Аннотация: Во благо процветания дружбы, взаимопонимания, сближения авторских коллективов
ХиЖина тёти ЕЛЕНЫ
Обзор работ выставленных на конкур "Химия и жизнь 2014"
А прочему, собственно говоря, такого не может быть? Есть эпос "Хижина дяди Тома? Пускай будет и " ХиЖина тёти Елены". Что тут особенного. Надеюсь, что у координатора конкурса хватит разумности не обижаться ещё и на эту славу, которую она заслужила по достоинству.
Встать во главе столь объёмного конкурса - это "дорогого стоит".
Это один из любимых моих конкурсов. Всегда радуюсь его появлению на странице журнала.
Чем он примечателен для меня - доступностью для большинства тех, кто испытывает необходимость писать и делится творчеством с читателями. К этому располагает и тематика конкурса, и демократичность подхода к участникам со стороны организаторов.
Почему я уже который раз выступаю с обзорами работ выставленных на конкурс? - тоже не секрет.
Приятно открывать для себя новые знакомства в нашем творческом кругу. Поучиться у тех, у кого есть чему поучиться и познакомиться с тематикой рассказов, до которых у самого ещё не "дошли руки".
Опять же, может моё мнение на представленные в номинацию конкурса работ будет кому-то интересно.
Итак, вперёд, друзья. И пусть удача навсегда зацепится за "кончик нашего пера".
Конечно, если очень захотеть, то возможно получится связать воедино сюжет повествования.
Но с первого паза невозможно разобраться, кто есть, кто и какую цель преследуют действующие лица в описываемых в рассказе действиях.
Чтобы хотелось пожелать автору:
- избавиться от иностранных имён, которые отвлекают от осмысления того, что происходит "на сцене";
- определиться с генеральной линией повествования - из-за чего разгорелся "сыр-бор";
- убрать из рассказа "на-на" технологии. Они так же сбивают с толку, вынуждая предполагать продолжение "постмодернизма". А на поверку читатель видит "компот" из "Дубровского", "графа Монте-Кристо" и "Особенности национальной дуэли".
Если я что-то не понял из прочитанного, то вина не моя. Значит, автор не пожелал отобразить в изложении то, что действительно должно заинтересовать.
В тоже время хочу отметить, что некоторые сцены в рассказе описаны классически. Сродни Лермонтову, Куприну и, простите за впечатлительность, Пушкину А.С. И это позволяет предполагать, что если бы автор не увлёкся фэнтезийством, то рассказ получился бы очень и очень недурным.
И последнее на что желательно обратить внимание, это на "залепухи":
- ... в тонкостенном бокале медленно замерзал коньяк.
Позвольте, сударыня, коньяк никак не может замёрзнуть при обычной зимней температуре воздуха. Это же коньяк, а не чайная заварка.
- Сталь, со свистом рассекая морозный воздух, промчалась...
Сударыня, сталь не может промчаться. Это не русская тройка и не паровоз. Сталь может, например, промелькнуть.
- ... готовая если не пригвоздить...
Но "пригвоздить" можно к чему-либо. Согласны?
И далее: - ...смерть моя была бесчестна...
Это жизнь может быть бесчестной. А смерть может быть подлой, скотской... героической.
В классификации оружия, мадам, ошибаться никому не дозволено.
Револьвер - есть револьвер, а пистолет - есть пистолет. И конструктивно они оч. сильно отличаются. Но это отдельный разговор. Не думаю, что вам будет интересно, если здесь и сейчас я буду рассказывать их устройства.
Я стоял перед картиной Пикассо, справа, от которой, в рамочке, под стеклом, вензелевым шрифтом было написано 'Портрет женщины'. Стоял в недоумении - надо было очень постараться, чтобы разглядеть в нагромождении красок женское лицо.
На грязно чернильном фоне, в не менее безобразных зелёных разводах с трудом угадывалось наложения анфаса на неправильный профиль, окаймлённый хаотичными линиями коричневого цвета. Границей между ними были чёрные линии прямого лба, греческого носа, удлинённого подбородка. И только глаз, единственный на полотне, смотрел на меня с мольбой, взывающей к действиям. Он, как будто, просил спасти его от сумасшествия, в котором оказался по воле художника.
Что хотел донести художник этой картиной? Почему он изобразил женщину именно в таком, непотребном, виде. Ведь именно ей, женщине, мы обязаны одухотворением наших зачерствелых, порой, душ.
В раздумьях поднялся этажом выше и оказался в зале 'Русский классицизм'.
