Анисимов Валерий Михайлович : другие произведения.

Прерванная заря

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отрывки из трилогии "Прерванная заря"

ПРЕРВАННАЯ ЗАРЯ

ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ АНИСИМОВ

Из трилогии "ПРЕРВАННАЯ ЗАРЯ"

XII - XIII века

О Г Л А В Л Е Н И Е

КНИГА ПЕРВАЯ

  • ОБ АВТОРЕ
  • ОТ АВТОРА
  • Глава 1. СУЖДАЛЯНЕ МЫ
  • Глава 2. КНЯЖИЧ И ДЯДЬКА
  • Глава 3. ПРИШЛО ВРЕМЯ ВСТУПАТИ В СТРЕМЯ
  • Глава 4. ПОСЛУШАЛ АЗ СЫНА
  • Глава 5. МЕРОЙ ОСВЯЩЕННОЮ
  • Глава 6. В ЛЕТО... ПРИ КНЯЖЕНИИ
  • Глава 7. КНЯЗЬ СУЗДАЛЬСКИЙ
  • Глава 8. С МОЛИТВАМИ СВЯТЫХ ОТЕЦ НАШИХ
  • Глава 9. ДЫХАНИЕ ЗЕМЛИ
  • Глава 10. СО ВСЕХ ЗЕМЕЛЬ ПРИИДОША
  • Глава 11. ГНЕЗДОВЬЕ НА МОСКОВИ
  • Глава 12. А ИЗ СУЖДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ НОВГОРОДА НЕ РЯДИТИ
  • Глава 13. ВСТРЕЧА У ИСТОКОВ
  • Глава 14. ДОБРАЯ ВОЙНА ЛЕПШЕ ХУДОГО МИРА
  • Глава 15. ТВОРЦЫ ЗАЛЕССКИЕ
  • Глава 16. ВОЗВРАЩЕНИЕ
  • ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
  • СЛОВАРЬ АРХАИЗМОВ

    ОБ АВТОРЕ

    Валерий Михайлович  Анисимов

    Вернуться на оглавление

    Анисимов Валерий Михайлович, действительный член Академии архитектурного наследия, более сорока лет своей жизни отдал делу изучения, сохранения и реставрации историко-культурного наследия.

    Родился в 1937 году в городе Владимире. Древняя история родного города с детства покорила его пытливый ум, подвигла к её познанию, к бережному отношению архитектурных памятников - свидетелей событий прошедших веков.

    С 1958 года он посвящает себя реставрационной деятельности, одновременно обучаясь в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Санкт-Петербурге.

    Ему посчастливилось трудиться, перенимая опыт видных деятелей реставрационной науки и практики. В его душе и памяти особую теплоту человеческих отношений оставили замечательные люди - крупный учёный Н.Н.Воронин и известный реставратор А.Д.Варганов.

    Реставрация для В.М.Анисимова не узкое поле деятельности исследователя, а целый комплекс разносторонних знаний, обуславливающих коллективный подход в поиске научной истины при главенстве историко-архитектурного направления.

    В исследовательском труде далеко не всё поддаётся объяснению только научным способом. Произведения древних мастеров несут на себе отпечаток их психологии, нравственности, мировоззрения. Но нравственно-психологический аспект, это удел писателей. А нельзя ли соединить творческий процесс научного исследования и создания художественного произведения, скажем, в форме исторического романа? Возможно ли такое единство противоположностей? Об этом задумывались и пробовали свои силы Н.Н.Воронин и А.Д.Варганов. Вот что по этому поводу писал Н.Н.Воронин:

    "Так я живу во власти двух стихий, Холодную строку, рождая в страстной муке, Не в силах различить, где кончились стихи И где стихами началась наука..."

    Мечту своих учителей В.М.Анисимов воплотил, написав трилогию "Прерванная заря", где воссоединились научные исследования и творчество писателя-романиста.

    Моим дорогим
    жене Татьяне
    и сыну Ивану
    посвящаю.

