Горохова Лана : другие произведения.

Рассказы с К.Д.П. - 2014 (весна)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   САМОЕ ГЛАВНОЕ, что нужно помнить, читая этот обзор. Это мои ЛИЧНЫЕ размышления и впечатления, ни на что не влияющие. И лучше рассматривать их не как некий вердикт, а как приглашение к разговору... ну или просто к обдумыванию.
   Рецензии расположены по алфавиту (по фамилиям авторов).
  
  
  
   Алексеева Т.Н. Петух, Филимон, День рождения на двоих   23k  
  
   Эти рассказы мне понравились. Несмотря на неловкий местами язык, кое-где провисающее действие, повторы - все это очень легко поправляется. Но вот что трудно (возможно ли?) вложить в текст, если там этого изначально не было - душу, нерв, эмоции... Это здесь, к счастью, в полном объеме. И обыкновенные, казалось бы, петухи, собаки, коты и дети в этих рассказах - совершенно особенные и неповторимые. И потому - запоминающиеся. Как и это маленькое село, про жителей которого с такой любовью (зрячей и говорящей!) рассказал автор. Спасибо!
  
  
   Алексеева Т.Н. Одуванчик, Пчелиный рой   22k  
  
   Сильный рассказ - "Одуванчик"! А кто такая Нюрка? Надо бы про нее хоть пару слов. "Пчелиный рой" тоже хорош, но в нем много специальных слов, их можно было бы объяснить коротенько, но чтобы не пропала динамика повествования. Этот сборник мне понравился больше первого, про животных.
  
  
   Алексеева Т.Н. Бузина, Радуга, Кустик, Удивительная гостья   18k  
  
   А этот сборник мне показался слабее двух других. Только, пожалуй, рассказ про бузину хороший, яркий. И то - слишком, на мой взгляд, смакуются страдания бедного кустика. Про нутрию - интересно, но тревожно - в самом деле, что с ней случилось? Откуда-то появилась, куда-то пропала. Поэтому рассказ получился зарисовкой "так было", а не полноценным рассказом. Про радугу совсем лишний - голые поучения, притом довольно туманные. А "Кустик" вначале слишком сильно похож на рассказ про бузину (по части описания страданий), но какой-то скомканный, как будто написан был через силу.
  
  
   Алфёров А.В. Братья наши меньшие   28k 
  
   Здесь совсем нет сентиментальности, и эмоции сильно приглушенные. И такое впечатление, что автор рассказывает реальные истории. Отдельные реальные истории. В которых много удивительного и вызывающего вопросы. На которые только один ответ: "так было! А почему - не спрашивайте, это особенные звери". Особенная собака, у которой от сосания котят появилось молоко (и, судя по тексту, почти сразу. Потом оказалось, она была беременная...). Особенная кошка, которая сумела перегрызть поводок (тоже как-то очень быстро). Особенная лошадка, которая спит, свернувшись клубочком на ковре комнаты в квартире...
   Только лоси показались не особенными... настоящими. Ну и собака-лайка. Которую медведь лишь поцарапал, ударив лапой. Но - почему нет? Если она успела отскочить, но недалеко... А в рассказе про лисенка особенная... банка! Она то прозрачная, то неизвестно какая...
   Вероятно, и перечисленные выще зверушки и вещи не такие уж и особенные. Если бы автор рассказал о них (и их ситуациях) более подробно, без умолчаний, коих множество. Предполагаю (и даже, кажется, знаю наверняка :)) , что это такой авторский литературный прием. Но мне он, видимо, категорически неблизок. И если в литературе для взрослых еще можно принять, то для детей, мне думается, лучше побольше объяснять и описывать то, что не совсем очевидно.
   Тут, наверное, еще играет какая-то принципиальная разница в восприятии времени и пространства - у меня с автором. Для меня текст и пространство в нем дробится на мелкие куски, из которых складывается очень приблизительная картинка, как из наполовину рассыпанного набора паззлов. И это при четком ощущении, что автор едва не профессионально владеет словом и стилем! Ну что ж... Значит, знает, что делает. И - зачем :)
  
  
   Алфёров А.В. Детки в клетке   17k  
  
   Странный рассказ. Или это сказка? Сюр? Что-то сумбурное, отчасти юмористическое... Но, штука в чем, автор, - я не поверила ни единому слову, уж простите. И не смешно совсем. Нет, детишки могут поржать, что называется... Впрочем, мне уже говорили, что я все вижу как-то не так... Поэтому - удаляюсь в недоумении. Наверное, что-то не поняла.
  
  
   Аникеев Д.Б. Потерянное счастье   21k  
  
   Это сборник рассказов ПРО детей, но не для детей. Скорее - пособие родителям с мыслями автора (изложенными почти везде прямым текстом), как этих детей воспитывать. Сами истории нетривиальны, интересны и могли бы послужить материалом для рассказов, адресованным детям, но для этого автору нужно коренным образом все переосмыслить и переписать. Ибо мораль, предназначенная детям и взрослым - она немного разная. Расти самому и растить кого-то - разные задачи, потому и пути решения отличаются.
  
  
   Бадретдинов У.Ш. Сова   27k  
  
   Не совсем для детей рассказ. Вернее, совсем не для детей. В том виде, что есть сейчас - это хорошая, красиво и стройно скомпонованная проза для взрослых. С мистическим элементом и особенным колоритом. Однако, даже у взрослого читателя (хотя, может, это только я такая неграмотная) возникает вопрос: а что это за места и народность? Ответа в тексте нет, что я бы (судя этот текст на каком-нибудь "взрослом" Сишном конкурсе) отнесла бы к недостаткам. Легко исправимым, поэтому не очень важным, так, для сведения. Еще один из той же серии - некоторое временнОе выпадение в повествовании про сову. Как-то так получается, что несчастье с рысью произошло совсем недавно, а по тексту выясняется, что, как минимум, год назад! И, кстати, непонятно (не объясняется), почему же птенчик появился так поздно? Автор несколько раз через персонажа сообщает, что сейчас не время для гнездования, потому и нет никакого злого умысла или преступной небрежности в действиях людей... Ну а в чем же дело? Из печального прошлого совы как-то не получается вывести причины ее запаздывания птенцами в настоящем. Ну и тяжелая, первобытная прямо мистика... Трудный, вязкий язык, изобилующий диалектными словами - опять же, хорош для неспешной прозы, но - взрослой. У ребенка при чтении этой книги может возникнуть море вопросов, ответы на которые родителю (или кто это будет читать малышу) придется искать в словарях и википедии. И не факт, что они там отыщутся :) Ну а в целом впечатление от рассказа хорошее, я лично получила удовольствие, читая и смакуя новые, отдающие тайной "иной жизни" словечки и имена. Спасибо, автор!
  
  
   Кстати, насчет национального колорита.
   Вот, хотела много чего-то написать... Но ограничусь лишь упоминанием одного советского автора - Привалова Бориса Авксентьевича, который умер в 1985 г. (родился в 1924 г.) В детстве у меня была его книжка, называлась "Улыбка Майсары", там было пять повестей, написанных по фольклорным мотивам пяти разных народов - узбекского, таджикского, молдавского, казахского и белорусского. С этой книжкой я не расставалась все детство и юность, и в позапрошлом году упросила маму отыскать ее (уже почти рассыпавшуюся на странички) и прислать мне сюда, в мое "далеко" - друга детства, без которого я вдруг почувствовала, что не получается дальше спокойно жить. Я не стану больше ничего говорить, просто приведу отрывок из повести "Два чудака" (про героев молдавских шуток Пекалэ и Тындалэ) - как пример того, каким, по-моему, должен быть текст, описывающий национальные особенности и традиции, адресованный детям. Особенно детям, хоть и не только им. (У меня-то любимая в этом смысле повесть не эта, а "Всадник без бороды", про казахского Алдар-Косе, но ее я не нашла в сети, а от руки перепечатывать поленилась).
  
