Шурыгин Александр: другие произведения.

Иосифо-Волоцкий монастырь (фотоочерк)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
  • Аннотация:
    Фотоочерк об одной из самых известных и почитаемых духовных обителей России


ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

(фотоочерк)

   Иосифо-Волоцкий мужской монастырь (другое его название - Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь) - один из наиболее известных и почитаемых российских православных духовных центров, созданный, в отличие от многих других обителей, по единому архитектурному плану и сохранивший до наших дней свою цельность и самобытность.
   Своей известностью монастырь обязан прежде всего своему основателю и первому настоятелю - Иосифу Волоцкому, неординарной личности в истории русской православной церкви и российской истории в целом. Это был образованнейший человек своего времени, ревнитель православия, выдающийся церковный и общественный деятель, полемист и автор известных богословских трудов, основатель "иосифлянства" - направления монастырской жизни, сыгравшего важную роль в выборе путей развития русской православной церкви.
   Не менее известен монастырь с давних пор был и как духовный и культурный центр, собравший уже за первые десятилетия своего существования уникальную библиотеку рукописей и церковных книг (в середине XIX века она была передана в Московскую духовную академию).
   Социальное служение, вытекающее из сути "иосифлянства", также послужило известности монастыря далеко за его пределами. Забота о детях и стариках, помощь немощным и голодающим, а также крестьянам в ведении их хозяйства (особенно в неурожайные годы) - это тоже лишь часть многовековой и многосторонней жизни обители.
   Обустроенность монастыря, особо строгий устав монастырской жизни, следование канонам, установленным ещё Иосифом Волоцким, и, конечно же, его прекрасная архитектура и по-своему неповторимый яркий внешний облик на фоне окружающего пейзажа - всё это по-прежнему привлекает сюда не только приверженцев русской православной церкви, но и любителей российской истории, знатоков древнего зодчества, да и просто любителей прекрасного.
  

***

   Если говорить об истории обители, то предельно кратко она сводится к следующему.
   Датой основания монастыря считается 1479 год, когда Иосифом Волоцким со сподвижниками здесь была построена деревянная церковь во имя Успения Богородицы. На её месте ещё при жизни Иосифа в 1485 году возведён первый каменный Успенский храм (при его отделке здесь работал Дионисий с сыновьями). Современный Успенский собор построен в 1688-1696 г.г. на месте этого первого каменного храма.
   Первоначально монастырские стены были сооружены в XVI веке, перестроены во второй половине XVII века. При перестройке стен были возведены семь высоких башен. Святые ворота с надвратной церковью Петра и Павла в их современном виде тоже были построены в конце XVII века.
   В XVI-XVII веках отдельные постройки монастыря использовались для заточения еретиков, опальных церковных и государственных деятелей. В разное время здесь находились в заключении афонский монах Максим Грек (прибывший в 1518 году в Россию для перевода на русский древних греческих церковных книг и рукописей, и осужденный в 1525 году за якобы еретические высказывания), низложенный царь Василий IV Шуйский, сведенный с престола митрополит Московский Даниил и другие известные исторические личности.
   В Смутное время монастырь подвергся разорению, в том числе во время польской интервенции в 1611 году. Следствием этого разорения стала перестройка собора и монастырских стен во второй половине XVII века. Не миновали его и события военных действий в 1812 году во время пребывания наполеоновской армии в России.
   В 1922 году монастырь был закрыт, на его территории в последующие годы располагался детский дом.
   Русской православной церкви обитель была передана в 1990 году и в ней вскоре была возобновлена монастырская жизнь.
  

***

   После этого сравнительно небольшого вступления - слово фотографиям и кратким комментариям к ним.
   На первой из фотографий - общий вид на обитель со стороны рукотворных монастырских прудов, первый их которых был выкопан ещё при жизни Иосифа

 [А.Шурыгин]

  
   На втором снимке - Святые ворота монастыря с надвратной церковью Петра и Павла (1679г.). Это один из наиболее впечатляющих видов, поражающих взор своей нарядностью и праздничностью ещё до входа на монастырскую территорию.