    ОТ АВТОРА

    Вернуться на оглавление

    Трилогию "Прерванная заря" составляют книги: "Князь суздальский", "Русь Владимирская", "Наследники".

    Исторический роман погружает читателя в события глубокой древности, когда Киевская Русь распадалась на удельные княжества, а на обширных просторах междуречья Оки и Волги зарождалась новая общность людей, образовавшая ядро будущей центральной русской народности. Это было время расцвета самобытной культуры Залесья, как обобщённо называли Ростово-Суздальско-Владимирскую землю.

    Трилогия "Прерванная заря" - это поход в потаённые глубины древней истории с целью найти ответы: кто создатели этой культуры; кто творцы сокровищ зодчества, литературы, живописи; кто духовные знаменосцы, формировавшие мировоззрение "хытрецов"; какова была среда, питавшая их творческий потенциал; как они жили и любили, трудились и воевали?

    Задача похода вглубь истории не простая, если учесть, что нельзя допустить искажения истины, дополняя основу ткани событий домыслами, рождёнными в результате анализа обстоятельств и фактов. Читатель должен проникнуться сочувствием к персонажам, то есть мысленно стать соучастником давно минувших событий. А всегда ли может вызвать сочувствие обыкновенный музейный экспонат, даже, если к нему приложено пояснение? Далеко не у каждого. Для этого нужно вызвать игру воображения, чему и служат вершины духовной и материальной культуры прошлых веков, излучая невидимые импульсы энергетики деяний древних мастеров. Но, чтобы воспринять эти импульсы в свою душу, нужны желания и соответствующие условия. Если настоящий роман хоть в какой-то мере способствует этому, то автор будет считать свою цель достигнутой.

    Трилогия охватывает временной диапазон с конца одиннадцатого века по тридцатые годы тринадцатого века, и представляет картину жизни населения Залесья, связи и взаимодействия с другими землями Руси. Этот период в истории Северо-Восточной Руси стал золотым веком, подарившим человечеству самобытную культуру мирового уровня. Создатели этих сокровищ остаются безымянными. Известий, подобных тем, которые мы имеем в последующих временах об Андрее Рублёве или Фёдоре Коне, в домонгольской эпохе не прослеживаются. В летописях упоминаются имена некоторых рукодельников, но, к сожалению, не связанных с их деятельностью в Залесье. Лишь один загадочный автограф высечен на камне среди рельефов на фасадах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском - "БАКУ".

    В романе дан обобщённый портрет мастеров, а также абрис обстоятельств, породивших необычайно яркую вспышку таланта нескольких поколений, длившуюся всего сотню лет.

    Перед монгольским нашествием творцы художественных сокровищ стояли на пороге качественно нового этапа развития искусства Залеской земли.

    В истории личность Юрия Долгорукого остаётся во многом загадочной. Он вместе с отцом Владимиром Мономахом был основоположником каменного храмоздательства в Залесье. Со своими сподвижниками князь Юрий строит не только храмы и крепости, он "закладывает фундамент" нового уклада жизни в своей волости.

    Посадник Мономаха в Залесье, боярин Георгий, сын варяга Шимона, не менее значимая и загадочная личность. Воспитатель княжича Юрия, его опекун, на протяжении всей своей долгой жизни оказывал огромное влияние на становление характера князя, на формирование отношений залесской чади к своей плодородной земле.

    Будущее Залесья побудило князя Андрея к возвращению в свою северную отчину. Властодержец боголюбский и владимирский изгоняет ростовских владык, Нестора, а затем и Леона. Он жёстко являет свою волю главе православной Церкви Руси, ставит Киев на колени. У Андрея грандиозные замыслы по обустройству волости, но гордый и упрямый характер князя приводит его к одиночеству. Он долготерпив, но не может простить измены своим сподвижникам, епископу Феодору и свояку Кучковичу.

