже, кажется, поэмы! При этом мастерство может быть любым! От сочинения пятиклассника до такого изложения, что крыша ползет от зависти! И от удовольствия.
   Надеюсь, в этот раз буде как раз последний вариант! Финал все-таки, два отборочных тура позади!
   Но чу!
   Чутаю!
   Хорошо!
   Вот казалось бы - снова поток сознания, но насколь он внятен и понятен! И красиво выплетен.
   Собственно, сказать что-либо критическое по этой новелле сложно. Она не нова, прошла уже горнила конкурсов, вычитана и выкритикована до стерильной чистоты: не добавить, ни отнять.
   Язык хорош, нашлось место и тропам и тонким наблюдениям. И употреблены они к месту.
   Идею затасканной не могу назвать, вполне себе оригинальна, да и воплощена достойно.
   Немного покоробило поначалу отнесение места действия куда-то на Запад. Подумалось: ну вот нафига все эти Кэты, Поцци, Флетчеры? Конкурс Русская Тройка, да и вообще - зачем нам эти открахмаленные негритянки хоть и с умелыми и добрыми губами? Но потом согласился - не нужен нам неонуар под Тверью, пусть на Оклахомщине обретается!
   Тут могу сказать сразу точно: оценка будет высокой.
   П.С. Интересно, а что заставляет совершенно разных людей называться одним и тем же именем? Как у автора этой новеллы... Чем им собственные имена не гожи?
  
   Кондратова А.С. Оледенелая ветвь   39k
  
   Имя показалось незнакомым.
   Не удержался, заглянул на страничку автора... Похоже он совсем недавно, не прошло и года, как обзавелся домиком на СИ! Значит, мог еще и не успеть нарастить бронированную шкурку, позволяющую участвовать в конкурсах без серьезных повреждений психики. А, стало быть, нужно и мне быть осторожнее со словами, дабы не задеть какую особо обнаженную струнку в легкоранимой авторской душе...
   Ветвь моя опавшая, ветвь оледенелая...
   Тоже сильно не покритикуешь: качественно исполненная проза с глубоким погружением в мятущуюся девичью душу. Где от любви до ненависти один шаг. Только муравьиный - совсем близко они находятся там! Где разум служит падчерицей у злой хозяйки - Эмоции, и не имеет права слова. И для того чтобы получить это право, нужна малость. Нужно лишь встретить настоящего волшебника, а еще лучше Бога, чтобы он эту девичью особенность перевернул с головы на ноги. И тогда девушка вдруг начинает не просто думать, но еще и мыслить! Вдруг! По щучьему велению, по Одина хотению. Иначе никак не пробиться разуму сквозь решетки, которые эмоции вокруг выставляют...
   Написано очень умело, к стилистике и грамотности не подступиться, ни придраться. Эт хаашо.
   Но нельзя ж без критики совсем? Нужно же хоть чайную ложечку плеснуть, чтобы автору обретенное умение медом не казалось, чтобы он не тормозил, а продолжал развиваться! Не почивал, а учился и совершенствовался!
   С дёгтем в данном случае напряг, но выдавлю чуток.
   Первое: конструкция данной новеллы отнюдь не совершенна. Слишком (именно слишком!) длинна вводная часть, вступление, во время которой героиня приближается к главному. На мой взгляд, всю часть до заплутания в лесу можно было бы уместить в 3-4 абзаца. Нет, то, что написано хорошо - тут никаких вопросов, читается с интересом, куча мелких и умелых мазков придает картине глубину, рельефность, внутренний девичий мир распахивается широко и достоверно... Но я вот начал зевать (вы уж извините автор за такую подробность) на том моменте, когда уже казалось бы пошел самый саспенс - шаги возможного маниака за спиной птахи. Пришлось налить кофе, дабы слезы зевоты не помешали дочитать. Рассказ - не роман, в нем все должно быть сбалансировано! И ничего лишнего быть не должно! А у вас ну сли-и-и-ишком уж затянутое начало.
   И еще камешек: вот скажите мне: зачем в рассказе про русскую девушку, которую вы зачем-то назвали Ингой, эти Одины и Нифльхеймы? Чем вам так не хороши исконные Велесы и Дажьбоги? Какой смысл селить вражьи божества в родных пенатах? Ведь замени их, что изменится? Никаких таких особенных и основательных причин для введения в качестве фантастического персонажа именно этого, скандинавского в рассказе нет! Нет никаких отсылок к тому, что Инге эта тема близка, интересна, нет! И в действиях Одина нет ничего такого уж национального! Замени его да хоть на Великого Гудвина - что изменится? Так для чего?
   Все персонажи должны быть к месту. А место у вас Русское. И конкурс у нас Русская Тройка. А не Шведская Семья.
   Шутка, не обижайтесь. Но как в каждой шутке в моей есть граммулька...
   Еще: получила Инга Мудрость, как я понял. Но так и не уловил: чем она расплатилась за приобретение? Что отдала, потеряла? Наверное, ведь что-то немаловажное, а? И в чем эта сама мудрость? В том, что косу отрезала? Или в том, что решила таки послать тунеядца и гулёну Виталика? Это - Мудрость?
   А надолго?
  
   Деревянная Любовь
  
   Пришел под утро.
   Я не открыла.
   Сказала: к чорту уходи!
   Наелась лжи твоих опилок!
   И вся в занозах от любви!
   И он ушел.
   К ольхам, березам,
   Меж елей и осин ловчил...
   Пока я корчилась в занозах,
   Он ни одной не пропустил!
   Но он вернется -
   Мой Мужчина!
   Мой стоеросовый пострел...
   Коль полюбила буратино,
   Терпеть занозы - мой удел!
  
   Это я недавно нашел в комментах к одному из своих стихов тут на СИ свой же экспромтик двенадцатилетней давности. И как мне кажется он к месту тут. Потому как необъяснимая женская тяга к негодяям финал в вашей новелле оставляет практически открытым. Решиться сделать, даже отпилив косу и закопав мобильник - одно. Сделать на самом деле - совсем другое!
   Резюма: написано почти профессионально. Но если честно, мою мужскую, насквозь логичную душу практически не зацепипило. Но оценка будет выше средней - качество воплощения заслуживает внимания!
   П.С. Мудрость - это правильно. Это вам не богатство какое или дворец, и не совсем уж наивное: "счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный...".
  
   ДЕНЬ ТРЕТИЙ
  
   Альтс Г. Губач ушастый   23k
  
   Тоже вроде как не пересекались на СИшных тропках... А может и.
   На мою оценку данное обстоятельство никак не повлияет.
   Таки заглянул на страничку автора. Пересекались, уже и читал что-то у него, и отзывы писал. Хотя бы раз. И, как мне кажется, даже книги в руках держал в книжном магазине. Правда, не купил. Стоят они нынче столько, что если уж и покупать иногда, так только самое-самое... Панова, например. Свежего. Раз уж весь остальной есть на полке.
   Мы рабы привычек и серий...
   Та-ак... Написано, конечно, в высшей степени качественно, идея отнюдь не тривиальная, философия опять же на высоте. Причем на такой, что приходится не просто читать, следя за диалогами и сюжетом, но и конкретно вдумываться в сентенции, высказываемые автором. О сущности божественного и человеческого, о происхождении и мотивации, об ответственности и неизбежности... Накрутил автор столько, что без стакана и сотоварищей по нему фиг разберешься!
   Не простой, в общем, рассказик.
   А еще он требует немалой подготовки. Потому как явно многое, о чем говорит автор, остается за гранью понимания (по крайней мере, для меня). Чтобы вникать в излагаемое, нужно, как минимум, залезть в инет и перечитать там кучу всего о всяко разных божествах, пусть даже в Википедии, чтобы хоть не много начать усваивать сказанное. Но Вики будет маловато. Потому как я вот решил себя проверить насчет Куберы - смутно помню, что это индийское нечто, но чем особенное - ни разу не знал. И что после статьи в инет-энциклопедии? Каша в голове. Божество богатства. И? Какое это имеет отношение к прочтенному рассказу? Каково соотношение богатства и несчастного карикатурного вида медведя? Я вот не уловил. А ведь автор не зря темнил до самого последнего слова с именем главного персонажа! Значит, это ой как немаловажно для понимания новеллы в целом!
   И не про меня... Это как разбирать красивейшую шахматную партию, смутно представляя при этом, как ходят фигуры... Красота остается мимо.
   Так что, для понимания рассказа нужно лезть гораздо глубже, чем Вики, И не только по Кубере. Ведь за каждым именем в рассказе скрыто множество нюансов, чувствую. Ну и сколько времени нужно потратить на подготовку к прочтению недлинного рассказа?
   Даже представить боюсь.
   И вот тут возникает вопрос: а для чего? Ну вот перелопачу я, перечитаю, вникну во все эти божественные особенности, стану почти специалистом и пойму до конца то, что мне хотел сказать своей историей автор, и, может, даже больше... И? Ну да, стану образованней и начитанней. И? Пригодится мне это когда-либо в жизни? Разве что перед друзьями под пиво блеснуть смогу каким-нибудь изысканным фактом из жизни той же Правати... И?
   И остальные новеллы конкурса останутся не прочитанными и не оцененными. Потому как времени отнюдь не вагон.
   Вывод: написано грамотно, умно, стильно, качественно, со знанием материала и мастерством высокого уровня. Но не уровня моих знаний этот рассказ, я до него не дорос. Соответственно, не проникся я им, не в полной мере могу оценить. При всех достоинствах текста остается не затронутой им главная оценочная ипостась судьи: душа! Вот не зацепило меня прочтенное!
   Сорри.
   Оценка будет хорошей. Но, надеюсь, на конкурсе найдутся новеллы, которые попадут в меня целиком, а не только качеством исполнения и наполнения. Которые приласкают не только мой разум, но и сердце, и душу.
  
