Анисимов Валерий Михайлович, действительный член Академии архитектурного
наследия, более сорока лет своей жизни отдал делу изучения, сохранения и
реставрации историко-культурного наследия.
Родился в 1937 году в городе Владимире. Древняя история родного города с
детства покорила его пытливый ум, подвигла к её познанию, к бережному
отношению архитектурных памятников - свидетелей событий прошедших веков.
С 1958 года он посвящает себя реставрационной деятельности, одновременно
обучаясь в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в
Санкт-Петербурге.
Ему посчастливилось трудиться, перенимая опыт видных деятелей реставрационной
науки и практики. В его душе и памяти особую теплоту человеческих отношений
оставили замечательные люди - крупный учёный Н.Н.Воронин и известный реставратор
А.Д.Варганов.
Реставрация для В.М.Анисимова не узкое поле деятельности исследователя,
а целый комплекс разносторонних знаний, обуславливающих коллективный подход
в поиске научной истины при главенстве историко-архитектурного направления.
В исследовательском труде далеко не всё поддаётся объяснению только научным
способом. Произведения древних мастеров несут на себе отпечаток их психологии,
нравственности, мировоззрения. Но нравственно-психологический аспект, это
удел писателей. А нельзя ли соединить творческий процесс научного исследования
и создания художественного произведения, скажем, в форме исторического романа?
Возможно ли такое единство противоположностей? Об этом задумывались и пробовали
свои силы Н.Н.Воронин и А.Д.Варганов. Вот что по этому поводу писал Н.Н.Воронин:
"Так я живу во власти двух стихий,
Холодную строку, рождая в страстной муке,
Не в силах различить, где кончились стихи
И где стихами началась наука..."
Мечту своих учителей В.М.Анисимов воплотил, написав трилогию "Прерванная
заря", где воссоединились научные исследования и творчество писателя-романиста.
Трилогию "Прерванная заря" составляют книги: "Князь суздальский", "Русь
Владимирская", "Наследники".
Исторический роман погружает читателя в события глубокой древности, когда
Киевская Русь распадалась на удельные княжества, а на обширных просторах
междуречья Оки и Волги зарождалась новая общность людей, образовавшая ядро
будущей центральной русской народности. Это было время расцвета самобытной
культуры Залесья, как обобщённо называли Ростово-Суздальско-Владимирскую
землю.
Трилогия "Прерванная заря" - это поход в потаённые глубины древней истории
с целью найти ответы: кто создатели этой культуры; кто творцы сокровищ зодчества,
литературы, живописи; кто духовные знаменосцы, формировавшие мировоззрение
"хытрецов"; какова была среда, питавшая их творческий потенциал; как они жили
и любили, трудились и воевали?
Задача похода вглубь истории не простая, если учесть, что нельзя допустить
искажения истины, дополняя основу ткани событий домыслами, рождёнными в результате
анализа обстоятельств и фактов. Читатель должен проникнуться сочувствием к
персонажам, то есть мысленно стать соучастником давно минувших событий.
А всегда ли может вызвать сочувствие обыкновенный музейный экспонат, даже,
если к нему приложено пояснение? Далеко не у каждого. Для этого нужно вызвать
игру воображения, чему и служат вершины духовной и материальной культуры
прошлых веков, излучая невидимые импульсы энергетики деяний древних мастеров.
Но, чтобы воспринять эти импульсы в свою душу, нужны желания и соответствующие
условия. Если настоящий роман хоть в какой-то мере способствует этому, то автор
будет считать свою цель достигнутой.
Трилогия охватывает временной диапазон с конца одиннадцатого века по
тридцатые годы тринадцатого века, и представляет картину жизни населения
Залесья, связи и взаимодействия с другими землями Руси. Этот период в истории
Северо-Восточной Руси стал золотым веком, подарившим человечеству самобытную
культуру мирового уровня. Создатели этих сокровищ остаются безымянными.
Известий, подобных тем, которые мы имеем в последующих временах об Андрее
Рублёве или Фёдоре Коне, в домонгольской эпохе не прослеживаются. В летописях
упоминаются имена некоторых рукодельников, но, к сожалению, не связанных с их
деятельностью в Залесье. Лишь один загадочный автограф высечен на камне среди
рельефов на фасадах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском - "БАКУ".
