Шурыгин Александр : другие произведения.

Иосифо-Волоцкий монастырь (фотоочерк)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Фотоочерк об одной из самых известных и почитаемых духовных обителей России


ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

(фотоочерк)

   Иосифо-Волоцкий мужской монастырь (другое его название - Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь) - один из наиболее известных и почитаемых российских православных духовных центров, созданный, в отличие от многих других обителей, по единому архитектурному плану и сохранивший до наших дней свою цельность и самобытность.
   Своей известностью монастырь обязан прежде всего своему основателю и первому настоятелю - Иосифу Волоцкому, неординарной личности в истории русской православной церкви и российской истории в целом. Это был образованнейший человек своего времени, ревнитель православия, выдающийся церковный и общественный деятель, полемист и автор известных богословских трудов, основатель "иосифлянства" - направления монастырской жизни, сыгравшего важную роль в выборе путей развития русской православной церкви.
   Не менее известен монастырь с давних пор был и как духовный и культурный центр, собравший уже за первые десятилетия своего существования уникальную библиотеку рукописей и церковных книг (в середине XIX века она была передана в Московскую духовную академию).
   Социальное служение, вытекающее из сути "иосифлянства", также послужило известности монастыря далеко за его пределами. Забота о детях и стариках, помощь немощным и голодающим, а также крестьянам в ведении их хозяйства (особенно в неурожайные годы) - это тоже лишь часть многовековой и многосторонней жизни обители.
   Обустроенность монастыря, особо строгий устав монастырской жизни, следование канонам, установленным ещё Иосифом Волоцким, и, конечно же, его прекрасная архитектура и по-своему неповторимый яркий внешний облик на фоне окружающего пейзажа - всё это по-прежнему привлекает сюда не только приверженцев русской православной церкви, но и любителей российской истории, знатоков древнего зодчества, да и просто любителей прекрасного.
  

***

   Если говорить об истории обители, то предельно кратко она сводится к следующему.
   Датой основания монастыря считается 1479 год, когда Иосифом Волоцким со сподвижниками здесь была построена деревянная церковь во имя Успения Богородицы. На её месте ещё при жизни Иосифа в 1485 году возведён первый каменный Успенский храм (при его отделке здесь работал Дионисий с сыновьями). Современный Успенский собор построен в 1688-1696 г.г. на месте этого первого каменного храма.
   Первоначально монастырские стены были сооружены в XVI веке, перестроены во второй половине XVII века. При перестройке стен были возведены семь высоких башен. Святые ворота с надвратной церковью Петра и Павла в их современном виде тоже были построены в конце XVII века.
   В XVI-XVII веках отдельные постройки монастыря использовались для заточения еретиков, опальных церковных и государственных деятелей. В разное время здесь находились в заключении афонский монах Максим Грек (прибывший в 1518 году в Россию для перевода на русский древних греческих церковных книг и рукописей, и осужденный в 1525 году за якобы еретические высказывания), низложенный царь Василий IV Шуйский, сведенный с престола митрополит Московский Даниил и другие известные исторические личности.
   В Смутное время монастырь подвергся разорению, в том числе во время польской интервенции в 1611 году. Следствием этого разорения стала перестройка собора и монастырских стен во второй половине XVII века. Не миновали его и события военных действий в 1812 году во время пребывания наполеоновской армии в России.
   В 1922 году монастырь был закрыт, на его территории в последующие годы располагался детский дом.
   Русской православной церкви обитель была передана в 1990 году и в ней вскоре была возобновлена монастырская жизнь.
  

***

   После этого сравнительно небольшого вступления - слово фотографиям и кратким комментариям к ним.
   На первой из фотографий - общий вид на обитель со стороны рукотворных монастырских прудов, первый их которых был выкопан ещё при жизни Иосифа

 [А.Шурыгин]

  
   На втором снимке - Святые ворота монастыря с надвратной церковью Петра и Павла (1679г.). Это один из наиболее впечатляющих видов, поражающих взор своей нарядностью и праздничностью ещё до входа на монастырскую территорию.