   Тихонова Т.В. Глаза-окна   27k
  
   А вот с творчеством Татьяны Викторовны я знаком. Доводилось не раз читать ее без сомнения хорошие рассказы. И даже поспорить/попререкаться доводилось, кажется. Знаю, что прочту с удовольствием. Но и огрехи какие-нибудь, на мой субъективный взгляд, тоже найду, не промолчу...
   "Старик шёл по коридору со стаканом чая, придерживал его, качающийся в подстаканнике..." - Что-то тут не то в первой же фразе. Если "его", то качающегося. Если "со стаканом", то качающимся, если "чая", то тоже отнюдь не "качающийся"...Не красиво. Я бы переделал предложение.
   "На столе четыре узла не помню с чем..." - везде от третьего лица, а тут от первого. Вам, конечно, как автору виднее, но как по мне - не правильно. Или в кавычки взять как думку.
   Далее уже просто читал. Хотя нет, не просто.
   Проблема рассказов о перемещения во времени в том, что при их написании очень сложно не нарушать логику. Потому как причины и следствия очень легко могут меняться местами, и вместо событийного ряда, вместо развивающегося сюжета получается винегрет с невменяемыми провалами нестыковок. Не всякому автору удается связать все ниточки и заштопать все дырочки.
   В данном случае отъявленных прорех я не нашел, хотя чувствую - они есть. Просто в коротком рассказе столько всего происходит, да еще и интересного, да еще и написанного отнюдь не тривиальным слогом, что при чтении мне стало вовсе не до поиска лакун!
   Мне понравилась ваша история. Хотя вот вставка, про идущего за посеянным шкафом инопланетянина, на мой взгляд, лишняя. Совершенно! Не нужна никак. Все эти объяснения про следящих за следящими (хотя и неплохо!), про потерянные игрушки и про рудники на Корсе - зачем оно? Весь шарм чертовщины теряется!
   Ну пусть бы просто пришел некто с глазами матрешки из матрешки (классно! - замечательная придумка), с рукой без морщинок, еще какими-то нездешними несуразностями (типа коленок наоборот) и забрал шифоньер... Было бы хуже?
   Лучше!
   Имхо. Но подумайте.
   Ну и главное: язык! Ух! Одно большое удовольствие от вашего языка! А то, что вы сумели каждого говорящего персонажа наделить своей индивидуальной речью, - отдельных баллов стоит! Могу только представить, каких трудов это вам стоило. По себе знаю.
   А еще я хочу чуть погодя перечитать рассказ. Потому как чувствую, что не все вкусное в нем уловил. Слишком уж у вас получился насыщенный бульон для усвоения с первого раза.
   Блин! А сколько можно из него супов разных наварить! Столько ниточек из вашего клубочка в разные стороны можно протянуть! Ух.
   Завидую вашему умению фантазировать.
   Ну и об оценке, полагаю, говорить не стоит.
   И так понятно.
   Но с другой стороны, надеюсь, что не только вашему рассказу захочется ее поставить. Хотелось бы чтобы еще довелось прочитать тут нечто сопоставимое!
  
   ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
  
   Фэлсберг В.А. Сибилла   25k 
  
   Имя автора в памяти вызывает только одну ассоциацию - Форсберг. Но, думаю, что легендарный шведский хоккеист из недалекого прошлого вряд ли участвует в нашем конкурсе. Да и инициалы не совпадают - его Петером зовут. И фамилия у него другая.
   Так причем тут вообще старик Машкин?
   8)
   А еще название рассказа русским духом не отдает...
    "И все. Никогда раньше, да и ни позже, не приходилось перемолвиться с Сибиллой..." - не могу понять для чего в этом предложении частица "ни"? Она действительно тут не зря? Или случайно затесалась? А может выпала та, что могла бы быть перед "раньше"?
   Сложный рассказ. Сам сюжет и идея интересные, просто выбран способ подачи тяжелый. Поток сознания да еще и, как я понял, отягощенный психическим расстройством не только собеседника но и самого рассказчика. Очень непросто связать логику мыслей - столь они скачут по строчкам, приходится не просто читать, а изрядно вдумываться. И не только в смысл читаемого, но и связывать отдельные мысли меж собой, так как они порой как клетки на шахматной доске. Только цветов на ней не два, а куда как больше.
   А еще пунктуация замороченная. Тут, на мой взгляд, можно было бы и не усердствовать в усложнении, а записать текст по обычным правилам, отделяя друг от друга мысли, слова, авторский текст, а не в одну строчку подряд. Хотя, если и есть проколы с оформлением речи, я не так чтобы и заметил.
   Идея, можно сказать, взята из "Сказки о потерянном времени". Как я понял, некий уникум научился отбирать лишнее, не нужное время у тех, кто мается к конкретный момент, который с нетерпением ждет некоего события в ближайшее время. Часа свидания, минуты начала долгожданного матча, официанта, который, сука, все не несет заказанное каре ягненка... Но наш Сибилла выбрал иной путь: он забирает время боли у тех, кто страдает от нее в больнице. И пациенту легче - он теряет пару часов страданий. И Сибилле в прибыток: он таким образом на эти же пару часов продлевает себе жизнь. Все довольны.
   Хотел бы я себе удлинить жизнь часами боли? Не радости, не отдыха, не солнца и влажносинего моря, а боли? Пару часов плюсом, рожая вместо роженицы? Едва ли. Я не мазохист.
   Понравилась идея дискретной жизни. Живешь только тогда, когда случается только яркое, не важно с каким знаком. Пусть это победа Ростова над Баварией 3:2, или сломанная в плече рука - это едва ли забудешь! А вот что я делал 22 мая 1986 года? Не помню, хоть убей. А жизнь, она что? Краткий миг между прошлым и тем, чего еще нет, да и будет ли? Получается, что жизнь - это память. А помнишь только яркие всплески, остальное тает, растворяется, размазывается рутиной, что заполняет пространство между всплесками...
   Подумалось: так вот отчего женщины (некоторые) так любят скандалить! Потому что они только тогда и живут! А когда не скандалят - существуют... Но отчего они эти яркие моменты практически только в отрицательной палитре провоцируют? Должно же быть равновесие?..
   Ну и финал, вынесенный в начало рассказа мне понравился. Новелла наоборот. Интересный прием. Собрался Сибилла в очередной раз помочь страждущему, взяв на себя его боль, а тот возьми и помри. Жмура быстренько откачали, а вот помогателя не заметили. И пропали приобретенные им невероятной ценой лишние месяцы-годы жизни. Аминь.
   В общем. Рассказ очень интересный, не пустой, заставляющий и подумать, и задуматься. Единственно что не понравилось - ну слишком уж усложненная подача. Хоть чуть проще, менее фрагментарное, по-моему, было бы лучше.
   Оценка будет высокой. Но не высшей. Пока мне кажется так.
   А то вдруг решу перечитать? И накину балл!
   Или сниму?
   Поглядим-побачим!
  
