|
Игорь Ревва: "...Когда "...увидел ОН, что это хорошо...", ОН оглянулся в поисках того, кому бы ещё это показать..."
Игорь Ревва - автор СИ, писатель, журналист.
ОБЩИЙ ПОРТРЕТ | О ТВОРЧЕСТВЕ | О САМИЗДАТЕ | НА ДОСУГЕ
| ИЗ КОММЕНАРИЕВ
ОБЩИЙ ПОРТРЕТ
Здравствуйте, уважаемый интервьюируемый! Представьтесь, пожалуйста.
Писатель, журналист. Больше даже писатель, нежели журналист. Люблю жизнь во всех её проявлениях, не идущих в разрез с моим мнением о порядочности.
По старой, доброй традиции, вторым в АИ следует вопрос про город. Где живете? Чем вам нравится этот город?
Родился я и до сих пор живу в Баку (Азербайджанская Республика). Хотя очень много ездил по разным городам. Чем мне нравится этот город? Наверное, памятью о том, как здесь когда-то было хорошо. И ещё людьми, которые здесь пока ещё остались.
Не расскажете ли немного о себе? Когда родились? Какие-то, возможно, интересные моменты биографии?
Родился в 1965 году, 13 октября. Самым интересным и главным моментом своей биографии считаю именно факт своего рождения.
Где вы работаете в настоящее время, чем занимаетесь? Нравится ли вам это занятие? Какие перспективы?
В основном занимаюсь журналистикой. Иногда работаю на стройке (как это ни странно прозвучит) - там можно встретить массу интересных людей. В обоих этих занятиях мне нравится именно возможность общения с людьми. Не нравится же - полное отсутствие всяческой перспективы и в той, и в другой области.
Какие у вас существуют положительные и отрицательные черты характера? Как они проявляются в жизни?
Характер у меня общительный, но злобный. Я слишком хорошо чувствую, как человек ко мне относится. Если отношение негативное - реакция моя бывает адекватной. Что касается вредных привычек - они есть. Какие? Все!
О ТВОРЧЕСТВЕ
Ощущаете ли вы себя писателем?
Да. Мои Читатели убедили меня в этом окончательно. Другой дело, КАКИМ именно писателем я себя считаю.
Я публикуюсь всего третий год (имею в виду книги). Смешно предполагать, что за столь малый срок можно стать профессиональным писателем. Да, бывают случаи, когда первая же книга у человека получается блестяще. Но такое происходит крайне редко, и я в число этих счастливцев не вхожу.
Как правило, первая книга - это всего лишь первый шаг. После которого начинается самая сложная работа - понять, интересно ли Читателям то, что ты пишешь, нужно ли это им, нужно ли это тебе? Я стараюсь писать так, чтобы на все эти вопросы можно было ответить утвердительно. Пока не уверен, что всё хорошо получается.
Что побудило заняться писательством? Что это для вас - средство самовыражения, самореализация, ремесло, увлечение, потребность, способ привлечь к себе внимание?
Скорее, потребность. Очень нравится строить что-нибудь своё - свой мир, например. В такие моменты чувствуешь себя Богом. И если результат оказывается положительным - приятно вдвойне.
Когда вы начали писать, с чем это связано?
Лет двадцать пять назад. А с чем связано - хоть убейте, не помню!.. Запомнился лишь сам факт написания коротенького рассказа во время урока физики, где в качестве главного героя выступала учительница, и где фигурировала большая часть моих одноклассников. Было это, если не ошибаюсь, классе в шестом - седьмом, прямо на уроке. Слишком скучно мне стало, решил развлечься. Одноклассникам рассказ понравился, но суровая критика в лице педагогов сочла иначе. Впрочем, рассказик тот, насколько я помню, был, мягко говоря, малоцензурным. Так что, критики оказались правы.
Как долго этим занимаетесь? Чувствуете ли творческий рост или вас коробит от подобных штампов?
Об этом судить не мне, а Читателям. Я не знаю, рост ли это, но изменения явно чувствуются.
Хорошо бы вы сами представили свои сочинения читателям. Вам слово!
Я бы разделил свои вещи на несколько групп, по этапам творчества, что ли?.. Для первого этапа характерен рассказ "Наследство". Для второго - Межгорский цикл (повесть "Возвращение" и романы "Последнее заклятие", "Сила бессмертных", "Бессмертный принц"). Следующий этап неплохо характеризуют рассказ "День рождения" и романы "Выбор" и "Конец света" (этот роман находится только в сети, и только целиком). Нынешний же этап, как мне кажется, достаточно хорошо представляет мой новый роман "Зона власти", который должен выйти в июле этого года. Я не хочу сказать, что поставил крест на прежних своих вещах, но творить новый мир мне всегда интереснее, чем разжёвывать уже придуманный.
Вы могли бы охарактеризовать свой стиль письма?
Я стараюсь не придерживаться определённого стиля. Мне нравится быть разным. И всегда бывает приятно, когда не верят, что "День рождения", "Герой" и "Серебряное зернышко" написаны одним человеком.
Вы задумываетесь о своем авторском имидже? Интересовала ли вас эта тема?
Совершенно нет! Искусственно созданный имидж - это что-то показное, может быть даже неискреннее. А быть нечестным со своими Читателями я не хочу. Вероятно, что мой имидж создается сам собой, без моего участия. Ну, тут уж какой он получается - такой и получается...
Все ли из написанного представлено на СИ, где еще можно прочесть ваши работы?
Далеко не все. Это связано с издательскими договорами. А прочесть мои вещи можно в книгах - Издательство "Альфа-книга", Издательство "АСТ" (сольные выпуски и сборники). Есть мои вещи и в библиотеке Мошкова и на "Книжной полке" сайта "Русская фантастика "
Что бы вы порекомендовали читателям, впервые зашедшим в ваш СИ-раздел? Есть ли вещи, которые, на ваш взгляд, заслуживают немедленной публикации на бумаге?
