История этого мужского монастыря, как и других монастырей, находящихся в наши дни в центре Москвы, восходит к далёкому прошлому.
По преданию, он был основан в 1326 году князем Иваном Калитой и митрополитом Киевским, Московским и Всея Руси Петром, а первым его строением была небольшая деревянная церковь, сооружённая в честь первосвятителей Петра и Павла, по имени которой обитель стала в то время называться Петропавловской.
Однако, после кончины митрополита Петра, принявшего в 1325 году предложение Калиты о переносе митрополичьей кафедры в Москву и посмертно причисленного в 1337 году Константинопольским Вселенским собором к лику святых, Иван Калита принял решение о переосвящении церкви Петра и Павла в церковь святителя Петра митрополита, после чего и монастырь стал именоваться Петровским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учётом места его расположения близ слободы Высокой, находившейся невдалеке от Китай-города).
Московская улица Петровка, на которой находится монастырь, богата своими историческими и архитектурными памятниками. Среди них известные всем Большой театр и здание ЦУМ"а (бывшего магазина фирмы "Мюр и Мерилиз", перестроенного в 1908 году по проекту Р.И Клейна) - именно они открывают перспективу этой улицы, начинающейся от Театральной площади. Ну, а далее - бывшие дома Хомяковых и французского виноторговца Депре у перекрёстка Петровки с Кузнецким мостом, и не менее известное, чем ЦУМ, здание Петровского пассажа. Ещё далее - бывшие усадьбы Воронцовых-Раевских и купца Кирьякова (конец XVIII века). Ближе к бульварному кольцу, с левой стороны улицы находится красивое строение, построенное в XVIII веке в неоклассическом стиле по проекту М.Ф.Казакова и известное как "дом Губина" (в нём сейчас размещается музей современного искусства).
Вот здесь, у пересечения Петровки с Бульварным кольцом, напротив дома Губина, и расположен выделяющийся своими устремлёнными в небо церковными куполами ансамбль зданий Высоко-Петровского монастыря.
На улицу Петровка обитель выходит своей западной частью, и с этой стороны роль ограды монастыря выполняет наружная стена здания монастырских братских келий, более известного здесь как Нарышкины палаты (подробнее о них - в дальнейшей части очерка).
На первом снимке - вид на Нарышкины палаты и монастырскую колокольню с улицы Петровка.
При входе на территорию монастыря взор останавливается прежде всего на старейшем его каменном храме с совершенно необычной для русских церквей архитектурой - соборе Петра митрополита (на втором снимке показана его нижняя часть).
Этот собор был сооружён в 1514-1517г.г. в оригинальном столпообразном стиле итальянским зодчим Алевизом Фрязином Новым, которого для строительства каменных зданий в конце XV века пригласил в Москву великий князь Василий III (по проекту этого архитектора были сооружены также в числе прочих Архангельский собор в Кремле и собор в честь Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре). Главной святыней собора являются мощи святителя Петра митрополита.
На следующем снимке - восстановленный недавно алтарь собора Петра Митрополита.
Невдалеке от собора Петра митрополита - Боголюбская церковь.
Эта церковь - второй по времени сооружения каменный храм Высоко-Петровского монастыря. Её строительство в 1684-1685г.г., как и строительство некоторых других монастырских зданий, связано с именем бояр Нарышкиных, предков Петра I по материнской линии. Усадьба Нарышкиных находилась рядом с монастырем, и Петровская обитель являлась постоянным местом молений боярской семьи, в том числе матери Петра, Натальи Нарышкиной. Позднее территория этой усадьбы вошла в монастырский комплекс, а Нарышкины стали покровителями обители. Народное предание не исключает того, что имя Петру I дано было его матерью в честь святого Петра митрополита, первого святого Северо-Восточной Руси.
Боголюбская церковь, названная так во имя Боголюбской иконы Божией Матери, стала усыпальницей рода Нарышкиных. Рядом с ней - небольшое здание часовни-усыпальницы Кирилла Полуэктовича Нарышкина, отца Натальи Нарышкиной.
Здесь же, поблизости от собора Петра митрополита и Боголюбской церкви находится величественное двухэтажное здание трапезной церкви, освященное во имя преподобного Сергия Радонежского. На очередном снимке - вид на этот храм, с крыльца и паперти которого Пётр I, по словам его современников, любил наблюдать монастырские крестные ходы.