   "Утром Костикэ верхом на Негру объехал все село -- приглашал земляков на клаку.
   -- Не вовремя ты, парень, ее затеял! -- удивлялись крестьяне. -- Вот соберем урожай, тогда свободнее будем.
   -- Никак нельзя откладывать, -- говорил Костикэ. -- Мош Илие так просил. Уж вы приходите.
   Ни один из приглашенных не отказался. Еще бы -- клака!
   Клака -- старинный народный обычай. Когда все помогают одному. Трудно бедняку поставить себе хату в одиночку -- кличет он соседей в подмогу. Глядь -- и сотни рук в день справляются с большой работой. Каждый тратит лишь один день -- и дом готов. А если бы бедняк трудился без товарищей, запустил бы он и поле, и сад свой, не одну бы неделю потратил на стройку.
   Недаром говорится: дружба -- самое большое богатство на земле, дороже дружбы ничего нет.
   Костикэ, конечно, устроил клаку не вовремя -- когда у всех работы много. Но что ему было делать? Нужно помочь друзьям!
   Чабан, по-прежнему не снимающий своего пояса, в котором хрустели заветные деньги, всю ночь помогал Костикэ готовиться к стройке. Ведь к тому времени, когда утром подойдут друзья, нужно подготовить чамур -- глину с рубленой соломой -- для обмазки, забить колья, привезти хворост для плетней, -- да разве со всем управишься! Хоть бы успеть съездить за хворостом -- и то хорошо!
   А зеленоглазой, длиннокосой Мариуце -- невесте Костикэ и будущей хозяйке этой хаты -- сколько забот! Нужно же помочь матери Костикэ всю клаку накормить, напоить, музыкантов позвать -- чтобы работалось веселее.
   Великий обычай -- клака! Каждый прохожий человек, любой путник шагающий через село, может подойти к строящейся хате, пожелать хозяину удачи и принять участие в работе и веселье." (Привалов Б.А. "Два чудака")
  
  
   Бадретдинов У.Ш. Тетя Сакия   15k   
  
   Ах, как мастерски создал автор интригу в самом начале рассказа! Теперь с замиранием жду, как состояится поход мальчика к этой... Сакие-апай. Надеюсь, не разочаруюсь? :) Не разочаровалась. Хороший рассказ, очень хороший. Только текст вычитать надо, опечаток много, слова местами пропущенные, а местами лишние встречаются... Но это все не портит впечатления. Правда, - крепкий, сильный, правдивый детский рассказ, как раз на возраст от 7 до 12.
  
  
   Белоусов В.Н. Вечный огонь   28k  
  
   Очень непростой и интересный рассказ. Меня восхитила композиция. Столько параллелей! Технически - рассказ в рассказе, но еще и хорошо обыграно взаимопроникновение прошлого и настоящего, реальности и вымысла. Здесь не возникает вопроса "зачем?" Здесь возникает проблема выбра ответов на этот вопрос :) И вот это уже я отношу к недостаткам текста. Идейная перегруженность - все-таки перегруженность, то есть, нечто, противное чувству меры.
   Автор в маленьком рассказе решил поговорить сразу и о проблеме отношения к памятникам и символам, и о том, как страх (впрочем, любое сильное переживание) меняет реальность, и о проблеме братских отношений (в частности, особенности восприятия младшим братом отношения к нему старшего), и еще о том, каким значительным нам представляются мысли ушедшего человека, когда они оказываются так или иначе совпавшими со страшной действительностью... Впрочем, рискну предположить, что последние две идеи прокрались в текст как бы сами собой, не по осознанному желанию автора. Получилось скомкано, а ведь каждая из этих идей достойна полноценного развития! (Лично мне близка именно про братьев... Слезы навернулись, когда выросший Павлик удивился (до недоверия!) тому, что старший брат его, оказывается, видел совершенно иначе, чем ему думалось. Ну так! Старший брат, который умер... Это человек, который живет рядом, которого любишь и которым восхищаешься, и до дрожи хочется с ним дружить, понимать его... хочется познакомиться с ним! Таким близким и одновременно таким далеким. Но нет причины страдать, нет проблемы - непременно познакомишься, надо только подрасти. Подрастаешь... а его вдруг больше нет...)
   Вернемся к тексту. Второй существенный недостаток - это язык. Местами он совершенно нечитаемый. Особенно - когда слышим речь дедушки. Кстати, сам этот дедушка - третий, тоже немалый недостаток рассказа. Его роль - откровенно служебная, рассказать о проблеме, что де гасят вечные огни... И автор даже не смог сделать эти "газетные заметки вслух" мало-мальски живыми, разговорными! И неудивительно - неживой и нежизненный персонаж сложно заставить говорить по-человечески. Так, может, он и не нужен тут совсем? А информацию, которую он излагает (или заставляет автора излагать путем задавания правильных вопросов), изложить прямым текстом? Выйдет куда более непосредственно! Ели она вообще нужна, эта информация, в таком объеме.
   Ну и последняя капля дегтя - в рассказе практически отсутствуют краски и обстановка. Вот девочка лезет на чердак. Картина: в воздухе висит неведомой длины и на неведомой высоте лестница, на ней девочка. Потом каким-то образом там появляется дыра... Ни дома, ни крыши, ничего другого при этом не видно :)
   Ну вот, как-то так... И все-таки, главное: спасибо автору! Рассказ-то хороший. И даже очень. Если по-человечески судить, а не "за литературу".
  
  
   Белоусов В.Н. В летний полдень   21k   
  
   Рассказы, судя по всему, описывают события "раньшего" времени. Хотя первый очень легко "адаптировать" к нынешнему - убрать про колхоз и т.п. Потом, мотыльков лучше все же переименовать в бабочек: махаоны как-то не очень похожи на легких, маленьких (или прозрачных) мотыльков. В целом рассказ неплохой, чувства девочки к маме и перемена их описаны, на мой взгляд (и личный опыт, здесь надо бы краснеющий смайлик) вполне достоверно. Язык тяжеловат, но это поправимо.
   А вот "мыльный пузырь" произвел странное впечатление. Понятно, что хотел сказать автор. Но... как-то слишком гротескно все. Не смогла я представить себе живую пятиклассницу, которая целыми днями трындит про то, как любит свою маму. (Хотя, вначале я почти уже ее представила! Только ожидала, что к финалу выяснится, что никакой мамы у этой девочки вовсе нет, живет с одним папой... а то и с бабушкой, поэтому сочиняет и рассказывает - от горячего желания, чтобы мама - была). И пятиклассные сочинения на целую тетрадь да с дополнительными страничками - ну перебор! Впрочем, сочинение на 5-6 страничек - уже тоже много! И обмен книгами странный. Судя по всему, это 90-е. И зачем пятиклашке сборник любовных романов? (Кроме того, что я вообще не представляю себе, что бы это мог быть за сборник такой). Ну и мелочи, однако, автор будто немножко подхабыл русский язык (и Толкина заодно)? :) Первая книга называется "Братство кольца" (или даже если содружество, то все равно - одного кольца!) Ну и слова "соклассница" не припомню, есть одноклассница и сокурсница :)
  
  
   Белоусов В.Н. Слабые крепления   18k   
  
   Здесь тоже два рассказа. И тоже - про прежние, советские времена. Второй, про Никифора - не для детей, во всяком случае, не для аудитории НиН. Хоть и забавный. Покрутить саму историю - можно, наверное, и для детей сделать... мораль-то хорошая: все тайное становится явным. И очень хорошо подана, ненавязчиво совсем. Но все-таки - пьяный детина, полезший за выпивкой... Нет, лет с 12 - нормально, а раньше - вряд ли.
   Первый рассказ совсем хорош, и в нем легко избавиться от примет прежних времен.
   Удивительно: три работы этого автора прочитала, пять рассказов. Все будто разными людьми написаны. Ну... может, в сильно разное время?
  