Мне кажется, что если вещь заслуживает публикации, то она её рано или поздно получит. Моё меня не минует. А порекомендовать - даже не знаю... Одному одно нравится, другому - другое...
Какое свое сочинение вы считаете лучшим на данный момент: есть ли такое?
Роман "Конец света". Но пока ещё мне в этом не удалось убедить ни одного издателя.
Когда вы впервые вышли в Интернет и как опубликовали свои работы?
Кто-то посоветовал разместить рассказы на СИ. Это было ещё до выхода в свет первой моей книги - году примерно в 2001, если не ошибаюсь.
Вы пытались печататься? Вообще имели дело с редакторской братией?
Да, разумеется. Наиболее удачно работает с молодыми авторами издательство "Альфа-книга". На "нулях" почему-то принято отзываться об этом издательстве в уничижительной форме, и высказывания эти порой бывают типа "Пастернака не читал, но - сволочь!.." Я не понимаю одного - если человек настолько хорошо разбирается в фантастике, что берётся за критику романов, выпускаемых в "Альфа-книге", почему же тогда он не может сказать ничего хорошего о книгах других издательств?! Или там вообще уже сказать нечего?
Я не пытаюсь представить "Альфа-книгу", как некоего флагмана нашей фантастики. Но тиражи (а значит и интерес читателя) говорят сами за себя. Особенно странно бывает, когда такой вот "критик" неожиданно предлагает мне выпустить мой роман (напечатанный уже в "Альфа-книге") в другом издательстве. Видели бы вы его лицо, его растерянный взгляд, когда я поинтересовался, а удосуживается ли он хотя бы следить за тем, что в "Альфа-книге" выпускается? Нет, зачем же! Он уже заранее знает, что это издательство не напечатает ничего хорошего.
Поверьте моему опыту, пробиться, например, в "АСТ" сложно отнюдь не потому, что планка оценки текстов там выше. "АСТ" - более крупное издательство, выпускающее не только (и не столько) фантастику. И там просто не всегда находят время для работы с авторами. Это объяснимо - самих авторов у "АСТ" очень много.
И в "Альфа-книге" тоже далеко не всех встречают с распростёртыми объятиями. Просто "Альфа-книга" выпускает только фантастику, авторов там меньше и издательство более внимательно к ним относится. Рискну даже сказать, что там ценят писателей. Там понимают, что без писателей издательство - ничто. И писателю гораздо приятнее, если он получает от издательства ответ (пусть даже и отрицательный) по поводу своей рукописи, нежели на его возмущённые уже письма издательство после полугодового молчания осторожно интересуется, а что именно он им присылал и когда? Если вообще снисходит до общения с автором.
Я слышал, что в каком-то дореволюционном литературном журнале было принято отвечать приславшим в редакцию рукописи прямо на страницах этого же журнала. Очень удобно, я полагаю - небольшая колонка, где указывается список авторов и произведений с пометкой "принято" или "отклонено". Я часто жалею, что подобное не практикуется сейчас. Особенно когда до года ожидаешь ответа от какого-нибудь журнала, или получаешь от редакции согласие на публикацию уже после того, как рассказ давно уже напечатан в другом издании. Существуют и обратные варианты - когда на один присланный им рассказ редакция высылает в течение месяца пять-шесть ответов (к сожалению, отрицательных). То ли забывают они, что уже отказали, то ли сомневаются, что я им поверил - не знаю.
Одним словом, для общения с издателями и редакциями необходимы умение долго ждать и умение ничему не удивляться.
Встречались ли вам сетевые (интернетовские) писатели, которых имеют бешеную посещаемость, гениальные тексты и яркий имидж? Можете привести примеры? Существуют ли творческие личности, к которым вы испытываете чувство белой (или, допустим, черной) зависти?
Я не люблю читать с экрана, все тексты я распечатываю на бумаге. И мой интерес к сетевым авторам на 90% состоит из авторов СИ. Бешеная популярность же меня всегда настораживает. Как и яркий имидж автора - он далеко не всегда оказывается истинным и зачастую мало общего имеет с качеством его произведений. А зависть... иногда завидую, конечно, как и всякий человек. И это мне приносит пользу - сразу же возникает желание написать что-нибудь лучше, чем у объекта зависти.
Да и вообще: что делать молодому писателю, который считает себя талантливым, чтобы его заметили, есть ли какие-то общеприменимые рекомендации?
Понятия не имею. Если б знал, писал бы не книги, а учебники типа: "Как стать знаменитым писателем".
Есть ли у вас творческие планы? Почему-то этот вопрос частенько ставит авторов СИ в тупик, хотя, на мой взгляд, иметь творческие планы - вполне естественно. Что вы думаете об этом и о своих творческих планах?
Ну, я не исключение - меня такие вопросы тоже ошарашивают. Творчество - вещь не планируемая. Тут сложно что-либо сказать. Можно ли считать творческими планами моё горячее желание отыскать черновики одного моего старого, но очень нравящегося мне рассказа? Куда-то я их подевал...
Есть ли какая нибудь мечта? К чему вы стремитесь в творчестве?
Даже не знаю, наверное, ни к чему определённому. Просто я в творчестве живу. А мечта, конечно же, есть. Но какая - не скажу, секрет. А то, вдруг не сбудется?..
Ответьте на вопрос, который задают многим авторам, но редко получают ответ: "Зачем вы пишете"?
Сложно удержать в мыслях создаваемый тобой мир. Да и поделиться с другими хочется. Наверное, поэтому. Возможно, что когда "...увидел ОН, что это хорошо...", ОН оглянулся в поисках того, кому бы ещё это показать...
О САМИЗДАТЕ
Что думаете в целом о сайте?
Очень удобный ресурс. Сам я не сумел бы сделать свой сайт - таланта не хватает. А тут - всё очень удобно и просто, понятно даже мне:) Не нужно прилагать никаких особенных усилия для размещения своих текстов.
