Шурыгин Александр : другие произведения.

Новый Иерусалим в Подмосковье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ В ПОДМОСКОВЬЕ

(фотоочерк)

    Рассказать о своём знакомстве с Новоерусалимским монастырём я постараюсь языком фотографий. Но всё же очень небольшое текстовое введение к этому фоторассказу необходимо. Сделать его кратким и, в то же время, хоть сколько-нибудь полным очень трудно - настолько интересна и насыщена необычными, а порой и драматическими событиями история обители. Не обессудьте поэтому за чрезвычайную конспективность этого введения, ведь в русскоязычном Интернете можно найти огромную массу публикаций об истории и современной жизни монастыря.
     Идея основания монастыря как Нового Иерусалима принадлежала патриарху Никону (по другим сведениям - царю Алексею Михайловичу Романову, сподвижником которого некоторое время был Никон). Смысл этой идеи - создать в России, которая после падения Византии претендовала на то, чтобы стать центром православного мира, монастырь как образ (образ, но не копию!) сооружений Святой земли и её главного собора - Иерусалимского храма Гроба Господня. Строительство монастыря было начато в 1658 году и завершено, в основном, в 1685 году. Его композиционным и смысловым центром стал Воскресенский собор, выполненный в едином комплексе с подземной церковью Константина и Елены и огромной ротондой-пантеоном с оригинальным шатровым перекрытием над часовней Гроба Господня.
     По своей планировке Воскресенский собор является фактической копией Иерусалимского храма Гроба Господня. Отличается он от последнего лишь внутренней и внешней отделкой и своими куполами, которые выполнены в духе русских православных традиций.
     В декабре 1941 года германские войска при отступлении от Москвы (в монастыре они пробыли около трёх недель) взорвали все значимые монастырские здания и строения, в том числе Воскресенский собор с колокольней, башни крепостных стен, Входоиерусалимскую надвратную церковь и др. Восстановительные работы реально начались уже в январе 1942 года, а в конце 40-х годов строители приступили к воссозданию довоенного монастырского облика.
  

***

  
   В 2008 году началась и в основном к 2017 году закончилась реставрация монастырских зданий и сооружений, разрушенных в 1941 году и восстановленных в большинстве своём в военное и послевоенное время. До 2014 года оставалась не восстановленной только монастырская колокольня. Но к 2015 году была возрождена и она, и после реставрации весь монастырский архитектурный ансамбль засиял во всей своей красе.
   В этом очерке, как правило, показаны снимки, сделанные в мае 2017 года. Но в это время ещё продолжались работы по благоустройству монастырской территории и значительная её часть была закрыта для посетителей и недоступна для фотосъёмки. Поэтому в качестве отдельных иллюстраций здесь использованы фотографии, сделанные мной в 2008 году, т.е. до начала реставрации монастыря.
    Ну а далее - слово фотографиям.
  

***

   На первом снимке - главный вход в монастырь и его Святые ворота с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим. Вид открывается с восточной стороны обители с участка автомобильной дороги, соединяющей Москву с городом Истра и далее с Волоколамском
  
 [А.Шурыгин]

Из глубины арочного проёма Святых ворот уже можно увидеть величественную картину главного архитектурного ансамбля монастыря - Воскресенского собора с подземной церковью Константина и Елены, ротондой и возрожденной колокольней
  
 [А.Шурыгин]

   На двух последующих снимках - более детальный вид этого ансамбля с восточной стороны. На первой из фотографий хотелось бы обратить внимание на восстановленную в ходе реставрации колокольню. В правой части этого снимка - ряд братских корпусов, за ними (на дальнем плане) настоятельский корпус. Второй снимок, сделанный в ином ракурсе, позволяет лучше показать внешний вид верхней части подземной церкви Константина и Елены, а также северный участок некрополя, который в наше время представляет собой лишь небольшую часть некогда обширного монастырского кладбища (уцелело всего около восьмидесяти надгробий)
  
  
 [А.Шурыгин]

  
 [А.Шурыгин]

   Следующие две фотографии - виды на монастырский ансамбль до реставрации (снимки 2008 года). Колокольня в то время ещё не была восстановлена. На втором снимке на фоне подземной церкви - южная часть некрополя. Здесь были погребены представители Голицыных, Бестужевых-Рюминых и других знатных российских родов. Самое красивое в этой части некрополя - надгробие из чёрного лабрадорита, которое было установлено над местом упокоения А.С.Цуриковой, жены купца и фабриканта из Воскресенска (ныне город Истра), известного своей благотворительностью. Это надгробие хорошо видно на второй фотографии
  

  
 [А.Шурыгин]

  
 [А.Шурыгин]

  
   А вот как выглядел этот комплекс в XIX веке (фото с литографии Л.П.А.Бишебуа, автора нескольких художественных композиций, выполненных в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге)
  

  
 []

   На очередной фотографии (2008 год) - вид на северную монастырскую стену с Ефремовой башней и башней Варуха, а также на часть территории обители с одним из братских корпусов
  