  
   Боткина О.В. Летаю!   27k   
  
   Так, а это ведь сказка! Ну ладно, раз уж попала сюда...
   Сказка интересная, хотя сюжет и неоригинальный (первое, что вспооминается - "Баранкин, будь человеком" и Андерсеновские "Галоши счастья"). Распространенный для сказки ход: превращение (как правило, во исполнение столь же страстного, сколь и безрассудного желания изменить свою жизнь кардинальным образом и прямо сейчас) - с последующим исправлением (от осознания). Оригинальный в этой сказке нелостаток, который нужно исправить превращением. И - финал!
   В финале девочка получает немаленький такой подарок. За то, что она "смелая и добрая". Ну, смелая - это понятно. А вот особой доброты что-то за этой девочкой не заметила я... Повторюсь: особой доброты, за которую следует большая награда. Главные мотивы, которые движут героиней - это желание полетать (и подольше) и поесть (и не абы что!). Ради этого она пренебрегает и тревогой родителей, и грустью подруг... Где такая прямо особенная доброта-то? Это я к тому, что тому дедуле следует озвучить какую-нибудь другую причину :) Кроме того, что, если честно, то не совсем понятно, зачем вообще девочке нужен этот дар... очень непростой и, прямо скажем, эксклюзивный. А по тексту выходит, что он дан ей просто так, для удовольствия. Но то, что делает эту сказку особенной и интересной, покрывает все перечисленные недоделки-недодумки: это тот самый недостаток девочки, из-за которого все и произошло :) Нарисовать бы это поярче, чтобы все детали сюжета работали на идею - вышло бы очень сильное произведение! А пока это просто хорошая сказка, которую легко и приятно было прочесть.
   (Пост скриптум. После моей критики автор частично подправил текст, так что, вероятно, многие замечания уже потеряли актуальность ;))
  
   Буркова А. Я Могу ... Настоящим Мальчишкам Посвящается   20k  
  
   Рассказы хорошие. Может, слегка дидактичные и простоватые, но сомневаюсь, недостаток ли это в данном случае?
   Только второй рассказ мне не понравился. Нет, идея-то правильная - терпенье и труд, типа, все перетрут. Но вот как-то не по себе от поведения папы: стал всерьез тренировать мальчика из-за случайного успеха на уроке... И даже не интересно никому как будто (в т.ч. и автору) - а надо ли это мальчику? Нет, как разовая мера, чисто пример "поставил цель - как добиться" - хорошо. Но хорошо бы это еще и отразить в рассказе. А то как-то прямо все просто и без сомнений, "нечего думать, прыгать надо!" А подумать бы не мешало!
   Первый рассказ тоже как будто не совсем про современных, вообще - настоящих детей. Тоже слишком мало думают, как заведенные себя ведут. Даже ни одной неудачи... Разве так бывает?
  
  
   Васильев Я. Два слова о войне   17k  
  
   Два рассказа. Первый снова напомнил детство. Вполне себе детский рассказ - для рожденных в 50-70-х. Тогда ими зачитывались, и все слова были понятны - и трассеры, и фрицы, и зачем артиллерии надо пристреляться... Сейчас - не уверена, что для современных детей окажется удобочитаемым такой стиль даже. Кстати, неплохо бы в этом рассказе прямую речь оформить диалогом, выйдет поживее, более "слышимо".
   А вот второй рассказ - совсем другой, и, как по мне, вполне подошел бы и для современных детей, и для читателей "Насти и Никиты", в частности. Ну может, разве, чуть смягчить политический накал (про ненависть).
   В целом - хорошая, добротная, содержательная проза. Которую, на самом деле, не очень-то правильно делить на детскую и взрослую. Она либо литература, либо нет. Эти рассказы - безусловно да!
  
  
   Современная военная литература для детей - это очень большой и интересный вопрос! Для меня, во всяком случае. Потом напишу здесь побольше, а пока скажу лишь, что считаю одним из лучших примеров такой литературы (правда, не современной, а просто военной, описываюшей реалии войны) книгу Валентана Катаева "Сын полка".
  
  
   Венедиктова Ю. Любовь и конопушки   21k   
  
   Смешанное впечатление от рассказа. Рубленые фразы, фрагментарный стиль, повествование от первого лица в настоящем продолженном времени, и обилие диалогов (вкупе с частыми опечатками) создает впечатление неряшливости текста. Эмоции будто нарочито притушены, описаний практически нет. Одни внутренние впечатления мальчика. Для взрослого произведения - допустимо. Для детского? Не уверена. Идеи особой нет. И, что печальнее всего, - нет и характеров. И авторского взгляда на ситуацию. Почему Арина вдруг выбирает Илью? Чем он лучше Тараса? И - чем так интересна сама Арина, почему из-за нее понадобилось соперничать двум мальчикам? Только потому, что - новое лицо?
   Если бы эти вопросы были продуманы автором (разумеется, дети их перед собой даже и не поставят никогда!) и хотя бы частично раскрыты в тексте - рассказ бы состоялся. Пока я вижу лишь картинку из жизни... случайные встречи, случайные эмоции, порывы. Без особого осмысления. Для детской прозы маловато. Ну, на мой взгляд.
  
  
   Власова О.И. 3 рассказа   17k  
  
   Три рассказа, три картинки из жизни. Вернее, наброски рассказов. Словно записанные на видеопленку ситуации, которые еще предстоит оформить в литературные произведения. А перед этим - хорошенько осмыслить. Понять, о чем будут рассказы? Почему их будет полезно и совершенно необходимо прочитать детям? Какие вопросы им придется задать автору, маме, а потом и себе? И на какие из этих вопросов автору нужно ответить прямо в тексте (например, пояснить понятие "хрустальные дети", или почему голод - простой подзаголовок "послевоенная россия" объясняет ситуацию только тем, кому за тридцать, и они прочувствовали ее из прежде прочитанного и увиденного), а что оставить на обсуждение читателю с самим собой. Ну и записать. Тогда будут рассказы. Матекриал-то - богатый! Ну, кроме третьей истории, где, собственно, кроме наблюдения людей за охотой кота ничего и нет.
  
  
   Гребенникова Д.Е. Детские рассказы (сборник)   16k  
  
   Перебирает автор с чувствами, как мне показалось, особенно в первых двух рассказах. Слишком уж страстно описываются и переживания мальчика, и ужас от пожара... Так, что эффект получается обратный: недоверие вместо того, чтобы проникнуться-то. Кстати, насчет второго рассказа: такое описание спичек запросто может спровоцировать у ребенка горячее желание "укротить" злобного зверька, тем более, такого махонького. Третий рассказ - притча, видимо, добавлен для объема, не сочетается с остальными двумя. Ну, притча она и есть притча, иллюстрирует особенное вИление автора... о котором не спорят.
  
  
   Жеребина И.М. собака Маня   23k  
  
   Цикл историй про собаку Маню. Написаны гладко, довольно живо, обстановка и персонажи прорисованы неплохо. Но... Чего-то мне не хватило в этих историях. Может, того, что их отличало бы от множества подобных, которые имеет в своей памяти любой владелец домашнего питомца, неважно даже, кошки, собаки или хомячка? В рассказиках описывается достаточно стандартное поведение собаки, то есть, какие-то ее действия. А комментарии, истолкования - из серии "что хочу, то и думаю (т.к. читать не умею". Я так развлекаю себя и домашних, комментируя действия кота и выражение его мордочки. Радуясь, что он меня если и понимает, то воздерживается от комментариев. Они вряд ли были бы цензурными. Потому что не имеют ничего общего с реальными чувствами и мыслями животного. По крайней мере - с мотивами.
   Здесь всплывает все тот же каверзный вопрос: зачем? Зачем автор захотел, чтобы дети прочитали именно про его собаку (и про его мысли об этой собаке, не самые серьезные, притом)? Только потому, что собака - моя и любимая, и поэтому мне хочется рассказать о ней всему свету? Других причин не вижу. Конечно, дети (и многие взрослые) с удовольствием прочтут эти рассказы - с тем, чтобы немедленно забыть про чужую Маню, а тут же приняться вспоминать и взахлеб рассказывать друг другу о том, что "нащ Кешка (Мурка, Шарик, Барсик и проч) тоже так делают!" Или, наоборот, совсем не так... Словом, для баек и мемуаров - нормально. А вот для литературы, да еще и детской... Маловато. Ну, по-моему.
  
  
   Имайкина Т.В. Летние каникулы   15k   
  
   Что-то даже нечего сказать - по-настоящему хороший рассказ. Даже опечаток не заметила. Спасибо!
  