Имели ли вы возможность сравнивать СИ и, например, проза.ру, КЛФ или какой-нибудь другой литературный сайт?
Я как-то даже и не пытался этого делать. СИ меня вполне устраивает, а особенно бурных восторгов по поводу других ресурсов я не встречал. Если не считать совершенно непонятного мне воодушевления по поводу того, что, например, "у нас целых 65.000 авторов!.." Хм... Мои соболезнования...
В одном справочнике "Интернет-ресурсы" я прочел, что "Проза.ру - сайт графоманов". Очевидно, автор написал бы также и про СИ, но не знал о существовании сайта. Многим авторам "Самиздата" подобное отношение не дает покоя. Периодически на гостевых форумах звучит призывный клич: "Изгнать графоманов"!
Мне кажется, в основе подобных истерических выкриков лежит что-то личное - обида на свою бесталанность, злость на кого-то, зависть, желание создать себе дешёвую популярность. Хорошо, когда это выливается в желание стать лучше, когда это подхлёстывает собственные амбиции. Плохо, когда рождает подобные истерики. В конце-то концов, не нравится тебе вещь или автор - не читай.
Я иногда вижу высказывания, типа "фантастики сейчас нет" и "все вокруг графоманы". Причём, в качестве примеров хорошей фантастики приводятся книги, по адресу которых лет двадцать назад высказывалось то же самое, но другими людьми. Это неверно, фантастика есть, просто она изменилась. Лучше она стала или хуже - не знаю. Но она стала иной. Как всякое живое существо, фантастика с течением времени меняется. И люди, не понимающие этого, просто не способны воспринять эти изменения, им хочется, чтобы всё было, "как раньше". Словно динозавры, которые не способны были выжить в изменившихся условиях. Но это не страшно - фантастика есть, и она будет. А динозавры вымерли - вымрут и эти...
Что же касается действительно хорошей критики, то я её встречаю крайне редко, и в основном (как это ни странно прозвучит) именно на СИ, от непрофессиональных критиков. Может быть, это происходит потому, что профессиональные критики больше обеспокоены "сведением личных и вкусовых счётов" или удовлетворением своих собственных амбиций. Во всяком случае, именно такое мнение складывается у меня после прочтения некоторых критических статей в прессе.
Было ли когда-нибудь восхищение Самиздатом или такого никогда не наблюдалось?
Да я восхищаюсь им чуть ли не ежедневно!
Как старожил, какие вы видите тенденции на samlib.ru на сегодняшний день? Что изменилось на сайте по сравнению с ситуацией годичной давности, двухгодичной давности?
Да, изменилось. Многие хорошие авторы, яркие личности постепенно скрываются за горизонтом. Очень редко бывает, что начавший уже публиковаться автор продолжает активную жизнь на СИ. Это объяснимо - недостаток времени, усталость от отсутствия новых ощущений, и т.д. - но печально. Невольно напрашиваются ассоциации со студенческим общежитием - кто-то получил свою квартиру, стал реже захаживать в гости, нет его уже за нашим столом. Это всё неплохо - можно только порадоваться успехам автора, - но немного грустно. Человек-то хуже/лучше не стал, просто жизнь у него уже другая.
Какими вы видите перспективы Самиздата? Есть ли они? В чем заключаются?
Никогда не рассматривал СИ с этой стороны. Немного пугает нынешнее количество авторов - в этом море сложнее стать заметным. Равно как и Читателю сложнее отыскать то, что действительно достойно внимания.
"Актуальное интервью" планируется для новых авторов Самиздата. Что бы вы им посоветовали?
Хорошо помогает участие в конкурсах. До сих пор помню, как я выставил на "Блэк Джек - 2" свой рассказ. И, если не ошибаюсь, вначале обо мне узнали именно, как об авторе "Серебряного зернышка", а уж потом всплыло, что я печатался в "Если" и "АСТ".
Основная заслуга в раскрутке на СИ молодых авторов в своё время принадлежала "Предгорью" и той замечательной команде - Хокан, Виталий Романов, Елена Навроцкая и другие. Сейчас уже эту эстафету принял раздел "Вредной команды". Но, как мне кажется, тенденция, послужившая постепенному "замерзанию" "Предгорья", начинает иметь место и здесь. Критики не видят отдачи. За составляемые обзоры благодарят (если он положительный) или могут выразить своё "фи" (если он отрицательный). Могут и просто не отреагировать. Невольно возникает вопрос: "А на фига это мне нужно?! Учить кого-то вместо того, чтобы учиться самому?!"
Что касается популярности своего раздела, я никаких особых телодвижений не предпринимал. Даже обзоры конкурсных рассказов и критические статьи я размещал не у себя в разделе, а в разделе Вредной команды. Исключение составляет последний мой обзор, размещённый по техническим причинам у меня. Но и он вскоре переберётся к КА-52.
Как вы осуществляете на СИ поиск литературы, достойной, по вашему мнению, прочтения?
Я перепробовал кучу самых разных способов, но ни один из них меня полностью не удовлетворил. Сейчас я читаю лишь вещи авторов, в творческом уровне которых я заранее уверен - Юлия Остапенко, Погуляй, Малицкий, Кошка и ещё примерно полтора десятка авторов. Я знаю, как они пишут, мне нравится читать их вещи. Иногда я наугад выбираю что-нибудь из новинок других авторов. Бывает, что не жалею об этом.
Как быть, допустим, с откровенными графоманами? Или с людьми, которые критикуют любого автора только чтобы побольше помелькать в комментариях? Или автора, который написал 1 стих на 1 КБт и сделал себе три раздела? Вам попадались такие?
Да, попадались и такие. Как с ними поступать? Два варианта: убивать на месте (тупыми пулями, что б было больнее) или ждать, пока сами вымрут. Первое - быстрее, второе - спокойнее. Придерживаюсь второго варианта.