    Те дела, как плод великого единого замысла, та философская сущность, которая позволила людям осознать себя творцами высокой культуры, всё это явилось результатом воплощения идей незаурядно мыслящего человека, коим был князь Андрей.

    Но, чтобы идеи овладели сердцами людей, недостаточно только одной головы с великими помыслами. К ней нужна душа великого мечтателя, человека поэтической натуры. И князь Андрей сумел создать такую атмосферу, такой социальный субстрат, в котором как явление возникли и выросли мастера, создавшие духовную и материальную культуру новой общности.

    Став преемником идеи единодержавия, Всеволод упрочил её основы, заложенные братом. Носитель славянской и византийской нравственности, он перенёс этот симбиоз в творческую среду своих рукодельников.

    Великий князь Всеволод был во власти своего времени и не смог предотвратить распад Владимирской земли на уделы. Более того, вопреки древним устоям Руси, он способствовал этому своей чрезвычайной и ошибочной волей о передаче наследственного стола младшему сыну.

    Наряду с известными историческими личностями в романе приведены вымышленные персонажи - другого романисту не дано, иначе невозможно связать в единую цепь исторические события. Но романист должен чувствовать такт, и определять в какой степени он может вторгаться с домыслами в сложнейшую паутину человеческих взаимоотношений столь глубокой древности.

    Казалось бы, разделяющие нас от времени излагаемых событий девять столетий навсегда покрыли тайной жизнь наших предков. Это не совсем так. Сопоставление и анализ отдельных, часто противоречивых исторических фактов иногда дают изумительные открытия.

    В трилогии развёрнута панорама событий в землях Руси на протяжении ста пятидесяти лет.

    В первой книге повествование развивается несуетно - так складывалась жизнь в Залесье, далёком от бурной жизни южных земель, насыщенной походами в Степь. Ростово-суздальская чадь в глубинах своего подсознания чувствовала проблески медленно поднимающейся зари над своей землёй, ощущали сердцем светлые грядущие времена, зарождавшие импульсы к накоплению творческого потенциала.

    Относительно короткий отрезок времени, всего тридцать пять лет, охватывает вторая книга. Занявшаяся заря истории над Залесьем озарила необычайный творческий подъём людей, увидевших свет над своей землёй, высветила плоды их жизнерадостного труда, судьбой предназначенные удивлять своей самобытной красотой многие будущие поколения.

    Ещё более стремительно развиваются события в третьей книге. Яркое солнце вставало над Залесьем, но вдогонку светлому утру сгущались грозовые тучи. И ни князья с боярами, ни простая чадь не представляли всей трагичности последствий жестоких усобиц. Не видели они грозы, надвигающейся с востока.

    Обращая взор в прошлое, довольно сложно понять отдельные события, ориентируясь на жизненные принципы сегодняшнего времени. Приблизиться к пониманию психологии и движущей силы поступков далёкого от нас времени, можно только при адекватном мышлении с людьми той эпохи.

    Проникая в глубины истории своим разумом, человек ощущает её доступность для своего понимания. Ведь прошло всего тридцать поколений. Однако забыть свои корни, как показала та же история, можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память.

    Проникая в глубины истории, романисту нужно быть в какой-то мере исследователем, то есть использовать научные методы, а исследователю необходимо обладать хоть немного качествами психолога.

    Как соединить пламя и лёд, иррациональное мышление художника с логикой исследователя? Столь сложная задача возникла перед автором при написании романа. Что получилось - судить читателю.

    "А пишу вам се слово того деля,
    чтобы не перестала память родителей
    наших и наша свеча бы не погасла".

    Симеон Гордый

    Карта Руси в 1157 году

    Карта Руси 1157

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Вернуться на оглавление

    1

    - Ратибор, его сын Ольберг, Славата, Итларь, Китан - личности исторические. Олаф - вымышленный персонаж. При раскопках в Суздале была найдена фибула с насечкой 'ОЛАФ'. Без сомнения - имя варяжского происхождения.

