Шурыгин Александр : другие произведения.

Казанский Богородицкий монастырь (фотоочерк)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Очерк о Богородицком монастыре в Казани, основанном на месте обретения Казанской иконы Божьей Матери

  
  
  
  
  
КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
  
(фотоочерк)
  
  
  В этом фотоочерке я покажу фотографии, сделанные в апреле 2014 года во время моего кратковременного пребывания в Казани. С той поры прошло уже два года, но я долго не мог решиться на подготовку очерка об этой обители. И не только потому, что удалось сделать лишь небольшое количество снимков, т.к. монастырь только начинает своё настоящее возрождение, и из множества бывших его культовых, жилых, хозяйственных и прочих построек к тому времени были восстановлены лишь Крестовоздвиженский храм, бывшая надвратная Софийская церковь и небольшой хозяйственный корпус.
  Главная же причина, заставившая меня не торопиться с написанием и публикацией очерка - желание лучше узнать и осмыслить события, связанные с обретением иконы Казанской Божьей Матери, с последующим основанием на месте обретения этой иконы монастыря, который в последующем стал одним из крупнейших в дореволюционной России (в предреволюционные годы в нём обитало свыше полутысячи монахинь и послушниц). Хотелось также лучше узнать историю трагической утраты первоначального образа иконы и других не менее трагических событий, случившихся после упразднения монастыря в 1922 году и сопровождавшихся утратой основных его культовых сооружений, имевших несомненную историческую и архитектурную ценность.
   О монастыре написаны солидные публикации, поэтому здесь я лишь вкратце упомяну некоторые из вышеупомянутых событий, а основное место предоставлю иллюстрациям и комментариям к ним.
  
  
  
***
  
  Возникновение монастыря связано с обретением одной из главных святынь Русской православной церкви, самой почитаемой в прошлом и в наши дни Казанской чудотворной иконы Божьей Матери.
  В 1579 году после сильного пожара, охватившего значительную часть Казани, десятилетняя девочка Матрона обрела на одном из пожарищ вблизи Кремля икону на месте, указанном ей во сне. Рассказал об этом и о первых чудесах, связанных с иконой, очевидец событий - священник Ермолай, будущий патриарх Гермоген.
  Царь Иван Грозный повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа, устроить здесь женский монастырь для сорока инокинь и поставить в нём икону. Предание говорит о том, что девочка Матрона, обретшая чудотворный образ, постригшись в монашество с именем Мавры, была первой инокиней, а в дальнейшем и настоятельницей монастыря.
  Особое почтение к чудотворному образу Богоматери имел царь Фёдор Иоаннович. Это по его указу в 1595 году в монастыре была построена первая каменная церковь на месте обретения иконы и увеличено число монашествующих.
  С судьбой иконы Казанской Божьей Матери связано много знаменательных событий в России.
  Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону. Подлинник её после похода был возвращён в Казанский Богородицкий монастырь. В Москве, в Казанском соборе на Красной площади был установлен лишь почитаемый список иконы, хотя некоторые москвичи считали подлинником именно его.
  Список с иконы Казанской Божьей Матери находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы, а в 1812 году М.И.Кутузов перед тем как его войска оставляли Москву французам, собственноручно вынес икону из Казанского собора на Красной площади, завернув её в шинель (последнее, правда, исторического подтверждения не получило).
  К дальнейшей необычной судьбе первоначального образа иконы мы ещё вернёмся.
  
  
***
  
  Архитектурный ансамбль монастыря в XIX - начале XX века не имел себе равных в Поволжье.
  Главный собор, в котором находилась икона, был построен в стиле классицизма в 1798-1808 гг. по проекту известного архитектора И.Старова на месте обветшавшего каменного собора 1590-х годов, возведенного по указу Фёдора Иоанновича. Новый пятикупольный собор занимал площадь 49х43 м (более 2100 кв.метров) и имел три огромных фронтона с колоннами.
  Вот как он выглядел на старом рисунке
  
  
  
 []
  