   Гаан Л.Н. Сетуха   26k
  
   М-мм... Нет, наверно я ранее не читал ничего у этого автора. Иначе, думаю, ник запомнился б. Вот разбуди меня среди ночи и спроси: знаешь ли ты кого по фамилии Гаал? Сходу назову два имени! Так и тут бы осталось.
   Но новое - значит незнакомое. Или наоборот. И, стало быть, интересное!
   Надеюсь...
   "И чтобы не вопили в министерстве образования об 'индивидуальном подходе' к ребенку, 'гуманизации образования' и пр. заумной чуши..." - что такое "пр."? Это же худ. текст, а не стенограмма какая. Зря вы так. Или это элемент стёба наряду с предшествующими кавычками? С этим стоит быть осторожнее, не всякому тексту стёб к лицу...
   "Таким горе-учеником был Авдеев Сергей, по прозвищу Сетуха. Почему Сетуха? Да он, наверное, и сам не помнил, по какому случаю её получил..." - кого "её"? В этих предложениях нет ни одного существительного женского рода, и Сетуха у вас он, а не она.
   И так далее.
   Незамысловатая история об олухе школьном. Наверное, такие попадаются в жизни, просто мне не повезло с ним пересечься. Или повезло. Или просто в большом городе рыбу особо ловить негде и силки ставить можно лишь на кошек. А с них какая прибыль? Альфы у нас в дефиците, кому реализовывать?
   Язык особо замечательным я не назову, но все же отмечу: именно тут он - то, что надо. Соответствует рассказываемой истории. А еще, может даже, и плюс ему. Иначе читалось бы все не так гладко и с меньшим интересом.
   А еще хорошо, что рассказанное - нереальная новелла. Потому как будь оно рассказом, основанным на реальных событиях, впору бы было прокуратуре поинтересоваться преподавателем истории. Ныне ювенальная юстиция у нас не то, что за подзатыльник, она за неандертальца в адрес олуха вполне может дело открыть! Ученички-студентики наверняка онлайн-трансляции с уроков истории ведут! Еще бы: и Сетуха отмочит что-нить, и Кирпич в долгу не останется! А прокуроры тут как тут.
   Лось, как временной портал, мне показался несколько надуманным. Можно было что поизящнее придумать, или потрадиционнее. Сомневаюсь я, что хотя бы один лесник лбом в лося бился хоть раз в жизни. Но пусть.
   Не понял я про вонючесть рыбы. Она у Сетухи протухла за час после вылова? Нет, я понимаю, что пакет порвался, что рыба не чищенная и не потрошеная, что разозлились и погнались. Но как они так быстро разобрались, что это - рыба, что она им не нужна, и откуда это: "сразу же отвратительно завоняв на всю округу"? Вороги стояли и принюхивались: завоняет или нет?
   И еще. Само прозвище, давшее название новелле, хотелось бы, чтобы таки было расшифровано. А то как-то некрасиво с читателем обошлись.
   В общем: сюжет оригинальным не выглядит (примерно то же, скажем, в новелле Кондратовой "Оледенелая ветвь" тут же). Вступление, на мой взгляд, слишком затянутое, основная, "нереальная" часть наоборот минимальна, яркой концовки не получилось. Композиция вышла сильно неуравновешенной.
   Но читалось хорошо, этого не отнять.
   Оценка где-то из середины будет. С какой стороны пока не решил.
  
   ДЕНЬ ПЯТЫЙ
  
   Иванова Т.В. Простая девчонка   17k
  
   Тут случай схожий с Анонимом. Очень распространенное сочетание фамилии и имени. Лично я в жизни был знаком с тремя Татьянами Ивановыми, включая и ту, которую иначе как Портос никто не звал. Солистки группы "Комбинация" среди упомянутых трех нет.
   И все же есть четкое ощущение, что ранее я не читал произведений этого автора.
   Теперь одним пробелом в образовании станет меньше.
   "...предупредить остальных о том, что этот мир стал опасен для посещения. Но смерч, высосав из путешественника почти всю силу, равнодушно выбросил его из материального пространства своего мира. Воистину тот мир не зря пользовался славой одного из самых проходных миров на Звездной Дороге. В себя Странник пришел под серым небом неизвестного ему мира..." - как много миров рядом! Теснее, чем в ядре Галактики! А сколько в первом абзаце еще островов! А еще неоднократные высокоинтеллектуальные и утонченные эстеты имеются. Если это не пародия, то становится совсем грустно.
   "Койка стояла возле стены, выкрашенной дешевой краской в мерзкий розоватый цвет..." - откуда, ничего не знающий о новом мире Странник понял, что краска дешевая?
   Начало меня повергло в уныние. Знаете, это у меня не десятый конкурс и даже не сотый. И довелось почитать всякого. И вот начало вашей новеллы мне напомнило множество рассказов юных авторесс о всяких волшебно-магических приключениях на просторах Вселенной и Времени. Отличительная черта этих произведений - ничем не ограниченная выспренность языка одновременно с его скудностью, раздутый пафос событий, где Все якобы Значимые Понятия даются только с Заглавной буквы и полны Глобального Смысла и Замысла, где эпитеты Великолепны и Превосходны, где мельчайшие происшествия с Героями Грандиозны, где Звезды двигаются пальцами, а Героини Невыносимо Прекрасны как японские анимешки с глазами в поллица и в коротких плиссированных юбченках над чулками на резинках чуть выше колен. В общем, есть такое явление в нашей литературе, им многие полки забиты в книжных магазинах.
   Но по мере чтения все это куда незаметно исчезает. И, прежде всего, обращают на себя внимание диалоги. Исполнены они нетривиально, каждому персонажу дана своя собственная индивидуальная речь, они не выхолощены нарочитой литературностью языка, жизненны настолько, что начинаешь буквально видеть людей, их произносящих! Это на СИ не так уж и часто можно встретить.
   Ну и концовка. Она почти искупает недостатки начала. Потому что полна искренней доброты и света! Дочитав рассказ, я себя поймал на мысли, что не столь уж и радостный, переполненный хлопотами предпраздничный день стал немного светлее, и даже вроде как солнце из-за туч в окно заглянуло.
   Но почему тогда "почти"? Да потому что совершенно ни к чему этому рассказу такое начало! Потому что нельзя так с читателем!..
   Хотя кто я такой, чтобы решать, что можно, а что нельзя? Сам же написал вон, что полки в книжных забиты такими романами! И печатают их в издательствах, наверное, совсем не для этой цели (забить полки), а потому, что эти книги кто-то да покупает! И у них есть читатели и их не мало! И если что-то не нравится мне, это вовсе не значит, что оно не нравится всем.
   Я могу лишь высказать собственное единственное мнение. Услышит ли его автор, задумается ли над ним - это уже авторская проблема.
   А я свое мнение могу лишь оценкой утвердить, коль даны мне права судьи.
   Но вот как быть с нею, я пока не решил. Слишком уж противоположное впечатление от начала этой новеллы и ее финала. Что перевесит в результате, пока не знаю...
   ПС На мой взгляд название рассказу не подходит. Никакое оно. Имхо.
   ППС Идея с отрощенным паспортом, который не отличается от настоящего, конечно, занимательна. Но ставит весь сюжет истории под огромный и неубиваемый вопрос: неужели Звездный Странник настолько глуп, что не сообразил вместо краснокожей книжицы с вымышленным именем отрастить какое-либо сообщение, чтобы его не отключили от аппаратуры по поддержанию жизни и на органы не растащили? Ведь за малым не погиб!
  