    2

    - В 1970-х годах на территории Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале при археологических раскопках были обнаружены остатки жилищно-кузнечно-литейного комплекса XII века.

    3

    - Филиппов день - начало Рождественского поста 15 ноября. Мясопуст - неделя перед Великим постом, масляница.

    4

    - История оскопления Ефрема неизвестна. В молодости он был ключником у киевского князя Изяслава Ярославича, затем стал иноком Печерского монастыря. Был послан на 'стажировку' в Византию, где жил много лет и побывал в разных местах Средиземноморья. С возвращением в Русь, он был возведён в сан епископа, а с 1089 года рукоположен в сан митрополита. Привёз с собой Устав Студийского монастыря.

    5

    - Золотая гривна (змеевик) Мономаха найден археологами, и известен в научной литературе под названием 'Черниговская гривна'.

    6

    - В Муроме ещё велика была языческая прослойка. Община Спасского монастыря едва набирала силу своего духовного влияния на окружающее население.

    7

    - Олег Святославич был крёстным отцом Мстиславу, сыну Мономаха.

    8

    - Череп со следами криминального происхождения был найден без скелета в культурном слое XII века при археологических раскопках на территории ростовского кремля в 1993 году.

    9

    - Левобережные половецкие племена, называемые лукоморскими или переяславскими половцами, действовали самостоятельно от правобережных поднепровских половцев, называемых Корсунскими половцами.

    10

    - На Руси здателями называли и гончаров, и строителей кирпичных (каменных) зданий. Здень - глина; здань - кирпичный.

    11

    - Следующий сын Мономаха, Андрей, родится в 1102 году.

    12

    - При археологических раскопках в 1949 году здесь обнаружены остатки обжигательных печей.

    13

    - Апостол Пётр в ночь перед казнью Христа, услышав глас петуха, вспомнил слова Христа: 'Ещё петух трижды не прокричит, как ты трижды отречёшься от меня'.

    14

    - В научной литературе имеются сведения об участии зодчих из Грузии в строительстве церкви Успения Богородицы в Киево-Печерском монастыре.

    15

    - Археологическими раскопками установлено, что глубина фундамента собора Мономаха составляет 0,6 м от поверхности почвы начала XII века.

    16

    - В раскопках были обнаружены мозаичные кубики трёх цветов.

    17

    - Часть надписи '...молчал Иване...' обнаружена на штукатурке XII века.

    18

    - В слое XII века у западного входа в собор была обнаружена вымостка дорожки из плинфы, поверх которой находился истлевший слой древесины.

    19

    - В летописи есть любопытная запись: 'В се лето (1128 год) преяша церковь Дмитрия Печеряне и нарекоша ю Петра с грехом великим и неправо'.

    20

    - В северо-восточном углу древнего города была обнаружена археологами фибула (застёжка) с надписью из знаков рунического алфавита: 'SAOLAFS', что означает в переводе на древнерусский язык 'се Олафа', на современный - 'это Олафа', то есть принадлежащее Олафу. Возможно, это было имя мастера, сделавшего эту фибулу, а возможно имя владельца одежды (корзно), застёгивавшейся этой фибулой. В некоторой литературе перевод рунических знаков представляется как 'ОЛАВ'.

    21

    - См. примечание 18.

    22

    - На штукатурке первого каменного собора в Суздале имеются остатки двух разновременных росписей.

    23

    - Остатки истлевших ограждений из частоколов обнаружены при раскопках.

    24

    - При изучении подземной части суздальского собора установлено, что основание под фундаментами имеет сложную неоднородную структуру. По направлению с северо-запада к юго-восточному углу здания прослеживается насыпной грунт на глубине до четырёх метров от современного уровня земли, т. е. до установки храма здесь существовала какая-то канава, которую при выравнивании площадки засыпали землёй. Не исключено, что это был ров капища.

    25

    - Комплексные исследования подземной части суздальского собора показали, что именно такова была технология строительства храма в середине XII века.

