Шурыгин Александр: другие произведения.

"Неупиваемая чаша"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Читай на КНИГОМАН

Читай и публикуй на Author.Today
  • Аннотация:
    Рассказ о поездке в Серпухов и о чудотворной иконе Божией Матери "Неупиваемая чаша", которая находится в Высоцком монастыре. Во Владычном монастыре этого старинного подмосковного города - список со старой фотографии утерянного первообраза иконы "Неупиваемая чаша"

"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША"

Серпухов. Солнечное летнее утро. Я приехал сюда, чтобы воочию увидеть памятники истории, архитектуры и другие достопримечательности этого старинного подмосковного города, и сделать на память о них несколько фотоснимков.
Побывал я на Красной горе - живописном холме, на котором ещё столетие назад красовался белокаменный ансамбль серпуховского кремля. К нашему времени остались от него только здание Троицкого собора (в нём теперь филиал историко-краеведческого музея), да два фрагмента бывшей кремлёвской стены).
Отсюда, с Красной горы, открывается чудесный вид на бывший околокремлёвский посад с его Успенской, Троицкой и Ильинской церквями, и на всю историческую часть города, раскинувшегося по левому берегу Нары.
Познакомился я также с кафедральным собором Николы Белого - замечательным творением серпуховских зодчих, был в старинном ухоженном Владычном монастыре на противоположном берегу реки (с фотографиями, сделанными в этот день, и комментариями к ним можно ознакомиться в фотоочерке "Старый Серпухов").

***

Только во второй половине дня добрался я до Высоцкого монастыря, поражающего свежестью и красотой недавно отреставрированных или находящихся ещё в стадии обновления храмов и других монастырских зданий.
Не так уж много времени потребовалось на ознакомление с внешним видом прекрасного монастырского ансамбля. А вот для того, чтобы попасть в один из храмов - Покровскую церковь (именно в ней находится чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая чаша"), пришлось подождать около полутора часов, то есть до тех пор, пока двери церкви будут открыты для паломников и верующих перед началом вечерней службы.
Этого времени вместе со мной ожидали ещё несколько десятков человек. Большинство из них небольшими группами или поодиночке расположились вне монастырских стен, в сквере у надвратной башни. Отсюда, с высокого холма на отдалённой городской окраине (новый Серпухов разросся далеко вглубь и выше от берега Нары, оставив позади себя во многом нетронутые временем уголки старого города) открывались живописная пойма реки и заречье с сияющими куполами храмов Владычного монастыря. По эту сторону реки, направо, над речной поймой несколькими рядами тянулись улицы и улочки старого Серпухова, над которыми вдалеке словно бы парили в воздухе белоснежные стены и золотые купола Николы Белого, а ещё дальше, на Красном холме, сиял такой же белизной Троицкий собор бывшего кремля.
Наверное, благодаря этим живописным картинам, сочетавшимся с красотой монастырского ансамбля, а также благодаря яркому ласковому солнцу и воздуху, наполненному ароматами пойменной зелени, полтора часа пролетели незаметно, и вот уже все мы потянулись через надвратные ворота к Покровской церкви.
Но ещё раньше я почему-то обратил внимание на одного из паломников - большого грузного мужчину, который прикорнул в сквере на траве в тени дерева. Не знаю, дремал ли он, или размышлял о чём-то бренном, или просто отдыхал от мирских забот, но за всё это время он ни разу не проявил интереса к окружающему его миру звуков и движений, словно он не чувствовал их, или не воспринимал их как что-то важное или достойное его внимания.
Я вошёл в церковь одним из последних. Не сразу, но через несколько минут после первого беглого знакомства с интерьером церкви, я приблизился к иконе Божией Матери "Неупиваемая чаша" и вновь обратил внимание на этого мужчину. Он опустился на колени перед иконой и, наверное, неслышно рассказывал ей что-то о своих бедах и молил о помощи. И снова он был как бы отрешён от внешнего мира, полностью погружен в эту молчаливую беседу с Богоматерью. Повидимому, он внутренне взывал к ней с просьбой об избавлении от пагубной страсти. Я не знаю, конечно, была ли это его личная беда, или он молил о помощи кому-то из своих близких, сыну ли, дочери или другим родным ему по духу или по крови людям. Но видел я и точно знаю одно - его вера в чудотворную силу иконы была воистину безмерной и безграничной, и была, наверное, его последней надеждой.
И я верю, что это чудо избавления случилось, случилось в силу этой безмерной всепоглощающей веры в него и благодаря многократно подтверждённой чудотворной силе иконы.