   Зайпольд Г. Чёртово колесо   22k
  
   Раз уж сегодня канун женского праздника, то и отзывы мои пусть будут только на новеллы, написанные женщинами. Хотя ник автора ничего мне и не говорит о его половой принадлежности, у меня есть четкое ощущение, что я его не первый раз встречаю, и читал что-то из его произведений. И что автор отнюдь не мужчина. Отчего-то я уверен в этом на 99%!
   Щас проверим...
   охранились лишь крупный заголовок статьи да неразгаданный кроссворд, с многоклеточностью которого я легко справился, вероятно, из-за неплохой семантической памяти..." - Я правильно понял: персонаж очнулся на скамье в парке, его затошнило, и он тут же снова потерял сознание, опять пришел в себя, не помнит ни кто он, ни что он делает в парке. Ничего, что касается его жизни, не помнит, но, увидев клок газеты с кроссвордом, тут же решает его? Интересный ход...
   "Непроизвольно я оглядел свои ладони без трудовых мозолей, ухоженные пальцы с коротко подстриженными ногтями. Они вспотели и дрожали от нервного напряжения..." - По правилам родной речи получается, что вспотели ногти. Вторыми на эту роль претендуют пальцы, затем мозоли и лишь потом ладони. Вопрос: что у героя вспотело и дрожало? Не стоит так строить предложения.
   "Поблёскивая оправой очков и жизнерадостной улыбкой, он пояснил..." - только оправой? Очки без стекол?
   Читалось с трудом. Во-первых, глаза все время цеплялись за какие-нибудь шероховатости, что видно из приведенных выше примеров. Во-вторых, начало показалось изрядно затянутым. А диалог бездомных вообще лишним. Спрашивается, если Кочерга и Сермяга со школы рядом и друг о друге все знают, то для чего им в разговоре меж собой долго и нудно хвастаться былой удалью, богатством и прочими былями? А еще, как я понял, оба в 90-е ушли в криминал, а затем под превратностями судьбы забомжевали. И та, и другая ипостась, да и, как мне показалось, школьная шалопаистость не предполагают в их речи отсутствия всяких намеков на феню и прочие специфические словеса, свойственные данным категориям человеков. Они же меж собой общаются на практически чистом литературном языке. Да и затянут этот диалог необъяснимо зачем. Можно было дать инфу короче, изящнее и достовернее.
   В общем было довольно таки скучно читать этот рассказ.
   Но тут появилась Марина...
   И я вдруг обнаружил, что это вовсе не рассказ, а настоящая новелла!
   За это спасибо!
   И понял вдруг, для чего был этот длинный диалог, казалось бы, проходных персонажей. И даже то, почему они говорили на культурном языке, а не на асоциальном суржике: если они герою привиделись, то речью наделил их он сам, а он работник из Звездного. Но все равно, диалог сли-ишком длинен, а читатель может оказаться и не столько догадлив на его счет как я. И потом объясняй каждому, почему бандюга Сермяга ни разу в речь хотя бы междометие "бл..." не ввернул.
   Но вопросы остались. Про всех этих встреченных, но умерших. А задавать их не хочется.
   Резюме: над текстом есть смысл поработать. Убрать всякие огрехи стилистики и логики, ну и сделать саму конструкцию более уравновешенной. Все сказанное вовсе не команда к действию, а лишь повод задуматься над тем, на что я обратил внимание.
   Оценка будет... Будет. Проблема не в данной новелле, проблема в том, что уже попались рассказы, исполненные на более высоком уровне, и душу мою тронувшие сильнее. А я должен проранжировать оценками прочтенные тексты.
   В общем, над оценками еще придется покумекать...
   ПС И да, хоть повествование и ведется от лица мужчины, автор - женщина на 100%.
  
   ДЕНЬ ШЕСТОЙ
  
   Чваков Д. Автограф   40k
  
   А вот я добрался до рассказа одного из своих самых любимых авторов на СИ. Да, Димыч - мой френд тут с более чем десятилетним стажем. Читаю я у него не только конкурсные произведения, новинки тоже стараюсь не пропускать. Более того, в моей библиотечке есть несколько книг, написанных им. А таких авторов, чьи вещи у меня есть на книжной полке в виде томика, на СИ - пальцев одной руки с избытком хватит пересчитать.
   И нравится мне, безусловно, то, как пишет Димыч. И я заранее удовольствую от ближайшего получаса - буду читать однозначно хороший рассказ!
   Но (и Димыч знает) у меня завышенные требования к его произведениям. Спуску не дам! Если будет за что пенять, не промолчу.
   Ы-ы...
   Вот умеешь ты написать так, что чувствуешь себя как читатель - неучем, а как критик - человеком, которому впору подумывать о смене профессии. Но работа при написании проделана немалая - чувствуется. Одних устаревших понятий и терминов, почти забытых, столько, что попытавшись при сомнениях поискать точное в инетах, я быстро махнул рукой. Много их. И пока будешь вычитывать значения, потеряешь нить канвы и взятый темп чтения. А от этого впечатление станется совсем иным. А смысл прочтенного и так ассоциативно понимается.
   Сначала показалось, что ты нереальность новеллы построил сонных видениях поэта, затем, что имеешь ввиду традиционное НФ - померещилась машина времени некая, с помощью коей в прошлое не физически проникают, а информационно. А в результате все свелось к чертовщине и Соломоновым демонам. Как-то простенько, на чертовщину можно что угодно списать... Или я таки чего-то не уловил?
   И еще есть четкое ощущение, что порезать тебе, дабы влезть в отпущенные правилами 40К пришлось не мало. Чувствуются конкретные лакуны. И если честно, эти скачки мне лично мешали читать. По себе знаю, как это не просто - убирать важное, но лишнее. И всякий раз проделывая подобные манипуляции со своими текстами, думаешь: пройдет конкурс, не спеша сядешь и восстановишь отрезанное, не лоб в лоб, а с некоторыми найденными во время коррекции улучшениями... А потом читаешь превоначльный вариант и понимаешь, насколько порезанное лучше! И вернешь всего несколько предложений. А то и они покажутся лишними. Как прочел про Юлиана Семенова, у которого было правило: каждую написанную страницу он сокращал на 10 строк. Ну где-то так.
   Сколько весил оригинал, а?
   В общем, критики от меня не дождешься в этот раз. Я заглянул в датировку - год новелле, ты ее за это время вдоль и попрек вылизал.
   Теперь о впечатлении сюжетом. Интересно, но вот так чтобы прямо зацепило и поволокло - этого не было. Хотя терзания поэта мне и близки, поскольку сам подобным маялся довольно часто. И надежды сохранить в памяти интересные мысли вместо того, чтобы их как-то записать - сколько красивого потерял! Но и это не сильно задело. Не знаю почему.
   Ну и идея: похитить оригинал рукописи у автора, чтобы через 200 лет продать? Коробит.
   А как написано - завидую. Потому что понимаю, сколько труда тебе это стоило. Я бы так не смог, потому что не нашел бы столько труда! Лень - моя ноша неподъемная. Вот я и завидую твоему трудолюбию. Но и восхищаюсь стилем, и отдельными тропами, и прочими достоинствами.
   Оценка будет высокой.
   Но, думаю, что не самой. Поскольку попалось тут уже пару вещей, которые и написаны не хужее (относительно, конечно), но и запали, задумали, запомнились надолго.
   А чтобы свсем мимо не пройти, вот как по мне царапка:
   "Впереди носился почтовый начальник в заляпанном восковыми пятнами и следами работы личинок платяной моли гарусовом сюртуке..." - Вот тут мне эта "работа" показалась совсем уж не к месту. Все равно как кружевной ворот скрепить канцелярской скрепкой.
  
   ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
  
   Хомченко А.Н. О, Лу-Лу...   19k
  
   От чего-то сразу пошла ассоциация на Фазиль Искандеровский " О, Марат!"...
   Имя знакомое, где-то уже комментировал, кажется, что-то неплохое было. Искать не буду, дабы тот отзыв не повлиял как-либо на данный. Пусть как впервые...
   Прием незатейливый, прямо скажем, если не тождественный, к примеру, тому, что использовал Димыч (см. предыдущий отзыв), то взятый с полки рядом. Персонажи те же: литератор, правда, не Пушкин, а Кушнарев и демон - соблазнитель/искусатель на предмет приобретения теоретически порочной души. Но.
   Но написано как! А как? Лучше чем у Димыча? Да нет. Просто по-другому, но качественно весьма! Исповедь циника, заглянувшего под влиянием майского ветерка себе в душу и увидевшего там... Ничего приятного не увидевшим, до тошноты пошлого там нашедшим. И понявшим, что душу он свою уже давно отдал, и отмене сделка не подлежит.
   Но, опять же, тошнота - она то накатит, то отхлынет. Ведь чисто внешне - только позавидовать герою можно: все есть у него. И ум, которым можно перед стройными и теплыми организмами с сиськами блеснуть, и деньги что утром на тумбочке тем же, но уже отработанным организмам оставить, хватает. И славы, что нахлынет через три месяца, как только сериал по его сценарию в каждый дом с ежедневной частотой метронома войдет перед вечерними новостями, недолго ждать. Что еще нужно?
   Оказывается нужно.
   Но, обычно, ненадолго: Локальный бунт 
   История, на самом деле не о черте и не о покупке души - это лишь прием такой. Показать, что в каждом человеке, как высоко не занесла бы его судьба, какими бы кислотами не вытравливала бы из него человечность, где-то глубоко в закромах мозга или души, все еще живет тот восторженный юноша, которому доступно счастье наслаждаться майским небом и цветущими абрикосами, которого ждет на набережной его личная Лу-Лу...
   Я думаю, если не все, то большинство из нас, дяденек, что тешат себя, а иногда и читателей своими историями, перешагнувшими сорокалетний рубеж, посвятили этой теме одну или несколько историй. Об этом, кстати, и новелла-победитель прошлогоднего конкурса Осипов В. Продавец возраста , и мой Сорокин А.В. Stranger , попавший в призеры пять лет назад.
   Только мы с Владимиром своих персонажей убивать не стали...
   Не удивлюсь совсем, если и эта новелла окажется на пьедестале нынешнего конкурса.
   Ведь в ней все на месте, а язык просто великолепен, множество точных наблюдений, формулировок, нетривиальных мыслей, откровенность и подкупающий цинизм героя, не пытающегося припудрить гнойнички на лице своей души, эпитеты и прочие тропы... Много достоинств.
   Что может помешать? По себе знаю, женщинам такие вот интерьеры мужского существа не особо нравятся. Им больше по вкусу экстерьер, костюм там хороший, "котлы" швейцарские, коньяк и щедрые комплименты с пошленькими анекдотами. Допускаю, что дамы-судьи могут не оценить всего великолепия исполнения новеллы. Ну и заезженность темы может сыграть против: каждый год одно и то же... Может, в этот раз попробуем что-нибудь желтое?
   Оценку поставлю высокую. Потому как созвучна она тем мыслям, что порой посещают меня после грамм трехсот чего-нибудь сорокаградусного. Но я стараюсь не останавливаться, не могу назвать последствия погружения в это состояние приятными. Горчат они упущенным и растраченным. Невыносимо.
   И выпиваю еще пятьдесят.
   И еще.
   Помогает.
  
   Джекрич За счёт заведения   17k
  
   Похоже на псевдоним... Не помню. Значит и не было встреч. Читаю с листа.
   Не знаю почему, но эта новелла вошла меня целиком. Читаю и комлю прочитанное я в служебное время, а тут: то одно, то другое, бывает, прерывает чтение. Или просто хочется прерваться. На чай. На покурить (не курю). В этот раз прочел одним движением, так сказать.
   И мне понравилось. И (как бы это сказать?) особливо понравилось, что вы не стали объяснять кто таков пожилой посетитель бара. Как это сделали авторы новелл, которые я прочел перед вашей. Пусть это останется на усмотрение читателя, на мое усмотрение. Я же сейчас не хочу, чтобы это был конкретный чорт или демон!
   Хорошая идея (пусть и не совсем оригинальная), хороший язык без излишних наворотов, но со всеми атрибутами вроде метафор и тд. Хорошо прописанные персонажи, интерьер и панорама. И даже мир за стенами виден.
   И критиковать особенно-то и нечего. Да и не очень-то и хочется.
   Так, пару козявок, да и те могут быть лишь фантомами, что привиделись мне при попытке представить, какова на вкус эта самая "Кровавая звезда"?
   Надо будет попробовать. Автор, не подскажете: сколько чего в шейкер наливать?
   Блошки:
   "Это был пожилой эмигрант, напоминающий разбитый корабль, потасканный по многочисленным гаваням и, наконец, пришвартованный к чужому берегу, усталый и невозмутимый..." - На мой взгляд "потасканный" и "пришвартованы" в данном контексте не те термины. Корабль не таскают, он сам таскается. Думаю, "потаскавшийся" и "пришвартовавшийся" будет точнее.
   "...находил её в каких-то притонах, вытаскивал из изъеденных клопами постелей дальнобойщиков..." - клопы постели не едят. Не точная метафора. Имхо.
   Оценку поставлю хорошую.
   Насколько, пока не знаю. Вот когда подойдет момент, когда я дочитаю все новеллы и стану их сравнивать между собой, когда вдруг окажется, что понравившиеся вроде, если судить по собственным отзывам, из памяти отчетливо не всплывают, а другие, которым много не обещал, вдруг ясны, вот тогда и подумаю еще раз: кому больше, а кому...
   Время разбрасывать камешки еще не пришло.
  
   ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
  
   Политов З. Бремя собирать камни   31k
  
   Вот как: последняя фраза моего отзыва из предыдущего дня прямо указывает на новеллу, которую я просто обязан прочесть следующей. И высказаться о ней, конечно же.
   Писать автор умеет, это я помню. Правда, использует обычно способом подачи поток мыслей именно в той его ипостаси, когда он чрезмерно рваный и слишком ассоциативный. Когда для того, чтобы понять, о чем идет речь и связать мысль в одну нить, приходится то и дело возвращаться чуть выше (а порой и не чуть) и выбирать среди оборванных предложений тот кончик, к которому подойдет внезапно появившееся начало нового... Когда сами идеи рассказываемого замешаны на слишком личностном, на таком, что автору близко, а мне ну вовсе не знакомо, на понятиях, которые тебя никогда не интересовали, но без вникания в них, очень сложно осознать, уловить то, что хочет тебе сообщить автор. И когда всего этого по десять раз на странице...
   В прошлом году я прямо сказал, что СЛИШКОМ. Что настолько все перемешано, что мне стало просто не интересно читать, поскольку устал я решать словесные и понятийные шарады, загаданные автором едва ли не в каждом абзаце. Когда это в миниатюре видишь - прикольно, интересно решить ребус. А когда это в не коротком тексте через каждые три строчки... Не мое.
   А Зяма обиделся... И сообщил, что он пишет для себя, и ему в тексте все как ясный день. А читатель... Это его дело: хочешь - читай, не хочешь - молчи. Выбор есть. Но у меня его нет: я обязан дочитать и поставить оценку.
   Новый год, новый конкурс, новый рассказ.
   Надеюсь, он будет более вМЕНЯемый, чем прошлогодний.
  
   И слава Богу, надежда сбылась.
   Вот казалось бы, всего чуть - и совсем другой коленкор! Пусть тот же поток сознания, но он внятный, без скачков туда-обратно, с пятого на семнадцатое и назад к семи с половиной! Тут практически всюду идет упорядочено: 3 - 4 - 5 - 6. И лишь иногда идет возврат или небольшой скачочек. А результат - хорошо!
   И, тут же, понимаю. Хорошо-то - хорошо, но при условии, что с грамотностью у автора всегда было "не придерешься", что запятые как и прежде стоят там, где должны, а не гуляют по предложениям нетрезвой походкой, что с метафорами и прочими составляющими художественности языка - даже иной раз чуток перебор, то...
   То что говорить мне? Что критиковать?
   Идею? Она не тривиальна, дырок в логике я не увидел, немного смутил эпизод с отправленным в обрыв дедушкой на жигуленке, но лишь немного. Подано все постепенно, с легким ароматом таинственности, который сначала немного свербит, но постепенно становится привычным, не раздражает, а потом даже начинает нравится... Как свежая побелка в школьном коридоре.
   В общем, критики у меня никакой не образовалось.
   А оценка будет, скорей всего, высокой.
   Вот так.
   Вот.
  