    26

    - Плинфа с отпечатками пальцев детской руки, обнаружена при раскопках возле суздальского Рождественского собора. Подобные находки в разное время обнаруживались и при исследовании памятников XVII века. Всё это свидетельствует о практике широкого применения детского труда в строительстве в древние времена.

    27

    - Всеволод Ольгович обещал после себя отдать Киев брату Игорю и заставил Мстиславичей, Владимира и Изяслава, и своего брата Святослава целовать крест на признание Игоря старшим князем, хотя тот не был старшим по возрасту в Ярославовом роде. Первого августа 1146 года Всеволод умер. Киевляне, недовольные Игорем и его братом Святославом, пригласили на свой стол Изяслава Мстиславича, сидевшего в Переяславле. Захватив власть, Изяслав велел заковать цепями Игоря и отправить в Ивановский монастырь в Переяславль.

    28

    - КОНАЗ - первоначальная транскрипция слова КНЯЗЬ. Две составляющие: КОН, т. е. покон, начало, и АЗ - я, означают: начало во мне, я первый.

    29

    - Для прочности по периметру внутрь стен древних храмов закладывали дубовые брёвна.

    СЛОВАРЬ АРХАИЗМОВ

    Вернуться на оглавление

    Агаряне - потомки Измаиловы, происшедшие от рабы Аврамовой Агари.
    Акафист - церковное пение во славу Христа, Богородицы и святых.
    Алкион, алконост - зимородок, откладывающий яйца на морских песчаных побережьях и высиживающий птенцов в 14 тихих зимних дней (7 до солнцестояния и 7 после).
    Аналой - подставка для книг.
    Антиминс - шёлковый плат с частицами мощей, возлагаемый на престол в храме.
    Ареопаг - верховный суд, собрание.
    Архонт (визант.) - чиновник, правитель.
    Ачесь - сейчас.
    Аще како - ужели не.
    Аще сице - верно.
    Бармы - наплечие торжественной одежды.
    Белесь - мелкая рыба.
    Бесчиние - беспорядок.
    Бирюч - глашатай.
    Блажение - искушение.
    Блазниться - сомневаться, ошибаться.
    Блядение - блудовство, разврат.
    Бобыль - безземельный.
    Божий человек - богатырь, герой.
    Болоние - низменное место, заливной луг.
    Болонь - пространство между двумя валами в городе.
    Борзо - быстро, стремительно.
    Братчина - складчина, совместная пирушка прихожан храма.
    Бренный - слабый.
    Буесть - дерзость, горячность.
    Вапие - краска.
    Вапница - кисть изуграфа.
    Веглас - умный.
    Ведец - проводник.
    Вежа - башня, шатёр, становище кочевников.
    Вельми - весьма.
    Вепрь - кабан.
    Вереи - столбы воротные.
    Вересень - сентябрь.
    Ветрила - паруса.
    Вечина - судебное постановление.
    Взварец - напиток из пива, вина и мёда с пряными добавками.
    Видок - свидетель.
    Вира - штраф.
    Вмале еси - кратковременно.
    Вназвесть - внезапно.
    Возблажение - прихоть, развеселение.
    Возгря - сопля.
    Волоковое окно - щелевидный небольшой проём в стене с деревянной задвижкой.
    Волостель - правитель волости.
    Воскомастих - специальная смесь ароматических веществ на основе воска.
    Востяжати - добиться.
    Вотще - напрасно.
    Воштие - овощи.
    Вощаницы - дощечки со слоем воска для записей.
    Вскую - зачем, почему.
    Вспаки - наоборот.
    Встань - бунт, восстание, взбунтовавшийся люд.
    Всяко - непременно.
    Вуй - дядя.
    Выпестовать - воспитать.
    Выть - участок земли.
    Выя - шея.
    Гатить - мостить брёвнами дорогу.
    Глота - толпа.
    Глумилище - место игрищ.
    Гнесь - нечистота, грязь.
