Аннотация: "...В вопросе об отношении философии к действительности господствуют недоразумения... Но, именно философия есть проникновение в разумное и постижение действительного, наличествующего... (здесь, и далее - выделения и смысловое редактирование, мои - Г.И.)" / Г. Гегель
= Диалоги с читателем, информация для размышлений = Вы никогда, разве, не задумывались, почему в мире существует такое "множество" религий, а сколько религиозных сект? Keywords, ключевые слова: доказывать, истина, критерий, мышление, понятие, практика, предвидеть, противоречия, реальность, сознание, философия, осознание, Гегель =
"Что разумно, то и действительно,
а что действительно, то и разумно... (здесь, и далее - выделения и смысловое
редактирование, мои - Г.И.)"/ Георг Гегель, Философия права, Предисловие, 1820 г., нем..
Реальность - умозрительна!?..
- Откуда уверенность? А, давайте рассуждать.
Реальность, это окружающий нас мир?!
Мир!
Отражающийся в нашей голове, в зеркале или ещё как.
Следовательно,
у каждого из нас свой мир и своя
реальность.
О зеркалах, кривых и всяких
Но тогда, в кривом зеркале, (если быть
логичным и последовательным) - реальность тоже - соответствующая!?..
Например.
Если у дальтоника, который не различает красного - своя
реальность. То и у меня - своя, а у Вас - тоже...
Но и мышление, как инструмент философии - тоже представляет
собой лишь "некую" реальность
(поэтому и мышление, и "философия" - у каждого из насдолжны
быть свои!)
Кстати.
Вы когда-либо задумывались, почему это в мире существует
такое множество религий, а сколько религиозных сект? Почему бы это?
Да, да, вот именно.
Потому что реальность (окружающий нас мир) - умозрителен
(от слов: зреть умом!), поэтому, собственно, и религия у нас "у каждого своя".
Спрашивается, откуда же тогда берется действительность,
то есть - истинная реальность? Да и вообще, реальность когда- либо становится
действительностью?! (Есть ли какие критерий этого?)
Критерий истины, как известно - практика!
Практика!
- Почему?
Потому что практика - единственное явление (и понятие), которое
позволяет нам предвидеть то, что обязательно произойдет. Или не произойдет... никогда.
Причем, это, независимо от того - дальтоник вы, или специалист по
"кривым" зеркалам: адекватны вы или "слышите голоса", или, возможно, вообще, ощущаете
присутствие чего или кого-то "потустороннего"! (Бога, к примеру...)
Из всего этого можно сделать вывод.
Вывод первый, но не последний
Любое понятие, в нашем случае, это - реальность, может
превращаться в другое понятие, в нашем случае это - действительность!
Да, да.
Одно понятия может "превращаться"в другое. Но лишь
с помощью третьего понятия.
И это уже второй вывод.
А это третье понятие, есть - практика,
то есть - основание для осознания, критерий перехода или превращения
одного - в другое!
В нашем случае это - превращения реальности в действительность
(или в наличествующее, если по Гегелю).
Но почему именно так?
Да потому, что критерием истины является - практика. Или, лично у Вас, есть другие критерии реальности?
(Не поделитесь ли секретом?..)
Реальность и истинная реальность - большая разница.
Но, почему?
Да, потому что только практика (опыт, наблюдение, исследование,
эксперимент) позволяет предвидеть истинность нашего, с Вами, представления,
соображения или мнения. Потому что практика позволяет нам
осознать: удостовериться, обосновать, проверить, доказать.
А у просто реальности - нет определенного критерия,
потому что у каждого из нас свой жизненный опыт, из которого, собственно,
и проистекают - и наше мышление, и наше философия, и наше понимание:
"своя" реальность, всему этому соответствующая!
А теперь, как Вы думаете?
Георг Гегель, наш друг и философ, мог бы
на это - что-либо возразить?
У него ведь тоже: одни понятия превращаются в другие.
Например, если помните,отрицательное у него то же, что и
положительное... и бытие у него тоже, что и небытие...
Вот оно что! Хотя, возможно, Гегель здесь в чём-то и прав!
Гегель, который всегда прав?!
Важнее, однако, здесь то, а что сам Гегель предлагает считать
основанием для такого перехода, или превращения одного понятия в другое? Оказывается, свою собственную способность к некому, философскому
абстрагированию! В результате чего у него любые противоположности, или
противоположные понятия - тотчас становятся единством, поскольку они
у него (для него) - одно и то же!
Критерием или основанием, или способом осознания, -
превращения одного понятия в другое, - является практика (опыт, наблюдения,
эксперимент)!
И только практика.
Понятия превращаются, а например?
Правда, само "превращение" я бы взял в кавычки,
так как это превращение не означает замены одного понятия другим! А означает - появление ещё, - другого понятия, -
понятия "действительность"! И то, лишь в той части, в которой эта реальность
стала нами осознанной (на основе практики: нашего опыта, исследования,
логики и прочего). - А, например?..
Например, мы, с Вами,
купили...
купили вина!
(Не правда ли, знакомая ситуация?..)
На этикетке: из отборных сортов винограда, уникальная
известная марка и прочее, прочее.
Вино, реальность и действительность
Назовем это реальностью! Открываете бутылку и... вкус, запах... - что-то ни то!? Это действительность? О, да!..
(Теперь, надеюсь, все уловили, чем, в данном случае,
реальность может отличаться от действительности?! И за счет чего? Или в результате чего?)
- Практики! (исследования)
Что касается чисто гегелевского абстрагирования, то,
конечно, участие головы во всех этих превращениях должно иметь место быть,
и весьма иметь быть место.
И, наконец, утверждение четвертое.
Действительность как осознание
Действительность, по сути, есть результат, результат
практической деятельности, но и его осознания. И одно, без другого - невозможно.
Следовательно, понятие "реальность" для своего "превращения"
(перехода) в понятие "действительность" нуждается не только в понятии -
"практика", но и в понятии - "осознание" (всего этого). То есть ещё
в двух понятиях: практика и осознание! Вот и получается тогда, что одно понятие "ведёт" за собой,
или нуждается ещё и в других понятиях!
А что наш Гегель? - Отдыхает...
Гегель: "То, с помощью чего понятие ведет само себя дальше, это -
то отрицательное, которое оно имеет в самом себе; а это и есть подлинно
диалектическое..."
(Наука логики, Введение, 1831 г., нем.)
Но и в нашем случае реальность можно представить
себе - как некое отрицательное, которое изначально входило,
входит в понятие "действительности", и, вместе с реальностью
составит теперь (после осознания) некое единство!? (как у Гегеля...).
О разумном, вечном и относительном (мораль, если хотите)
"Всё разумное - трудно..."
/ Артур Шопенгауэр,
(Германия, 19-й век, середина)
От себя бы, правда, добавил, что трудно, но лишь потому, что:
"Всё в нашем мире познается в сравнении", то есть
требует от нас ещё и определенных усилий, - и физических, и умственных
(а это, к сожалению, - ни у всех получается...)
Полагаю, что все, приведенные здесь утверждения - справедливы,
независимо от того, имел ли это в виду сам Г. Гегель или это мы, с Вами, осознали, и
даже "пошли дальше"... него(!?)
И, как говорится: - дайте мне точку опоры, и я переверну мир...
Важно также понимать! Что все, приводимые здесь утверждения,
справедливы лишь в том случае, если используемые в них понятия имеют один и тот же смысл (содержание понятия определяется тем контекстом, в котором то, или
иное понятие используется).