Историю возведения этого храма связывают с тем, что в 1682 и 1689 г.г. во время стрелецких бунтов Пётр I укрывался в Троице-Сергиевой лавре. После возвращения в Москву он решил построить здесь, в Петровской обители, храм во имя Сергия, своего духовного покровителя, и в память о своём спасении во время бунтов. Строительство храма было осуществлено в 1690-1694г.г.
Святынями этого храма являются частицы мощей Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Спиридона Тримифунтского (последние хранятся в алтарной части церкви), а также Киево-Печерских святых.
Следующий снимок - вид интерьера храма Сергия Радонежского.
И ещё один снимок этого храма - его вид с противоположной, южной половины монастырского двора, куда можно пройти под аркой с мостом, соединяющим паперть этого храма со вторым ярусом Нарышкиных палат.
Очередной снимок - вид с паперти храма Сергия Радонежского на монастырскую колокольню со Святыми вратами и надвратной церковью Покрова Богородицы, а также на собор Петра митрополита и пятиглавую Боголюбскую церковь. Слева от колокольни видна небольшая церковь Толгской иконы Божией Матери.
Возведение церкви во имя Толгской иконы тоже связано с именем Петра I и его пребыванием в Троице-Сергиевой лавре во время стрелецких бунтов. Сооружена она была во время царствования дочери Петра, императрицы Елизаветы Петровны. Своё название церковь получила в связи со спасением Петра от стрелецкого бунта 8 августа 1689 года - в день, когда чествуется икона Толгской Богоматери (8 августа по старому стилю).
Вскоре (тоже во времена Елизаветы Петровны) в 1753-1755г.г. во внутреннем монастырском дворе, у южных его ворот, была построена ещё одна небольшая церковь. Сооружена была она на средства настоятеля монастыря архимандрита Пахомия и была освящена в честь его небесного покровителя Пахомия Великого, поэтому называлась она в то время Пахомиевской церковью.
В 1812 году монастырь сильно пострадал от пребывания в Москве французского войска, особому разрушению и надругательству при этом подверглась Пахомиевская церковь. Восстановлена она была лишь через столетие, в 1914 году и была вновь освящена как церковь святых Петра и Павла.
Вот как выглядит сегодня пока ещё не подвергшаяся современной реставрации эта церковь (снимок сделан из внутреннего монастырского двора).
Отсюда же, из южной части монастырского двора, открывается обзорный вид на двухярусное здание Нарышкиных палат, построенных как братский корпус для монастырских насельников. Часть этого здания, примыкающую к церкви Петра и Павла, можно увидеть на предыдущем снимке.
К помещениям второго яруса Нарышкиных палат можно пройти от паперти церкви Сергия Радонежского по мосту, перекинутому через арку, ведущую во внутренний двор обители. Отсюда, от моста, ведёт к палатам широкая галерея, придающая особую красоту архитектуре этого здания.
Очередной снимок с видом на эту галерею и Нарышкины палаты сделан с надарочного моста, с места, расположенного в шаге-другом от церкви Сергия Радонежского. На заднем плане снимка - церковь Петра и Павла.
Для монастырских колоколов, пока ещё не поднятых на колокольню, сооружена временная наземная звонница. Она-то и позволила поближе познакомиться с этими колоколами. На фотографиях - общий вид звонницы и некоторых из её колоколов.
Эти снимки позволяют увидеть, насколько сложной и филигранной с художественной точки зрения была и остаётся техника русских мастеров, владеющих искусством отливки чудо-колоколов, каждый их которых (и так это было по всей Руси) является уникальным и неповторимым не только музыкальным, но и художественным творением.
***
Монашеская жизнь в Высоко-Петровском монастыре была прекращена в 1922 году (по другим данным - в 1918 году), тогда же был упразднён и сам монастырь. Некоторое время для прихожан ещё продолжали действовать его храмы, последний из которых, Боголюбский, был закрыт в 1929 году. Долгие годы монастырские здания и сооружения использовались для различных хозяйственных нужд.
Возвращен церкви монастырский комплекс был лишь в начале 1990-х. В 2009 году здесь возрождена монашеская жизнь. Реставрация монастыря ещё не закончена, и я надеюсь пополнить этот фотоочерк новыми снимками восстановленных зданий и интерьеров или обновить те из фотографий, которые к завершению реставрации в какой-то мере устареют.
Думаю, что произойдёт это в самом недалёком будущем.