    Гобино - урожай, состояние, богатство.
    Година - минута, время вообще.
    Гойтан - шнурок для подвязки волос.
    Голядь - одно из литовских племён, сидевшее в междуречье Угры и Протвы.
    Горнец - горшок.
    Гостинец - торговый путь.
    Грабарь - землекоп.
    Графья - контур рисунка.
    Гридница - просторное помещение для приёмов. Первоначально место для гридей - княжьей стражи.
    Гудцы - музыканты.
    Давленина - мясо незарезанного животного.
    Даны - датчане.
    Десница - правая рука.
    Детинец - внутренняя крепость города.
    Дикирий - двухсвечник для осенения народа.
    Длани - ладони.
    Днешний - нынешний.
    Доличие - расследование, доказательство.
    Дом ангельский - монастырь.
    Домилища - ветхие дома, хижины.
    Домовина - гроб.
    Дробник - родной сын.
    Дышло - срединная оглобля при парной упряжке.
    Дядька - воспитатель.
    Егда како - может быть.
    Единаче - всё-таки.
    Елань - луговая равнина.
    Еловец - остроконечное завершение шлема с матерчатым флажком.
    Емцы - сборщики налогов.
    Ендовина - ложбина.
    Епитимья - духовное наказание.
    Епитрахиль - часть облачения священника, надеваемая на шею, с длинными концами, означает снисходящую благодать Святого Духа.
    Жаловальная грамота - документ, подтверждающий право на владение имуществом, землёй, угодьями, сёлами, деревнями и др., переданными на каких-либо условиях.
    Жальница - кладбище.
    Живот - утроба, жизнь, имущество.
    Жизнь - богатство, имение.
    Жито - имущество.
    Жиковины - узорчатые кованые дверные навески.
    Заборолы - верхние площадки на оборонительных стенах со специальными проёмами для боя.
    Зажитье - добывание прокорма для войска.
    Займище - отдельный участок земли, усадьба вне города.
    Закладень - закабалённый за долги.
    Закуп - наёмный работник для обработки земли.
    Занежь - хотя, однако.
    Застреха - карнизная доска.
    Здатель - строитель каменных сооружений, зодчий.
    Здень - глина.
    Зелейный - ядовитый.
    Знаменщик - главный изуграф.
    Знамя, знамёно, стяг, прапор - 1) отличительный знак, прикрепляемый к древку копья; 2) знак владельца земли на деревянном столбе, стволе дерева.
    Извет - оправдание.
    Изволение - желание.
    Изрядный - особенный, превосходный, отменный, достойный.
    Изуграф - живописец, художник.
    Инок - монах.
    Ирий - сад, рай.
    Исады - пристань.
    Исправливатися - разузнавать.
    Исходник - разведчик.
    Камилавка - головной убор монаха (чёрная), иерея, протоиерея (фиолетовая).
    Квасник - пьяница.
    Кика - нарядный женский головной убор.
    Киот - место для иконы.
    Клак - известь.
    Клеврет - друг, товарищ по работе.
    Клобук - 1) шапка с меховой опушкой; 2) головной убор архиерея, иеромонаха, иеродиакона.
    Ключение - происшествие.
    Кожух - меховая зимняя верхняя одежда.
    Колты - височные подвески.
    Комары - каменные своды.
    Копаница - ров.
    Копьно - дёрн.
    Корзно - плащ, накидка.
    Кормильчич - воспитатель.
    Корста - гроб.
    Костоломка - ревматизм.
    Котора - распря, ссора.
    Кочтники - рыбаки.
    Коубец - кубок.
    Крин, окрин - глиняный кувшин.
    Кубара - разновидность речного судна.
    Ланиты - щёки.
    Левкасие - грунт под живопись.
    Лепший - лучший, приятный.
    Личины - шлемы с металлическими масками.
    Ловы - охота.
    Ложница - спальня, ложе.