Вот где всё ясно и понятно. Если, правда, несколько напыщенно подаётся живопись, противоестественно, что ли. Все портреты 'вылизаны' до абсолютного совершенства. На некоторых и мазков кисти не увидишь. Такие были времена. Мне больше по душе манера письма Ван-Гога. Вот где видна конструктивная манера работы художника.
Но я не об этом. Я о женщине хочу пару слов сказать .
В центре зала, отвоевав себе пространство на лазоревой поверхности стены, висела картина И. Крамского 'Портрет Незнакомки'.
Подошёл, остановился, вгляделся в, с детства знакомую, женщину. Сколько я их перевидал на глянцевых страницах журналов, в прокуренных пивных полуподвалах, в залах ожидания вокзалов и прочих общественных местах.
У меня сложилось мнение, что дама эта создана для одухотворения не только богатых мужчин в лисьих шубах с тросточками и бобровых шапках, но и всего народа населявшего Советскую Россию. Но то, что я ощутил в этот раз, увидав картину в подлиннике, меня поразило.
В открытом экипаже, который только угадывается за границей полотна, восседает дама, знающая себе цену. Чёрные брови, чуть опущенные веки глаз, аккуратненький носик, губы цвета распустившегося бутона роз, прямые плечи чуть откинуты назад - всё говорит о породе женского существа.
Эта женщина никогда не держала в руках половой тряпки, никогда и ни о чём не просила. Ей всякий готов услужить, сделать комплимент и долго смотреть вслед удаляющемуся в вихре снега экипажу.
'Ах, какая женщина! Мне б такую!'
И тут я вспомнил портрет, написанный Пикассо. Между этими женщинами лежит пустота, временная пропасть, которую захотелось ликвидировать.
В маленьком буфете, находившемся под лестничным пролётом, заказал рюмку коньяку, кофе и, закурив сигарету предался восстановлению времён.
Кто же были те женщины, которые не воспеты ни Крамским, ни Пикассо?
Гражданская война: женщины комиссарили облачившись в кожаные регланы, повязав короткие стрижки кумачовыми косынками. Опоясанные портупеей, с револьвером в руке они не щадили ни себя, ни товарищей. Несли ненависть к врагам нового времени: - Кто не с нами, тот против нас!
Строительство социализма: стеганый ватник, кирзовые сапоги, армейские галифе. Постоянная нечеловеческая усталость и огонь свершений в глазах: - Нам ли стоять на месте? В своих мечтаниях всегда мы правы!
Отечественная война: по заснеженной улице посёлка ведут истерзанную девушку. Босиком, в разорванном ватнике, из-под которого видна армейская нательная рубаха. На груди надпись: - Партизан!
Развитой социализм: приталенная блузочка, юбчонка колокольчиком, стройные ножки, туфельки на каблучках. Духи 'Красная Москва', помада завода 'Пигмент', тушь для ресниц, которые надо расчёсывать спичкой, чтобы убрать чёрные комки. А из репродукторов несётся: - Хмуриться не надо, Лада!
И вот наше время: время путанное, без каких либо перспектив. Даже надежды, маленькой надежды и той не откуда почерпнуть. Как жить женщине сегодняшнего дня, когда вокруг одна неопределённость.
Кто она - женщина, которая заполнит ряд начатый Крамским и законченный Пикассо?
Эту женщину зовут Екатерина Владимировна.
Она впитала в себя всё, через что пришлось пройти российским женщинам.
Это и материнство, порой безрадостное как трудовая повинность.
И несвойственное женщинам с других материков выполнение обязанностей по защите Отечества -
то, что целиком и полностью должно лежать на мужчинах.
И забота об одинокой немощности ближнего.
И единственная радость от почтового конверта в её адрес.
И труд, постоянный, ежедневный труд чтобы как-то выжить в сегодняшней жизни.
Боже мой! И когда это только кончится для наших женщин? Когда они заживут настоящей, радостной, полноценной жизнью свойственной всем женщинам?
Вот такие ассоциации возбудил во мне ваш рассказ, Наталья Владимировна.
Он назван 'Странной Игрой', но мне видится в нём жизнь. Длинная, скучная, серая как тот коридор, в котором встречаются женщины желающие получить выигрышные фанты.
Чтобы хотелось поправить в тексте:
- Давным-давно никто не писал мне писем на бумаге.
А если так:
- Давным-давно никто не отправлял мне писем почтой.
И вот здесь:
- Сначала моим заданием было выполнить 'кобру Пугачёва' на СУ-29. Не зная, что такое 'кобра' и как выглядит 'сушка'...
Здесь кавычки обязательны. Я так думаю...