Что же касается графоманства вообще, а уж тем более "откровенного графоманства" - тут я немного теряюсь в определениях. Я делю вещи на две категории - литература и макулатура. Иногда совершенно неумелому и неопытному автору удаётся создать нечто, весьма напоминающее шедевр. А иногда и опытный писатель может лажануться.
Как вы относитесь к своей популярности на СИ - рейтингу посещаемости, оценкам? Мне все-таки кажется, что любой автор неизбежно просматривает статистику своего раздела (хоть может утверждать и обратное) и внимательно следит за цифрами.
Оценки и посещаемость довольно часто просматриваю. Очень умиляют одинокие "единицы" на фоне "восьмёрок" и "девяток". Ну, каждый самовыражается, как может, я к этому отношусь с пониманием. Иногда бываю удивительные казусы. Например, как-то неожиданно подскочила посещаемость рассказа "Трактат о вампирах" из цикла "Книжный шкаф", написанного а-ля "Идеальный вакуум" С.Лема. Потом я обнаружил, что на каком-то сайте его приняли за рецензию на реально существующую книгу. Посещаемостью тоже интересуюсь - любопытно же! - но никаких действий к увеличению её не предпринимаю. Больше же всего я ценю комментарии Читателей, это для меня важнее всех оценок. Приятно бывает поспорить о своём рассказе с человеком, которого он настолько "зацепил".
Итак, вы создали свой раздел на Самиздате. Нашли на СИ единомышленников?
Да, и единомышленников, и друзей. И очень этому рад.
С кем из интересных людей вам удалось встретиться на СИ?
Список получится очень уж длинным.
В каких СИ-мероприятиях вы участвовали?
Участвовал, если не ошибаюсь, в пяти конкурсах на СИ - именно как участник. От жюрейства старался отказываться изо всех сил. У меня не было уверенности в том, что я осилю чтение такого громадного объёма. На третьем Блэк Джеке удалось подбить членов Вредной команды на проведение независимой оценки участников - сравнительная таблица оценок официального жюри и независимых обозревателей (вместе со ссылками на все наши обзоры) сейчас ещё висит в разделе Вредной команды. То, что мне удалось вовремя прочитать все конкурсные рассказы Блэк Джека - 3, послужило основной причиной моего участия в конкурсе Блэк Джек - 4 в качестве жюри.
Может быть, порекомендуете какие-нибудь сочинения СИ-авторов читателям интервью?
Мои рекомендации можно увидеть в файле ВДЛХ (Выставка Достижений Литературного Хозяйства).
На СИ разработан определенный инструментарий (форумы, рассылка новостей, внутренние конкурсы, всевозможные рейтинги, раздел "Инфо")? Что вам кажется наиболее важным из перечисленного, чего не хватает?
Наиболее важным считаю возможность комментариев - обратная связь с Читателем очень важна. Рейтингами особо не интересуюсь, хотя и бывает приятно оказаться иногда "где-нибудь вверху". Но для меня это вопрос не принципиальный.
На сайте, бывает, случаются ссоры "эмигрантов" и "патриотов". Каково ваше отношение к этим перепалкам?
Я стараюсь не участвовать в перепалках, не имеющих отношения к моим произведениям. В конце-то концов, я пришёл на СИ не качать политические права, а читать и показывать написанное. Я пришёл общаться, а не ругаться - ругани мне вполне хватает и в реале.
А обусловлены эти перепалки, на мой взгляд, всё теми же поисками путей самовыражения, не более. Это как у Стругацких в "Гадких лебедях": "...всю свою жизнь я слышу болтовню о пропастях. Все твердят, что человечество валится в пропасть, но доказать ничего не могут. И на поверку всегда оказывается, что весь этот философский пессимизм - следствие семейных неурядиц или нехватки денежных средств..."
Чем вы объясните большое количество взаимной критики на Самиздате? Есть ли из этого положения какой-либо выход? Или это - нормальный процесс?
По-моему, вполне нормально. Прочитал-не понравилось-поругал... Особенно, если в критике есть рациональное зерно. Благодаря критическим замечаниям мне удалось сделать парочку своих рассказов настолько лучше, что они были приняты к публикации издателями. Кстати, я совершенно не считаю, что количество критики на СИ - большое. Скорее, наоборот. Реакцию же многих авторов, обижающихся на критику, не вполне понимаю. В конце-то концов, можно же просто махнуть рукой, если критикующий несёт явный бред. Или, на худой конец, воспользоваться одной из отмазок...
Согласны вы ли с формулировкой Сергея Серегина - "Самиздат - это протоплазма" или более оптимистично (пессимистично) смотрите на сайт?
Да, это огромный котёл, куда свалилось, что попало. Здесь порой выкристаллизовываются настоящие писатели, шелуха со временем растворяется... Хорошо, когда автору с самого начала дают понять, чего он стОит. Хуже, когда человек, до пятидесяти лет считающий себя писателем, под конец жизни обнаруживает, что он никому не интересен и не нужен. СИ хорош наличием обратной связи, свободой и независимостью. Человек при желании может подавать самому себе благожелательные комментарии, удалять негативные - подобный самообман его устраивает, успокаивает, он за этим сюда и пришёл. А может и учиться на своих (и чужих) ошибках. Одному достаточно показать друзьям блестящую мишуру похвал псевдочитателей, другому важнее истинная оценка его творчества. СИ даёт возможность существовать и тем, и другим.
Лично меня, допустим, удручает на СИ бодрое пинание авторами друг друга в центральных форумах, и стойкая убежденность, что любой скандал приносит увеличение посещаемости раздела. А вы что думаете по этому поводу?
Я в этом не вижу особого смысла. Завоевать славу скандалиста таким образом можно, но хоть как-то повысить уровень своего писательского мастерства?! Увы, не верю. А посещаемость раздела можно повышать и иными способами - качеством своих рассказов.