  
 [А.Шурыгин]

   Между двух братских корпусов - небольшой дворец царевны Татьяны Михайловны, сестры царя, приезжавшей в обитель на богомолье и оказывавшей монастырю посильную материальную помощь (фото 2008 года)
  

  
 [А.Шурыгин]

   Следующий снимок - ещё одна из монастырских башен. Это Сионская угловая башня на стыке восточной и южной частей монастырской стены. На этом фото она показана с внешней, внемонастырской территории
  

  
 [А.Шурыгин]

   Монастырская стена - самостоятельный архитектурный памятник. Построена она была из камня в 1690-1694 г.г. в духе древнерусских крепостных традиций, имеет толщину три метра и высоту девять метров. Над стеной крытая галерея и восемь башен, пять из которых повторяют названия врат городской стены древнего Иерусалима - Давидов дом, Дамасская, Гефсиманская, Сионская и Ефремова. Одна из башен, Елизаветинская надвратная, была построена гораздо позднее других над западными монастырскими воротами, сооруженными по указанию императрицы Елизаветы Петровны. Вели эти ворота из монастыря в парк, называвшийся Гефсиманским садом (к этим воротам и башне мы ещё вернёмся).

***

   Впечатляет вид южного фасада Воскресенского храма с ротондой и главным входом в храм, состоящим из двух великих врат - Красных и Судных. На снимке этого фасада, сделанном в 2008 году, ещё отсутствует колокольня (её частично сохранившийся первый ярус закрыт сеткой, скрывающей руины). На площадке перед храмом видна временная звонница с сохранившимся после разрушения колокольни 100-пудовым "Трёхсвятительским" колоколом
  

  
 [А.Шурыгин]

   Сейчас "Трёхсвятительский" установлен на возрожденной колокольне вместе с четырнадцатью другими колоколами, отлитыми в 2012 году в Воронеже специально для Новоиерусалимского монастыря.
   Ещё один снимок дореставрационного 2008 года - вид на Воскресенский собор с ротондой-пантеоном и на надвратную Входоиерусалимскую церковь (она на втором плане справа) с юго-западной части галереи над монастырской стеной
  

  
 [А.Шурыгин]

   Территория, которую мы видим на этом снимке, благоустраивается и вскоре мы увидим её иной - с вымощенными дорожками, газонами и цветниками. Сможем воочию полюбоваться южным фасадом собора с сохранившимися изразцами и каменными плитами с резным стихотворным "Летописцем" у входа на паперть внутрихрамовой Голгофской церкви, и войти в храм через главные западные врата (до полного окончания реставрации вход временно осуществляется через врата в северном фасаде).
  
  После завершения реконструкции с галереи монастырской стены открывается новый вид на храм и основную часть монастырской территории. Очередной снимок сделан через два года после моего последнего посещения монастыря, когда, как уже было сказано ранее, ещё не была полностью закончена реконструкция и был закрыт вход на галерею. Вот этот снимок

  
 [Р.Перегородиев, А.Шурыгин]

  

***

У западной монастырской стены расположены в одну линию несколько зданий, соединённых между собой галереями. Вот как они выглядят после реставрации
  

  
 [А.Шурыгин]

   На этой фотографии крайние слева - больничные палаты с церковью Трёх Святителей. К ним примыкает царский дворец, справа от которого расположены трапезные палаты с церковью Рождества Христова. В первом ярусе этой церкви, под алтарём, создано подобие пещеры Рождества Христова. Церковь и пещера украшены замечательными росписями, выполненными во время реставрации. За кадром на этом снимке по правую сторону от трапезных палат остались настоятельские покои, их мы уже видели на дальнем плане на одной из первых фотографий. Более детально настоятельские покои, соединенные с трапезными палатами галереей, можно увидеть на очередной фотографии в правой её части
  

  
 [А.Шурыгин]

   Настоятельские покои, замыкающие эту архитектурную линию зданий, также соединяются с трапезными палатами галереей.

  
***

   В главном монастырском Воскресенском храме в присутствии большого числа прихожан, паломников, туристов и посетителей обители проходят регулярные церковные службы.
   Вот две фотографии, сделанные во время литургии в мае 2017 года (фотосъёмки в храме разрешены)
  

  
 [А.Шурыгин]

  
 [а]

   Деревянный резной вызолоченный 12-ярусный иконостас храма, фрагменты которого видны на одной из этих фотографий, воссоздан во время реставрации, т.к. подлинный иконостас вместе с иконами был утрачен при разрушении монастыря во время Великой Отечественной войны.
  