 [А.Шурыгин]

  
   Авторство в создании Святых ворот, как и других сооружений обители, перестроенных во второй половине XVII века (в том числе Успенского собора и прясел монастырских стен с башнями) принадлежит талантливым русским зодчим Ивану Неверову (автору общего плана перестройки) и Трофиму Игнатьеву.
  

   Духовным и композиционным центром монастыря является Успенский собор, сохранившийся в почти неизменном виде с 1690-х годов

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

  
   Величественное и красивое здание собора, поражающее своей изысканной внешней простотой, с трёх сторон окружено галереей-аркадой. Вертикальные уровни (ярусы) собора подчёркивают "пояса" из великолепных яркозелёных изразцов. Эти изразцы с рисунком "Павлинье око", сохранившиеся со времени строительства храма, были изготовлены знаменитым мастером Степаном Ивановым (Полубесом), получившим своё прозвище за способность создавать казалось бы невозможные для человеческих рук образцы художественно-прикладного творчества.
   Изразцовые пояса, являющиеся исторической гордостью монастыря, хорошо просматриваются даже издали на вышеприведенных снимках.
   А вот как они выглядят на фотографиях более крупного плана (здесь виден пояс на фризе, завершающем стены собора, а также пояса на барабанах куполов)

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

  
   Кстати, на использование изразцов как декоративно-архитектурного украшения сооружений Иосифо-Волоцкого монастыря мы могли (или должны были) обратить внимание ещё при входе в монастырь. Здесь ими украшены полуколонны на Святых воротах, но рисунок изразцов здесь иной, чем на Успенском соборе

 [Александр Шурыгин]

  
   Читатели этого очерка, побывавшие в подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре, имели там возможность познакомиться с менее изящными и яркими изразцами Степана Полубеса, лишь частично сохранившимися на наружных стенах Воскресенского собора. А здесь, в Иосифо-Волоцком, они представлены во всем своем великолепии и в полном архитектурном объёме, знаменуя собой неувядаемость художественных творений, изваянных руками талантливого русского мастера.
  

   И ещё об Успенском соборе. В его интерьере впечатляет своей красотой выполненный с большим вкусом и изяществом резной деревянный иконостас. Не так уж много подобных иконостасов, каждый из которых неповторим по своему творческому исполнению, сохранилось до наших дней в храмах России. К сожалению, фотосъёмка здесь не разрешена, но, как мне думается, никакая фотография не в силах была бы передать той филигранности, бесподобной изощрённости и богатого художественного вкуса, которыми владел Евсевий Леонтьев, создавший это великолепное творение ещё в 1690-х годах.

   Рядом с Успенским собором - монастырская трапезная с пятиглавой церковью Богоявления

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

  
   Церковь Богоявления, построенная в 1504 году, была вначале одноглавой, а богато декорированное пятиглавие её возведено уже в 1682 году. Обширное двухярусное здание трапезной с кладовыми пристроено было к одноглавой церкви вскоре после 1504 года - это самое древнее строение на территории монастыря. Большой трапезный зал, размещающийся на втором ярусе здания, отличается своими обширными размерами и архитектурной композицией - в центре своды его подпирает тюльпанообразный столп, подобный тому, который мы можем увидеть в Грановитой палате московского Кремля.

   Вблизи Успенского собора в 1495 году начала возводиться монастырская колокольня. Вначале она была трёхярусная с церковью Богородицы Одигитрии. Постепенно колокольня надстраивалась и в XIX веке стала уже 9-ярусной. С диаметром у своего основания всего около 7 метров имела она к этому времени высоту более 70 метров, лишь немногим уступая по высоте Ивановской колокольне в московском Кремле. Это было уникальное архитектурное сооружение, напоминавшее собой свечу. В XIX веке возникло отклонение её от вертикальной оси, достигшее к 1848 году двух аршин (около полутора метров), однако дальнейший уклон путём инженерных решений тогда же удалось остановить.
   Вот как выглядела панорама монастыря с колокольней на снимке начала XX века

 [А.Шурыгин]

