Шурыгин Александр : другие произведения.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь (фотоочерк)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(фотоочерк)

   Пафнутьев мужской монастырь - один из старейших и особо почитаемых в России. Основан он был в 1444 году в нескольких километрах от города Боровска Калужской области. Известность и авторитет обители связаны прежде всего с выдающейся личностью его основателя прп.Пафнутия.
   Значительную известность монастырь, ставший со временем своеобразной оборонительной крепостью, приобрел также в связи с событиями 1610 года, когда войско Лжедмитрия II, двигавшееся из Калуги на Москву, после нескольких дней осады и в результате предательства захватило укрепленную обитель и полностью уничтожило её вместе с находящимися в ней двенадцатью тысячами защитников, в том числе насельниками монастыря, жителями близлежащих селений и ратниками царского воеводы князя Михаила Волконского. Из защитников монастыря не уцелел никто, погиб в бою и князь Волконский.
   На этом трагические дни возрождаемой заново обители не кончились, они вновь тяжелой болью отозвались в последней трети XVII века во время никоновских реформ и раскола в русской православной церкви. Сюда, в монастырь был дважды сослан (до последующей ссылки в заполярный Пустозерский острог) и находился в заключении непримиримый противник реформ, духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, а неподалеку отсюда погибли в заточении покровительницы Аввакума - приближенная царицы боярыня Морозова и её сестра княгиня Урусова. Жертвами реформ стала и часть местных церковных и монастырских должностных лиц (в том числе бывший игумен Пафнутьевой обители, епископ Павел), а также насельники обители, выступившие против реформ и принявшие сторону ревнителей древнего благочестия.
   Не обошли монастырь стороной и события 1812 года. Среди главных разрушений и потерь этого времени - богатая монастырская библиотека, уничтоженная наполеоновскими войсками.
   И вновь тяжелые 20-е годы века XX - монастырь и его храмы прекратили существование, а его здания и территория использовались сначала как исправительная колония, а позднее - как сельскохозяйственный техникум.
   Но все же, когда речь заходит о Пафнутьевом монастыре, прежде всего вспоминают не эти тяжёлые времена, а прп.Пафнутия и его роль в создании и обустройстве обители, остающейся до наших дней не только важным духовным центром, но и известной своими сохранившимися памятниками русской истории, культуры и архитектуры.
  
   Прп.Пафнутий (в крещении Парфений) родился в 1390-е годы невдалеке от Боровска в селе Кудиново. В восемнадцатилетнем возрасте он ушел в монастырь Покрова Божьей Матери, который находился в селе Высоком, близ Боровска. Здесь он принял монаший постриг, а со временем стал настоятелем монастыря. В этой обители он пробыл более двадцати лет, тяжело заболел, но исцелился и, отказавшись от настоятельства, решил удалиться в более уединенное место, которым в конце концов стали леса под Боровском.
   Здесь он поселился с одним из своих учеников. Вскоре к ним примкнула новая братия, и в 1444 году началось строительство деревянной церкви Рождества Божьей Матери. Этот год считается датой основания Пафнутьева монастыря.
   Что касается упомянутого ранее монастыря Покрова Божьей Матери в селе Высоком ( ныне оно территориально входит в состав Боровска), где начинал свой путь в монашестве Пафнутий, то просуществовал этот монастырь до 1764 года. На его территории в 1621 году был построен деревянный храм Пресвятой Богородицы, сохранившийся в значительной мере в своём первозданном виде до наших дней (конечно, с учётом проведенных здесь некоторых реставрационных работ). Храм этот и холм, на котором он построен, напоминают о годах, которые провел здесь Пафнутий.
  
   Вот как храм Пресвятой Богородицы в бывшем селе Высоком выглядит сейчас

 [А.Шурыгин]

   На храме установлены две памятные доски, напоминающие о неразрывности минувших и нынешних времён

 [А.Шурыгин]

   Отсюда, с высокого холма, на котором находится храм, открывается вид на лежащие за рекой Протвой пригородные дали. Виден (на очередном снимке в правой его части) и Пафнутьев монастырь, куда мы вскоре направимся

 [А.Шурыгин]

   Завершая это небольшое отступление о жизни Пафнутия, нужно сказать, что игуменом вновь созданного им монастыря он пробыл более тридцати лет, вплоть до своей кончины. Нельзя при этом не упомянуть воспитанных здесь его учеников, среди которых особое место занимает Иосиф Волоцкий, ставший игуменом после смерти Пафнутия в 1477 году, а затем основавший не менее известный Иосифо-Волоцкий монастырь близ Волоколамска.
  