 [А.Шурыгин]

  
   Авторство в создании Святых ворот, как и других сооружений обители, перестроенных во второй половине XVII века (в том числе Успенского собора и прясел монастырских стен с башнями) принадлежит талантливым русским зодчим Ивану Неверову (автору общего плана перестройки) и Трофиму Игнатьеву.
  

   Духовным и композиционным центром монастыря является Успенский собор, сохранившийся в почти неизменном виде с 1690-х годов

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

  
   Величественное и красивое здание собора, поражающее своей изысканной внешней простотой, с трёх сторон окружено галереей-аркадой. Вертикальные уровни (ярусы) собора подчёркивают "пояса" из великолепных яркозелёных изразцов. Эти изразцы с рисунком "Павлинье око", сохранившиеся со времени строительства храма, были изготовлены знаменитым мастером Степаном Ивановым (Полубесом), получившим своё прозвище за способность создавать казалось бы невозможные для человеческих рук образцы художественно-прикладного творчества.
   Изразцовые пояса, являющиеся исторической гордостью монастыря, хорошо просматриваются даже издали на вышеприведенных снимках.
   А вот как они выглядят на фотографиях более крупного плана (здесь виден пояс на фризе, завершающем стены собора, а также пояса на барабанах куполов)

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

  
   Кстати, на использование изразцов как декоративно-архитектурного украшения сооружений Иосифо-Волоцкого монастыря мы могли (или должны были) обратить внимание ещё при входе в монастырь. Здесь ими украшены полуколонны на Святых воротах, но рисунок изразцов здесь иной, чем на Успенском соборе

 [Александр Шурыгин]

  
   Читатели этого очерка, побывавшие в подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре, имели там возможность познакомиться с менее изящными и яркими изразцами Степана Полубеса, лишь частично сохранившимися на наружных стенах Воскресенского собора. А здесь, в Иосифо-Волоцком, они представлены во всем своем великолепии и в полном архитектурном объёме, знаменуя собой неувядаемость художественных творений, изваянных руками талантливого русского мастера.
  

   И ещё об Успенском соборе. В его интерьере впечатляет своей красотой выполненный с большим вкусом и изяществом резной деревянный иконостас. Не так уж много подобных иконостасов, каждый из которых неповторим по своему творческому исполнению, сохранилось до наших дней в храмах России. К сожалению, фотосъёмка здесь не разрешена, но, как мне думается, никакая фотография не в силах была бы передать той филигранности, бесподобной изощрённости и богатого художественного вкуса, которыми владел Евсевий Леонтьев, создавший это великолепное творение ещё в 1690-х годах.

   Рядом с Успенским собором - монастырская трапезная с пятиглавой церковью Богоявления

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

  
   Церковь Богоявления, построенная в 1504 году, была вначале одноглавой, а богато декорированное пятиглавие её возведено уже в 1682 году. Обширное двухярусное здание трапезной с кладовыми пристроено было к одноглавой церкви вскоре после 1504 года - это самое древнее строение на территории монастыря. Большой трапезный зал, размещающийся на втором ярусе здания, отличается своими обширными размерами и архитектурной композицией - в центре своды его подпирает тюльпанообразный столп, подобный тому, который мы можем увидеть в Грановитой палате московского Кремля.

   Вблизи Успенского собора в 1495 году начала возводиться монастырская колокольня. Вначале она была трёхярусная с церковью Богородицы Одигитрии. Постепенно колокольня надстраивалась и в XIX веке стала уже 9-ярусной. С диаметром у своего основания всего около 7 метров имела она к этому времени высоту более 70 метров, лишь немногим уступая по высоте Ивановской колокольне в московском Кремле. Это было уникальное архитектурное сооружение, напоминавшее собой свечу. В XIX веке возникло отклонение её от вертикальной оси, достигшее к 1848 году двух аршин (около полутора метров), однако дальнейший уклон путём инженерных решений тогда же удалось остановить.
   Вот как выглядела панорама монастыря с колокольней на снимке начала XX века