   Васильев С.В. Митрич   10k
  
   Тут я немного в недоумении. Имя автора знакомо, но я, решив проверить на всякий случай, заглянул к нему на страничку и не увидел там тех названий, который у меня с этим именем ассоциируются. Автор, мы с вами пересекались на конкурсах ранее? Не вы ли автор цикла рассказов (хотя может это все и в роман переросло) про Цику?
   Если да - рад встрече!
   Если нет - рад знакомству!
   Быстро читаю, коротенькое...
   И хорошенькое.
   Неудачный сегодня день для меня.
   Как для критика. Вторая новелла подряд написана так, что не могу найти, к чему бы прицепиться. Да что там прицепиться! Даже пристебаться не к чему! Нагло, отвязно, беспричинно! Нету зацепок - отполировано до блеска.
   Но все это касается самого рассказа. Как такового. Отдельного. Вне конкурса.
   А у нас конкурс. И если поглядеть с высоты жюря, то картинка получается не столь безупречная...
   Во-первых, у нас конкурс Новеллы, а у вас получилась явно не она. У вас, на мой взгляд, не то, что новелла, даже рассказ не вышел. Это скорее замечательная зарисовка. Нет завязки, нет развития сюжета, нет кульминации и концовки. Неожиданной. Хотя... Читая, все ждешь: вот-вот и случится нечто, что перевернет мое уже почти сложившееся мнение вверх тормашками, и я скажу: ух! И оно случается, только совсем иное, чем хотелось бы - история заканчивается, не успев разогнаться... Неожиданно.
   Во-вторых: у нас конкурс новеллы Нереальной. Что можно углядеть нереального тут? Якобы спившаяся бабочка, превратившаяся в муху. Но все это ничем не подтверждается, все это лишь со слов Митрича. Что еще? Рассказчику послышался голос Шаляпина. Он сам музыкант, личность впечатлительная. Никакого объяснения нереальности происшедшего не дается, не подтверждается...
   Впрочем, есть нереальный момент в тексте: муха, отпружинившая и отлетевшая от паутины. Но, на мой взгляд, это не сюжетообразующий момент.
   И еще вот:
   "...дабы не отвлекать гения от наслаждения тоненькой полупрозрачной пластиночкой соструганной с хвостика воблы..." - не могу поверить, чтобы такой опытный ценитель и употребитель пива как Митрич (а автор нам это дает понять однозначно!), стал бы стругать воблу! Если честно, не могу себе представить, чтобы воблу вообще ножом трогали. Теоретически могу допустить, что ежли она очень крупная ее могут поперек оси на несколько кусочков порезать. Но чтобы с хвоста ножом состругивать пластины? Или это тоже элемент нереального? Этакая мистика в быту?
   Хотя... Речь в рассказике идет о Питере. Так у них там бордюрный камень поребриком называют и за "Зенит" болеют. Странно, но факт. Так может там и воблу ножом скоблят? Необъяснимое - напрягает.
   8)
   Я в раздвоении: прочтенное мне как читателю понравилось: душевно и вкусно написано, но как судья конкурса я обнаружил конкретные несоответствия поставленным условиям.
   Буду думать, как быть...
  
   ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ
  
   Бородкин А.П. Ярость   36k
  
   С Алексеем Петровичем мы френды совсем уж давние. Он вообще один из первых моих френдов на СИ. И я даже могу назвать его в некоторой степени своим учителем. Едва попав сюда, я не думал даже, что начну вдруг писать прозу, так, понемногу выставлял на страничку свои стишки, что написал еще в институте лет за 20 и более до этого. Ну и кое-что свеженаписанное. Тогда, в 2004-м...
   Но что-то меня подвигло поучаствовать в одном конкурсе прозы (Эротик Фол - щас даже упоминания о нем на СИ не надешь), потом в другом (Домашние Животные!), третьем (Грелка-7!)... Скорей всего, конкурсы тогда для меня были поводом написать что-то. Неумело, с кучей несуразностей и описок, с шишками от критиков и обидами на них. И на себя - это я быстро понял. Вот тогда-то я и встретил замечательного автора, чьи рассказы были написаны прямо для меня. Я читал, комментировал, дискутировал, учился. И у Алексея Петровича в первую очередь.
   Много воды утекло, много конкурсов прошло, и я частенько там встречал истории автора. И всегда, действительно ВСЕГДА, он меня радовал интересным и качественным!
   Вот и сейчас я уже предвкушаю хорошее чтение!
   Но надеюсь, что и покритиковать найду чего. Редко, но и такое бывает в отношении А.П.
   Не мешайте, ближайшие минут 30-40 я занят!
   Что-то настроение у меня сегодня такое повернутое... Или начало рассказа так его развернуло?
   "У этой девушки были потрясающие бёдра. Я говорю о журналистке. Вернее, о её бёдрах. Гладкие, стройные, с ложбинкой на внутренней стороне - когда она стояла по стойке "смирно" между ними входила ладонь. Не больше и не меньше - идеально..." - Либо я картинку не понял, либо все мои представления о прекрасном, в частности, о женских бёдрах, оказались совершенно ошибочными. Просвет меж бедер при стойке смирно - это идеал? А я всегда считал, что красиво как раз таки, когда его нет... Я думал, что если он есть, то ноги считаются крив... Блин. Мир перевернулся! Вся жизнь коту под хвост! Как теперь жить?
   И еще: тоже не могу понять, как это. Поставить женщину смирно и вводить между ног ей ладонь? Для чего? Может не ежду ними входила ладонь", а "между ними могла войти ладонь"?
   "В конце были близки, и даже нравились друг другу (я полагаю), но я не запомнил о ней ничего. Только волшебное имя Ингрид и сияющую белизну её кожи - северная грация в гостях у южного моря..." - только имя и белизну кожи? А как же ложбинка меж бедер? Забылась напрочь? Как видим дальше, герой запомнил об Ингрид гораздо больше, чем заявил вначале. У АП в тексте не только парабола есть, но и гипербола тоже!
   Ну вот, уже и покритиковал. Хватит? Можно далее просто читать?
   "Необъятная тётка в полосатом халате и белой наколке продаёт мороженое. Я купил две порции, подумал и взял ещё две. Знаю, что она любит..." - естественно! Все продавцы мороженого любят, когда у них покупают вдвое больше!
   Добротная НФ исполненная на высоком уровне. Читалось влёт, отвлекаться не хотелось, уложился в 25 минут, включая перенесение цитат в обзор.
   Имеем снова поток сознания. Четкий, последовательный, логичный. Язык не переотягощен красивостями, но и место для метафор и других тропов нашлось. Самое оно: в меру. Образы выпуклые, видишь буквально живых людей. Причем это касается не только рассказчика и Ингрид, но даже тех, кто воочию не появляется: Аркадия, Ксению (н-да, девица настоящая журналистка, и ради второй древнейшей первой отнюдь не пренебрегает), завкафа Бакштейна.
   Сначала подумал, что можно было бы найти иной способ проверки правильности работы прибора, чем в обрыв со скалы. Даже начал об этом думать, параллельно читая. Но рассказ оказался настоящей новеллой! И концовка показала, почему был выбран именно обрыв. Красиво. Я про выверт автора в финале, а не про саму картинку. Убить ни в чем не повинного шофера ради торжества науки... Аморально, бесспорно, даже несмотря на гибель самого ученого. Боткин был более гуманен, он с собой шофера брать не стал...
   Так что показал Ахмет в свои последние 14 секунд полета (жизни)? Ответ дается однозначный: несбывшиеся мечты. Прибор транслирует не воспоминания, а фантазии мозга. Тоже ценная штука, применение найдет.
   Но хочу заметить: об этом мы можем судить только со слов Ингрид...
   Еще одно сальто-мортале новеллы?
   Каждый прочитавший решает это для себя сам.
   Хотя и странно, что никто не озаботился сопоставить записанные мыслеобразы с фактами жизни Мураза Алиходжиева. Люди погибли, а ученые даже довести работу до конца не соизволили. Этот момент мне кажется сомнительным. Хотя и позволило закончить историю многосмысленно.
   Оценка будет высокой, возможно высшей.
   Вдруг среди оставшихся новелл я найду такую, что...
   ПС Возвращаясь к тому, что запомнил рассказчик об Ингрид. Она была рядом до самого конца, она же идею этого конца ему подкинула. И он успел забыть о ней всё? На мой взгляд, есть смысл убрать из начала эту забывчивость. Нафиг.
  