***

   Вступительная часть этого фотоочерка получилась не столь короткой, как хотелось бы. Ну, а как можно было бы короче рассказать о богатой историческими событиями обители? Ведь слава её в давние времена была такой, что сюда на богомолье приезжали великие князья древней Руси Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Фёдор Иоаннович, Михаил Романов, Алексей Михайлович, а также многие удельные князья и именитые бояре.
  
   Ну, а теперь слово фотографиям с краткими историческими или событийными комментариями к ним.
   На очередном снимке - Святые ворота монастыря, памятная доска на которых гласит: "Памятник архитектуры XVI-XVIII веков Пафнутьев-Боровский монастырь. Подлежит охране как народное достояние"

 [А.Шурыгин]

   Следующий снимок - ещё один вид Святых ворот с частью монастырской стены и проездной Георгиевской (Знаменской) башней

 [А.Шурыгин]

   Считается, что крепостная стена и башни (всего их шесть) были построены в разные годы XVI-XVII веков. Святые ворота в стене были прорублены и оформлены позднее.
  
   Главной архитектурной доминантой обители является собор Рождества Богородицы

 [А.Шурыгин]

   Возведен собор на том месте, где Пафнутий с братией построил первую деревянную церковь, которая в 1460-х годах была заменена белокаменным храмом, расписанным знаменитыми иконописцами Митрофаном и Дионисием. Этот храм просуществовал всего-навсего немногим более ста лет. В конце XVI века по повелению и на средства царя Фёдора Иоанновича вместо старого белокаменного храма был возведен новый кирпичный собор, сохранившийся до наших дней после ряда переделок в разные годы.
   Передняя часть собора (её мы видели на вышеприведенном снимке, она окрашена в желтый цвет) была пристроена в 1837 году как трапезная в дополнение к уже имевшемуся старому зданию трапезной (его мы увидим на следующем фото). Сейчас эта пристройка по своему первоначальному назначению не используется, она лишь расширяет размеры собора.
  
   Архитектурный ансамбль соборной площади (он на очередном снимке) формируют справа колокольня (конец XVII века), примкнувшая к старому зданию трапезной с церковью Рождества Христова (сооружена в 1511 году), а слева - корпус покоев архимандрита (или настоятельские палаты)

 [А.Шурыгин]

   В подклете отреставрированного здания колокольни сейчас размещается музей русской иконы. А здание старой трапезной, к северной стене которой примыкает колокольня, является самым старым зданием современного монастыря.
   В трёхэтажном бывшем корпусе покоев архимандрита, как и в старину, в настоящее время размещаются гостевые кельи, на одном из этажей проживает монастырская братия, а в нескольких комнатах второго этажа по-прежнему находятся покои настоятеля, сообщающиеся с церковью Митрофана Цареградского (Митрофановской церковью).
  
   Вот ещё один снимок настоятельского корпуса, снятый более крупным планом, на нём хорошо видна Митрофановская церковь

 [А.Шурыгин]

   Церковь, освященная во имя Митрофана, патриарха Цареградского, была построена в 1760 году и имела два входа - один с монастырского двора, второй, как уже упоминалось, из настоятельских палат. На этом снимке за Митрофановской церковью на заднем плане справа - небольшая изящная церковь пророка Илии (к ней мы ещё вернёмся в одной из последующих частей очерка), а левее её - квадратная угловая Сторожевая башня с четырёхскатной крышей.
  