***

О чудотворной силе иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" я, конечно же, слышал ранее, а вот познакомиться подробнее с ней и с историей обретения иконы захотелось после этой поездки в Серпухов.
Предание об обретении в 1878 году первообраза этой иконы хорошо известно. Согласно ему, один из крестьян Ефремовского уезда Тульской губернии, бывший николаевский солдат, был настолько одержим пагубной страстью пьянства, что полностью обнищал, к тому же у него отнялись ноги. Однажды ему явился образ старца, настойчиво посоветовавшего ему идти в Серпухов, во Владычный монастырь, и отслужить молебен перед иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша". Этот образ являлся ему ещё дважды, после чего отставной солдат внял его голосу, и решил, что хотя бы ползком, но он должен добраться до монастыря (а расстояние это было немалое - около 200 километров).
В этом трудном и долгом пути к обители, на одной из остановок, приютившая его на ночлег старушка растёрла ему ноги снадобьем и напоила целебным отваром. И вот утром он с трудом уже смог встать на ноги и попробовал передвигаться с помощью палок. Это ему удалось. Так и добрался он до Владычного под Серпуховом и рассказал одной из послушниц о явлении ему старца и его наказе. Икону такую в монастыре не помнили, но всё же нашли её в проходе из Георгиевского храма к колокольне. А в изображении св. Валаама, основателя обители, которое находилось у его раки, отставной солдат узнал того старца, что явился ему и велел идти в Серпухов.
После поклонения иконе и совершения молебна у бывшего солдата наступило полное выздоровление и исцеление от пьянства. Икона вскоре после этого была перенесена в монастырский соборный храм, а весть о её чудодейственной исцеляющей силе быстро распространилась далеко за пределы обители. Владычный монастырь постепенно стал местом паломничества для страждущих излечиться от пьянства, а также для их родных и близких, молящихся об исцелении поражённых этой пагубной страстью и другими болезнями. Сейчас этой иконе поклоняются и те, кто хочет и надеется излечиться от наркомании.
Икона Божией Матери "Неупиваемая чаша" (её первоначальный образ был древнего письма) относится к иконописному типу Оранта и во многом схожа с иконой "Знамение Божией Матери", только младенец на ней изображён стоящим в чаше и благословляющим обеими руками.
Во Владычном монастыре первоначальный образ иконы находился до 1919 года, т.е. до закрытия этой обители. Затем его перенесли в кафедральный серпуховский собор Николы Белого. Здесь с благословения серпуховского митрополита Мануила было сделано несколько копий иконы. Но в 1929 году собор Николы Белого был также закрыт, а все его святыни уничтожены или исчезли.
В 1991 году вновь начал действовать Высоцкий монастырь (тоже закрытый ранее), и в 1992 году иконописец Александр Соколов написал для него ныне известную всем нам икону Божией Матери "Неупиваемая чаша", которая тогда же была освящена и находится в Покровской церкви монастыря.

 []

Список cо старой фотографии первообраза иконы, написанный в 1995 году, в 1996 году был освящен в серпуховском Владычном женском монастыре.
Многих больных и страждущих выздоровления от алкоголизма, наркомании и других пагубных страстей и болезней исцелило поклонение этой иконе. Об этом - многочисленные свидетельства, с которыми можно познакомиться при посещении Высоцкого и Владычного монастырей в Серпухове, или на сайтах этих монастырей в Интернете.

P.S. Посмотрите также фотоочерки "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Крутицкое подворье", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Давидова пустынь", "Троице-Сергиева лавра", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Новодевичий монастырь", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Успенская "Хроники Перекрестка.Невеста в бегах" А.Ардова "Мое проклятие" В.Коротин "Флоту-побеждать!" В.Медная "Принцесса в академии.Суженый" И.Шенгальц "Охотник" В.Коулл "Черный код" М.Лазарева "Фрейлина немедленного реагирования" М.Эльденберт "Заклятые любовники" С.Вайнштейн "Недостаточно хороша" Е.Ершова "Царство медное" И.Масленков "Проклятие иеремитов" М.Андреева "Факультет менталистики" М.Боталова "Огонь Изначальный" К.Измайлова, А.Орлова "Оборотень по особым поручениям" Г.Гончарова "Полудемон.Счастье короля" А.Ирмата "Лорды гор.Да здравствует король!"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"