Может быть, у вас есть конкретные предложения по улучшению структуры, интерфейса СИ?
Мне кажется, что Максим Мошков разбирается в этом гораздо лучше меня.
Какими вы видите перспективы в целом сетевой литературы?
Скорее, положительные перспективы. Но я почти уверен, что не успею до них дожить.
Что, на ваш взгляд, более не хватает на СИ: хороших конкурсов (может быть, по прозе), сильных писателей или активных авторов СИ, желающих улучшить обстановку на сайте?
Активных авторов. Активных и, одновременно, талантливых.
Если бы вам дали 1000000 долларов и сказали: "Потратьте с пользой дела на сетевую русскоязычную литературу" - как бы вы распорядились этой суммой?
Собрал бы всех авторов вместе, и напоил от души:)
Сетевая литература, она та же самая литература, и живёт, не подчиняясь ничьим законам или решениям. Меня умиляют патетические вопли о засилье попсы, о том, что кого-то гениального не хотят читать... а читают кого-то другого, не гениального совсем... Писатель пишет для читателей, а если его вещи сегодняшнему читателю не нужны, то и писать ему, наверное, не стОит. Или писать, но терпеть, рассчитывая на признание в будущем. Бывало ведь и такое, что гениального автора понимали и принимали далеко не сразу.
"...при недостатках слога, при бедности воображения, автор всё ещё вовсе не умеет сражаться с читателем, не умеет увлекать его подробностями..." и "..все эти повести или, правильнее, сказки, имеют одинаковую физиономию. Литература эта, конечно, невысока..."
Первая цитата принадлежит Н.Полевому, "Московский телеграф", 1831 г., N 17, стр.95. Вторая - О.Сенковскому, "Библиотека для чтения", 1836 г., т.15, стр.3. Обе они - из критических статей о "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя.
НА ДОСУГЕ
Все-таки, хотелось бы больше о вас узнать, просто как о человеке - со своими интересами, увлечениями, образом мыслей. Какие у вас литературные пристрастия? Не назовете любимых писателей, произведения?
Любимых писателей много, но на первом месте Франц Кафка. К нему я пришёл через Стругацких - кто-то сказал, что если мне понравилась их "Улитка", то стоит обратить внимание на Кафку. Так что, сначала была "Улитка на склоне", потом - "Замок". То ли мне кажется, то ли у этих вещей действительно есть что-то общее.
В настоящее время видите ли вы ваших ровесников, писателей, с которых стоило бы брать пример, на которых следовало бы равняться?
Смотря что считать мерилом писательского таланта. Тиражи? Награды на конвентах? Количество публикаций? Изыски литературного стиля? Мне кажется, писатель должен сам решать, что именно ему следует выбрать. Нельзя объять необъятное, нельзя надеяться, что роман, рассчитанный на массового читателя, получит литературную премию на какой-то элитной тусовке или одобрение всех без исключения критиков. Как нельзя и ожидать, что получивший высокую оценку на каком-нибудь, например, "Дебюте" роман будет успешен с коммерческой точки зрения. На деле же очень многим хочется и рыбку съесть, и... от жёсткой эротики не пострадать. Но это нереально. Часто приходится выбирать.
Я считаю, что нужно работать на свою читательскую аудиторию, создавать её самому. Заинтересовать своими книгами абсолютно всех - это невозможно. Не существует писателя, которого бы хоть кто-нибудь не критиковал, и голоса ругателей всегда слышнее. Но есть ведь и другие - те, кому книги нравятся. И писать нужно именно для них, для читателей - своих Читателей.
Какие писатели на вас оказали наибольшее влияние? Из классиков, из современных?
Кафка, Гоголь и Стругацкие.
Читаете ли вы журналы и газеты? Если читаете - то какие? Почему именно эти?
Из литературных изданий - "Если" и "Полдень", когда удаётся его достать. Газеты читать не люблю, наверное потому, что сам журналист.
Любите ли вы путешествовать, отправляться в новые места?
Очень люблю, но не часто это удаётся сделать.
Как вы проводите отпуск, бывает ли он у вас?
Отпуск?! А что это такое?
Много ли вы путешествуете по стране, миру?
Очень мало. Пару раз в году бываю в Москве. Да и то - по делам. В принципе, вроде бы и всё...
Смотрите ли телевизор, какие передачи? (Есть кстати, принципиальные противники ТВ).
Телевизор не люблю. Видимо, я из тех самых принципиальных противников ТВ. Могу снизойти до новостных блоков. Фильмы смотрю, но не часто.
Что из музыки наиболее интересует - тяжелый металл или классика?
Битлз. И ещё раз Битлз. И ещё раз... Нравятся ещё Агата Кристи, Шевчук и... Битлз.:)
Смотрите ли шоу "Беглец" с Николаем Фоменко, "Последний герой" или "Фабрику Звезд-N", "Большую Стирку", "Окна" или "Голод"? Что скажете по каждому пункту?
Ничего из вышеперечисленного не вызывает у меня иных чувств, кроме ощущения напрасно потраченного времени. Мне это просто неинтересно.
Сколько времени в день вы проводите в Интернете?
Обычно около часа - двух. Иногда вообще не захожу, иногда вишу по три часа.
У вас - есть хобби (два, три)? Или времени на это совершенно не хватает?
Есть - марки. Почтовые марки. Но к сожалению необходимый настрой для своей коллекции появляется не очень часто.
Многие (например, я) все болтают заунывно о преимуществах и недостатках бумажной и сетевой литературы. А вас этот вопрос интересует?
Есть литература, и есть макулатура. Независимо от того, на каком носителе она имеет честь быть. Можно и в сети найти хорошую вещь, можно и в книге натолкнуться на дрянь. Здесь нет определённой закономерности. Но, конечно, из-за отсутствия фильтров, имеющихся в редакциях и издательствах, в сети наличествует больше макулатуры, нежели литературы.