Вот и всё, уважаемый автор. Простите, если что-то не так отобразил в обзоре.
Сразу скажу, что мне не совсем понятно назначение кавычек в названии рассказа.
Я понимаю, что это строчка из песни и вполне может сойти за цитату, но сюжет произведения не располагает воспринимать его шутейно как ту песенку про 'шар голубой'. Однако, как говорится: - Хозяин - барин. Если вам так больше нравится, то и я могу 'отшлёпать' обзор с шутейными интонациями. Тем более, что 'канва' вашего сюжета оч. хорошо преподнесена в книге нашего детства - 'Приключения Ходжи Насредина'.
Но мне представляется, что для вашего, автор, произведения больше подходит случай из жизни, свидетелем которого я был.
Это произошло в далёкие шестидесятые годы прошлого столетия, на одном из заводов города Ленинграда. В металлообрабатывающем цехе упал лист железа и, как ножом, рассёк икроножную мышцу женщине проходящей мимо. Дежурный фельдшер сделал всё, что мог: вызвали неотложную медицинскую помощь, наложили резиновый жгут, остановили кровотечение, сделали инъекцию противостолбнячную, противошоковую... Осталось только ждать.
Женщина заходилась в крике от боли. Новокаин, предельная для человека доза, не действовал.
И тогда фельдшерица, в промежутках неистового крика пострадавшей, сказала:
- Сейчас тебе будет легче, хорошая моя. Сейчас я тебе грелочку с холодной водой к пятке приложу, и тебе полегчает.
Так и сделала. Через минуту травмированная женщина благодарила 'доктора' за оказанную помощь.
А тут и неотложка подъехала.
Это великое дело внушить обречённому надежду на облегчение от недуга. И неважно кто и какие слова сказал ради этого.
Дать человеку надежду. Создать условия, в которых он поверит в результативный, положительный исход - святое дело. Кто его совершит - ангел во плоти, или чёрт из преисподней - главное, чтобы ОН встретился на твоём пути.
Вот, коротенечко, о вашей работе.
Хороший рассказ, обнадёживающий.
Но просматривается в нём некая скабрёзность со стороны советчика. Не по-человечески это.
Хотя, чего можно ждать от потусторонних сил?
Человек не может без веры. 'Жить и верить это замечательно...' пелось в одной из песен нашего времени. Времени, в котором мы жили, устремив взоры в светлое завтра.
Нас обманули. Пускай. Но вера наша была с нами и помогала в преодолении трудной жизни. Этим мы были счастливы.
Так и ваш герой, будучи обречённым, шёл через непогоды, нёс в себе веру и шёл, и шёл.
А вот когда он эту веру потерял, то путь его приостановился. На смену обещанному пришли видения, которые так же играют положительную роль в судьбе обездоленного, но, мне представляется, что надо оставаться реалистом, чтобы не попасть в 'канву' историй Ходжи Насредина.
По тексту:
- наблюдается наличие слов не связанных с по настоящему литературным повествованием. Так, например:
Сойдя с автобуса, Норд понял...
Так говорят, но не пишут, уважаемый автор.
Выйдя из (салона) автобуса, Норд понял... и т.д.
Всего хорошего Джей Анатольевич. Приятно было познакомиться.
Работа, про которую хочется сказать: - Дай прочитать твой рассказ, и я скажу кто ты.
Уникальный рассказ. Читаешь и восхищаешься способностью автора фантазировать на историческую тему.
Он, конечно, не одинок в этом плане. Кто из нас, зачитываясь В. Яном, не рисовал себя в экстремальных условиях России XII века?
- Эх, мне бы пулемёт 'Максим', да патронов побольше, да засесть на колокольне повыше... Уж я бы этому Батыю показал - как на Русь покушаться!..
Перелистнул последнюю страницу рассказа, лежу и думаю:
- И это всё?
- Нет, ребята-демократы, что-то здесь ещё сокрыто. 'Если ружьё висит, то оно должно стрельнуть.' Хоть под занавесь спектакля, но должно.
- Причём здесь банк? Причём кредитные инспекторы, оценщики залогов? Для антуража?..
Хватило бы и турагентства?
- И почему автор не захотел изменять к лучшему нашу историю? Уж, фантазировать, так фантазировать на 'всю катушку'.
- А богатыри-бородачи?.. Не один из них не стал героем сражения - все живы и здоровы.
- И девчонка с короткоствольным автоматом - для потехи что ли?
И тут меня осенило:
- Так это про всех, про нас написано. - 'Нам ли стоять на месте? В своих мечтаниях всегда мы правы!'