  
  
   Кашеварова И. Как попасть в сказку   18k  
  
   Страшный какой рассказ... в хорошем смысле :) Упорный мальчик. Такие бывают? Знаете, мне кажется, что по этому рассказу можно снять хороший детский фильм, мальчик прямо киношный, а не книжный. Однако, и для книжного - очень живой. Характер прописан ярко, обстановка везде тоже очень зримая, эмоции на уровне. Финал порадовал! Только бабушка с инфарктом... не круто? Может, просто - приступ... тем более, что быстро выписали. Счастье еще, что не встретил он в канализации кого-нибудь... до диггеров. Но - это я делюсь переживаниями за героя, а это что значит? Значит, рассказ вышел таким... настоящим, что и попереживать пришлось.
   Замечание: исправьте ошибку - надеть (джинсы), а если одеть, то это, например, ребенка или куклу :)
  
  
   Кирюшатова Т.Н. Татьянин день. Рассказы для детей   26k
   Кирюшатова Т.Н. Сирень цветет. Рассказы для детей   23k 
   Кирюшатова Т.Н. Танина Кубань. Рассказы для детей   21k 
  
   Эти три сборника прочитала подряд, нет смысла обозревать их по отдельности. Маленькие рассказы про маленькую девочку. По стилю - натуральный "привет из советского прошлого" - добротная детская литература тех времен. Рассказики немного познавательные, большей частью созерцательные... почти бесконфликтные. И поэтому - несколько однообразные. Из всей серии мне запомнился рассказ "Память". Ну... ради него одного и стоило все это прочесть. Рассказы-то хорошие. Ребенку могут понравиться (мне в моем детстве такие нравились, помню, даже рассказами из букваря Толстого зачитывалась. Теми, которые по две-три строчки, и в советском букваре печатались некоторые. Ну нравились, и все). Как взрослый читетель, все же не могу не задаться вопросом: а где у Тани мама и папа? Почему она про них практически не вспоминает? Только в двух рассказах из всех трех сборников мама упоминается, и то очень мельком. При этом в повествовании проходят разные времена года, т.е., Таня живет у бабушки с дедушкой круглый год... Почему?
   Да, и рассказ про "прессу" - это из какого же времени? Когда почтальону нужно было "давать план" да еще по "Пионерской правде"? Правда, я не в курсе, может, и сейчас эта газета выходит, и планы остались... Но что-то тут заставляет задуматься.
  
  
   Константинова А. Птичьи истории   16k  
  
   А эта работа должна была попасть в "сказки", просмотрела я... Ну да ладно.
   Две истории, написанные "от лица" птиц - галчонка и воробья. Истории фантастические, особенно вторая. Почему-то один воробей ведет себя не так, как другие птицы его породы. Понятно, что автор хотеть рассказать про эгоизм, и к чему приводят фантазии, опять же, эгоистические. Образ получился хороший... Но, раз уж это сказка, было бы убедительнее, чтобы ГГ был не настояшим воробьем, а - бывшим человеком :) Да-да, это как раз тот случай, когда такой избитый ход может быть удачно обыгран. Сказка, может, выйдет и не слишком оригинальной - дурной характер, исправработы в чужом теле, счастливое избавление по покаянии... Но в нынешнем виде она выглядит странновато.
   Про галчонка - опять же, не совсем понятно, зачем было писать рассказ его глазами? Нет, как упражнение - нормально, но для широкого, так сказать, читателя - малоинтересно. По-моему.
  
  
   Лазаренская М. Машкин сон. Рассказы о животных   28k  
  
   Ага... Рассказы про зверушек. Крайне неблагодарная тема - в силу своей распространенности. Вряд ли смогу сообразить, какая еще тема может с ней соперничать. Зверик, кошка (собаки на втором месте), потеряшка! Полный набор для почти заведомого проигрыша на любой "выставке" литературных фели-кино-логов. Что ж. Чем сложнее задача, тем дороже успех!
   (Это я, по обычаю, излагаю по ходу знакомства с работами свои мыслишки. Изложила... Пойду читать предложенные рассказы).
  
   "Машкин сон"
   Долго думала, говорить что-нибудь или нет. Потому что сказать особо нечего... особо приятного для автора. Все очень стандартно. И ситуация, и антропоморфизм. Кошка вполне обыкновенная. Обыкновенная кошка из миллиона и одной истории. Много ли у этой кошки общего с пушистыми прототипами? Вопрос риторический. Но, знаете, важно даже не это! Пусть книжная кошка видит сны, мечтает, вспоминает, размышляет, видит в коте (!!!) защитника... Это все вопросы из серии "почему". Ответ один: потому что автор так видит.
   Меня же, как читателя, пытающегося что-то еще осмыслить, волнует другой вопрос: зачем? Зачем автор решил рассказать эту историю, причем - детям рассказать? Ведь рассказывать что-то детям - дело ответственное! Это на взрослых можно вылить поток личных эмоций и мыслей (чем я, собственно, здесь занимаюсь), и неважно, что они при этом подумают и почувствуют. Разделят - молодцы, не поймут - не надо. Скажут "не бывает!" - тоже не беда. На этот случай есть... правильно! "Я так вижу!" - железный аргумент на все века и времена. Для взрослого читателя. А ребенку?
   Может, я и ошибаюсь, но почему-то уверена: с детьми нам нужно быть осторожнее в стремлении поделиться своим тем, что "рвется на бумагу". Дети не так много знают о мире, и многое принимают за чистую монету. Поэтому детям неплохо бы еще и дать побольше знаний о том самом мире! Ненавязчиво, но - рассказать, например, о жизни и взаимоотношениях тех же кошек, только настоящих. Именно ненавязчиво, по ходу дела, пользуясь случаем, частной историей одной отдельно взятой кошки.
   В данном же рассказе, к сожалению, реальности мало, автор просто помечтала вместе с кошкой (то есть, вместо нее, "как если бы я была этой кошкой").
   Может, все-таки имеет смысл больше учить детей жить в реальном мире, понимать и сочувствовать потребностям и особенностям реальных, живых животных? Мечтать-то они, дети, и сами умеют, куда нам, взрослым... И сочувствовать в мечтах - куда как легче, чем... придумать, как устроить судьбу той самой подъездной кошки, да еще и с котятами. Особенно, если в твоем доме уже живет кот...
  
   Добавлю еще. Да, мне могут возразить и привести массу примеров вполне себе нереальных и изрядно "очеловеченных" котят, выпущенных в литературу, и даже нашим замечательным издательством ("Зимняя сказка")!
   Да, это так. В очеловечевании нет ничего плохо. Если - если! - автор может четко ответить на все тот же вредный вопрос "зачем?"
   Если звери совсем (или почти совсем) как люди, то, значит, и истории их должны быть человеческими, полезными (ибо, внимание, - дети!) для жизни, лучшего ее понимания. Вспомним "котенка по имени Гав" или смешариков.
   Но "Белый клык" или "Томасина" - это все-таки совсем другие истории.
  
   "Зар"
   Ну вот, совсем же другое дело! Автор, похоже, собачник, а не кошатник, поэтому собака вышла совсем живой и настоящей, и сантиментов лишних незаметно... И узнаваемые рвано-слюнявые фантики )))))) Правда, дорого оно обходится (потом узнали, когда пришлось плакать в обнимку с эрделькой-сладкоежкой, скулящей от зубной боли). Зато порядок в квартире :) Словом... Из этого рассказа может выйти вполне-вполне стоящий рассказ для детей. Только опять же - сюжетов-то таких ну если не миллион (как о потерявшихся кошках), ну полмиллиона точно. Обыграна по сути одна эмоциональная черта собаки: привязанность к хозяину, вплоть до... А вот путей разрешения ситуации - не дано! Для взрослой литературы - ничего, обычный сентиментальный выплеск, проблемы решаются чудесным образом, всякое бывает. А для детской?
   Рискну сделать такое замечание или предложение - на будущее. Автор, судя по всему, неплохо знает собак. Поэтому рассказ мог бы стать если не оригинальным, то, безусловно, полезным - если в нем, помимо сентиментального, ввести познавательный элемент. Ведь у девочки и мамы возникло с появлением собаки множество проблем. Часть из них автор показал, как решать. Гуляем, убираем... А как же решить проблему с гостями? И - самое главное - с поездками девочки? Ведь эти сборы - не первые и не последние. А потом девочка окончит школу. И не факт, что учебу будет продолжать в том же городе.
   Здесь хорошо бы задуматься автору: о чем же, собственно, он хочет рассказать (читай: научить) детям?
   Пока в рассказе нет ответа на этот вопрос. Он, как и первый, написан не зачем, а - почему. Только впечатление производит лучшее - за счет осведомленности автора в собаководстве. В результате, в нем нет стержня, идеи. Месседжа. Ну, кроме "собаки - хорошие, любите их, не обижайте и не бросайте!" И персонажей, т.е., героев, действующих лиц, нет. Рассказ, если он не "про что", то пусть будет хотя бы "про кого". А здесь все трое - довольно обезличенные, и действуют, в основном, "как придется". Для хорошего рассказа этого совсем не достаточно.
   Маленькое замечание, чисто по стилистике: в середине рассказа появляется некая Марина, не сразу понятно, что это - мама. Все-таки, в детском рассказе лучше маму оставить мамой :)
  