 [А.Шурыгин]

  
   В 1941 году, во время наступления германских войск на Москву, в последний момент перед тем, как войска Красной Армии покинули эту территорию, колокольня была взорвана в связи с тем, что с неё было удобно корректировать огонь германской дальнобойной артиллерии.
   Сейчас останки первого яруса колокольни, оставшиеся после взрыва, бережно сохраняются и ведётся подготовка к восстановлению её в прежних размерах и пропорциях.
   Вот снимок сохранившейся части колокольни

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

  
   Частично сохранилась до наших дней часть бывшего монастырского некрополя

 [А.Шурыгин]

  
   Монастырская стена с башнями, сохранившаяся со второй половины XVII века - ещё одно архитектурное достояние обители. Вот снимки некоторых из башен этой стены. На первом из них - Германова башня

 [А.Шурыгин]

  
   Германова башня использовалась в давнее время как монастырская тюрьма. Именно в Германовой (до её перестройки во второй половине XVII века) отбывали заключение Максим Грек и Василий Шуйский. Эта башня, в отличие от других - квадратная в плане, т.к. в первом её ярусе находятся въездные ворота, ведущие от северной части стены к Успенскому собору.

   На следующем снимке - Кузнечная башня, наиболее высокая из всех (высота её до верха флюгера более 44 метров), толщина стен - около 2,5 метров

 [А.Шурыгин]

  
   Кузнечная башня, как можно видеть, имеет богатый силуэт и славилась ранее своей отделкой, которая, как я полагаю, скоро будет восстановлена. Её каменный шатёр, также как и шатёр Германовой, был сложен уже во время возведения башни, т.е. в XVII веке (у других башен шатры вначале были деревянные).

   Ещё один снимок - угловая Воскресенская башня, тоже славящаяся своей отделкой с использованием ярких зелёных изразцов

 [А.Шурыгин]

  
   Свечная (Часовая) башня - более строгое сооружение с восьмигранным основанием

 [А.Шурыгин]

  
   Экскурсии здесь водят насельники монастыря, хорошо и не понаслышке знающие историю обители и её современную жизнь, умеющие интересно рассказать об этом и о святынях монастыря всем, кто посещает его - паломникам, экскурсантам, знатокам и любителям русской истории и архитектуры, ценителям духовного наследия, так явственно ощущаемого в древней Иосифо-Волоцкой обители

 [А.Шурыгин]

  
   Основные монастырские святыни - это открытые для поклонения мощи прп. Иосифа Волоцкого, обретённые в 2001 году, а также освящённая копия с Волоколамской иконы Божией Матери, бывшей на протяжении многих веков самой известной и почитаемой иконой Иосифо-Волоцкой обители (первообраз её сохраняется сейчас в Государственном музее им.Андрея Рублёва)

 [А.Шурыгин]

  
   В Успенском соборе рядом с мощами Иосифа Волоцкого находятся его вериги весом около 20 кг (они сохранялись в фондах Волоколамского музея и были недавно переданы монастырю). Ведь Иосиф Волоцкий, по сведениям его современников, был человеком не только волевым и сильным по своему воздействию на окружающих, но и отличался своей физической силой, что и позволило ему носить эти тяжелые вериги.
  

***

   В заключительной части этого фотоочерка мы вновь вернёмся к Святым воротам. Здесь в 2009 году установлен памятник Иосифу Волоцкому - бронзовая скульптура на каменном постаменте (скульптор Сергей Исаков)

 [А.Шурыгин]

P.S. Приглашаю посмотреть также другие фотоочерки о святынях российской земли "Марфо-Мариинская обитель милосердия","Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Покровский женский монастырь в Москве", 'Святыни Залеской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)', "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Крутицкое подворье", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Троице-Сергиева лавра", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Давидова пустынь", "Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский монастырь", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",

  
  
   Июль 2012 г.
   А.Шурыгин
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"