18 июня, 6-ый день автопутешествия. Сан-Франциско (San Francisco), штат Калифорния.
Первым в программе дневного ознакомления с городом стал Грациозный собор (Grace Cathedral) на холме Ноб (Nob Hill).
Он, действительно, грациозен и великолепен. Одни барельефы на дверях можно рассматривать целый час.
Когда мы пришли, в соборе шла служба. Объявление на двери призывало соблюдать тишину и не мешать. Впрочем, главный зал был свободен, а на осмотр всех закоулков мы не претендовали.
Самое первое, что бросилось в глаза, — вполне светский интерьер. Красочные картины (не фрески, но живописные полотна, вклеенные в ниши по периметру зала) отражают не религиозные сюжеты, а историю города. Например, эта композиция изображает землетрясение и пожар в 1906 году, превратившие город в руины.
Следующая композиция посвящена учреждению ООН (Сан-Франциско, 1945) и называется "Мы — народы объединённых наций" ("We the peoples of the united nations"). По стилю и духу напоминает советский плакат. Даже флаг СССР присутствует, правда, на втором плане.
В отдельной нише — панно "Братство людей" ("The Brotherhood of Man", 1945).
У входа в собор оборудован уголок с информационными буклетами на многих языках мира.
— А на русском есть? — спросил я старого китайца, заведующего уголком.
— Извините, нет, — развёл руками он, смущённо улыбаясь.
Вторым пунктом нашей экскурсии был музей городского канатного трамвая, расположенный в действующем депо.
Мощные электродвигатели вращают огромные колёса-шкивы, тянущие стальные тросы. Тросы проложены по четырём маршрутам в старом городе. Трамваи оборудованы захватами. Прицепившись к тросу, трамвай едет по рельсам с постоянной скоростью, отцепившись — встаёт на тормоз.
В кафе-мороженом, куда мы заскочили проверить на вкус сан-францисское лакомство, нас любезно обслужила скучающая русская продавщица. Расправившись с мороженым, мы двинулись к башне Coit Tower.
Башня высотой 64 м построена в 1933 году на Телеграфном холме (Telegraph Hill), в городском Пионерском парке (Pioneer Park). На переднем плане — памятник Христофору Колумбу.
Около полусотни художников и ассистентов расписали стены башни изнутри (во время Великой депрессии городские власти стремились обеспечить хоть какой-то работой максимальное число людей). На картинах отражена тогдашняя жизнь штата. На фото — фрагмент росписи в вестибюле.
На старом расхлябанном лифте поднялись наверх, где дул сильный холодный ветер. Смотровые окна были закрыты стеклянными створками, так что снимать пришлось сквозь них.
По числу небоскрёбов (256) Сан-Франциско держит 12-е место в США и 35-е в мире (>>>).
Самый высокий — "Transamerica Pyramid" (260м, седьмой в мире по высоте на момент постройки в 1972 году).
В первоначальном проекте предлагалась высота 350 м, однако городские власти отказали на основании, что столь высокое строение испортит вид на залив Сан-Франциско с холма Ноб.
(На Nob Hill проживает наиболее обеспеченная часть населения города. Одно из прозвищ холма — Snob Hill).
На плоских крышах современных жилых комплексов нередко размещены т.н. patio (общие зоны отдыха для жильцов). Климат позволяет.
Спустившись с башни и холма, мы направились в музей современного искусства. Идти пришлось довольно долго — не из-за длинного пути, а из-за кручения-верчения головой во все стороны.
Почтовая карета.
Остроумное использование списанной военной техники. Наверняка этот десантно-разведывательный автомобиль-амфибия ещё плавает, что дополнительно привлекает клиентов.
Честно говоря, ожидал увидеть более затейливое здание музея. Тем более, что наверняка оно строилось именно под музей.
Интересных работ, на мой дилетантский вкус, очень мало. Вот этой не откажешь в фантазии и технике, но ведь сделано, будто в Фотошопе. Может, в нём и сделано, а потом раскрашено красками.
Насколько я консервативен в восприятии искусства! Имхо, здесь им и не пахнет. Пахнет старыми грязными вениками и ржавой арматурой со свалки.
Оказывается, биллиардный стол без луз — тоже предмет искусства. Современного, разумеется.
Майкл Джексон в фарфоре. В натуральную величину.
А вот у этого двойного портрета мы охотно задержались. Диего Ривера — всемирно известный художник-монументалист. Его жена Фрида Кало менее известна, но её жизнь настолько необычна и трагична, что была дважды экранизирована (1986, 2002). Второй фильм нам недавно довелось посмотреть. Он очень впечатлил, но мы, конечно, не предполагали, что скоро сможем увидеть подлинную работу художницы.
Переболев полиомиелитом в детстве, в 18 лет Фрида попала в тяжелейшую аварию. Надолго прикованная к постели, она начала рисовать и добилась признания на этом поприще.
В конце 1930-х годов одну из ее картин купил Лувр.
Некоторое время в доме художников жил эмигрировавший из СССР Лев Троцкий.
В виртуальном музее Сан-Франциско есть фотография, запечатлевшая Диего и Фриду в начале 1941 года.
________________
Frida (Frieda) Kahlo Mexican, 1907—1954
Frieda and Diego Rivera 1931 Oil on canvas
Текст в верхнем правом углу картины (по-испански):
"Здесь вы видите нас, меня, Фриду Кало, с моим любимым мужем Диего Риверой.
Я написала эти портреты в прекрасном городе Сан-Франциско, Калифорния, для нашего друга мистера Альберта Бендера,
и это было в апреле 1931 года." | |
|
В целом, музей не оправдал наших надежд увидеть много разных интересностей. Большинство работ вызвали единственный интерес — узнать, как и за какие качества они сюда попали.
Взять следующую фотографию, например (блики, потому что она под стеклом). За время путешествия я наделал добрую сотню подобных фотографий — для привязки к маршруту всех остальных. Не предложить ли их музеям современного искусства? :-)
И снова улицы и дома... В городе много пятилучевых перекрёстков, породивших "треугольные" здания.
Сунулись, было, в метро, но проезд показался слишком дорогим для праздных туристов (5$ за остановку).
Конец рабочего дня...
У этих колоритных мужиков нет нужды куда-либо спешить — даже в конце рабочей недели, накануне уикэнда. Интересно, кто оборудовал этот уличный кружок шахматистов?
Световая реклама у входа в клуб джентльменов. Леди могут не смотреть эту фотографию. :-)
Вечером мы отправились в итальянский ресторанчик, который приметили накануне в двух шагах от гостиницы. На всякий случай заказали места заранее — и не зря: народу было под завязку. Рядом оказались две большие семейные компании с детьми, было немного тесно и шумно, но небольший полуподвальный зал выглядел по-домашнему уютно; официанты (рослые парни, действительно похожие на итальянцев) не блистали вышколенными манерами, но обслуживали добродушно и внимательно. Главное, накормили вкусно и недорого, так что мы решили, что придём сюда и завтра.
Продолжение: 19 июня, 7-ой день автопутешествия. Сан-Франциско — Саусалито — Сан-Франциско
|