  
   Литке В.В. Пасочки-куличики, братики-сестрички   17k   
  
   Ну, это не для детей рассказ :) Хоть и ПРО детей. Хоть и наверняка с интересом будет прочитан (прослушан) ребенком любого возраста. (Правда, перед этим взрослому придется раз пять его перечитать, запомнить все имена и возрасты, составить таблицу на бумажке - чтобы без запинки отвечать на постоянные "А Надя? А куда Митя? А почему Сеня?.. А что с формочками? А?.." :)) Но он не детский, тем не менее.
   Еще мне этот рассказ напомнил старый журнал "Семья и школа", у нас были несколько номеров дома, давно. Там встречались похожие рассказы-зарисовки - иллюстрации из жизни большой семьи. Очень яркие и громкие иллюстрации, и так хотелось хоть денек пожить в той семье. Побегать по огромному дому, затеряться в одной из комнат...
   И все-таки, я не вижу этот рассказ отдельной, самостоятельной книжкой.
   В сборнике историй про эту семью и отдельных ее членов - был бы хорош. В этом случае ему не нужно ни особой идеи, посыла. Еще один эпизод, не более.
   Но написан здорово, эмоции и суматоха заражают.
   И еще в этом рассказе много любви. Простой, человеческой. Настоящей. Она прямо выплескивается через буквы и строчки. И наполняет читателя. Спасибо, автор!
  
  
   Ляцкая Ю.В. Привет через 30 лет   24k  
  
   Ну, это вот то самое: про детей, но не для детей. Больше говорить ничего не стану - взрослую литературу лучше осмысливать, оценивать и обсуждать в ряду ей подобных, например, на конкурсах прозы, которые я давно не сужу. Хотя вопросы есть, конечно. Не удержусь, один задам: почему в последнем рассказе мамина жизнь называется "выброшенной"?!
  
  
   Маслова А.А. Марусина суббота   21k  
  
   Мне очень понравилась ваша Маруся, автор! Сама Маруся. Читала и жалела, что скоро закончится рассказ про нее. Смеялась и плакала. И все пыталась понять: хороши ли эти зарисовки для детей? Вроде, идеи конкретной нет, и на вопрос "зачем?" ответ, разве, такой: рассказать, что порой творится на душе у девочек в 7 лет. Просто поделиться... чтобы читатель на несколько минут увидел мир глазами такой девочки.
   Не смогла... понять и решить. Но точно знаю: если бы сын был младше лет эдак на 10, я бы ему непременно прочла эти рассказы. И тогда, быть может, стало бы яснее. Может и станет еще - чуть позже. Тогда я допишу свой отзыв. А пока... Пока - просто спасибо вам огромное за Марусю! Ее бабочки словно переселились ко мне :) Хоть капусту иди ешь, честное слово!
  
  
   Мелехина Н.М. Легенды из детства   16k 
  
   Так, первую историю помню, очень хорошая. И рассказана, как легенда. Только себе маленькой я бы ее не дала читать! Сейчас и то вздрагивает все внутри, стоит только вспомнить "косой..." Представлять даже не хочется.
   Каштанка. Гм... Как-то не верится. Не могу вообразить ни такую большую собаку, ни такого маленького десятилетнего мальчишку...
   Красный велосипед. Неплохо тоже... чувства мальчика переданы достоверно. Только удивительно, как этот взрослый парень согласился обменять свою машину на детский "Орленок"? Разве, чтобы потом еще на что-нибудь сменять-загнать...
   Кошачий ОМОН тоже неплохо, но непонятно, почему эта легенда из детства? Если брат Женька уже имеет детишек? Да и сам рассказ такой... "вот такие у моего брата кошки".
   В целом сборник не могу назвать детским. Но каждая история из него может быть переработана в хороший рассказ, не обязательно для НиН.
  
  
   Михайлова Н.В. Рассказы Лекарство от хитрости   25k  
  
   Вот плохо я умею говорить про то, что по-настоящему понравилось! Рассказы очень хорошие. Живые, яркие. Современные, что существенно! Про нынешних детей. Настоящих, притом. Поймала себя на том, что после второго рассказа остальные читала с неподдельным интересом: что дальше и чем кончится? Особенно последний порадовал! Ну и... общее впечатление выражу словами автора: "всем, кого они встречали, тоже становилось светло и весело". Кто они? Герои рассказов, конечно!
  
  
   Плюснина Н.С. Лю и Ная   17k  
  
   Из той же серии: про детей, но не для детей. А произведения для взрослых бирают на других конкурсах.
  
  
   Прилепская А.Д. Вовкины каникулы   15k   
  
   Два рассказа "из жизни". Автору нужно серьезно работать над стилем. Сейчас он очень тяжелый, изобилует канцеляризмами и штампами. Рассказ "от первого лица" тоже портит впечатление. Некоторые вопросы опять же возникают - как в первом рассказе удалось ощипать ВСЕХ гусей живыми? Неужели не почувствовали ничего, люди, руками? Во втором рассказе удивительно, как мальчик умудрился изловать столько птиц, да и вывод сделал странный... ему же больше 7 лет, раз на каникулах, да еще и не впервые? И странно, что Мурзик не заинтересовался мучающимися по двору птицами... Словом, пока рассказов нет, есть байки (реальные или выдуманные), без идеи и посыла. Для литературы, тем более, детской, этого недостаточно.
  
  
   Ржанников Д.А. Где пьют птички?   24k  
  
   А это текст из тех, которые я не умею обозревать, потому что не умею толково хвалить! Замечу лишь, что он отвечает лично моим (не факт, что правильным) представлениям о том, как надо писать для детей про природу. Очень понравилось предисловие автора: мол, не просто книжка про зверей, каких миллион (и Лиза перечитала все, до каких смогла дотянуться), а - особенная, потому что еще и "про нас с Лизой".
   Одно замечание: неплохо бы еще и раскрыть загадку "великого переселения" муравьев и гусениц. Неужели так и не разобрались с этим вопросом? Заглянули бы в энциклопедию, которых у Лизы, как сказано, немало :) Просто мне самой любопытно стало. И в других рассказах минимальная (но вполне достаточная!) информация о тех или иных "загадках" есть, а здесь почему-то нету. Предвижу вопросы детишки, которому бы это читала...
  