- Только мечты наши мечтаниями так и остаются до сего времени.
- Хорошо мечтать о том, что было бы, если бы...
- Хорошо мечтать о том, что если бы я, тогда... - Задним умом мы все крепки.
- Ну, а кроме мечтаний мы что-то можем? То есть воссоздать то, что вырвало бы нас из тления, из забвения времени? Побудило бы 'гореть всегда, гореть везде до дней последних донца'?
И автор даёт ответ на этот вопрос:
- Надо бросить все к чёртовой матери и пойти работать 'пожарником'.
Нет, уважаемый Алексей Владимирович, не так вы просты, как преподносите себя.
Славный рассказ. Не жалею потраченного времени на прочтение и размышления по поводу предложенного сюжета.
Спасибо вам, автор.
P.S.
Подумал, подумал и дал прочитать рассказ одному сидельцу.
Тот вот что сказал про автора:
- Его бы к нам в крытку малявы писать - ни один опер не догадается о сути написанного.
Слава королю Стаху! Слава рыцарям Ордена Его! Мир Его дому!
Тот и только тот, взметнув над толпою тлен кумача, вспомнит о героических революционных потугах, кто не представляет себе всех ужасов родов социально изменённой гидры, вопящей, в который раз, о благе низших слоёв общества.
Но на поверку, в очередной раз, получается мёртворождённое дитя, призванное революционерами (тем же В. Маяковским, Za. Новопольцевым) для того, чтобы отвлечь массы от "тлетворного влияния Запада" и поставить их в "стойло" в позе прачки - удобно пользоваться похотя.
"С массой необходимо относиться как с женщиной...
А женщина охотно подчиняется силе!" - А. Гитлер.
Вы ратуете за то, что "Права не просят, а берут?". Возможно вы и правы.
Но кто кого перевесит: вы с завоёванными правами, или я с захваченной властью?..
Следовательно наш интерес не в правах, а во власти?
Отбросим "ноктюрны сыгранные на флейтах водосточных труб". Обратимся к Достоевскому:
"Революция не стоит слезы ребенка" - (с, Достоевский Ф.М.)
Другой истины НЕТ(!) и не будет. А посему: - ПРОЧЬ(!) всякое насилие.
Добьёмся мы освобождения своей мозолистой ГОЛОВОЙ(!) И только конституционным путем, через всеобщие, всенародные выборы.
Верю ли я в них? НЕТ!!!
"В выборах выигрывает тот, кто считает голоса!" - И. Сталин.
А без Кобы массы ничто.
Вот и всё, что хотелось бы сказать про ваш "НОКТЮРН", уважаемый Za. Новопольцев.
Имеет ли он права быть?
Да сколько угодно. Пускай висит приклеенный рукой революционера нового времени, трепеща углами прокламации на октябрьском ветру.
Октябрь - это наше время, российское. Это когда собрались "по осени цыплят считать", а цыплят-то нетути.
Куда делись - непонятки. Опять "тлетворное влияние Запада". Скорее всего Америка виновата. Она сегодня на Россею наскакивает желая заполучить дружбу с Украми.
А м.б. это мы сами "без царя в голове"? - Е. Дворкин.
Читается с увлечением и любопытством - что же эта за 'лихорадка' такая?
Однако прочитав, подумалось мне, что не прав автор, определяя именно такую 'генеральную линию' поведения группы людей покинувших планету Земля. Хотя это и выход ухода от проблем, навязанных им своими соплеменниками.
Нет слов, проще уйти, хлопнув дверью, с мыслями: - А пропадите вы все пропадом!
Ну, а как же: - 'Это наша с тобою Земля! Это наша с тобой биография!'
Отдать всё тобой воспроизведённое людям без чести, без совести, без принципов?
Здесь надо хорошо подумать прежде, чем решиться на такой поступок.
Но и на новом месте жительства беглецы оказываются под 'крышей' некоторых духов. И хорошо, что духи эти благосклонно отнеслись к отшельникам. А если бы нет?
И вот представьте себе, что находясь в 'патовом' положении аргонавты попадают туда, куда попали, но духи оказались агрессивно настроенными. Что тогда? - Рабство, неволя, каторжный труд во благо таких же паразитов, от которых бежали?
Нет, дорогой Александр Борисович, это не выход - уйти, хлопнув дверью.
А в чём же выход? - спросите вы меня.
Отвечаю:
- Выход в единении всех единой мыслью - 'Никто не даст нам избавления...'.
Власть не просят. Власть берут. (Ленинский принцип)
Берут не силой оружия, а конституционным путём - через выборы. (Наш принцип)