   Бочаров А. Нет ничего хуже половины пары   14k
  
   С творчеством Андрея я познакомился здесь, на Нереальной Новелле несколько лет назад. Он каждый год тут. И каждый раз в финале. О чем это говорит? Пральна. Хорошо пишет! Хотя я лично не всегда был с ним согласен во всем.
   Но, приступая к чтению, знаю, что будет и интересно и хорошо.
   Вопрос: насколько?
   На много.
   Как будто не было последних лет 35-40... Как будто взял в руки ежегодник "Фантастика 8..." и под горячий чай с холодными мамиными (!) котлетами прочел там один из кайфовых фантастических рассказов! Советских рассказов. Других тогда почти не было, пару раз в год выходил томик "ЗФ" ну и несколько рассказов иностранных авторов где-нибудь в "Технике Молодежи" или "Вокруг Света". Но там тоже в основном были либо чисто приключенческие твердоНФшные истории, либо идеологически выверенные социальные памфлеты. Шекли, Бредбери, Саймак... А через несколько лет вдруг оказалось, что фантастика настолько многолика, что... Ну да сами знаете.
   И стало как-то хорошо на душе. От этого советского немножко сентиментального рассказа. И отчего-то совсем не хочется критиковать (хотя я и нашел что можно было бы), все равно как лезть своими нынешними опытными ручищами в собственную юность и пытаться там навести порядок. Исправить совсем уж нелепые ошибки, решиться на что-то, на что когда-то не хватило воли, отказаться от того, о чем вспоминать не хочется... Но что тогда останется от меня?
   Ну да, об этом тоже читано не раз.
   Написано простенько, но именно так, как нужно. Как положено по жанру. По жанру Советской Фантастики. Откуда я сам родом, как автор.
   Так что, Андрей, вы меня извините, но я не хочу ничего сейчас критиковать. Не хочу испортить то светлое ностальгическое ощущение, которое у меня осталось после прочтения вашей новеллки.
   Скажу вам лишь спасибо.
   За доставленное.
   Оценку поставлю хорошую.
   За доставленное.
  
   ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ
  
   Прудков В. Бедный рыцарь   26k 
  
   Не первая встреча у меня с творчеством Владимира. Далеко не. И я вот что-то не припомню, чтобы хоть что-то не понравилось мне у него. Тоже мой автор. К тому же пишет не только интересно и красиво, но и грамотно. Так что критиковать его рассказы для меня одно мучение: если не на что пенять, то нужно бы похвалить... А петь дифирамбы куда сложнее, чем ругать. Слов меньше.
   И чувствую, что опять будут сложности. Но я постараюсь наковырять в тексте хоть что-нибудь!
   Милая незатейливая сказочка, прочитанная влёт. Полная добра, света и чуток приправленная моралью.
   И таки критиковать практически нечего. Язык выбран простенький, соответствующий затее, хотя и проскальзывают кой-какие детальки, напоминающие об истинном умении автора обращаться со словом. Персонажи несколько схематичны, но все, что нужно, показано. Жаль вот только, что линия с так странно вошедшей в жизнь героя Маришей повисла в воздухе нереализованной. Для чего ее понадобилось вводить в канву, я не понял, она совершенно никакой роли не играет, только место занимает. Единственное оправдание - добавить стришок легкомысленности и безответственности к портрету рассказчика, но он-то как раз и без этого мазка получился вполне себе реалистичным, выпуклым. Не в котлетах же дело, которые Мариша жарила с женой брата, кстати, оставшейся за кадром полностью.
   А еще мне показались странными отношения в семье героя. Родной старший брат, пусть и бизнесмен, как бы это аморально его бы не характеризовало, уехавший в Москву, но абсолютно ничего не знающий о брате до такой степени, что даже не знает: женат его младшенький или нет, что специально умытую едва ли не бродяжку ему втюхивают как невестку - и это сходит за должное? А младший ни краем уха не в курсе о том, что племянница родилась незрячей? При том, что у братьев, как показано, отношения вполне нормальные, никакой Бегемот меж ними не пробегал! Так бывает?
   Допускаю. Но для чего такая странная ситуация введена в рассказ? В чем смысл всех этих близкородственных неведений? Что автор хотел мне, как читателю показать этим? Ведь ну абсолютно никак не влияет ни на сюжет, ни и другие цели, могущее придать цвета и объёма новелле!
   Загадко.
   Ну вот, выжал таки критики из казалось бы пропеченной до суха пекарем-мастером каменюжки!
   А в остальном ощущение от новеллы остается замечательное!
   За это, конечно же, спасибо!
   Оценка, естественно, пониженной быть не сможет. Ведь послевкусие после почитанного отнюдь не менее важно, чем вкусовые ощущения при самом чтении. А может и более.
   Ведь в результате важнее то, что останется в памяти!
  
   ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ
  
   Лаевская Е.Г. Шоколадка с орехами   30k
  
   Чуть было не пропустил эту новеллу. Считаю: 18 текстов за 10 дней прочитаны и откоммлены. Непрочитанных синих сталось два (на СИ у файлов, открывавшихся с твоего ай-пи в течение двух месяцев название отражается фиолетовым цветом, остальные синим). Но в финале заявлена 21 новелла... Пересчитал еще раз, поглядел на фиолетовые: может открыл случайно, а не прочел? Да нет, все было. Арифметический парадокс! Слегка завис в недоумении...
   Потом догадался и открыл файл финала отдельной страничкой: двадцать первый рассказ на главной страничке конкурса просто не поместился!
   И вот он.
   Память подсказок не дает. Подозреваю, что скорей всего ранее мы с Еленой не пересекались. Я бы запомнил не столь уж распространенную фамилию хотя бы потому, что учился в институте с Пашей... Но может и. Не суть.
   Суть: рассказ в финале, а, значит, он неплох. Везёт мне!
   Ага, еще как! Первое же предложение:
   " Первым отреагировал коммуникатор. Завыл протяжно, забился как припадочный. Кофе выплеснулось из чашки на столешницу, прямо на ровненький квадратик шоколада..." - я прикинул: завтрак, мобила на столе, звонок, и давай она скакать, посуду переворачивая... Я к стене во избежание синяков, дочка под стол от испуга, жена громче сигнала аппаратика со стрессу орет... Но тут далее еще!
   "Затем подключился микрочип сигнализатора, вживленный под кожу. В запястье впилась сотня невидимых иголок. Я инстинктивно затрясла рукой..." - сто иголок в запястье! Или как там в классике: сто чертей мне в зад! Отчего не просто одно, но шило?! Вшить микрочип в седалище - точно звонок не пропустишь - скинет со стула от неожиданности и боли!
   Та-ак, начало настраивает на определенный лад. Теперь главное обуздать свою иронию, чтобы не обидеть невзначай автора какой-нить шуткой... Но все же надеюсь, что дальше он мне объяснит, для чего нужны такие разрушительные сигналы в приборах связи...
   " Последними взревели динамики в комнате. Заложило уши. Замигали лампы под потолком..." - а вместо дома с булочной напротив вырос до неба рыже-серый гриб сигнального ядерного взрыва...
   Хм... Сниксы - это трусы такие? А почему без лифчика? Для эротики? Или нету? Тогда не эротика уже... Сиськи должны быть! Как там в той же в классике? "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли, и сиськи!" Последнее слово иногда убирается, если человек не женщина, а иногда заменяется на "нож", если он - криминальный труп.
   Чо-то меня прёт неподецки!.. Может прерваться? Продолжить чтение через часок? Вдруг попустит?
   Таки попустило. Но все одно: начало смешное.
   А на деле имеем неплохой чисто НФшный рассказ. Тоже немного советский, правда автор решил чуток показать мир за пределами своей истории, что и дало понять: лишь немного. И я не понял для чего. Попадаются проблемки с орфографией и пунктуацией, но я не стал на них тормозить. Тут вот еще остановлюсь чуток:
   География.
   "Охико смешная. Из Японии до Гавайского Центра много ближе..." - от Киото до Анадыря 4 300 км, до Гавайев 6 800. Может, не такая уж и эта смешная Охико?
   Если честно, ближе к концу, после спора с Зойкой на шоколадку, подумалось: а хорошо бы было, если бы автор к финалу в качестве "ноши" Кире подсунула какого инопланетянина, залетевшего в Солнечную систему и поймавшего метеорит в лобовое стекло из-под встречного грузолёта... А потом: а зачем наша система? Пусть дотянется до звезд и спасет кого-нить там, у Бетельгейзе! А она придумала иначе, привлекла к помощи чужую авку. Красиво. Короче. Но, как мне кажется, мои варианты побогаче в плане развития сюжета.
   Слегка не понравились диалоговые вставки, где только слова персонажей в телеграфном режиме. Понимаю: такова авторская задумка. Но давать информацию читателю в виде диалога считается не комильфо. Хотя автор и сумела показать нам ее не открытым текстом, а исподволь, впечатление немного смазалось.
   Еще посоветовать хочу: не увлекайтесь при написании даже твердейшей НФ всяким техническими гаджетами и терминами. Я понимаю, хочется показать фантастику во всей красе. Но не стоит забывать, что вы пишите литературный рассказ, а не научно-футуристическую статью. А вся эта мишура только с толку сбивает.
   И снова у нас поток сознания. Пусть и женский, но внятный. Интересно бы посчитать, сколько рассказов финала написаны потоком? По-моему, где-то две трети. Поток сознания правит балом?
   Над оценкой буду думать. На "мало" рассказ не тянет, для "много" начало мешает... Или...
   ПС Что такое "шикшу"?
  
   ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ
  
   Вебер А. Компьютерный сбой   25k
  
   Чтой-то знакомое в имени автора... Есть ощущение, что не первый раз встретились... Причем, будто бы совсем недавно... М-мм...
   Авось вспомню, пока читаю.
   "...переступит порог квартиры. А там уже ждут приготовленный домашним роботом ужин и диван..." - тут нет козявок, просто, автор, как вы думаете: человек порой дает имена своему автомобилю, телевизору, даже шифоньеру... А вот домашнему роботу, который его кормит, он может дать имя? Или, идя домой усталый и голодный, так и будет думать: "приду, домашний робот меня накормит"?.. Мне кажется, что нет. Впрочем, решать вам.
   Начало перегружено канцеляритами. Возможно, так и нужно, но подумайте. "Сетка метели" - неплохо, но повторенная дважды - наоборот.
   "...втолкнул Макса в густое амбре из запахов прелой обувью и давно немытых человеческих тел..." - опечатка.
   Исполненный на хорошем уровне апокалипсис индивидуального масштаба. Читалось с интересом и в хорошем темпе, было интересно. Особенно было интересно, как герой выпутается из этой непростой ситуации. И чем интереснее было читать, тем глубже оказалось разочарование финалом. Автор, я на вас обиделся.
   Похоже, вся загадка этой оборванности состоит в том, что "ту би континед", то есть, я увидел лишь отрывок, возможно, начало чего-то большего, что либо не написано еще, либо не влезало в форматы конкурса. Но, допускаю и такой вариант, что автор сам себя загнал в угол и не смог придумать выход для своего героя. О том, что это оконченное произведение, что оно задумано таким, думать не хочется, потому что тогда совсем не хорошо. Хотя бы по отношению к читателю.
   А вообще-то, главная проблема новеллы в том, что об подной ситуации написано столько, что и вспомнить сложно, где именно ты об этом читал. И у англо-американцев это было в сборниках ЗФ, и у поляков, и у нас. Да и на СИ наверняка найдется не один рассказ с более-менее похожей идеей. Но таки обычно авторы своего героя выводят к свету в конце внезапно поглотившего его ануса.
   И что остается в итоге? Остается темп повествования и исполнение, которые хотелось бы отметить, поскольку они не позволяли оторваться от чтения. Еще хочу поблагодарить за образ жены - самое яркое в тексте, и попенять за то, что сын остался лишь закадровым баском. А еще, как мне показалось, можно было бы больше саспенсу нагнать, подсыпать эмоций и переживаний герою, его страхам перед не представляемым и непредотвратимым будущим. А то, хоть вы и вели к тому, его удары кулаками по пластиковой роже безразличного банковского терминала, выглядят слабо мотивированными. Не чувствуется у вас того, что герой на грани срыва. Имхо.
   "Без бумажки ты - какашка, а с бумажкой - человек" ХХI века.
   Над оценкой подумаю, но, если честно, вы меня сильно обманули. И я не знаю, утихнет ли разочарование за те несколько дней, что остались до момента выставления оценок.
   ПС Я вспомнил, откуда я вас знаю! Не тот ли вы доктор, который воюет у меня на домашнем компе с Касперским? И не родственник ли вы Маше Вебер, с какой-то давней "Фабрики Звёзд"? Красивая была барышня...
   В любом случае, рад знакомству.
   Или его возобновлению.
  
   ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ
  
   Рожкова А. Я вернусь...   12k
  
   Вот и подошел к концу конкурс Нереальная Новелла 2017 года.
   Осталось прочесть последнюю и высказаться о ней.
   Вполне возможно, что я уже читал что-то у Анны, потому как и в конкурсах она участвует, и в Детектив-Клубе бывает. Точнее сказать не могу.Но через каких-нибудь двадцать минут я буду готов утвердительно утверждать утвержденное утверждение: да, я читал у Анны новеллу!
   А раз нона в финале, а ее автор издал уже не одну книгу на бумаге, побеждал и был в призерах на СИшных конкурсах, то чувствую, что чтение мне предстоит приятное...
   Коротенько, душещипательненько, печальненько.
   Первые строки несколько напрягли. Показались излишне пафосными с одной стороны, а с другой не слишком яркими. Образы звезд и человека (души) среди них показаны не очень оригинальными мазками, не нашла автор своего "собенного". Хотелось от души прокатиться по такому началу, но потом передумал. Если у героя нет ничего кроме звезд, то о чем ему еще говорить? И даже с пафосом. А насчет неоригинальности эпитетов, так автор тут не причем: о звездах говорит (думает) герой, а в новелле нигде не упоминается, что он творческий человек. Это тем, кто стихи пишет, качественную прозу пристало, а не работникам офисного труда.
   Практически вся новелла - внутренний монолог. И читая его, я не мог отделаться от мысли, что не понимаю, отчего автору понадобилось делать героя мужчиной? Вот какой-то он не мужской этот поток сознания, не о том. Извините автор, но у меня такое вот чувство сложилось. Хотел вам даже посоветовать сменить пол герою. Но, дойдя до финала, затем прикинув, как можно сделать героя героиней, понял, что слишком многое нужно будет менять, а что выйдет в результате - непонятно. Прямо скажем, заменить Жанну на медбрата - сложно представимо. Как и непонятны проявления чувств девушки по отношению к "монстру", вы как-то скомкали их общение, не показали, что именно позволило Жанне так эмоционально привязаться к герою. Он еще ладно: барышня симпатичная, зад аппетитный, а вот она?..
   Теперь главное. Претензия к физике описываемого мира. У вас герой учится ходить, медсестра входит, а затем садится... И при этом врачи (кибернетики? техники?) говорят о том, что на спутнике нулевая гравитация. Либо уберите это упоминание, либо адаптируйте движения персонажей к невесомости. Так, как у вас сейчас - логическая дыра. Или оставьте как есть, решать вам.
   И еще: для чего нужна кровать мозгу в железном каркасе? Зачем ему ложиться? Или у вас там все же имеется какая-то другая конструкция, иной вариант совмещения сознания человека с машиной? Неясно.
   Зачем вообще ложиться в невесомости?
   "- Новенькая? - усмехаюсь с видом старожилы..." - может все же "старожила"?
   Впечатление получилось смазанным. Не проникся я отчего-то терзаниями нового "робокопа". Возможно, это моя личная проблема, не срезонировала ваша история во мне сегодня. Может от того, что понедельник?
   Но в то же время, написано довольно качественно. И грамотно.
   Увы, высокой оценки я не смогу поставить, извините...
  
   ПОСЛЕСЛОВИЕ
  
   Теперь буду думать над оценками. Будет непросто. Хорошо еще, что согласно правилам конкурса не нужно использовать всю шкалу оценок от 1 до 10. Потому как ни одной новеллы, заслуживающей оценки ниже четверки я тут не прочел. А вот претендентов на высшие баллы с избытком. И нужно будет по каким-то внутренним параметрам решить, кому чуть больше, а кому еще чуть...
   А для меня это непросто.
   Хочу поблагодарить всех участников финала за хорошие новеллы! Хочу сказать спасибо остальным авторам, чьих рассказов мне не довелось прочесть на этом конкурсе, ввиду того, что они смогли пройти сито отборочных туров, за их старание и творчество. Уверен, что среди непрошедших были вполне достойные финала истории!
   Ну и, конечно же, огромное спасибо организаторам этого замечательного конкурса и персональное мерси координатору!
   Надеюсь, встретиться с вами через год!
   Но еще больше хотелось бы оказаться не среди жюрей, а среди тех, кого судят! А для этого нужно... Впрочем, это уже мои личные проблемы...
   Удачи всем!
   Прорвёмся!!!
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Научная фантастика) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) В.Палагин "Земля Ксанфа"(Научная фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"