  
   Риф Г. Их понимать надо   22k  
  
   Четыре рассказа. Первый - скорее, лирическая зарисовка, и больше адресован взрослой аудитории.
   Рассказ "Их понимать надо" был бы хорошим детским рассказом, если бы автор, кроме простого показа с умилением (читайте: одобрением) разных моделей поведения детей, еще и обдумал бы эти модели, к чему приводит их развитие в будущем. Тогда поостерегся бы их одобрять. Понятно, что многие мальчики, желая вызвать внимание девочек, обижают их. Но девочки вовсе не обязаны молча и тихо эти безобразия принимать, да еще и видеть в них хорошее отношение к себе, типа любовь! Лет через двадцать эта Таня напишет на один известный сайт письмо с таким, приблизительно, текстом: "От меня ушел муж, он очень меня любил, хоть и постоянно ругался, критиковал меня, обзывал, пил, поднимал на меня руку, отказывался выходить на работу... А неделю назад сказал, что у него давно другая женщина. Помогите его вернуть, я его очень люблю, и знаю, что он меня тоже любит!!!" Я не придумала, этих писем приходят на сайт сотни. Похоже, их пишут вот такие выросшие Тани... купившиеся на "понимание" Кириллов, усвоивших с детства расхожую мораль "бьет - значит, любит". Сомнтельная мораль, как считаете?
   Рассказ про Собачку производит впечателение написанного "для объема", настолько дежурны и сюжет, и подача.
   А вот последний рассказ - по-настоящему хороший! И очень, мне кажется, подходит для детского чтения. Но сейчас он тоже скорее зарисовка. Дать детям имена, сменить тон с лирически-созерцательного на обычный повествовательный... Мог бы выйти вполне-вполне рассказ, и картинки сами просятся!
  
  
   Семенкова Е.Ю. Мы снова друзья   18k 
  
   Первый рассказ хороший, настоящий детский. А другие два... Вообще не рассказы. Сплошной диалог, притом речь мальчиков неживая, будто декламация, причем однотонная. Хотя сюжет третьего рассказа - вполне годится, только нужно сделать именно рассказ, а не расшифровку с диктофона.
  
  
   Синцерова С.Д. Дождливое лето   17k   
  
   Вроде бы правильные рассказы, с правильными идеями, моралью. И обстановку видно. Люди, правда, довольно расплывчатые... И характеры, и внешность. Разговаривают как-то отстраненно. Словно уставшие актеры: роли выучены хорошо, но играть сил нет, и за ходом действия следить не получается, все мысли о чем-то другом. Но спектакль-то идет, и вот то одного то другого помреж выталкивает на сцену, актер быстро говорит свои слова, исполняет нужные жесты, и снова уходит в себя.
   И так написаны все рассказы. Я даже не знаю, что тут можно поправить, чем помочь оживить картину?
   Теперь содержание. Вроде, речь о хороших делах - забота о младшей сестренке, о маме, о старушке... Но... А, вот, поймала то, что царапает сильнее всего при чтении этого сборника: знаете, автор, сомневаюсь, что прочтя ваш рассказ о том, как мальчики делают добрые дела, ребенок захочет им подражать. Скорее, решит, что кому-то помогать - это скука и тоска смертная, так что даже смартфон вряд ли ее окупит. Да и вообще сама жизнь - тоска, нигде ничего хорошего или радостного, ни дома, ни во дворе, ни в библиотеке, ни в гостях (ага, там еще со всякими просьбами пристают). Один проблеск: Виталик радуется, что смартфон в кармане и на работу завтра не идти. Ну хоть что-то.
  
  
   Заметка на полях: непременной составляющей детской литературы, по-моему, должна быть радость. Не веселье, а именно радость. Даже в трудных и страшных обстоятельствах - нельзя ей пропадать насовсем.
  
  
  
   Skulkina L. Естественный отбор   17k  
  
   Замечательный рассказ! Про живых детей и приличных (но тоже настоящих!) взрослых. Читала с удовольствием, и даже болельщицкий азарт передался из текста - несомненный плюс рассказу. Все видно, слышно, ощутимо. Юмор - на уровне. С идеями полный порядок. Что еще нужно? Опечатки поправить, разве - их немало ;)
  
  
   Сорока С.Н. Оставьте Гошу в покое!   25k  
  
   Рассказы хорошие, живые. И про живых детей. Некоторые только моменты вызывают вопросы. Скажем, Гоша, помытый в раковине... Боюсь, после такой процедуры он станет еще жутчее на вид :) Но идея - супер! Потом, рассказ про девочек. Вначале впечатление, что со Светой в самом деле не все благополучно, она будто немая. Ну и концовка... слишком жесткая для детской прозы, не находите? Безнадега такая... да еще и - от случайной фразы из диктанта. Так ли уж она истинна, автор, как вы считаете? Ваш рассказ, сам его строй, утверждает, что все обстоит именно так, случайные ошибки не исправить, прежнего не вернуть. И покаяния нет, и прощения... Так ли?
   А написано хорошо.
  
  
   Стеценко Г. Чубастики   25k 
  
   Три рассказа в сборнике. Хорошо скомпонованные, продуманные - о взаимоотношениях природы и человека. Познавательный элемент введен соразмерно, никуда не выбивается и не западает. Психология людей и животных (и даже растений :)) не вызывает нареканий. Единственное замечание: про тот самый познавательный элемент. Когда взрослые объясняют детям повадки животных или особенности растений, то их речь перестает быть живой, становится похожей на чтение вслух из какой-нибудь википедии. Особенно этим страдает первый рассказ, его начало - где папа только что собирал рюкзак и вдруг уже натурально из телевизора вещает. Но это очень небольшой и легкопоправимый недочет.
   Еще могу заметить, что рассказам немного не достает живости, эмоциональности... динамики. Хотя события описываются не самые спокойные. Ну а так - вполне-вполне.
  
  
   Теллер С. Домашний зверинец   28k  
  
   А вот нечего сказать. Насмеялась, напереживалась... А сказать так и нечего. Простите, автор. И спасибо вам! (маме из этой зверолюбивой семейки - привет, си-ильные у меня подозрения, что мы с ней совсем чуть-чуть знакомы ;))
  
  
   Телушкина Е.И. Это просто чудо! (Бабушкины рассказы)  16k  
  
   Хорошие рассказы для детей 5-10 лет. В первом (про ежика) слишком много слов с уменьшительным суффиксом и слова "маленький". Это хорошо бы подчистить. Сам рассказик интересный, даже неожиданный. Про ирисы - хорошо, но бабушка то и дело сбивается на тон диктора из "дискавери". Про одуванчики - хорошо объяснено, почему в огороде сорняки, а в поле - ценный мех (зачеркнуто) продукт :) Хорошо бы еще в паре фраз описать процесс приготовления варенья-меда, правда: никогда не слышала про такое, а дети непременно пристанут с расспросами, уж больно вкусно про него написано! Про птицемлечник - здесь опять много декламации, ее надо бы оживить. А еще рассказать, откуда такое название. А чьи стихи в сборнике? Если авторские, то лучше это указать (в конце, например, типа сноски). Стихи красивые. Ох, в рассказе про ландыши от автора появляются "ланцевидные" листья! Взрослому придется лезть в интернет или словарь ;) Вывод про ландыши у девочки хороший, нетривиальный, только пусть бабушка добавит, что это не значит, что можно обрывать ландыши, где увидишь и все сразу. Да, и снова декламация. Про охоту - замечательный рассказ, очень живой. Только одна неудачная фраза "девочка наблюдала за действиями пса" - лучше просто "наблюдала за псом". Словом... Рассказики хороши, только нужно поработать над стилем, оживить разговорную речь и бабушки, и внучки, в описаниях избавиться от канцеляризмов. Ну и добавить кое-где пояснений. Будет чудесный сборник.
  
  
   Ткаченко Л. Еще раз про Егорку   20k  
  
   Два хороших детских рассказа. Только в первом - страшно за котенка (я бы в 7-10 лет не смогла бы дочитать книжку, бросила бы на сцене в парке... Или дочитала бы, заглянув в конец, но все равно, не смогла бы ее потом держать на глазах). Может, пусть мальчики не убегают, а озарение придет, когда они ну на пару шагов отойдут? К тому же, во время грозы наш, например, кот имеет привычку прятаться в самое укромное место. В доме это - место под кухонным шкафом, оттуда нереально достать. На улице - вообще не знаю, что находит, но находит наверняка - после первых отголосков грома, кота не найти уже, до самого конца грозы. Кто знает такую повадку - испытает немалый страх за котенка и гнев на мальчишек, от которого потом нелегко избавиться... Прощать героев книжек трудно, как и живых людей :)
   Второй рассказик немного показался искусственным... сама ситуация. Впрочем, тоже вполне хорош. (Кстати, если у них такая слышимость и нервные соседи - то как взрослые представляли себе серьезное обучение ребенка музыке в этих условиях? :))
  
  
   Ткаченко Л. Волшебная палочка для Алладина   15k  
  
   Второй сборник автора. И я могу сказать, что детские рассказы для маленьких, наверное, должны быть именно такими - простыми (в плане идейной наполненности - не больше одной на штуку), веселыми, немножко гротескными... И оставлять ощущение счастливого детства, то есть, чтобы их персонажами были психически здоровые дети и, самое главное, - родители! Только из таких условий можно чему-то научить, что-то объяснить. О проблемах можно и чуть попозже начать говорить. А пока заложить прочное понимание КАК НАДО, как должно быть. Должно же быть именно так: крепкая, любящая семья, где все внимательны друг к другу и тем, кто рядом. Тогда у ребенка есть все шансы благополучно осмыслить свои собственные (и больше ничьи!!!) детские, но очень серьезные вопросы и сомнения. И найти решения. Правильные решения.
  