***

   Главная святыня Ново-Иерусалимского монастыря - образ Гроба Господня, который находится в часовне (кувуклии), расположенной под куполом ротонды-пантеона, соединённой с Воскресенским храмом Царской аркой. Доступ богомольцам и посетителям монастыря в кувуклию свободный, нужно лишь отстоять иногда небольшую очередь.
   На двух очередных снимках - интерьер ротонды с часовней (кувуклией) и своды ротонды
  

  
 [А.Шурыгин]

  
 [А.Шурыгин]

   Трудом мастеров-иконописцев удалось восстановить фрагменты внешних росписей фасадов кувуклии XVII века. Вот как они выглядят сейчас, после реставрации
  

  
 [А.Шурыгин]

  
 [А.Шурыгин]

  
 [А.Шурыгин]

  
 [А.Шурыгин]

   На росписях изображены двенадцать апостолов - ближайших учеников Христа, а также апостолы Павел и Иаков, евангелисты Марк и Лука. Внутренние стены кувуклии также богато украшены росписями.

***

   В подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены сейчас можно попасть из восточной части храма, спустившись вниз по лестнице из тридцати трёх ступеней (по числу лет земной жизни Иисуса Христа). Ранее, до реставрации, войти в церковь нужно было через другой, наружный вход с южной стороны монастырского двора и далее спуститься по той же лестнице
  

  
 [А.Шурыгин]

   Сооружена эта церковь в 80-х годах XVII века. Сохранился изготовленный в середине XVIII века медный иконостас этой церкви
  

  
 [А.Шурыгин]

   Росписи стен и свода церкви и нескольких её приделов рассказывают о важных событиях становления и укрепления христианства в период правления императора Константина.
  

***

   Помимо церкви Константина и Елены, соединённой с Воскресенским храмом входом и лестницей, внутри храма есть ещё небольшие церкви и несколько приделов. Кроме упомянутой ранее Голгофской церкви, в их числе в северной галерее храма находится светлая, с яркими росписями церковь Успения Пресвятой Богородицы
  

  
 [А.Шурыгин]

   В этой церкви и её Темничном приделе состоялось посмертное отпевание патриарха Никона, основателя Ново-Иерусалимского монастыря (гробница его располагается в противоположной южной галерее собора).
  

***

  
   Подняться на крытую галерею над крепостной стеной можно вот по этой лестнице
  

  
 [А.Шурыгин]

   Так уж случилось, что крепостная стена не использовалась в военных целях, хотя и была к этому готова с её нижними (пушечными) и верхними (для ружей) бойницами. По галерее ранее совершались крестные ходы, а верхние ярусы башен служили кельями для иноков.
   Мы уже упоминали ранее о Елизаветинской башне, которая находится над западными монастырскими воротами, ведущими в Гефсиманский сад, к реке Истра (Иордану) и Богоявленской пустыни - месту уединения Никона во время постов. На очередном снимке эти ворота показаны с наружной, внемонастырской территории. На втором плане этой фотографии - Дамасская башня монастырской ограды
  

  
 [А.Шурыгин]

   И ещё один вид западных ворот с Елизаветинской башней (снимок сделан из Гефсиманского сада)
  

  
 [А.Шурыгин]

   Сейчас, когда реставрационные работы на монастырской территории ещё не завершены, пройти к западным воротам и Елизаветинской башне можно по дорожке, проложенной от упомянутой ранее Сионской башни вдоль внешней стороны южной монастырской стены
  

  
 [А.Шурыгин]

   Слева на этом снимке видно шоссе, ведущее из Москвы к железнодорожной платформе "Новоиерусалимская" Рижского направления и к городу Истра.
  
   Если возвращаться из монастыря пешком к платформе "Новоиерусалимская", то на пути мы встретим вот этот живописный мостик через реку Истра
  

  
 [А.Шурыгин]

   Здесь, у мостика можно оглянуться назад и, глядя издали на монастырь, попрощаться с ним до следующих встреч
  

  
 [А.Шурыгин]

***

   И в заключение о том, как добраться до монастыря, не будучи автомобилистом. От платформы "Новоиерусалимская " можно за пять минут проехать две остановки на любом автобусе, следующем в сторону Москвы (автобусная остановка находится рядом с платформой, автобусы следуют довольно часто).
   В хорошую погоду можно проделать этот путь пешком за двадцать-тридцать минут, из них около пятнадцати минут по живописной местности с постепенно открывающимся неповторимым видом на шедевр русской архитектуры. Видом, который всё более проявляется и становится всё величественнее по мере приближения к обители. Пройдите по этому пути, и вы не пожалеете об этом!
   Остановка обратного автобуса до "Новоиерусалимской" расположена невдалеке от главного, восточного входа в монастырь.
  

   P.S. Приглашаю посмотреть другие фотоочерки о духовных обителях России: "Марфо-Мариинская обитель милосердия","Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Крутицкое подворье", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Троице-Сергиева лавра", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Давидова пустынь", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка",
а также фотоочерки "Усадьба Кусково", "Прогулки по Кузьминскому парку с фотокамерой", "Коломенское", , "Возрождённое Царицыно", "Коломна.Кремль и фотозарисовки старого города", "Кремль в Измайлово", "Волоколамский кремль", "Старый Серпухов", "Весеннее утро в Царицыно", ,
  
   0x01 graphic

   А.Шурыгин, июнь 2017г.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"