(кафедральный собор Патриарха Московского и Всея Руси)
Открывает эту фотоподборку вид на юго-западную часть храма, которая предстаёт перед взором со стороны улицы Волхонка, невдалеке от пересечения её с Бульварным кольцом. Отсюда к храму ведёт широкий пандус, с которого сделан снимок
Не менее, а может быть более впечатляющую картину восточного фасада храма Христа Спасителя можно увидеть с Патриаршьего моста, возведённого в недавние годы и соединяющего храм с противоположным берегом Москвы-реки
Отсюда, с моста, можно также полюбоваться панорамой московского Кремля, Пречистенской и Берсеневской набережными
С противоположной стороны моста впечатляет вид на величественную (высотой 98 метров) скульптурную композицию, известную как памятник Петру I, созданную по проекту коллектива, возглавляемого Зурабом Церетели (официальное название композиции - "В ознаменование 300-летия российского флота"). Этот памятник был воздвигнут в 1997 году на небольшом насыпном острове у правого берега Москвы-реки близ места её слияния с Обводным каналом. Время его создания практически совпало с завершением работ по воссозданию храма Христа Спасителя
Но вернёмся вновь к современному храму и обратим внимание на то, что все четыре его фасадные стороны и межфасадные угловые ниши украшены крупными, прекрасно исполненными бронзовыми горельефами, представляющими собой групповые композиции или отдельные скульптурные портреты и аллегории на темы библейских сюжетов, преданий российской или православной истории.
Современные бронзовые горельефы являются точными или приближенными копиями мраморных горельефов, выполненных в 1830-1840-е годы замечательными скульпторами А.В.Логановским, П.К.Клодтом и и Н.А.Рамазановым и украшавших храм до его разрушения в 1931 году. Основная часть мраморных горельефов была утеряна при разрушении старого храма, и лишь небольшое их количество (авторство которых принадлежит А.В.Логановскому) удалось вывезти в Донской монастырь, где они и были сохранены.
На очередных снимках - современные бронзовые скульптурные композиции, украшающие в наши дни стены храма. Первые две из них - копии с мраморных оригиналов, сохраненных в Донском монастыре: "Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликову битву и даёт ему иноков Пересвета и Ослябю" (скульптуры иноков в крайней левой части панно) и "Встреча Давида, победившего Голиафа" (библейский сюжет)
Для сравнения приведу фотографию одного из сохранившихся в Донском монастыре оригинальных мраморных горельефов, с которого была сделана бронзовая копия для современного здания храма
Вот ещё несколько фотоснимков современных бронзовых скульптур храма Христа Спасителя.
На первом из них горельеф "Воскресение Христово", созданный в 1997 году скульптором И.М.Рукавишниковым по сохранившимся не вполне чётким фотографиям мраморного оригинала, исполненного в 1840-х годах XIX века Н.А.Рамазановым
Следующее фото - горельеф "Преподобный Дионисий благославляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков" (мраморный оригинал - работа А.В.Логановского)
Ещё два крупных групповых бронзовых горельефа - "Рождество Христово" и "Давид с вельможами передает Соломону чертежи Иерусалимского храма" (библейские сюжеты)
И снова фотографии нескольких интересных бронзовых скульптур на стенах храма Христа Спасителя
Храм украшают не только бронзовые горельефы на его внешних стенах, но и скульптурные изображения на главных и боковых воротах каждого из четырех фасадов. На очередных фотографиях - эти изображения. Четыре фигуры - это четыре апостола - Лука, Иоанн и Матфей и Марк. А говорят об этом символы под каждой из фигур - телец, орел и ангел и лев. Каждый символ относится к святому-евангелисту(об этом рассказала в своём кмментарии к настоящему фотоочерку Г.А.Долгая, см. комм номер 11).
Своим внешним видом выделяется северный фасад храма с разбитым перед ним небольшим красивым сквером с прудом, фонтанами, цветниками и прогулочными аллеями. На фотографиях северного фасада хорошо видна нижняя, стилобатная часть храма, в которой находятся зал Высшего церковного совета, зал церковных соборов и трапезные палаты
В противоположной от храма части сквера в 2005 году установлен памятник Александру II. Творческий коллектив создателей памятника - скульптор Александр Рукавишников, архихитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров. Оригинально выполнено архитектурное решение памятника - незавершенная ротонда символизирует трагически оборвавшуюся жизнь царя-освободителя, а скульптуры львов, сидящих за спиной у императора у основания ротонды - это символ старой дореформенной России
***
Заключает этот небольшой очерк фотография Преображенской церкви храма Христа Спасителя, расположенная у южного фасада храма