    Лотыга - негодяй, негодница.
    Лычницы - лапти.
    Лядвия - бёдра.
    Лядина - пахотный участок, поросший сорной травой.
    Ляхи - поляки.
    Матица - потолочная балка.
    Межень - середина лета.
    Мережники - рыбаки.
    Мизинный - младший, низший.
    Мних - монах.
    Мовница - баня, помещение для омовения.
    Мокошь - языческая богиня восточных славян.
    Мост - пол в деревянной постройке.
    Мусикия - музыка.
    Мусия - мозаика с поливой.
    Мытищи - застава пошлинных сборов.
    Мыто - пошлина за товары.
    Мягкая рухлядь - пушнина.
    Назнаменование - картина, изображение, рисунок.
    Накапка - род фаты.
    Напы - наёмники.
    Наручи - браслеты.
    Неверный - язычник, иноверец.
    Ничтоже - немного.
    Номоканон - сборник церковных правил (законов) 545 года. На Руси назывался Кормчей книгой.
    Обапол - по ту и по другую стороны.
    Обаче - однако, впрочем.
    Обезы - грузины.
    Обет - обещание.
    Облестник - обманщик.
    Ово - либо.
    Овощник - огород.
    Огневщики - пожарные смотрители.
    Огнищанин - управляющий хозяйством.
    О двух жильях - двухэтажный.
    Озадок - наследство, приданое.
    Озор - традиция, обычай.
    Озорно - обычно.
    Озритися - осмотреться.
    Околенка, оконница - оконная рама.
    Окрин - глиняный кувшин.
    Окуп - выкуп.
    Омельнив - охотник по найму.
    Омраза - ненависть.
    Онафема - отлучение от церкви.
    Онучи - обмотки на ногах.
    Опашень - верхняя летняя одежда.
    Опольная земля - обработанная земля.
    Орать - пахать.
    Осанна - восхваление.
    Оскеп - алебарда с копьём на конце.
    Осклабитися - улыбнуться.
    Ослоп - дубина с утолщением на конце.
    Острожье, острог - бревенчатый тын городской ограды с заострёнными верхними концами.
    Осьмина - 100 литров.
    Отарица - 1) плата господина наёмным земледельцам; 2) земельный надел.
    Отрок - молодой служитель при князе или боярине, младший дружинник.
    Отрочник - наследник.
    Отчина - наследуемая земля.
    Отчич -наследник, наследственный арендатор.
    Отъезжая пошлина - пошлина с вывозимых товаров.
    Оураз - боевой клич, призыв к бою.
    Оурманы - норманны.
    Охабень - верхняя длиннополая одежда.
    Охабитися - прекращать.
    Охреян - неотёсанный, неуклюжий.
    Ошую - влево, левая сторона.
    Паки - вдобавок, в свою очередь, в таком случае, даже, ещё, затем, и, или же, назад, напротив, однако, опять, по-прежнему, потом, с другой стороны, снова, тем не менее, тогда.
    Пардус - леопард.
    Пасынки - младшие дружинники.
    Паче - а, более, более того, более чем, вопреки, в особенности, выше, кроме, лучше, назад, не, однако, помимо, предпочтителнее, против, сверх, сильнее.
    Перевет - измена.
    Переклюкать - превзойти, перехитрить.
    Персь, перси - грудь, груди.
    Пестун - воспитатель, наставник.
    Писало - специальная палочка с заострённым концом для нанесения контура рисунка по сырой штукатурке, а также для писания на вощаницах.
    Платно - одежда.
    Племеньство - знатность.
    Плинфа - плоский кирпич.
    Подать - обобщённое название налогообложений.
    Подволока - потолок.
    Подъездной - посыльный.
    Поземь - налог на землю.
    Позор - зрелище.
    Позоротай - разведчик.
    Покон - закон, правило, начало.
    Покрута - долг.
    Полати - верхний ярус в храме, настил под потолком в избе.
    Полетный - ежегодный.