   Вид на старый (он же и нынешний) трапезный корпус с колокольней открываются взору сразу же при входе на территорию монастыря, скрывая за собой Рождественский собор

 [А.Шурыгин]

   А вот как выглядят они на снимке, сделанном с восточной части монастырской территории

 [А.Шурыгин]

   На этом снимке на переднем плане видна часть поросшего травой неосвоенного пока участка территории обители. Здесь находился корпус сельскохозяйственного техникума, построенный в 1930 году, через несколько лет после закрытия монастыря.
   Мне не удалось увидеть этот корпус, он был снесен в 2015 году, но я разыскал в Интернете прекрасные по своему качеству обзорные фотографии монастырской территории, сделанные до 2015 года. Вот две из них, здание техникума здесь окрашено в желтый цвет

 []

 []

   Теперь эти фотографии можно считать историческими. Нет сомнения в том, что освободившийся участок земли будет использован для восстановления памяти о монастыре былых, давно истекших времён. Кстати, мне попалось упоминание о том, что снесённое недавно здание техникума было построено на том месте, где ранее находилась церковь Всех Святых с усыпальницей Волконских, Оболенских, Репниных, Щербатовых.
  
  

***

   Но вернёмся вновь к тому моменту, когда мы вошли в монастырь через Святые ворота. Вот как выглядят они со стороны монастырского двора

 [А.Шурыгин]

   На этом снимке в правой его части за деревьями скрылся небольшой старинный корпус бывшей Поваренной палаты. Он занимает юго-западный угол обители рядом с угловой Поваренной башней. Вдоль западной части монастырской стены (она слева от входа) расположены бывшие Западные братские кельи и далее за ними - Погребной корпус. Они на очередной фотографии

 [А.Шурыгин]

   На первом плане этой фотографии справа Погребной корпус (начало XVI века), на втором плане - Западные братские кельи (первая половина XVII века), над которым видна верхушка угловой Поваренной башни, на заднем плане - Святые ворота. Сейчас в корпусе братских келий располагаются паломническая служба и гостевые покои. В погребном корпусе в наши дни находятся складские помещения, кухня, братская трапезная и служебные помещения.
  
   Вдоль южного и восточного участков монастырской стены (справа от входа в обитель) длинной полудугой вытянулся двухэтажный Юго-восточный братский корпус с разбитым перед ним сквером. Построено это здание в начале XVII века

 [А.Шурыгин]

   В северо-восточном углу, между Сторожевой башней и Митрофановской церковью находится небольшой храм с двумя пристройками - это церковь пророка Илии с больничными палатами (Ильинская церковь), её мы видели на одном из предшествующих снимков.
   Точной даты постройки этой церкви нет, но существуют документы, косвенно свидетельствующие о том, что возведена она в последней трети XVIIвека.
  
   Известно, что в этой части монастыря, ещё до постройки Ильинской и Митрофановской церквей, были в 1612 погребены в братской могиле тела защитников обители, убитых и казненных при её захвате наёмным войском Лжедмитрия II. В память об этом событии на площадке, устроенной вблизи Ильинской церкви, несколько лет назад был установлен поклонный крест

 [А.Шурыгин]

   Есть в монастыре ещё один поклонный крест невдалеке от Святых ворот и проездной Георгиевской башни. Территория вокруг него усеяна крупными осколками необработанного камня

 [А.Шурыгин]

   Этот крест установлен, по-видимому, недавно на месте несохранившегося монастырского кладбища, которое находилось вокруг разрушенной в 1930 году церкви Всех Святых с усыпальницей Волконских, Оболенских и других именитых российских князей и бояр.
  
   И в заключение фотоочерка ещё несколько фотографий - это вид на южный фасад и восточную сторону собора Рождества Богородицы, два вида на Митрофановскую церковь и фото одной из икон прп.Пафнутия Боровского
  

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

   А.Шурыгин, июль 2017г.
  
  

   P.S. Приглашаю посмотреть другие фотоочерки о духовных обителях России: "Марфо-Мариинская обитель милосердия","Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Крутицкое подворье", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Троице-Сергиева лавра", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Давидова пустынь", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка",
а также фотоочерки "Усадьба Кусково", "Прогулки по Кузьминскому парку с фотокамерой", "Коломенское", , "Возрождённое Царицыно", "Коломна.Кремль и фотозарисовки старого города", "Кремль в Измайлово", "Волоколамский кремль", "Старый Серпухов", "Весеннее утро в Царицыно",

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"