  
   Фадеева О.А. Каравелла и я   20k  
  
   Чудный рассказ про домашнее животное, нетрадиционное. Про корову. И про деревню. Сколько промелькнуло мимо таких работ (коров, правда, не припомню, а вот деревень - много). Думаю, запомнится надолго именно эта. Картинки бы к ней чудесные получились. Да, текст в основном лирико-созерцательный, и бесконфликтный. Но до чего же красивый! Все яркое, живое, пахучее... и очень-очень настоящая корова! Но рассказ не про нее. Он - про детство. Для детей, притом :) И не помешало даже повествование от первого лица, которое имеет обыкновение безнадежно портить тексты. Здесь оно - на удивление уместно. Спасибо, автор!
  
  
   Федина М.А. Бенька   16k   
  
   Неплохой рассказ, действительно, про собаку и про мальчика. Не хватило мне немного лиц Лешиных деревенских друзей. Только имена... Может, пару штрихов дать - что за люди, какого возраста, чем занимаются, какие оценки (зачеркнуто), кто родители (два раза зачеркнуто)... :)
   Ну и местами прихрамывает стилистика, порой речь людей сбивается на декламацию... Но это все поправимо.
  
  
   Холоденко И. Плыви, Плыви, Кораблик   17k   
  
   Однако. Ну да, рассказ не для детей "от 5 до 11". И не для моей критеги. Нечего мне тут критиковать. Разве, спасибо сказать автору да закладку сделать, перечитать потом. Спасибо! Это настоящая художественная литература. Сколько я понимаю.
  
  
   Чернышева Н. нин-2014: Женька Полесов с Тепловозной улицы   17k  
  
   Да, это тоже, наверное, для детей постарше... Лет с 12. Вообще - тот самый случай просто хорошей прозы, которая, по идее, вообще не делится по возрастам. Удивительно, как в небольшой объем автору удалось уместить и яркие описания, и характеры, и эмоции... и все - таким неспешным тоном... в ритме вагонного стука. Ну и идея присутствует... даже несколько. Вопроса "зачем бы родителю следовало прочесть этот рассказ своему детю (а лучше - самому себе)?" не возникает. Как-то оно и так понятно. История из жизни - да. Но не "так оно было, и точка", а с тем самым авторским осмыслением. И будет о чем поговорить с ребенком после прочтения. Даже с маленьким. Словом... Хоть я и с трудом представляю этот рассказ в серии, но буду очень-очень рада, если вдруг :) Притом, что издательство-то не одно. А рассказ достоин того, чтобы его читали. Спасибо, автор!
  
  
   Шилкина Н. Зубная фея   23k  
  
   Этот рассказ наверняка очень понравится детям! Он интересно и динамично написан, все стройно, гладко, захватывающий сюжет, живые, зримые герои. И, вроде, даже зацикленность девочки на общении с неведомой Феей деликатными (что важно!) усилиями взрослых сходит на нет. У героини рассказа - уходит. А что с читателем?
   Нет, я немного знаю детей, и далека от проповедования всяких страхо-ужасов, что стоит ребенку прочесть, что кто-то где-то машет волшебной палочкой - и ему теперь до старости от образа этой палочки не отделаться. А все-таки? Вытаскиваю на свет затихарившийся (после прочтения реально занимательного, детского рассказа) вопрос "зачем?"
   Правда: зачем автору понадобилось рассказать детям про эту самую зубную фею? Персонаж, которого в моем детстве не было, но, судя по всему, это что-то вроде деда Мороза, с теми же подарками под подушкой. А чего ради она раздает эти подарки? В обмен на выпавшие зубы? Почему? Зачем ей это нужно вообще? Дед Мороз - тот хоть подарки дарит на общий для всех праздник, и приходит типа "к послушным детям", ну хоть видимость логики есть! А здесь - в чем логика? Почему за выпавший зуб надо давать подарок? И здесь уже возникает вопрос автору: почему девочка ни разу не задалась этим вопросом? Ее интересовали совсем другие, ну, само собой! Понять природу феи, как выглядит да где живет... Вполне естественное для ребенка стремление вступить в общение с "чудесным" (читай: потусторонним) существом. В рассказе взрослые этому подыгрывают - могу предположить, что исключительно из-за растерянности. Рассказали ребенку странную сказку, а когда он всерьез грузанулся - уже непонятно, что делать. Разве - написать пару раз ответ "от Феи", пока удастся придумать, как и чем отвлечь.
   Могу показаться занудной в своей неприязни к детской игре в сказку. Чего прицепилась-то? Да вот же. Сказка сказке рознь. Тем более, когда в рассказе педалируется само это увлечение ребенка - "сотни раз переписывала письмо". Кстати, это неправда - речь-то идет о дошкольнице! И если раз десять переписала - уже повод маме призадуматься и даже чуток поднапугаться, не переходит ли игра опасный предел.
   Словом... Нет, я не то чтобы категорически против фантазий и загруженности (недолгой!) ребенка волшебным существом. Но - хорошо бы, чтобы само это существо было сколько-нибудь если не полезным, то хоть симпатичным. Карлсон далеко не супер-герой, но зато смешной и местами добрый. А эта фея - ну совершенная абстракция. "Не наш человек", так хочется сказать :) Уж простите, автор.
   Да, автору уже сказала отдельно: если девочка просто задаст в своем письме вопрос про то, зачем фее ее зубы... То рассказ уже обретет почти полную законченность! И неважно, что реальная девочка таким вопросом не задалась - книжные дети не обязаны в точности походить на своих прототипов :)
  
  
   Заинтересовавшись неизвестным для меня прежде персонажем, решила посмотреть хотя бы поверхностно, кто такая эта Зубная Фея? Вот что нашла в википедии, положу здесь, может, пригодится.
  
   Зубна?я фея (англ. tooth fairy) -- сказочный персонаж, традиционный для современной западной культуры. Зубная фея, как гласит легенда, даёт ребёнку небольшую сумму денег (или иногда подарок) вместо выпавшего у ребёнка молочного зуба, положенного под подушку. Сказку о зубной фее и мышонке Пересе придумал испанский писатель Луис Колома для 8-летнего испанского короля Альфонсо XIII, который потерял первый молочный зуб. С тех пор Зубная фея является очень популярным персонажем среди многих детей, которые, когда у них выпадают зубы, оставляют их под подушкой.
  