В романе дан обобщённый портрет мастеров, а также абрис обстоятельств,
породивших необычайно яркую вспышку таланта нескольких поколений, длившуюся
всего сотню лет.
Перед монгольским нашествием творцы художественных сокровищ стояли на
пороге качественно нового этапа развития искусства Залеской земли.
В истории личность Юрия Долгорукого остаётся во многом загадочной. Он
вместе с отцом Владимиром Мономахом был основоположником каменного
храмоздательства в Залесье. Со своими сподвижниками князь Юрий строит не
только храмы и крепости, он "закладывает фундамент" нового уклада жизни
в своей волости.
Посадник Мономаха в Залесье, боярин Георгий, сын варяга Шимона, не менее
значимая и загадочная личность. Воспитатель княжича Юрия, его опекун, на
протяжении всей своей долгой жизни оказывал огромное влияние на становление
характера князя, на формирование отношений залесской чади к своей плодородной
земле.
Будущее Залесья побудило князя Андрея к возвращению в свою северную отчину.
Властодержец боголюбский и владимирский изгоняет ростовских владык, Нестора,
а затем и Леона. Он жёстко являет свою волю главе православной Церкви Руси,
ставит Киев на колени. У Андрея грандиозные замыслы по обустройству волости,
но гордый и упрямый характер князя приводит его к одиночеству. Он долготерпив,
но не может простить измены своим сподвижникам, епископу Феодору и свояку
Кучковичу.
Те дела, как плод великого единого замысла, та философская сущность,
которая позволила людям осознать себя творцами высокой культуры, всё это
явилось результатом воплощения идей незаурядно мыслящего человека, коим был
князь Андрей.
Но, чтобы идеи овладели сердцами людей, недостаточно только одной головы
с великими помыслами. К ней нужна душа великого мечтателя, человека поэтической
натуры. И князь Андрей сумел создать такую атмосферу, такой социальный субстрат,
в котором как явление возникли и выросли мастера, создавшие духовную и материальную
культуру новой общности.
Став преемником идеи единодержавия, Всеволод упрочил её основы, заложенные
братом. Носитель славянской и византийской нравственности, он перенёс этот
симбиоз в творческую среду своих рукодельников.
Великий князь Всеволод был во власти своего времени и не смог предотвратить
распад Владимирской земли на уделы. Более того, вопреки древним устоям Руси,
он способствовал этому своей чрезвычайной и ошибочной волей о передаче
наследственного стола младшему сыну.
Наряду с известными историческими личностями в романе приведены вымышленные
персонажи - другого романисту не дано, иначе невозможно связать в единую цепь
исторические события. Но романист должен чувствовать такт, и определять в какой
степени он может вторгаться с домыслами в сложнейшую паутину человеческих
взаимоотношений столь глубокой древности.
Казалось бы, разделяющие нас от времени излагаемых событий девять столетий
навсегда покрыли тайной жизнь наших предков. Это не совсем так. Сопоставление
и анализ отдельных, часто противоречивых исторических фактов иногда дают
изумительные открытия.
В трилогии развёрнута панорама событий в землях Руси на протяжении ста
пятидесяти лет.
В первой книге повествование развивается несуетно - так складывалась
жизнь в Залесье, далёком от бурной жизни южных земель, насыщенной походами
в Степь. Ростово-суздальская чадь в глубинах своего подсознания чувствовала
проблески медленно поднимающейся зари над своей землёй, ощущали сердцем
светлые грядущие времена, зарождавшие импульсы к накоплению творческого
потенциала.
Относительно короткий отрезок времени, всего тридцать пять лет, охватывает
вторая книга. Занявшаяся заря истории над Залесьем озарила необычайный творческий
подъём людей, увидевших свет над своей землёй, высветила плоды их жизнерадостного
труда, судьбой предназначенные удивлять своей самобытной красотой многие будущие
поколения.
Ещё более стремительно развиваются события в третьей книге. Яркое солнце
вставало над Залесьем, но вдогонку светлому утру сгущались грозовые тучи.