  
  К северу от собора в 1810-1816 гг. был возведен Никольский храм, а к югу - в 1882-1884 гг Крестовоздвиженский храм. Эти два храма, внешне очень похожие друг на друга, также были возведены в стиле классицизма, но имели по одному большому куполу. К Никольскому храму с двух сторон в виде большого полукруга примыкали Настоятельский и Никольский корпуса
  В этот ансамбль входили два ранее построенных сооружения - это 55-метровая колокольня (середина XVII века) и небольшая Софийская надвратная церковь (тоже середина XVII века).
  Вот как выглядел этот архитектурный ансамбль монастыря (вернее, его часть) на старой литографии XIX века (очевидно, что рисунок был сделан до 1882 года, так как Крестовоздвиженского храма на нём ещё нет)
  
  
  
 []
  
  
  Сейчас, в наши дни, вид монастырского ансамбля совсем иной, его мы увидим ниже на фотографиях, которые были сделаны в 2014 году.
  
  
  
***
  
  Судьба первоначального образа иконы Казанской Божьей Матери, хранившейся в монастыре, к сожалению, оказалась трагичной. В 1904 году она была похищена. Похититель был найден и судим. На судебном заседании он показал, что кражу иконы совершил ради драгоценностей, находящихся в её окладе (частично они были найдены в доме похитителя), и что икону он сжёг. Найти её так и не удалось.
  
***
  В 1918 году монастырь был упразднён, а в 1930-е годы были разрушены главный собор и колокольня. С 1942 года на территории бывшего монастыря (в Никольском храме) размещалась табачная фабрика. В Крестовоздвиженском храме находился философский факультет Казанского пединститута (может быть, благодаря ему, Крестовоздвиженский храм претерпел наименьшие изменения по сравнению со всеми другими сохранившимися монастырскими строениями).
  1994 год стал переломным в судьбе монастыря. В этом году была возвращена верующим Софийская церковь, а в 2004 году - Крестовоздвиженский храм. В 2005 патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращенный Папой Римским Иоанном Павлом II так называемый Ватиканский список первоначального образа иконы Казанской Божьей Матери, который сейчас является святыней монастыря и размещён в Крестовоздвиженском храме. Эта икона много странствовала по миру после революции 1917 года, путь её проходил через страны и континенты (Польша, Германия, Италия, Португалия, Великобритания, Канада, США), прежде чем она вернулась на историческую родину.
  С 2005 года монастырь возрождается как мужская обитель, хотя с момента своего основания и до 1918 года был женским монастырём.
  
***

  Ну, а теперь слово фотографиям. На первой из них - вид на монастырь со стороны улицы Большая Красная, что расположена в нескольких сотнях метров от казанского Кремля. Улица здесь узкая, и невозможно было сделать более объемное фото. На снимке - восстановленная часть монастырской ограды с Красными воротами, за которой на небольшом расстоянии от ограды возвышается Крестовоздвиженский храм, реставрация которого была завершена относительно недавно. В нём сейчас размещаются основные монастырские службы.

  
 [Александр Шурыгин]

  На следующей фотографии - вид на южный фасад Крестовоздвиженского храма с внутренней стороны двора, от монастырской ограды

  
 [Александр Шурыгин]

  На снимке мы видим двухэтажное здание с купольным этажом. Ранее, в дореволюционные годы, на первом и втором этажах располагались общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, другие служебные помещения, комнаты сирот, а в подвале - пекарня и квасная. На купольном этаже находилась трапезная церковь.

  Очередная фотография - вид на противоположный, северный фасад Крестовоздвиженского храма. Он практически идентичен южному фасаду, показанному на предыдущем снимке.

  
 [Александр Шурыгин]

  Интересен этот снимок ещё и тем, что в его правой части хорошо просматривается небольшая древняя Софийская церковь. Она первая из всего полуразрушенного монастырского ансамбля была возрождена и освящена в 1994 году. Второй её этаж, собственно храм, небольшой, всего несколько метров в длину и ширину. На месте первого этажа в давние годы была арка монастырских ворот и церковь была надвратной. Сейчас на месте первого этажа обустроена келья. На старинном рисунке мы можем видеть Софийскую церковь в её надвратном виде, до возведения в 1820 году новой монастырской ограды, отодвинувшей эту церковь вглубь монастырской территории и освободившей место для последующего строительства Крестовоздвиженского храма.