Когда в последний раз были в кино? В театре? Как вообще проводите свободное время?
В театрах бываю, но редко, хотелось бы чаще. А свободного времени как-то и не наблюдается... к счастью.
Вы общительный человек в жизни (не в Самиздате)?
Как мне кажется - да.
Как вам удается сочетать работу и активную литературно-сетевую деятельность?
Сочетал с трудом. Пока не начал относиться к писательству, как к работе. Можно написать за день авторский лист. Можно и за неделю - роман. Но потом начинается его правка, переделка, вылизывание. Первый этап можно назвать творчеством - взрыв, когда мысль обретает плоть. Второй - уже работа. Когда сидишь и оцениваешь каждую фразу, по несколько раз. И правишь текст не потому, что так хочется или накатило вдохновение, а потому, что так надо. Не издателям надо - тебе и (возможно) твоим Читателям. Так что, работы в писательстве на порядок больше.
Ну, а в итоге, из чего состоит ваша повседневная жизнь?
Из попыток её прожить.
ИЗ КОММЕНТАРИЕВ
1. Для начала я хотел спросить вас вот какой вопрос. Тут я выступаю в некотором смысле в роли "слышал звон, но не знает, где он", ибо не являлся сам участником событий - а знаю лишь понаслышке и читая комментарии. И на БД-2 и на БД-3 были скандалы (можно мягче сказать, конфликты) связанные с судейством. Назову даже две фамилии - Иторр Кайл и Шаш Тамерлан. В последнем случае вы, по-моему, то ли сняли свой рассказ с конкурса, то ли поменяли. Возможно, это было на ЗД. Я бы не хотел переходить на персоналии, ибо в АИ персональная критика не приветствуется, но было бы любопытно услышать ваше мнение - почему подобные конфликты происходят? Можно ли их избежать? Были ли подобные конфликты на БД-4? Что надо сделать для их предотвращения? Ну и простите, если вопрос оказался неудачным.
Вопрос оказался очень удачным и весьма своевременным. На конкурсе "Звёздная дорога" я снял свой рассказ. Основной причиной послужило то, что один из судий начал позволять себе действительно грубые комментарии, переходящие на личности авторов. Лично меня это мало волновало, но, простите за патетику, захотелось это остановить. Не из-за себя - из-за авторов, подвергавшихся унижению в тот момент. Считаю, что своим поступком (снятием рассказа) я этого добился. Тот судья мгновенно умерил пыл. Лично к нему и к его высказываниям в мой адрес я никаких претензий не имею и совершенно не считаю, что он должен был передо мной за это извиняться. Кстати, именно так я и заявлял на форуме. Я знаю, что тогда написал ДЕЙСТВИТЕЛЬНО х.. рассказ. Для мазохистов - он до сих пор в моём разделе, называется "Дальняя дорога". Повторюсь, меня трудно оскорбить напечатанными словами, я всегда помню, что человек, набирающий их на клавиатуре, видит в мониторе лишь своё отражение. И я не понимаю авторов, стремящихся занять позицию "обиженных". Если человек хочет стать писателем, ему неволно придётся получать полные ушаты грязи. Посмотрите, хотя бы, на форум "Нуль-т" - сколько негатива выплёскивается там по адресу многих хороших (ИМХО) авторов. Если ты к этому не готов - переквалифицируйся в управдомы.
Кстати, на том же "ЗД" я продолжал довольно активно участвовать в обсуждении и составлении обзоров - как КА-52 (тогда ещё мало кто знал, что это я). Я даже пересылал А.Ройфе копию грохнувшегося форума, на котором были его комментарии. Мне не хотелось провала конкурса "Звёздная дорога", как не хочется этого и сейчас, на "Блэк Джек-4".
По поводу аналогичных конфликтов на нынешнем конкурсе, равно как и почему они происходят, и как их избежать - наиболее полно все эти вопросы осветил в своей статье Ад Скодра (линк: http://samlib.ru/w/warja_d/bd4_result.shtml ). Статья достаточно спорная, но с очень многим там я согласен. Сам я, к счастью, отсутствовал в сети несколько дней, и весь этот скандал пропустил. После того, как узнал о нём, остались очень неприятные чувства. И первым моим желанием было закрыть свой раздел - исключительно из желания ни в коей мере не быть ко всему этому причастным. Но, опять повторюсь, я не хочу провала конкурса. Я - в команде, у меня есть определённые обязательства. И мне важнее выполнить свою часть работы. А после завершения конкурса - буду думать. Во всяком случае, от меня ни одного обзора рассказов или какого бы то ни было "разбора полётов" рассказов с СИ больше никогда не появится.
2. Хотелось бы выяснить подробней о вашем сотрудничестве с разделом "Вредная команда", когда сотрудничество началось, сколько времени продолжается, кто входит во Вредную Команду?
Когда-то я открыл раздел, и назвал его "КА-52". Мне захотелось поделиться своим мнением о понравившихся или не понравившихся рассказах. И заодно хотелось чем-то помочь авторам. Помочь им так, как в своё время кто-то пытался помочь мне. Раздел этот, по совершенно непонятной мне причине, мгновенно начал пользоватся какой-то нереальной популярностью. То ли счётчик глючил, то ли ещё что, но за первые три недели было что-то около полутора тысяч посещений. Этого раздела давно уже нет, вскоре мне предложили влиться в состав "Вредной Команды". Что я с удовольствием и сделал. Потом, к сожалению, недостаток времени не позволяет мне, как раньше, выпускать еженедельные "Боевые обзоры", но 23 таковых увидело свет. Сейчас же, к сожалению, маловменяемость некоторых авторов привела к тому, что лично я решил для себя навсегда прекратить обзоры рассказов СИ.