   Обычно ребёнок, у которого выпал молочный зуб (особенно первый), кладёт его вечером под подушку. Утром он находит монетку или подарок вместо зуба. Реже, ребёнок кладёт зуб в стакан воды около кровати. Утром вместо зуба обнаруживается монета. Этот вариант становится всё популярнее, так как родителям гораздо проще вытащить зуб из стакана с водой, чем лезть под подушку с риском разбудить ребёнка. Главная польза от зубной феи состоит в том, что ребёнок получает компенсацию за боль или неприятности, которыми сопровождается потеря зуба. Кроме того, он привыкает следить за собой, что ему может пригодиться позже. Также считается, что ритуал зубной феи помогает детям понять разницу между реальностью и воображением. Зубы можно дарить фее в любой день, кроме Рождества. Если подарить зуб фее в Рождество, она умрет. И жизнь того, кто нарушил традицию, превратится в настоящий зловещий кошмар, которая закончится самоубийством или похищением в рабство
  
   По этой теме были сняты многочисленные фильмы, главным образом ужасы. Например -- "Темнота наступает" (2003), фильм Джонатана Либесмана, в котором злой дух женщины принимает форму "Зубной Феи", и начинает охоту. Другой пример -- "Древнее проклятие", снятый Чаком Боуманом. В этом фильме мёртвая женщина убивает детей, чтобы получить их зубы
  
   И про писателя Луиса Колому: В конце 19 века Луиса Колому попросили написать историю о Зубной фее для юного испанского короляАльфонсо XIII, который в 8 лет потерял первый молочный зуб. Так как Луис был сыном врача, ему успешно это удалось. Действующими лицами сказки стали сам Буби (так называла Альфонсо его мать-регентша), сама королева-мать Мария-Кристина и мышонок по имени Перес. Сказка была впервые издана в 1902 году в виде факсимильного издания. С тех пор Зубная фея является очень популярным персонажем среди испанских и латиноамериканских детей, которые, когда у них выпадают зубы, оставляют их под подушкой. Рукопись этой сказки находится в сейфе в библиотеке Королевского дворца в Мадриде. По мадридскому адресу -- улица Ареналь, 8, где когда-то находилась кондитерская, в которой, по преданию, проживал мышонок Перес, в настоящий момент время висит мемориальная доска и установлена бронзовая статуя мышонка. Сюжет сказки не раз вдохновлял сценаристов и режиссёров на создание мультипликационных и художественных фильмов по его мотивам.
  
  
   Щербак В.П. Катенька и ее друзья   16k  
  
   Да простит меня автор, но я бы не рискнула прочесть этот рассказ своему ребенку. Могу поверить (хоть и с большой натяжкой), что история, как все, которые кажутся невероятными (в своей бессмысленности), реальная, но тем более, для детского произведения такой материал требует серьезной переработки - в голове автора, в первую очередь. Сейчас это - пособие по манипулированию родителями, которые не в силах ни ограничить игру ребенка на помойках, ни заполнение дома зверьем, ни избавить девочку от овладевшей ею (до абсурдности!) фикс-идеей о заведении непременно ежика! Почему ежика? Зачем дикий зверь в доме, тем более, где уже и так достаточно животных? При том, что все заботы девочки ограничиваются поиском имени. Ухаживать и воспитывать, как само собой разумеющееся, предоставляется маме, тем более, что Катенька совсем маленькая. Нет, оно, конечно, хорошо и трогательно, что девочка такая чуткая и добрая, не боится испачкаться, спасая зверушку. Но... В рассказе ситуация выглядит нездоровой. Ребенок пытается заполнить свое одиночество разным зверьем, при этом вымогая у родителей невесть зачем сдавшегося ей ежика, и никакого другого выхода ей почему-то никто не предлагает! Маму заботит лишь одно: дочь лазит по помойкам, антисанитария, это плохо! Выход - купить ежика, т.е., поддаться манипуляциям (неосознанным, понятно) ребенка, и обречь на грустное существование еще одно живое существо. Почему на грустное? Потому что девочка из рассказа, неспособная себя занять и найти утешение в заботе и любви к уже найденным зверям (про родителей молчу), продолжает "желать странного", не сумеет полюбить и выпрошенного ежика. Которого куда сложнее любить, кстати, чем собаку, кошку и хомячка взятых вместе.
   Нет, это не для детей рассказ, извините. Это пособие для родителей из разряда "как не надо делать!"
   З.Ы. Манипуляция в словах девочки "вы не покупаете мне ежика!" (а поэтому я гуляю по помойкам и тащу домой всех, кого найду). Первое перечеркивает все добрые намерения поступков. Ибо выдает их истиный мотив. С которым родителям (ну или автору) надо бы поработать. Чтобы произведение стало хоть немного менее вредным для детей... да и взрослых тоже. Кроме того, что по-настоящему добрая девочка должна бы задуматься (с подачи взрослых, само собой), а добро ли принесет ежику поселение в ее квартире?
  
  
   Щербак В.П. Стёпочка   16k   
  
   Столько похвал и наград у рассказа, прямо неловко... это... невосторженно отзываться. А восторгов, тем не менее, нет у меня... от слова "совсем".
   С самого начала покоробил цинизм (это когда откровенно и весело говорят о том, что сделали злое дело) папы-охотника. Лишний раз убеждаюсь, что охотники - люди особенные, и любовь к животным у них специфическая. Сочувствие (или что это такое вообще?) выглядит так: "ему самому сейчас страшно от всего того, что с ним произошло. Свободу отняли. Самое важное, что есть у дикого зверя". Это папа говорит про пойманного им же в степи дикого кота. Абсолютно здорового, не подранка, не котенка, который бы замерз... Несколько парадоксально, не находите? Никак не возьму в толк: зачем же было ее отнимать, свободу-то? Лишь затем, чтобы было кому на кухне мышей ловить? Странно, что не нашлось обыкновенного кота.
   Ну и в целом. Понятно, что рассказ из серии "так было", то есть, байка. Поэтому бесполезно спрашивать о логике действий персонажей - надо их принять де-факто.
   Но тогда - в чем полезность этого рассказа для детей от 5 до 11 лет? Зачем бы родителям захотелось его прочесть ребятам, а издателям - опубликовать?
   Про любовь к животным я уже сказала.
   А еще что?
   Чем проиграет рассказ, если кота сделать обыкновенным, а пассажи про соседку и вовсе устранить (вот уж совсем она - такая! - ни к чему в детском рассказе)? Вся история - что попавший в дом кот относительно быстро прижился, привязался к бабушке, а потом поймал змею. Так для этого ему вовсе ни к чему быть диким (мой собственный дворовый пушистик успешно ловит гадюк), и не надо никого лишать свободы! Кроме того, лично мне очень неприятно читать про то, как взрослые поощряют желания детей заводить живых игрушек... Там ежика, здесь вон перепелочку и зайчика...
   Простите автор! Вы сами по себе, наверняка, добрый человек, я даже не сомневаюсь. Но ваши тексты учат не самому хорошему отношению к животным. Подумайте об этом, ладно?
   Но если признать рассказ не предназначенным для детей, то претензии снимаются. Было и было. Написано-то гладко и занимательно. На любителя, конечно, но это другой вопрос.
  
  
   Юргелов Т. Шашлыки   27k
  
   Мне понравился рассказ. Сперва показалось - затянуто, и "непонятно, о чем", но это-то и замечательно, по-моему - что автору удалось создать содержательный текст, не давая с самого начала никаких "обещаний" (надеюсь, понятно выразилась?) ну... не нагнетая :) Как в жизни - все ведь всегда начинается очень обыденно, а потом может произойти, что угодно. Но и в "акынскую песню" не вылилось, типа, все как-то вот само... и без особого смысла (как оно обычно бывает "в природе"). И ребята вышли живые! Без всякой искусственности, поведение точь в точь как у нормальных подростков... не самых испорченных, притом. И здесь, как ни странно, именно их речь (словно стенографированная с диктофона) выглядит чужеродно, искусственно. Это я отношу уже к недостаткам работы. И другой недостаток: мне лично не удалось увидеть мальчиков, только маленький (кстати, насколько маленький? 5 лет? 7? 10? Он их сосед или чей-то братишка?) Коля более-менее прорисован, и то неясно. А другие отличаются лишь по именам. Ну, понятно, еще и по характерам (поступки-то!), но - их не видно, от слова совсем. При том, что рисовать словом автор умеет - вся обстановка, жаркий день, замусоренный берег, грязненькая речка... даже старичок с удочкой - все очень зримо, красочно и даже осязаемо. Думаю, если ребятам дать по паре внешних ярких черточек - было бы получше. Моих любимых вопросов - "зачем?" и "о чем, собственно?" это написано - не возникло, все очень ясно и стройно. Ну, мне так показалось. Крепкий, хороший рассказ для подростков (ой, вряд ли от 5 до 11, скорее именно ОТ тех самых 11...)
  
  
  
  
  
   Ну вот, все прочитано. Осталось подвести итоги... Итоги моим размышизмам, и только! )))))))))))
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"