И ни князья с боярами, ни простая чадь не представляли всей трагичности последствий
жестоких усобиц. Не видели они грозы, надвигающейся с востока.
Обращая взор в прошлое, довольно сложно понять отдельные события, ориентируясь
на жизненные принципы сегодняшнего времени. Приблизиться к пониманию психологии и
движущей силы поступков далёкого от нас времени, можно только при адекватном
мышлении с людьми той эпохи.
Проникая в глубины истории своим разумом, человек ощущает её доступность
для своего понимания. Ведь прошло всего тридцать поколений. Однако забыть
свои корни, как показала та же история, можно и через три поколения. И потому
ещё более дорогой нам становится историческая память.
Проникая в глубины истории, романисту нужно быть в какой-то мере исследователем,
то есть использовать научные методы, а исследователю необходимо обладать хоть
немного качествами психолога.
Как соединить пламя и лёд, иррациональное мышление художника с логикой исследователя?
Столь сложная задача возникла перед автором при написании романа. Что получилось -
судить читателю.
"А пишу вам се слово того деля,
чтобы не перестала память родителей
наших и наша свеча бы не погасла".
- Ратибор, его сын Ольберг, Славата, Итларь, Китан - личности исторические. Олаф - вымышленный персонаж. При раскопках в Суздале была найдена фибула с насечкой 'ОЛАФ'. Без сомнения - имя варяжского происхождения.
- В 1970-х годах на территории Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале при археологических раскопках были обнаружены остатки жилищно-кузнечно-литейного комплекса XII века.
- История оскопления Ефрема неизвестна. В молодости он был ключником у киевского князя Изяслава Ярославича, затем стал иноком Печерского монастыря. Был послан на 'стажировку' в Византию, где жил много лет и побывал в разных местах Средиземноморья. С возвращением в Русь, он был возведён в сан епископа, а с 1089 года рукоположен в сан митрополита. Привёз с собой Устав Студийского монастыря.
- Череп со следами криминального происхождения был найден без скелета в культурном слое XII века при археологических раскопках на территории ростовского кремля в 1993 году.
- Левобережные половецкие племена, называемые лукоморскими или переяславскими половцами, действовали самостоятельно от правобережных поднепровских половцев, называемых Корсунскими половцами.
- Апостол Пётр в ночь перед казнью Христа, услышав глас петуха, вспомнил слова Христа: 'Ещё петух трижды не прокричит, как ты трижды отречёшься от меня'.
- В северо-восточном углу древнего города была обнаружена археологами фибула (застёжка) с надписью из знаков рунического алфавита: 'SAOLAFS', что означает в переводе на древнерусский язык 'се Олафа', на современный - 'это Олафа', то есть принадлежащее Олафу. Возможно, это было имя мастера, сделавшего эту фибулу, а возможно имя владельца одежды (корзно), застёгивавшейся этой фибулой. В некоторой литературе перевод рунических знаков представляется как 'ОЛАВ'.
- При изучении подземной части суздальского собора установлено, что основание под фундаментами имеет сложную неоднородную структуру. По направлению с северо-запада к юго-восточному углу здания прослеживается насыпной грунт на глубине до четырёх метров от современного уровня земли, т. е. до установки храма здесь существовала какая-то канава, которую при выравнивании площадки засыпали землёй. Не исключено, что это был ров капища.
- Плинфа с отпечатками пальцев детской руки, обнаружена при раскопках возле суздальского Рождественского собора. Подобные находки в разное время обнаруживались и при исследовании памятников XVII века. Всё это свидетельствует о практике широкого применения детского труда в строительстве в древние времена.
- Всеволод Ольгович обещал после себя отдать Киев брату Игорю и заставил Мстиславичей, Владимира и Изяслава, и своего брата Святослава целовать крест на признание Игоря старшим князем, хотя тот не был старшим по возрасту в Ярославовом роде. Первого августа 1146 года Всеволод умер. Киевляне, недовольные Игорем и его братом Святославом, пригласили на свой стол Изяслава Мстиславича, сидевшего в Переяславле. Захватив власть, Изяслав велел заковать цепями Игоря и отправить в Ивановский монастырь в Переяславль.