В разделе "Вредной команды", кроме функций критика (уж не знаю, насколько хорошего), я порой выполнял и полицейские функции - в основном, по адресу некоторых авторов, терявших... как бы это сказать-то?.. чувство реальности, что ли?:)
3. Ну и вопрос, который волнует многих авторов СИ - как вам удалось начать печататься - сначала в журналах, затем - выпускать собственные книги. Это занятие - писательством может в будущем стать для вас источником дохода, я имею в виду, вы можете стать профессиональным писателем и жить только на литературные гонорары?
Мне кажется, я в интервью уже отвечал на этот вопрос.
И вообще, есть такое мнение: работать надо каждый день. Каждый день писать - хоть немного, хоть по два кило. Хочется тебе этого или нет. И даже особенно тогда, когда этого не хочется. Это не мои слова, но я с ними согласен.
А что касается того, смогу ли я стать профи - это будет зависить от качества мною написанного.
4. Как вы сочетаете сочинение новых романов и активную деятельность на Самиздате?
Я в сети вообще провожу не так уж много времени. На сочинительство я трачу на порядок больше.
5. Ну, и напоследок сообщу, что я прочел ваше интервью, которое брал Олег Сотников. Вопрос такой - как родилась идея того интервью?
Честно говоря, я сейчас и сам уже не очень-то помню. Кажется, Олег предложил мне его сделать, я согласился - естественно, я сам более или менее журналист, и на контакты с прессой всегда иду охотно. То есть, идея родилась у Олега - я всего лишь присутствовал при этом, и принимал посильное участие:)))
Варлаков Георгий
Кстати, что там на счет стройки, ты просто шабашишь с друзьями или на полном серьезе числишься в штате строительной организации?
На "полном серьёзе" у нас слишком мало платят. Роботы того типа, что выполняю я (легкие перекрытия, исполнителный дизайн помещений, электрооборудование и т.п.) без официального статуса приносят примерно процентов на триста больше. Хотя, для разнообразия, можно и камушки потаскать - для отдыха ума и тренировки тела:)))
И еще, на счет 1 а.л. в день - не преувеличение?
Отнюдь. Я однажды написал за день три авторских листа... мусора:))) Половину из которого выкинул, а вторую половину недели две переделывал.
Вообще, сколько у тебя максимум времени уходило в день?
Если я работаю с вечера (часов с десяти) и до утра (часов до семи-восьми), то вполне могу написать довольно приличных 10-12 кило. Иногда даже 15. Но я считаю что 10 - для меня норма. Их потом всё равно приходится вычитывать и переделывать, но основательной рубки уже не происходит. А вот днём почему-то хуже пишется:)
(Ищу с кого пример брать)
Ну, не знаю, сгожус ли я для примера:) Я слишком увлекаюсь, когда пишу. Иногда приходится выдирать большой фрагмент из романа просто потому, что он лишний. А если он хорош - это бывает вдвойне обидно. Изредка делаю из них рассказы. "Сафари" - один из таких, выдранных с кровью оттуда, где ему, вообще-то, было совсем и не место:)))
*Ал Алустон (al_aluston@mail.ru) 2004/07/26 19:03
А можете изложить подробно весь свой опыт общения с издателями (хотя бы относительно романов)?
Первый контакт, встреча, обсуждение синопсиса, замечания...
Опыт весма скудный - несколько рассказов и повесть были были наудачу отосланы в АСТ, там приняли "Возвращение", "Русалку", "Часы жизни" для солника и "Отставку" для сборника. Потом так же - в "Если", побег. Потом опят - наудачу, в Алфа-книгу, "Последнее заклятие".
То есть, опыта, как такового, нет. Я начинаю выяснять, почему тот или иной роман не приняли в издателстве, просто отправляю его в другое. Так было с "Выбором" - в Алфа-книге отказали, отправил в АСТ, там приняли.
Все обсуждения происходили по интернету, по почте. Замечания возникают уже непосредственно после заключения договоров, но их немного - два-три на роман.
А вообще, мне кажется, рассказы сейчас напечатать легче. У меня всего три - четыре ненапечатанных рассказа остались.
Просвирнов Александр
а) Г.Остер говорил однажды, что не может написать ни строчки, если по головам у него не скачут пять детей. Маяковский, случайно проговорившись соседке в поезде, назвал себя "облаком в штанах" и очень переживал, что выдал "секрет" из своих рабочих пометок: А вы делаете какие-то "заготовки"?
Нет.
В какой обстановке лучше пишется?
Полная тишина или, в самом крайнем случае, очень тихая (на грани слышимости) музыка. Как правило - "Wish you were here" (Pink Floyd, 1975).
Хочется ли потом снова и снова править сделанное?
Очень не хочется, но - нужно.
Не утрачиваете ли интерес к ранее написанному Вами?
Бывает.
б) Когда инженер Гарин захватил свой Золотой остров, тут же появился фокстрот "Бедный Гарри", а на фоне смехотворного российско-украинского, так сказать, конфликта из-за Тузлы, на Украине немедленно сочинили какой-то мюзикл на эту тему. Как Вы относитесь к авторам, которые таким образом оперативно откликаются на желания власть имущих?
С пониманием. Хотя сам на такое вряд ли пошёл бы.
Вам не приходилось творить по политическому заказу (хотя бы местного или даже местечкового уровня - в общем смысле, не "мiсто" имеется в виду)?
Очень часто. Потому как - журналист...
"- ...Слушайте, Зурзмансор, а вам приходилось когда-нибудь продавать душу и перо?
- Да, конечно, - сказал Зурзмансор. - И вы знаете, платили безобразно мало. Но это было тысячу лет назад и на другой планете..." (АБС, "Гадкие лебеди", а выделенно - мной...)