  
 []

  На той территории, где находился разрушенный в 1930-е годы главный монастырский архитектурный шедевр - собор Казанской иконы Божьей Матери (его мы видели на первом рисунке), во время моего посещения монастыря стояла часовня, посвященная этой иконе. Часовню установили в том самом месте, где по преданию девочка Матрона обрела икону. Вот снимки часовни, сделанные в 2014 году (недавно на месте этой часовни воссоздан собор Казанской иконы Божьей матери в его прежнем виде - об этом в конце очерка)

  
 [Александр Шурыгин]

  
 [Александр Шурыгин]

  На второй из этих фотографий на заднем плане хорошо просматриваются пока ещё не отреставрированные Настоятельский (слева) и Никольский (справа) корпуса, дугой охватывающие бывшую Соборную площадь. Пространство между ними на месте бывшего зимнего Никольского храма (который, как мы уже упоминали, внешне был идентичен Крестовоздвиженскому), закрыто панно, которым обычно закрывают строящиеся или реставрируемые объекты, что свидетельствует о возможном скором возрождении этого храма. Вот фотография этого панно, снятая крупным планом

  
 [Александр Шурыгин]

  В заключение ещё одна старинная фотография монастыря

  
 []

***

  Пока я готовился к написанию этого очерка, меня не покидала мысль о том, что для благополучной его концовки не хватает чего-то существенного в имеющихся у меня фотографиях и других материалах. Неясна была и будущая судьба возрождающегося монастырского ансамбля, ведь часть бывшей монастырской территории ранее уже была застроена жилыми и общественными зданиями. И ещё - будет ли восстановлен главный монастырский собор, главная доминанта и святыня этого ансамбля? И мои ожидания чего-то существенного оказались не напрасными.
  4 ноября 2015 года, в День народного единства и День празднования Казанской иконы Божьей Матери, президентом Республики Татарстан был подписан указ о воссоздании собора Казанской иконы Божьей Матери в Богородицком монастыре.
  27 апреля 2016 года (т.е. три месяца назад) на месте, где раньше находился собор, начались археологические раскопки.

***

  Прошло всего лишь несколько лет с тех пор, как я побывал в Казани и её Богородицком монастыре. Тогда. в 2014 году, я не предполагал, что за считанные годы здесь произойдут весьма знаменательные для обители события. Тем не менее, в заключительной части первоначального варианта этого очерка я высказал надежду на скорое и капитальное возрождение старинного монастырского ансамбля и его духовной жизни.
  И вот летом 2021 года узнал я о проведенных недавно работах по реставрации сохранившихся монастырских строений и, самое главное - о возрождении и освящении собора во имя иконы Казанской Богомаьери на месте разрушенного в 30-е годы прошлого века главного монастырского храма, то есть там, где по преданию в былое время была обретена эта икона.
  Вот как выглядит сейчас на фотографиях обновленный монастырский комплекс и вновь украсивший его собор иконы Казанской Богоматери (фото из Интернета)

  
 []

  
 []

  
 []

Нет сомнения в том, что вскоре архитектурный ансамбль монастыря украсит пока ещё не возрожденный Никольский храм, а также в том, что казанская обитель снова станет одной из крупнейших не только в Поволжье, но и во всей России.
  Вот на этой светлой ноте я и закончу фотоочерк.

P.S. Приглашаю посмотреть другие фотоочерки о духовных обителях России: "Марфо-Мариинская обитель милосердия","Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Крутицкое подворье", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Троице-Сергиева лавра", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Давидова пустынь", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",
а также фотоочерки "Усадьба Кусково", "Прогулки по Кузьминскому парку с фотокамерой", "Коломенское", "Архангельское", "Возрождённое Царицыно", "Коломна.Кремль и фотозарисовки старого города", "Кремль в Измайлово", "Волоколамский кремль", "Старый Серпухов", "Весеннее утро в Царицыно",
  

  А.Шурыгин, июль 2016-октябрь 2021г.г..
  
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"