    Полк - войско, воинский стан, военный поход.
    Помочное - судебная пошлина.
    Понёва - длинная рубаха свободного покроя.
    Пороки - стенобитные орудия.
    Порты - одежда.
    Поруб - темница.
    Посажение на коня - то же, что постриг.
    Постриг - обряд введения в гражданские права княжичей в 5-7-летнем возрасте.
    Пособь - помощь.
    Посягать - женить, выдать замуж.
    Потуга - повинность.
    Потщание имают - обеспокоены.
    Пошва - земля.
    Презреть - унизить, пренебречь.
    Презорливый - надменный.
    Прелесть - соблазн.
    Присно - всегда, непрестанно.
    Проумышление - соображение.
    Пря - спор.
    Радостама - розовая вода.
    Рало - соха, плуг.
    Резы - вид налоговых сборов, прибыль.
    Ремество - искусство.
    Риза - 1) верхнее покрывало престола в храме; 2) праздничная верхняя одежда священника.
    Робич - раб.
    Ролейный закуп - наёмный работник по обработке земли.
    Роспевщик - регент церковного хора.
    Росты - прибыль от ссуд.
    Рубище - ветхая одежда.
    Рундук - крылечный приступок.
    Русленый (квас) - цеженый.
    Рухлядь мягкая - пушнина.
    Рыльце - лопата.
    Ряд - порядок.
    Рядович - помощник тиуна.
    Саами - финны.
    Свада - ссора.
    Сведок - свидетель.
    Свеи, свионы - шведы.
    Семеч - раб.
    Сестрич - племянник по сестре.
    Сечень - февраль.
    Сечцы - воины, вооружённые мечами.
    Сице - так, таким образом.
    Скала - специальное покрытие под кровельным тёсом из листов берёзовой коры. Применялась как гидроизоляционная прокладка и в других случаях.
    Скора - мех, шкура.
    Скотница - помещение для хранения различных ценностей.
    Смерды - низшее сословие свободных поселян.
    Снегоходы - лыжи.
    Собина - собственность.
    Солнечный камень - янтарь.
    Сопель - флейта, свирель, дудк
    а. Софияне - так называли новгородцев, иногда не только софийской стороны, но и торговой.
    Список - копия с рисунка или текста.
    Спорина - изобилие.
    Срачица - 1) нижнее покрывало престола в храме; 2) нижняя одежда, сорочка.
    Сступитися - сойтись в бою.
    Ставило - отвес.
    Стенник - каменщик на стройке.
    Столец - стул.
    Сулица - короткое метательное копьё.
    Тать - вор, разбойник.
    Татьба - разбой, воровство.
    Тесль - плотник, топор.
    Тиун - лицо, состоящее на княжьей или боярской службе.
    Толковник, толмач - переводчик.
    Трикирий - трехсвечник для осенения народа.
    Тягло - оброк, повинность.
    Убрус - плат, полотенце.
    Угры - венгры.
    Умащивания - мазь для растирания
    Унотство - юность.
    Унший - полезный.
    Учинить исправу - разобраться.
    Уязвлённый - раненый.
    Хамова земля - Египет, земля, доставшаяся сыну Ноя Хаму.
    Харалуг - булатная сталь.
    Хвалисское море - Каспийское море.
    Хиротонисание - обряд посвящения архиереев и священников.
    Хорос - многоярусный подсвечник.
    Чадь - люди разного сословия и состояния.
    Чадь нарочитая - важные люди.
    Чадь старая - бояре старинных родов.
    Чело - голова, лоб.
    Червлёные - красные.
    Чернец - монах.
    Черница - монашка.
    Чёрные клобуки - северокавказские народы, состоявшие в союзе с Русью.
    Чресла - бёдра.
    Шандал - напольный подсвечник.
    Шуица - левая рука.
    Юнот, юнотка - юноша, девушка.
    Ятие - арест.
    Ярига - одежда оборванца.
    Ярл (сканд.) - князь.

     Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список