  
   В 1941 году, во время наступления германских войск на Москву, в последний момент перед тем, как войска Красной Армии покинули эту территорию, колокольня была взорвана в связи с тем, что с неё было удобно корректировать огонь германской дальнобойной артиллерии.
   Сейчас останки первого яруса колокольни, оставшиеся после взрыва, бережно сохраняются и ведётся подготовка к восстановлению её в прежних размерах и пропорциях.
   Вот снимок сохранившейся части колокольни

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

  
   Частично сохранилась до наших дней часть бывшего монастырского некрополя

 [А.Шурыгин]

  
   Монастырская стена с башнями, сохранившаяся со второй половины XVII века - ещё одно архитектурное достояние обители. Вот снимки некоторых из башен этой стены. На первом из них - Германова башня

 [А.Шурыгин]

  
   Германова башня использовалась в давнее время как монастырская тюрьма. Именно в Германовой (до её перестройки во второй половине XVII века) отбывали заключение Максим Грек и Василий Шуйский. Эта башня, в отличие от других - квадратная в плане, т.к. в первом её ярусе находятся въездные ворота, ведущие от северной части стены к Успенскому собору.

   На следующем снимке - Кузнечная башня, наиболее высокая из всех (высота её до верха флюгера более 44 метров), толщина стен - около 2,5 метров

 [А.Шурыгин]

  
   Кузнечная башня, как можно видеть, имеет богатый силуэт и славилась ранее своей отделкой, которая, как я полагаю, скоро будет восстановлена. Её каменный шатёр, также как и шатёр Германовой, был сложен уже во время возведения башни, т.е. в XVII веке (у других башен шатры вначале были деревянные).

   Ещё один снимок - угловая Воскресенская башня, тоже славящаяся своей отделкой с использованием ярких зелёных изразцов

 [А.Шурыгин]

  
   Свечная (Часовая) башня - более строгое сооружение с восьмигранным основанием

 [А.Шурыгин]

  
   Экскурсии здесь водят насельники монастыря, хорошо и не понаслышке знающие историю обители и её современную жизнь, умеющие интересно рассказать об этом и о святынях монастыря всем, кто посещает его - паломникам, экскурсантам, знатокам и любителям русской истории и архитектуры, ценителям духовного наследия, так явственно ощущаемого в древней Иосифо-Волоцкой обители

 [А.Шурыгин]

  
   Основные монастырские святыни - это открытые для поклонения мощи прп. Иосифа Волоцкого, обретённые в 2001 году, а также освящённая копия с Волоколамской иконы Божией Матери, бывшей на протяжении многих веков самой известной и почитаемой иконой Иосифо-Волоцкой обители (первообраз её сохраняется сейчас в Государственном музее им.Андрея Рублёва)

 [А.Шурыгин]

  
   В Успенском соборе рядом с мощами Иосифа Волоцкого находятся его вериги весом около 20 кг (они сохранялись в фондах Волоколамского музея и были недавно переданы монастырю). Ведь Иосиф Волоцкий, по сведениям его современников, был человеком не только волевым и сильным по своему воздействию на окружающих, но и отличался своей физической силой, что и позволило ему носить эти тяжелые вериги.
  

***

   В заключительной части этого фотоочерка мы вновь вернёмся к Святым воротам. Здесь в 2009 году установлен памятник Иосифу Волоцкому - бронзовая скульптура на каменном постаменте (скульптор Сергей Исаков)

 [А.Шурыгин]

P.S. Приглашаю посмотреть также другие фотоочерки о святынях российской земли "Марфо-Мариинская обитель милосердия","Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Покровский женский монастырь в Москве", 'Святыни Залеской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)', "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Крутицкое подворье", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Троице-Сергиева лавра", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Давидова пустынь", "Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский монастырь", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",

  
  
   Июль 2012 г.
   А.Шурыгин
  
  
  
  


Популярное на LitNet.com К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) А.Субботина "Проклятие для Обреченного"(Любовное фэнтези) О.Миронова "Межгалактическая любовь"(Постапокалипсис) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези) В.Кей "У Безумия тоже есть цвет "(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"