в) Из отечественных писателей-классиков двое (Чехов и Булгаков) имели дипломы врачей, и профессиональная деятельность наложила определенный отпечаток на творчество. А у Вас в процессе повседневной деятельности часто возникают мысли, что тот или иной эпизод можно использовать в творческой переработке для создания нового произведения? Фиксируете ли Вы такие вещи на бумаге? Раскройте, если это не тщательно оберегаемая тайна (как у Маяковского), некоторые секреты Вашей "творческой лаборатории"...
Да, разумеется. Многое из того, что я вижу и слышу, попадает в романы и рассказы:))) Например, практически половина из описанного в "конце света" имела место быть:)))
Для начала три вопроса от Сергея Панарина
http://samlib.ru/p/panarin_s_w/
1. Как часто вам бывает стыдно за написанное, и с каким текстом это произошло в последний раз (причины укажите тоже)?
Рассказ "Дальняя дорога". Причина - превосходная тема была бездарно изгажена автором (мной).
2. (Очень серьёзный вопрос, между прочим). Сколько денег вы теряете в час, занимаясь писательством/графоманией? Если же вы зарабатываете письмом, то сколько приносит вам один час вашего "писательского" времени? Постарайтесь подойти к ответу не с абстрактными рассуждениями о 24-часовой загрузке гениального писательского мозга, а с банальным калькулятором и распорядком своего дня.
Это как раз один из трёх, самых нелюбимых мной вопросов:)))
3. Какова ваша писательская миссия? (ответ д.б. не более 10 слов).
Рассказывать разные истории.
Теперь слово имеет Николай Чуксин
http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/
4. Считаете ли Вы при наличии в Литературе Вас самого необходимым наличие и других авторов, пишущих в том же жанре и на те же темы, что и Вы?
Обязательно.
Тему "проверка на честность" продолжает Юлич
http://samlib.ru/j/julich/
5. Расскажите (если с вами такое было) о случае или случаях, когда ваши персонажи перестали вам подчиняться. И поделитесь соображениями: почему, как вам кажется, это случилось?
Тот же роман "Конец света". Герой вышли из повиновения и твори всё, что им взбредёт в голову. Мне казалось, что дело тут в слишком уж жизненных ситуациях, на фоне которых разворачивается действие романа. Но я ошибся - действие нового романа "Лотерея" совершенно нереально, но герои опять вышли из повиновения. Когда они перестанут валять дурака, я почищу роман и размещу его на СИ. Целиком.
Ну и замыкает "откровенную" четверку Михаил Рашевский с двумя вопросами:
http://samlib.ru/r/rashewskij_m_w/
6. Допустим, в вашем произведении присутствует положительный и отрицательный герой. С кем вы себя более ассоциируете, кого из них пишете с себя и почему?
Обоих. Тёмная половина имеет такое же право на существование, как и светлая. А может быть, даже и большее... Просто я разделяю свои качества. Всё это, разумеется, при условии, что герои действительно пишуься с меня, а не с моих знакомых:)))
7. Какое из своих произведений вы долго не решались выставить на СИ потому, что оно слишком личное?
Рассказ "День рождения". Сомневался дня три, потом подумал: "Какого чёрта?!"
Ал Алустон
1. В каком мире Вы предпочли бы жить: в реальном или созданном в Ваших произведениях?
В мире "Зоны власти". Это - на сегодня.:)))
Бланка Корнико
2. Встречались ли вам читатели, которым в трудную минуту помогли ваши книги, рассказы?
Да, четыре раза.
Александр Лурье
3. Почувствовали ли Вы себя более значительным и самоценным, после того, как у вас взяли интервью?
Нет.
Повлияло ли это на Вашу самооценку и дальнейшую жизнь?
Тоже нет.
Таис
4. Как много в героях от вас самих? Во время написания каких сочинений Вы настолько первоплощаетесь, вживаетесь в ситуацию, что от личности автора в герое почти ничего не остаётся? Бывали ли у вас подобные случаи?
Много. Но каждый раз это немножко другой "я".
5. Случалось ли вам ощущать некоторую мистическую связь между написанным и событиями в жизни (к примеру, сначала пишешь, потом сбывается; актёры в театрах часто суеверны в таких вещах:))?
Боже упаси!!!
Как правило, бывает наоборот:)))) К счастью...
Соф
6. Случается ли, что вам кажется, будто написанное вами написали как бы не вы?
Случалось. Особенно, когда у меня получается совершеннейшая дрянь, которую я выкидываю, никому не показывая...
Анастасия Кухарева
Что для Вас есть РАЙ и АД? Вы попали в ад. ЧТО ТАМ? А ЧТО происходит в раю вокруг вас?
Поживём - увидим... :)
Что вы выберете: МИР или СВОБОДУ, если учесть, что эти два фактора не совместимы во времени?
Свободу.
Самый последний ОБМАН, на который вы попались или вас пытались поймать.
Я и не помню, какая-то мелочь... Но - было, да:)))
Когда вы пишите ТЕКСТ, какая часть речи (глагол, существительное, прилагательное...) - что у Вас больше всего СТРАДАЕТ, даётся с трудом? Что переправляете по мере написания?
Всё. Всем достаётся. И порядочно достаётся.
ВЫ управляете событиями вокруг ВАС? Или они управляют ВАМИ?
Я думаю, что именно я управляю событиями. Как думают события - не знаю, у меня такое впечатление, что в этом вопросе они со мной не согласны...
:)
Денис Чекалов
1. Стремитесь ли Вы "воспитывать" читателя, донести до него какие-то идеи, принципы?
Воспитывать - упаси Боже!:) Сказать что-то своё, увлечь читателя - да. А воспитанием пусть занимаются соответствующие органы:)))
2. Что, по-Вашему, лучше - издать 16 книг мейнстрима, которые прекрасно разошлись, и скоро будут забыты, или одну-две, их продают плохо, издатель очень недоволен, но они рассчитаны на "своего" читателя, и этот читатель счастлив?
Если издатель недоволен, то вряд ли будет вторая возможность выпустить подобную книгу.
|